1052 материалa по 278 объектам, 19 158 фотографий
- GPS
- Турция, Babihumayun cad, Istanbul
- +90 212 512 04 80
- www.topkapisarayi.gov.tr/
Дворец Топкапы и его султаны
Этот совет является частью дневника «Стамбул»
Поскольку дворец византийских императоров лежал в руинах, то по приказу Мехмеда II к 1458 году был построен султанский дворец на месте форума Тавра (Бычьего форума, форума Феодосия) в районе нынешней стамбульской площади Баязид. Позже это сооружение назовут Старым дворцом (Эски Сарай). Время очень быстро показало ошибку в выборе месторасположения дворца — построенный в самом центре густонаселенного района, он не давал должной отчужденности и изоляции. Это и стало решающим фактором для расположения нового дворца, возведение которого началось в 1463 году в центре древнего византийского акрополя на мысе, господствующем над местом слияния Золотого Рога, Босфора и Мраморного моря. Планы строительства дворца, разработку которых доверили персидским, арабским и греческим архитекторам, были настолько грандиозны, что на их осуществление первоначально отводилось 25 лет. Но благодаря исключительно высокой оплате труда строителей, щедро раздаваемому бакшишу и личному контролю Мехмеда II дворец был закончен в половину намеченного срока.
Дворец Топкапы
Еще планируя Новый дворец, Мехмед II намеревался создать новую модель придворной жизни Османской империи на многие века вперед. Дворец был разделен на две основные части: внешний двор, отведенный для официальных служб, кабинетов Дивана, помещений для охраны и слуг; и внутренний двор, с тронным залом и личными апартаментами султана. За высокими крепостными стенами Сур-ы-Султани расположились многочисленные здания, террасы, коридоры, павильоны, беседки, потайные комнаты, лестницы и внутренние дворики. В «Истории Мехмеда II» Михаил Критовул, греческий биограф султана, писал: «С каждой стороны дворца были обширные и очень красивые сады, в которых росли все вообразимые растения и фрукты. Вода, свежая, чистая и пригодная к питью, лилась в изобилии с каждой стороны; стаи птиц, съедобных и певчих, гоготали и щебетали; везде бродили стада и домашних и диких животных».
Во дворец вели трое последовательно расположенных ворот. Первые ворота в крепостной стене, связывающие дворец непосредственно с городом и охраняемые янычарами, назывались (и сейчас называются) Имперскими воротами (Баб-ы-Хюмайун). На них сохранилась надпись, сделанная в память основателя: «Султан Мехмед. Тень и дух Бога среди людей, монарх этой земли, господин двух континентов и двух морей, востока и запада, покоритель города Константинополя».
Имперские ворота дворца Топкапы
Вторые ворота стояли посередине внешнего двора, поэтому их называли Средними воротами (Орта Капы). В настоящее время они известны как Ворота Приветствий (Баб-юс Селам). Над двойной железной дверью ворот в овальном медальоне помещена султанская монограмма (тугра), содержащая имя и титул Мехмеда II, а над ней золотой арабской вязью выведена шахада (свидетельство веры): «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк Его». Средние ворота также круглосуточно охранялись янычарами, и в их обязанности входило следить за тем, чтобы избранные высокопоставленные сановники и послы, которые въезжали во внешний двор дворца через первые ворота верхом, обязательно спешивались и далее шли пешком. Только султан мог проезжать Средние ворота на коне.
Внутри ворот, в помещениях справа от входа, ожидали аудиенции посетители и иностранные послы. Иногда они просиживали здесь несколько дней, чтобы до конца осознать свое ничтожество перед величием и могуществом султана. Слева располагались помещения охраны ворот и комната главного палача, который по совместительству был еще и главным садовником. Под воротами находилась подземная тюрьма для подданных султана, вызвавших его гнев. На Средних воротах стояли пушки, которые палили в честь проезжающего султана со свитой, отсюда и появилось название всего дворца — Топкапы (Пушечные ворота).
Ворота Приветствий дворца Топкапы (Средние ворота, Пушечные ворота)
Третьи ворота, ведущие из внешнего во внутренний двор дворца, сейчас называют Воротами Блаженства (Баб-юс Саадет). Эти ворота считались воротами султана и вели в его личные, практически недоступные помещения и покои. Единично допущенные послы целовали порог ворот, проходя в Зал Аудиенций, крыша которого почти соединяется с крышей ворот. Этот зал был единственно доступным для иностранцев помещением внутреннего двора дворца Топкапы, а ведущие в него третьи ворота тогда называли Воротами Аудиенций.
Зал Аудиенций дворца Топкапы
Иногда их называли Воротами Белых Евнухов, т.к. их охрана осуществлялась белыми евнухами во главе с капы-ага. Жилые помещения белых евнухов располагались с обеих сторон от ворот так, чтобы они могли контролировать и внутренний и внешний дворы для поддержания абсолютной тишины. Так достигалось уединение султана, создавалась атмосфера загадочности и могущества его власти, подчерчивалась божественная природа правителя. Через эти ворота выносили тела умерших или убитых в результате дворцовых переворотов султанов, из них выбрасывали великих визирей на растерзание разъяренным янычарам, здесь объявляли о вступлении на трон нового султана.
Ворота Блаженства дворца Топкапы (ворота Аудиенций, ворота Белых Евнухов)
Капы-ага, глава белых евнухов, контролировал весь хозяйственный и обслуживающий персонал дворца Топкапы, состоявший примерно из 350 белых евнухов. Все они были бывшими христианами, также как и гражданские и большинство военных начальников Османской империи от великого визиря до губернаторов провинций, чиновников различных рангов и сборщиков налогов. Они были личными рабами султана и оставались таковыми на протяжении всей жизни, независимо от продвижения по службе и властных полномочий, которых они могли достичь.
Из бывших христиан Мехмед II создал новый более эффективный аппарат управления своей империей взамен старого, формировавшегося по наследственному принципу из потомственной аристократии и знати старинных османских родов. Система наследственной передачи государственных должностей приводила к ослаблению Османской империи из-за катастрофических размеров хищений, злоупотреблений и покушений на абсолютную власть султана, защищенных родственными связями, кумовством и круговой порукой. В основу новой системы формирования аппарата государственного управления Мехмед II положил девширме — принудительный набор мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания, обучения и привлечения к службе: «Если христианские дети принимают ислам, они становятся ревностными в вере и врагами своих родственников». Для реализации своих кадровых планов Мехмед II приказал построить на территории Топкапы дворцовую школу Эндерун.
Дворцовая школа Эндерун (библиотека Ахмеда III)
В дворцовой школе 8-10 летних мальчиков-рабов готовили к исполнению обязанностей слуг, чиновников и управленцев в течение 14 лет, последовательно проходя несколько ступеней обучения при одновременном исполнении обязанностей в дворцовых службах. При поступлении в Эндерун все изучали Коран и постигали исламскую теологию и право. Учеба опиралась на жесткую систему, при которой мальчики и юноши «награждались за малейшую услугу своему господину и наказывались за малейшую провинность».
Начальный период обучения длился 7-8 лет и уже на этом этапе ученики разделялись на тех, кто имеет высокий интеллект, и тех, кто склонен к работе руками. Много внимания уделялось индивидуальным способностям учеников, выявлению их инициативности и лидерских качеств. В соответствии с возрастом формировались «Малая палата» и «Большая палата», которые располагались, соответственно, слева и справа от Ворот Блаженства дворца Топкапы. Учебный план этих палат сочетал в себе в равной мере гуманитарное образование и физическое воспитание. Гуманитарное образование включало изучение турецкого, персидского и арабского языков, преподавали персидскую литературу с ее поэзией, османскую историю и математику. Среди предметов была турецкая музыка, как военная, так и вокальная. Хор Эндеруна устраивал для султана регулярные концерты, обращался к нему с музыкальными приветствиями по всем торжественным случаям, а также пел ему песню за полчаса до рассвета и через полтора часа после захода солнца. Физическая подготовка состояла из гимнастических упражнений, помогавшим ученикам поддерживать отличное здоровье, силу и ловкость. Они занимались практически всеми видами спорта: стрельбой из лука, борьбой, фехтованием, метанием дротиков и копий, большое внимание уделялось искусству верховой езды.
На втором этапе подготовки в дворцовой школе давалось начальное профессиональное образование: в «Палате сокольничьего» около сорока юношей готовились к гражданской службе, в «Военной палате» примерно сто человек постигали воинское искусство. Наиболее одаренные и инициативные ученики допускались к третьему этапу полноценного профессионального образования: 30 юношей учились готовить еду и напитки в «Палате эконома», чтобы в дальнейшем руководить организацией питания султана и его гарема; в «Казначейской палате» 150 учеников готовились к финансовой службе; 40 выпускников «Палаты личных покоев» поступали в распоряжение султана в качестве его оруженосцев, камердинеров, конюхов и слуг султанских покоев.
Под личным руководством султана Мехмеда II Эндерун превратился в крупную и прекрасно организованную школу подготовки кадров государственного управления, и со временем из пяти великих визирей Османской империи четыре были выпускниками школы Эндерун дворца Топкапы.
Библиотека дворцовой школы Эндерун (библиотека Ахмеда III)
При Мехмеде II дворец Топкапы служил лишь рабочей резиденцией султана, ведь он предпочел расположить свой гарем за пределами дворцового комплекса, в так называемом Изразцовом павильоне (Чинили кёшк). Сегодня этот двухэтажный дворец является частью Стамбульского археологического музея.
Фасад гарема украсили мраморным портиком с 14 колоннами, а арочное пространство над входом выложили белыми и голубыми изразцами со звездообразными узорами. Фразу с обеих сторон этой арки «Мы полагаемся на волю Аллаха» выполнили в виде геометрического узора квадратными изразцами светло-бирюзового и белого цветов. Внутренние помещения гарема отделали изразцами синего, голубого и белого цветов шестиугольной, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. В этих помещениях под бдительной охраной 370 черных евнухов во главе с кызлар-ага скрывались от посторонних глаз сотни ослепительных красавиц, наложниц султана Мехмеда II.
Изразцовый павильон
Построенный дворец Топкапы принес султану Мехмеду II долгожданное уединения, он стал реже выходить к своему народу и даже к своим придворным. Вступил в действие новый придворный протокол, определявший иерархию и старшинство государственных мужей и чиновников, титулы, с которыми следовало к ним обращаться, порядок, по которому они целовали руку или халат султана.
Мехмед II был султаном-воином, находился во дворце Топкапы только в зимние месяцы, а остальное время проводил в ежегодных военных походах и компаниях. Еще будучи наследным принцем, Мехмед участвовал во всех сражениях под руководством своего отца-султана, продемонстрировал личную доблесть и навыки умелого полководца, за что отец добровольно передавал ему титул султана на два года. Уже после смерти отца Мехмед окончательно утвердился на троне султана Османской империи, лично руководил осадой и покорением Константинополя в 1453 году и на протяжении остававшихся двадцати восьми лет своего правления лично возглавлял армии, командовал военачальниками, не созывая военных советов и не доверяя никому планов военных компаний.
Как завоеватель, султан Мехмед II не слишком расширил границы Османской империи, но «стал хозяином двух морей и двух континентов». Как государственный деятель, он создал внутри империи структуру нового и прочного исламского государства со своими институтами, традициями и политикой. Как религиозный деятель, он оказался защитником христианства перед ортодоксальным мусульманским духовенством, разрешив христианским общинам пользоваться свободой вероисповедания, сохранить свои обряды и обычаи. А еще султан Мехмед II издал в 1478 году закон, в котором содержались такие слова: «Тот из моих сыновей, который вступит на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на земле».
Дворец Топкапы
На протяжении четырех веков дворец Топкапы оставался главным дворцом Османской империи, в нем жили и правили 25 султанов, но только 3 из них привели империю к расцвету. Турецкое владычество распространилось на всю балканскую Европу, на арабский Ближний Восток и на Северную Африку. Период расцвета отмечался взлетом интеллектуальной мысли, развитием искусств и архитектуры, контролем всей торговли. От Индийского океана до Красного моря и до Персидского залива торговые пути проходили через весь арабский мир, доходили до Средиземного моря, затем следовали в Истанбул и Западную Европу. Торговля обеспечивала империи колоссальные ресурсы, которые прибавлялись к доходам, идущим с завоеванных территорий.
Столетний период расцвета Османской империи начался с Мехмеда II Завоевателя, строителя дворца Топкапы. Его величайшим достижением стало взятие Константинополя, обладание которым дало империи последнее недостающее звено между Европой и Азией. Его внук занял султанский трон в 1512 году под именем Селим I Грозный. Свое прозвище он получил за то, что казнил всех родственников по мужской линии, включая отца, добровольно отказавшегося от титула султана в его пользу. Селим I вел активную захватническую политику, которая привела к увеличению размеров Османской империи на 70 %. Он почти не вел войн против христианской Европы, его завоевания были в Малой Азии, Месопотамии, Египте, Сирии и на западе Аравийского полуострова. Селим I получил титул «Служитель священных городов», т.к. сделал Мекку и Медину османским владением.
Селим I был невероятно жестоким султаном и за 8 лет его правления дворец Топкапы превратился в мрачное место. Среди его обитателей ходила поговорка «Чтоб тебе быть визирем у Селима», отражавшая тот факт, что в списках приговоренных к смертной казни всегда на первом месте был визирь. За короткое время правления Селим I казнил трех из шести великих визирей и десятки прочих визирей, заседавших в Диване или являвшихся губернаторами османских провинций. Также жестоко султан относился к наложницам гарема, не считая их за людей, и посещал Изразцовый павильон только из необходимости иметь наследников. Впрочем, трех из четырех принцев-шехзаде он казнил в один день. Женщинам Селим I Грозный предпочитал малолетних мальчиков-кастратов, для которых построил во дворце Топкапы особый гарем.
Здание Дивана и башня Справедливости дворца Топкапы
Единственный выживший сын Селима I не был столь кровожаден, но не меньше отца любил воевать и завоевывать: при нем Османская империя достигла апогея своего развития. В Европе его называли Сулейман I Великолепный, в глазах мусульман он был живым олицетворением благословенного числа десять — десятый по счету османский султан, правивший в начале десятого века хиджры, десять частей Корана, десять учеников Пророка, десять небес исламского рая, десять духов-хранителей в нем, десять пальцев на руках и ногах по воле Аллаха.
Появление в 1520 году нового хозяина дворца Топкапы совпало с поворотным моментом в истории европейской цивилизации. Мрак позднего Средневековья с его отмиравшими феодальными институтами уступал место золотому свету Ренессанса. Цивилизованные государства набирали силу под властью молодых государей, обладавших выдающимися способностями: Карл V в империи Габсбургов, Франциск I во Франции, Генрих VIII в Англии. Этим трем могущественным монархам теперь противостоял двадцатишестилетний Сулейман I, который следуя традициям своих предков-гази, стал воином Аллаха, доказывающим превосходство мусульманского мира над миром христианским. Он стремился всей военной мощью Османской империи достичь на Западе того же, чего его отец, Селим I, добился на Востоке.
Сулейман I стал расширять территорию Османской империи на суше и на море, покоряя королевство Венгрия с другими габсбургскими территориями и захватывая Средиземное море с его островами, а также берегами Испании и Северной Африки. Уже в 1521 году его войска овладевают Белградом, а на следующий год островом Родос, бывшим 213 лет главной цитаделью рыцарей-госпитальеров после их изгнания со Святой Земли. Утвердив свое военное превосходство в этих двух успешных кампаниях, молодой султан Сулейман I занялся внутригосударственными усовершенствованиями и преобразованиями.
Находясь во дворце Топкапы, Сулейман I много времени уделял школе Эндерун, продолжавшей готовить из возросшего потока христианских детей кадры для военной и гражданской службы. Два его великих визиря прошли обучение в дворцовой школе: грек Ибрагим-паша, выдающийся дипломат и военачальник, и болгарин Рустем-паша, умело распоряжавшийся двукратно выросшей османской казной. Расширяя систему образования, Сулейман I увеличил число начальных школ (мектеб) в Истанбуле до четырнадцати, здесь обучали детей чтению, письму и фундаментальным принципам ислама. Можно было продолжить учебу в одном из восьми медресе, открытых при восьми главных мечетях столицы, где готовили священнослужителей и учителей начальных школ.
Сулейман I ввел новое более мягкое полицейское и уголовное законодательство. Телесные наказания были заменены системой штрафов, предусматривавшей тарифы за каждое нарушение. Смертная казнь и нанесение увечий стали менее частыми, хотя лжесвидетельства, подделка документов и изготовление фальшивых денег по-прежнему карались отсечением кисти правой руки. Измененная система налогообложения, помимо традиционных для ислама налогов на землю и личность, предусматривала новые налоги на многие виды продукции, на животных, на торговую прибыль, вводились экспортные и импортные пошлины, процент по займам ограничивался максимальным уровнем — 11 %.
Сулейман I стремился превратить Истанбул в столицу, превосходящую своим архитектурным великолепием лучшие европейские города. К решению этой задачи он привлек создателя нового восточного архитектурного стиля Мимара Синана, сделав его главным османским архитектором. Две величайшие постройки Синана в Истанбуле, мечеть Шехзаде и мечеть Сулеймание, являясь синтезом восточной и константинопольской архитектур, построены одновременно и в сдержанном и в нарядном стилях, соединяя простоту с грацией и мощь с легкостью.
Дворец Топкапы
В 1526 году Сулейман I покорил Венгрию, ее столица город Буда был сожжен дотла, венгерский король Лайош, непримиримый противник османов, утонул в болоте под тяжестью собственных доспехов, спасаясь раненным с поля боя. Сулейман I решает бросить вызов императору Карлу V:
Из Венгрии он скоро уйдет,
В Австрии будет к рассвету дня,
Бавария уже почти в руках.
Оттуда он достигнет другой земли,
Скоро, пожалуй, он придет на Рейн.
В сентябре 1529 года Сулейман I во главе 120-тысячной армии осадил Вену. Ожесточенное сопротивление имперских войск, эпидемия среди осаждавших, нехватка продовольствия и приближение зимы вынудили султана снять осаду через два месяца. Сердце христианской Европы было спасено, Сулейман потерпел первое поражение, будучи отброшенным от стен Вены силой, которую его военная сила превосходила в три раза. Султан больше не замышлял территориальных экспансий в Центральную Европу. Он ограничился полученными владениями в Юго-Восточной Европе, которые простирались далеко на запад от Дуная, включая значительную часть Венгрии и подходя к границам Австрии.
На смену европейским военным кампаниям пришли дипломатические сражения. До этого иностранными представителями во дворце Топкапы были в основном венецианцы. Теперь количество зарубежных дипломатов возросло с прибытием миссий французов, венгров, испанцев и представителей императора Карла V. Европейцы попали во дворец Топкапы с его изощренным церемониалом, увидели султанский двор с его диковинными традициями, манерами и обычаями. Повседневная жизнь Сулеймана I во дворце Топкапы следовала ритуалу, сравнимому с ритуалом французских королей в Версале.
Когда султан утром вставал с кушетки, избранные слуги одевали его в кафтан, который использовался только один раз. Еду для трех ежедневных трапез подносила длинная процессия пажей. Сулейман I съедал ее в одиночестве из превосходных фарфоровых и серебряных блюд, поставленных на низкий инструктированный драгоценными камнями столик, с подслащенной и ароматизированной водой для питья. Ночью султан спал на трех бархатных матрацах малинового цвета, одном из пуха и двух из хлопка, летом под простыней из тончайшей дорогой ткани, зимой — завернувшись в мягчайший мех соболя или черной лисицы, а голова его покоилась на двух подушках с зелеными кисточками. Над его ложем возвышался золоченый балдахин, а вокруг было поставлено четыре высокие восковые свечи в серебряных подсвечниках. Каждую ночь в качестве меры безопасности султан спал в разных комнатах, по своему выбору.
Большая часть дня Сулеймана I была занята официальными аудиенциями и консультациями с визирями и чиновниками. Но когда не было заседаний Дивана, он посвящал время досугу, читая любимую «Книгу Александра», персидский отчет о подвигах великого завоевателя, или изучая религиозные и философские трактаты, или слушая музыку или наслаждаясь танцами красавиц гарема. Во второй половине дня, после сиесты, султан нередко с избранными спутниками совершал морские прогулки по Босфору или Золотому Рогу, а мог прогуливаться в саду внутреннего двора дворца Топкапы, где росли пальмы, кипарисы и лавровые деревья и стоял павильон со стеклянным куполом, по крыше которого в жаркое время струились каскады сверкающей воды.
Багдадский павильон дворца Топкапы
Используя огромный военно-морской флот, Сулейман I укрепил свои позиции в Средиземном море и только после этого направил свои сухопутные войска в Азию, лично проведя в 1534-35 годах три последовательные и успешные военные кампании против Персии, завершившиеся покорением священного для мусульман Багдада. Сулейман I продвинул границы империи на восток, включив в нее Нижнюю Месопотамию, устье Тигра и Евфрата, южную Аравию, расширив Османскую империю от Индийского до Атлантического океанов.
В 1541 году внутренние покои гарема, расположенного вне дворца Топкапы, были повреждены пожаром и по желанию своей жены Роксоланы Сулейман I начинает расширять дворец Топкапы и строить на его территории новый гарем. Роксолана в окружении огромной личной свиты из ста служанок покидает Изразцовый павильон и поселяется в непосредственной близости к своему повелителю.
Гарем дворца Топкапы
В 1566 году Сулейман I выступил из Истанбула во главе огромного войска на свою последнюю, тринадцатую военную кампанию. Но султану не суждено было увидеть свою последнюю победу, он скончался в ночь с 5 на 6 сентября или от апоплексического удара или от сердечного приступа. Сулейман I умер так же, как жил — в походном шатре, среди войск, на поле битвы. Турецкий поэт Бакы, современник Сулеймана I, посвятил ему следующие строки:
Наконец звучит прощальный барабан,
и ты отсюда отправился в путешествие;
Смотри, твоя первая остановка посреди долины Рая.
Восславь Бога, ибо Он в любом мире благословлял тебя;
И начертал перед твоим благородным именем Мученик и Гази.
Величайший из османских султанов, Сулейман I Великолепный расширил и привел империю к пику могущества и влияния. Но величие его достижений несло в себе семена постепенного вырождения, ведь ему наследовали другие султаны: не завоеватели, не законодатели, не государственные деятели. Пик Османской империи при Сулеймане I Великолепном стал переломным моментом, вершиной склона, который теперь неумолимо, хотя и постепенно вел вниз, к упадку и окончательному падению. Это же падение ждало и дворец Топкапы.
- Адрес:
Cankurtaran, 34122 Fatih/İstanbul
- Телефон:
+902125120480
- Web-адрес:
millisaraylar.gov.tr
Дешёвый ✈️ по направлению Стамбул
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Очень хочу туда!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: