Поморье, негаснущий свет Русского Севера, часть 7 Соловецкие острова, Россия

Соловецкие острова

91 материал по 24 объектам,  2 169 фотографий

Были на Соловецких островах?

ULita
    С нами с 29 авг 2014

Поморье, негаснущий свет Русского Севера, часть 7

25 сентября 2014 года|| 10| 70632

Эта заметка является частью дневника «Поморье, негаснущий свет Русского Севера»

Муксалминская дамба (поход на Большую Муксалму)

Ночью прошла гроза, утром мы встали около 6 часов и выдвинулись на дамбу. Она находится в 11 км от Кремля, в восточном направлении. Экскурсия, на которую мы хотели записаться в экскурсионном бюро музея, была назначена в 10 часов (на частном катере от лодочной станции). Мы решили, что в 10 часов мы уже будем на дамбе пешком.
    Дамба расположена между островами Большой Соловецкий и Большая Муксалма, пересекает пролив Железные ворота. Она строилась в 1827-1830 гг., реконструировалась в 1865 г. Грандиозная постройка сложена из камней валунов, длина её более километра, ширина 7-9 метров. Дамба является памятником гидротехники 19 века. Назначение дамбы – соединить монастырь со скотным двором, находившимися на Муксалме. Для пропуска воды в приливы и отливы в дамбе есть три прохода, выложенных сводом.

Автор: ULita

Дорога на дамбу очень живописна, множество озёр, красивый густой лес с грибами (подосиновики, подберёзовики, грузди) и ягодами (черника, морошка, клюква).

Автор: ULita

Лес полон птиц, видели даже глухаря, на озёрах кричат гагары. Утки, чомги, гаги. Дорога чем дальше, тем интереснее. Километров через пять начинают попадаться заболоченные участки. Дорога в нескольких местах залита водой, и рядом проложены гати. Так как ночью прошел дождь, воды было много. Мы сначала шли по гатям в обуви, но было скользко на бревнах, потом разулись и пошли босиком. Хорошо, что на Соловках нет змей! Идти в болоте было приятно, много мха сфагнума, ноги тонут по щиколотку в мягком прохладном ковре.

Автор: ULita

Наконец мы почувствовали запах и звуки моря и вышли к дамбе. Это действительно грандиозное сооружение! Серпантином она уходит через весь пролив на остров Большая Муксалма.

Автор: ULita

Море здесь чудесное. На дамбе не было ни одного человека. Ничто не мешало наслаждаться морем и красотой. Кричали чайки и гагары, море плескалось о камни дамбы.

Автор: ULita

Были еще очень странные гулкие звуки, похожие на весеннюю песню лягушек. Звуки шли с моря издалека. Я еще удивилась, почему лягушки так поздно мечут икру. И тут мама сказала: «Послушай в солёном море как могут жить лягушки!?». И мы стали искать «лягушек». Конечно, мы их не нашли, но зато увидели тюленей (!) на горизонте, которые и испускали эти звуки! Нашему восторгу не было предела, мы попытались сфотографировать тюленей, но они были очень далеко!
    Мы прошли по дамбе на остров Большая Муксалма и удивились, как здесь изменилась растительность. Она напоминала лесотундру.

Автор: ULita

Немного побыв на береговой части острова Большая Муксалма, мы вернулись на дамбу. Вечером в 18 — 00 мы хотели попасть на Заяцкий остров в рамках «морского хода юнг», в честь дня ВМФ. Нас туда записали в экскурсионном бюро. Поэтому нам необходимо было вернуться в посёлок к вечеру. Но с дамбой не хотелось расставаться. Мы еще ходили и рассматривали живность в море. Ламинария, фукус еще много других водорослей, есть маленькие морские звёздочки.
    Тут вдруг появилась лодка, и мы поняли, что эта та экскурсия на 10 часов, на которую мы решили не ездить. Хорошо, что мы не поехали, экскурсия пробыла на дамбе всего 20 минут. Мы тем временем спустились к берегу моря со стороны Большого Соловецкого острова и сели есть. На дамбу стали приезжать люди на велосипедах. Начался прилив, интересно, что вода движется быстро и слышен характерный звук.

Автор: ULita

На берегу, на камнях есть интересные ярко-зеленые лишайники. Во время прилива они оказываются залитыми водой.

Автор: ULita

Днем мы вернулись в посёлок и пошли снова на море. Всё-таки приливы и отливы здесь невероятно притягательное зрелище. Море обнажает литораль, испещренную смешными горками — это следы деятельности пескожила (на него кстати рыбачат, мы видели как мужчина выкапывал их , как у нас дождевых червей).

Автор: ULita

Ближе к 18-00, мы пошли в экскурсионное бюро, чтобы попасть на День ВМФ и морской ход. Мы очень хотели попасть на Заяцкий остров, по описаниям там очень интересно и красиво. Там расположены Андреевская церковь, лабиринты (настоящие), каменный причал и гавань. Сильно отличается растительность Заяцкого острова от других островов – здесь приполярная тундра. А по тундре мы очень соскучились, поэтому с нетерпением ждали поездки сюда. Но не тут-то было. В бюро нам сказали, что экскурсия не состоится, так как катера не пришли. Ну, как-то не серьёзно. Жаль, конечно, что сорвалось!
    Вечер мы провели в окрестностях посёлка, сходили на Тамарин причал, зашли в интересный магазинчик водорослевого комбината, где продают продукцию из беломорских водорослей всевозможного направления, в основном косметического и оздоровительного. Дорого, поэтому купили агар-агар (по 100 рублей 10 грамм) и сухой ламинарии по 130 рублей. Сходили в местные продуктовые магазины. Всё действительно дорого и ассортимент скудный. Консервы, колбаса и просто обычные рядовые продукты по космическим ценам. Туристы то ладно не помрут, а как местным людям покупать по таким ценам?!
    Вечером мы легли спать пораньше, завтра нас ждал завершающий день на Соловках.