Хотя китайцы уже не одно столетие живут на островах архипелага, коренные индонезийцы (прибуми) продолжают относиться к ним как к отдельной группе населения, причем большинство самих китайцев также считает себя в каком-то смысле особой частью населения. В Индонезии принято отличать китайцев перанакан, или баба, ведущих свое происхождение от браков местных женщин и китайских мужчин, прибывших в страну в конце 19 в., от китайцев тоток, переселившихся на архипелаг уже в нынешнем столетии.
В период независимости индонезийское правительство стремилось предотвратить иммиграцию из Китая, а при Новом порядке были введены серьезные ограничения на поездки в Китай, употребление в обществе китайского языка и использование китайских имен. В колониальный период китайские переселенцы были особенно важны как кули и разного рода чернорабочие, которые были заняты по контракту на оловянных рудниках и каучуковых плантациях Суматры. Уже в наши дни самые многочисленные китайские общины можно встретить в районах и городах, связанных в прошлом с колониальной торговлей, таких, как северное побережье Явы или г.Медан на севере Суматры, в окрестностях которого располагались плантации.При Новом порядке китайцы были, как правило, вытеснены из активной политической жизни, из государственной и военной службы. Большинство их вовлечено в коммерческую деятельность в качестве лавочников, мелких торговцев и ростовщиков. Вопреки бытующему у коренного населения представлению о китайцах как об удачливых и богатых деловых людях, основная часть китайской общины живет скромно.Умерших здесь нужно обязательно предавать огню, чтобы вернуть в мир все те элементы, которые участвовали в создании тела и отпустить душу на небеса. Поэтому кладбищ здесь совсем мало. Но наш гид сказал, что они китайцев уважают — "они много работают"!