• Общий вид. Золотая осень, однако...
  • То же самое — чуть ближе.
  • Пролом над главным входом. Ооох...
  • Купол. Лепестковый. А барабан, на котором покоится купол — соответственно, не круглый, а восьмигранный. Несколько необычно для наших мест...
  • Окно в трансепте над одним из боковых входов.
  • Окно над центральным входом.
  • Ниша в стене.
  • Мерзость запустения... Ооох...
  • То же самое...
  • Остатки фресок над входом.
  • Остатки фресок над входом — другая сторона.
  • Свод.
  • Тоже свод.
  • Окна в подкупольном барабане.
  • Еще один свод.
  • Пролом в стене.
  • Деталь экстерьера. Кирпичная кладка.
  • Вид сквозь бывшую алтарную стену. Со слов местных жителей, она была разрушена во время войны.
  • Подкупольный барабан. Вид снаружи со стороны алтаря.
  • Еще одна деталь экстерьера. Сохранившаяся штукатурка.
  • Дымоход бывшей храмовой печи.
  • Дорический портик у правого бокового входа. Одной колонны уже нет...(((
  • Надкупольная башенка. Раньше она была увенчана крестом. Креста, увы, нет, но есть гнездо аиста. И это символично — жизнь продолжается! А значит — есть и надежда...
  • Деталь портика.
  • Остатки росписи над входом.
  • Частично уцелевшая фреска над входом справа. Если мне правильно объяснили — сюжет фрески относится к сходу Ноя и его семьи на землю после потопа, когда они приносили жертву Богу (на заднем плане — ковчег).
  • Еще одна фреска, подкупольная — образ одного из евангелистов — единственный из уцелевших...
  • Камень, лежавший в церкви на полу. Откуда он взялся и что там делает — осталось загадкой. Если присмотреться — можно различить очертания лица в шлеме (или чем-то вроде шлема), как будто бы скульптор начал высекать изваяние или рельеф, да так и не закончил...
  • Тот же камень, общий вид.
  • А это надгробие. Церковь сейчас практически со всех сторон окружена кладбищем. Большая часть могил позднего периода, но были найдены и две более ранние, дореволюционные. Оба надгробия в том году лежали на земле — местные жители сообщили о неких уродах (причем, если я правильно помню, не местных), которые своротили эти памятники, видимо, в поисках сокровищ. Ооох... Что с них взять — уроды они и есть — уроды. Вандалы...
Конкретно эта могила, как можно видеть из надписи, принадлежит Николаю Кузьмичу Ракузо — местному помещику, умершему в 1883 году.
  • А это надгробие особенно интересно. Здесь говорится о том, что это могила Ольги Николаевны Бонч-Богдановской (урожденной Шалыгиной), которая скончалась 30 марта 1897 года. Необычной является приписка: Брат ея, д-р медицины тайный советник Константин Николаевич Шалыгин, род. 11 ноября 1829 г. в г. Могилеве, ум. 13 июня 1902 г. на о. Кубе в г. Гавана. Вот так. Как говорится, разбросала судьба... Можно предположить, что К.Н.Шалыгин поставил это надгробие на могиле своей сестры, а потом уехал на Кубу, где и умер, и был похоронен, вероятнее всего, там же, а родня, узнав о его смерти, сделала эту приписку на надгробии его сестры, как память.
  • Вид церкви со стороны алтаря. Как уже говорилось,алтарной стены нет, она полностью разрушена. Печально...
  • Еще одна фотография со стороны алтаря. Интересно, что от уже клонящегося к закату солнца подкупольные окна светятся каким-то необычным светом. Хотелось бы, чтобы наступило время — и в этих окнах светился не только этот свет. Пусть церковь оживет. Дай Бог.
  • А это — статья моих студентов, посвященная этой церкви и ее истории. Все, что смогли найти. Но — они молодцы. Учитывая, что до нашей поездки туда в И-нете об этой церкви не было вообще НИЧЕГО, то, что сделали ребята — это подвиг.
...
0
А это — статья моих студентов, посвященная этой церкви и ее истории. Все, что смогли найти. Но — они молодцы. Учитывая, что до нашей поездки туда в И-нете об этой церкви не было вообще НИЧЕГО, то, что сделали ребята — это подвиг. Шклов, Беларусь
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

А это — статья моих студентов, посвященная этой церкви и ее истории. Все, что смогли найти. Но — они молодцы. Учитывая, что до нашей поездки туда в И-нете об этой церкви не было вообще НИЧЕГО, то, что сделали ребята — это подвиг.

Sergei_Chernov 2 апреля 2013 г. в 02:37
вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

  • Shashkov
    помощь
    Shashkov
    в друзья
    в контакты
    С нами с 3 апр 2015
    5 апр 2015, 13:53
    удалить
    Небольшие поправки: церковь СТАРОВОДВЯНСКАЯ, а не СТАРОВОДВОВСКАЯ, малость режет слух. Где написано, что церковь построена в конце 19 века? Ракуза скорее всего лишь реставрировал ее, переложил свод, соответственно крышу, возможно штукатурка и росписи. После войны в церкви был колхозный склад, а не клуб. Деньги на реставрацию не выделялись, однако баптисты предлагали отреставрировать церковь и забрать себе, но им не разрешили. Обрушилась не южная стена, а северо-восточная алтарная стена (и это часть здания, а не сооружения). Библиотекарь у нас КозЫрева, а не КозАрева. А так, вроде бы неплохо.
Шклов

Шклов

LAT
  • 54.21008N, 30.28948E
  • Я здесь был
    Было: 9
    Хочу посетить
    160

    21 материал по 11 объектам,  299 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    6
    Sergei_Chernov
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 6 июл 2011

    Старая Водва

     
    2 марта 2013 года||35 (29)| 19| 91086

    В деревне Старая Водва находится церковь. К сожалению, недействующая. К еще большему сожалению — в весьма печальном состоянии... Но она есть! И это уже вселяет надежду.
    Об этой церкви довелось узнать от студента, который, зная, что я интересуюсь различными развалинами, показал ее фотографии. Уже тогда было ясно, что это что-то необычное. А буквально в том же году, а именно — 26 октября 2006 года, представилась возможность увидеть ее своими глазами. Вот результаты этой поездки...

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    34 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Шклов
    сообщить модератору
    • Lyubov
      помощь
      Lyubov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 10 июн 2011
      3 мар 2013, 16:32
      удалить
      Удивительное место. Очень жаль, что в таком запустении. Печально. А вам спасибо за интересный материал)
    • escargon
      помощь
      escargon
      в друзья
      в контакты
      С нами с 29 мар 2012
      3 мар 2013, 19:22
      удалить
      Замечательная церковь) даже с фресками сохранившимися. А вы не знаете какого она времени?
    • Sergei_Chernov
      помощь
      Sergei_Chernov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 июл 2011
      2 апр 2013, 02:43
      удалить
      Спасибо за добрые слова! )))
      А что касается времени постройки церкви — я вывесил дополнительно фотокопию статьи в университетском сборнике студенческих работ, где мои студенты опубликовали результаты своих изысканий на эту тему.
    • berrashed
      помощь
      berrashed
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мая 2013
      5 мая 2013, 19:59
      удалить
      Я нашел в Могилёве могилу самого Шалыгина. Там точно такая же приписка про Кубу :)
    • berrashed
      помощь
      berrashed
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мая 2013
      5 мая 2013, 20:02
      удалить
      mycity.by/content/view/20002/… — - тут немного инфы про Шалыгина
    • berrashed
      помощь
      berrashed
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мая 2013
      5 мая 2013, 20:20
      удалить
      irkipedia.ru/content/irkutska… — до Кубы он был в Иркутске.
    • Sergei_Chernov
      помощь
      Sergei_Chernov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 июл 2011
      6 мая 2013, 01:16
      удалить
      Христос воскресе!
      Спасибо за ссылки. Вот уж действительно человек попутешествовал по свету...
      А что касается до могилы самого Шалыгина — это, вероятно, могила на Машековском кладбище? Если да — то я знаю о ней, и надпись там — "Тит. сов. Николаю Степановичу Шалыгину, ум. 4 апреля 1833 г., сынъ его д-ръ медицины тайн. сов. Константин Николаевич Шалыгинъ, род. 11 ноября 1829 г. въ г. Могилеве и ум. 13 июня 1902 г. на о. Кубе въ г. Гаване. Вечная память почившимъ". Как можно видеть, надпись на этом памятнике со слов "д-ръ медицины" полностью повторяет ту, что помещена на надгробии О.Н.Бонч-Богдановской в Водве. Есть и еще одна могила, где упоминается имя К.Н.Шалыгина — на Воскресенском кладбище (около Дворца пионеров), правда, сам я ее не видел, хотя кладбище это мне известно,но так сказано в статье "Тайны могилевского некрополя" (Могилевская правда от 15 марта 2013 года). Что там написано — я не знаю, в статье сказано только, что там похоронена его мать, и предполагается, что он тоже — сразу в трех местах (версия — тело было кремировано, а прах поместили в каждую из могил). В принципе, это возможно — кремированные останки могли привезти с Кубы. Но я полагаю, что в реальности все же было по-другому — на известных мне надписях в Водве и на Машековском кладбище видно, что могилы принадлежат Ольге Николаевне Бонч-Богдановской и Николаю Степановичу Шалыгину, а имя Константина Николаевича Шалыгина упомянуто именно в смысле — человек, который поставил этот памятник (но не сам здесь похоронен). Вероятно, такая же надпись помещена и на Воскресенском кладбище. Если так — получается, что все же он не похоронен ни в одной из этих могил, а упоминание о его смерти — просто посмертная приписка после получения известия на родине о его смерти...
    • Sergei_Chernov
      помощь
      Sergei_Chernov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 июл 2011
      6 мая 2013, 01:20
      удалить
      Впрочем — это только лишь мое мнение.)
    • berrashed
      помощь
      berrashed
      в друзья
      в контакты
      С нами с 5 мая 2013
      6 мая 2013, 11:39
      удалить
      Да, вероятно вы правы. В Национальном историческом архиве есть дела с упоминанием Шалыгиных. Но я в другом контексте там работал, так что единственное, что помню, это то, что один из Шалыгиных остался рано сиротой.
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      7 янв 2014, 12:35
      удалить
      Огромное спасибо за исследования по Старой Водве!! с интересом прочитал! лучше что-то чем ничего..
      А теперь неболъшая критика работы. не всё что написано в Исследования ваших студентов верно. Они просто не месные и немного перепутали.
      --------------------
      Написано >>После войны церковь закрыли и превратили в сельский клуб. В период войны там размещался военый госпиталь...
      Ваши студенты перепутали панскую усадьбу с этой церковью... Клуб в Старой Водве всегда был в бывшей панской усадьбе (500м от церкви), и даже в 90е годы там показывали фильмы. Немецкий лазарет там тоже был — мне это рассказывали... Я не знаю кто из старожил там остался — Спросите у библиотекаря Козыревой!

      >>В 1953м году официально отрыли кладбище..
      Не слышал что кладбище официально открыли. там оно было всегда — даже сам Ракуза в 18м веке похоронен. Может после революции кладбище закрыли а потом снова отрыли? Правда еще одно маленькое кладбище находилось на выезде из Старой Водвы за станом — 1 км от церквы.

      -----------------------
      Сказание что там груженые лошади останавливалсь слышал... Но это имиет вполне "земное", а не божественное обьяснение. Дорога около церкви идет после спуска на подьём. После дождей там очень гразно — почва чистая глина. И грязъ стоит долго не просыхает! Там трактора в мою бытность садились не то что лошади с кирпичами. Я помню это лично.
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      7 янв 2014, 16:04
      удалить
      а да...
      написано... >> Лошади на которых перевозились кирпичи произведеныне в Водве...
      Кирпичный завод находился не в Водве, а в Лотве 5 км от Водвы. Именно там были запасы подходящей глины и ЖД станция для транспортировки.

      как то много ошибок для страницы исследования.
    • Sergei_Chernov
      помощь
      Sergei_Chernov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 июл 2011
      25 мар 2014, 16:46
      удалить
      Спасибо за критику. И все же хочу заступиться за моих студентов — это же, можно сказать, первая попытка открыть миру историю этой церкви. Ошибки вполне возможны, если человек не знает ответ заранее. Вон, Олаф Рёмер в XVII веке рассчитал скорость света, оценив ее в 215 с лишним тысяч км/с — конечно, он ошибся, но можно ли его критиковать за это? Он не знал правильного ответа, он сделал первый шаг, и за это заслуживает уважения...
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      25 мар 2014, 23:35
      удалить
      Sergei_Chernovнаписал 25 марта в 16:46

      Спасибо за критику. И все же хочу заступиться за моих студентов — это же, можно сказать, первая попытка открыть миру историю этой церкви. Ошибки вполне возможны, если человек не знает ответ заранее. Вон, Олаф Рёмер в XVII веке рассчитал скорость света, оценив ее в 215 с лишним тысяч км/с — конечно, он ошибся, но можно ли его критиковать за это? Он не знал правильного ответа, он сделал первый шаг, и за это заслуживает уважения...



      Я по этому и написал вам огромое спасибо за публикацию о моей родной деревне! Я просто месный и жил не далеко от церкви и подобные детали знаю. Мои однокласники все спились.. жалко Старую Водву, время не щадит белорусскую глубинкиу. .
    • Sergei_Chernov
      помощь
      Sergei_Chernov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 июл 2011
      26 мар 2014, 18:57
      удалить
      Patashonak 25 марта в 21:35

      Я по этому и написал вам огромое спасибо за публикацию о моей родной деревне! Я просто месный и жил не далеко от церкви и подобные детали знаю. Мои однокласники все спились.. жалко Старую Водву, время не щадит белорусскую глубинкиу. .


      Благодарю за доброе слово. А информацию мои студенты брали в самой Водве, поскольку больше информации практически и не было нигде. Я, вообще, и не рассчитывал на их инициативу — моей идеей было просто поискать хоть что-нибудь об этой церкви, а они — по своей инициативе(!) — взяли и отправились в Водву. За что им особый почет и уважение. Т.е. вся или почти вся информация, которая приведена на отсканированной страничке, взята со слов местных жителей, в т.ч. и библиотекаря Козыревой, она там упоминается.
      Кстати — буду благодарен Вам за любые подробности, которые Вы знаете, кроме тех, которые уже упомянуты. Пишите прямо здесь, если хотите. В самом деле, нужно сохранить информацию, пока еще есть у кого ее получить...
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      3 апр 2015, 03:08
      удалить
      Немного поправлю и дополню. Точной даты постройки Водвянской церкви Покрова Пресвятой Богородицы не известно, но есть некоторые сведения. Впервые деревня упоминается в 1509 — подарена княгиней ВКЛ Еленой князям Головчинским. В 16 веке в селе жили протестанты — был кальвинский сбор. Вероятно деревянный. В 1785 году в деревне упоминается каменная церковь. Есть мнение, что другая, на месте которой построена нынешняя. Но попробуем разобраться. В те времена кирпичные здания стоили недешево и вряд ли бы кто стал ее перестраивать. На крайний случай построили бы рядом другую. Стены, барабан и купол выложены из кирпича размером 30х15 см., который широко применялся при ВКЛ. Следов пристройки или перестройки нет. Но свод над главным входом уже из другого кирпича — 26х13 см., распространенного в Российской империи. Вероятно из-за ветхости перелаживали уже при Ракузе (приобрел имение в 1842 году). Со слов старожилов при их прадедах (а это первая половина 19 века) церковь уже была. Стиль классицизма применяется в ВКЛ с 1760 годов. Исходя из этого наиболее вероятная дата постройки церкви — 1770-80 годы. В 1900 году открыта церковно-приходская школа. В 1934 году церковь закрыта, про клуб мне не известно. В 1941 году находился немецкий госпиталь, до 1944 года действовала. После войны использовалась как колхозный склад, где хранили удобрения, запчасти, цемент. В 90-е годы изредка приезжал батюшка, велись службы, однако недолго. Церковь хотели забрать баптисты с условием реставрации, но им не отдали. Местные подростки разломали прохудившуюся крышу и полы, копали в поисках монет. Заброшенная церковь стала интенсивно разрушаться, в начале 2000-ых рухнула алтарная часть, затем свод над главным входом. Штукатурка зеленеет и обсыпается, фресок уже практически не видно. Осенью 2014 года жителями деревни проведен субботник в ходе которого вырублен кустарник, убран мусор и наведен порядок. Поставлены иконы, приезжал и батюшка из деревни Высокое. Но этим разрушение не остановишь. Как это ни странно, единственным памятником культуры в нашей деревне является обелиск погибшим в годы ВОВ воинам, возведенный в 1971 году. А церкви словно и нет вовсе. Гнездо аиста на куполе оставляет надежду, что церковь еще некоторое время простоит, ведь аисты не селятся на аварийных зданиях.
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      3 апр 2015, 19:43
      удалить
      Patashonak 7 января 2014 г. в 16:04

      а да...
      написано... >> Лошади на которых перевозились кирпичи произведеныне в Водве...
      Кирпичный завод находился не в Водве, а в Лотве 5 км от Водвы. Именно там были запасы подходящей глины и ЖД станция для транспортировки.

      как то много ошибок для страницы исследования.



      Да нет, какая Лотва? Кирпичный завод построили около Лотвы (как и поселок для работников завода Красный Луч) уже в Советское время, а железную дорогу проложили в 1902 году, что значительно позже постройки церкви в Водве (примерно 1770-1780 гг.) и самого Ракузы (умер в 1883 году). Вообще не ясно, откуда кирпичи. В Водве из ремесел было бондарство, лозоплетение и кузнец, даже гончаров не было, как и в округе.
    • Sergei_Chernov
      помощь
      Sergei_Chernov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 6 июл 2011
      3 апр 2015, 22:59
      удалить
      Спасибо за информацию. Кстати, интересно было бы узнать источники. Также хочу уточнить, что ВКЛ здесь, скорее всего, ни при чем, т.к., во-первых, в последнее время существования Речи Посполитой там были большие проблемы со свободой вероисповедания (и, соответственно, с возведением православных церквей), и во-вторых — наш край вошел в состав Российской империи в 1772 году, т.е. если время постройки церкви — 70-80-е гг. XVIII века, то это уже при России...
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      5 апр 2015, 11:01
      удалить
      Информацию собирал по крупицам. Копия дарения в 1509 г. есть в книге "Историко-юридические материалы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилевской. Акты из книг Оршанского земского суда" выпуск 24, 1883 г., Экономические примечания к Планам генерального межевания Могилевского уезда, 1785 год, Опыт описания Могилевской губернии, Дембовецкий, книга 3 1883 г., рассказы старожилов, собственные исследования, а также описаны события, свидетелем которых был лично. На сайте PORTALUS.RU есть список селений, где были Кальвинские сборы, среди которых имения князей Головчинских: Головчин, Княжицы и Водва. К сожалению источников очень мало. Многие уничтожены во время многочисленных войн, революций, а также находятся вне пределов Беларуси в тогдашних столицах: Москве, Петербурге, Вильнюсе и Варшаве, доступ к которым ограничен.
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      5 апр 2015, 12:42
      удалить
      Насчет ВКЛ не согласен. Могилевщина к разделам Речи Посполитой жила в ВКЛ уже более 400 лет и имела отличные от России хозяйственный уклад, деньги, меры объема и веса, законы, управление, которые менялись под Россию постепенно. Тот же Статус ВКЛ отменен у нас только в 1831 году, Магдебурское право в 1775 (через 3 года после раздела). Думаю и кирпичи некоторое время выпускались еще по старым "ГОСТам", что и является одним из доказательств строительства тех времен. К тому же кладка верстовая, еще называется польской. К слову сохранившиеся здания 19 века в Могилеве построены уже из "Российского" кирпича 26х13 см. В РП конечно пристеснялась некатолическая шляхта, однако ВКЛ являлась самой многоконфессиональной страной: католики, униаты, православные, мусульмане (татары), иудеи, староверы, которых еще было довольно много и в конце 19 века. А Могилев вообще тогда был центром православия ВКЛ во главе с Георгием Канисским до и после разделов РП. Водва была шляхетским имением, а не казенным, и все зависело от владельца. Так что особых проблем в строительстве православной церкви не вижу. А вообще у меня есть сомнения по поводу изначального строительства именно православной церкви. Ее могли передать православию после разделов РП. К примеру костел Св. Терезы в Щучине по архитектуре очень похож на эту церковь, шлемовидный купол с надкупольным барабаном более характерен католикам (взять хотя бы собор Петра в Ватикане), чем православным (луковичный купол), ниши в стенах (в таких нишах католики ставили статуи), ориентация алтаря на северо-восток (православные строили строго на восток). Но это лишь мои предположения.
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      6 апр 2015, 19:52
      удалить
      Shashkov 3 апреля в 19:43

      Да нет, какая Лотва? Кирпичный завод построили около Лотвы (как и поселок для работников завода Красный Луч) уже в Советское время, а железную дорогу проложили в 1902 году, что значительно позже постройки церкви в Водве (примерно 1770-1780 гг.) и самого Ракузы (умер в 1883 году). Вообще не ясно, откуда кирпичи. В Водве из ремесел было бондарство, лозоплетение и кузнец, даже гончаров не было, как и в округе.



      Кирпичный завод в Водве? Вы же месный зачем так придумывать. Неужели вы в Водве глиняные карьеры видели? Песчаные карьеры да есть — рядом с церковью и еще пара. Почва глиняная, но глина не для кирпичей.
      А по сему ни каких кирпичей там ны могли производить. Карьеры в поле между Водвой и Михаловом начали осваивать в 1965-68м годах, когда Лотвянские карьеры истощились. Возили самосвалами В Лотву. В стартые времена возить глину за 5км на лошадях ни кто не стал бы.
      А в Михайлове (Лотве) кирпичи делали лет 200, а то и больше. Там несколько десятков карьеров. Многие даже в 70е были зарoсшие и заброшнены.
      Советы там просто новый завод на месте старого построили.
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      9 апр 2015, 01:55
      удалить
      Patashonak 6 апреля в 19:52

      Кирпичный завод в Водве? Вы же месный зачем так придумывать. Неужели вы в Водве глиняные карьеры видели? Песчаные карьеры да есть — рядом с церковью и еще пара. Почва глиняная, но глина не для кирпичей.
      А по сему ни каких кирпичей там ны могли производить. Карьеры в поле между Водвой и Михаловом начали осваивать в 1965-68м годах, когда Лотвянские карьеры истощились. Возили самосвалами В Лотву. В стартые времена возить глину за 5км на лошадях ни кто не стал бы.
      А в Михайлове (Лотве) кирпичи делали лет 200, а то и больше. Там несколько десятков карьеров. Многие даже в 70е были зарoсшие и заброшнены.
      Советы там просто новый завод на месте старого построили.


      Я разве писал, что в Водве? Читайте внимательнее. Но и в Лотве тогда завода не было. По данным Дембовецкого за 1883 г. ближайшие кирпичные заводы были в Рыжковичах, Шклове, Белыничах и Могилеве. А в его книге по всем населенным пунктам даже все кустари учтены по родам занятий, не говоря уже о заводах. Так какие 200 лет? Да и кроме церкви ни одного кирпичного здания в округе не было. Даже имение Ракузы было "деревянное простой архитектуры". Куда шел кирпич? Насчет карьеров. Мой дед после войны работал на этом заводе. Говорил, что работали в 3 смены, а очередь машин за кирпичом от ж/д переезда выстраивалась. Поэтому и столько карьеров. К тому же вы пишете про карьеры между Водвой и Михайловом. Они гораздо ближе к Водве (1 км), чем к Лотве. Так значит есть подходящая глина? Сами себе противоречите.
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      9 апр 2015, 11:33
      удалить
      Shashkov 9 апреля в 10:55

      Я разве писал, что в Водве? Читайте внимательнее. Но и в Лотве тогда завода не было. По данным Дембовецкого за 1883 г. ближайшие кирпичные заводы были в Рыжковичах, Шклове, Белыничах и Могилеве. А в его книге по всем населенным пунктам даже все кустари учтены по родам занятий, не говоря уже о заводах. Так какие 200 лет? Да и кроме церкви ни одного кирпичного здания в округе не было. Даже имение Ракузы было "деревянное простой архитектуры". Куда шел кирпич? Насчет карьеров. Мой дед после войны работал на этом заводе. Говорил, что работали в 3 смены, а очередь машин за кирпичом от ж/д переезда выстраивалась. Поэтому и столько карьеров. К тому же вы пишете про карьеры между Водвой и Михайловом. Они гораздо ближе к Водве (1 км), чем к Лотве. Так значит есть подходящая глина? Сами себе противоречите.



      ППриношу свои извинения — я действительно не правильно Вас понял. Но всё же:
      Кирпичный завод около Михалова (не около Лотвы) и карьеры там же обозначены на картах РККА 1923-26 годов. (На форуме где карты висят обсуждалось) Значит производство было раньше так как эти карты составлялись на основании царских начала 20го века.
      Врядли там производство в гражданскую войну возникло и успели бы карьеры выкопать.
      Карьеры около Водвы (1км) были освоены в 60х годах. А в 20е годы всё это поле до Михайлова, Цвыркова и Грибачей (на карте так Горбачи обозначен) было поделено на кулацкие хутора — штук 25-30 хуторов там было, и на месте карьеров и в лесу были хутора. Нормальное пахотное поле там было — ни каких карьеров. Про производства кирпичей — ни единого слова. После коллективизации наверное всё хутора с кулаками исчезли.
      Карты очень точные! На тех картах обозначено даже маленькое болото на посреди поля в сторону Лотвы — там сейчас дачи.
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      9 апр 2015, 13:50
      удалить
      Shashkov 3 апреля в 12:08

      Немного поправлю и дополню. Точной даты постройки Водвянской церкви Покрова Пресвятой Богородицы не известно, но есть некоторые сведения. Впервые деревня упоминается в 1509 — подарена княгиней ВКЛ Еленой князям Головчинским. В 16 веке в селе жили протестанты — был кальвинский сбор. Вероятно деревянный. В 1785 году в деревне упоминается каменная церковь. Есть мнение, что другая, на месте которой построена нынешняя. Но попробуем разобраться. В те времена кирпичные здания стоили недешево и вряд ли бы кто стал ее перестраивать. На крайний случай построили бы рядом другую. Стены, барабан и купол выложены из кирпича размером 30х15 см., который широко применялся при ВКЛ. Следов пристройки или перестройки нет. Но свод над главным входом уже из другого кирпича — 26х13 см., распространенного в Российской империи. Вероятно из-за ветхости перелаживали уже при Ракузе (приобрел имение в 1842 году). Со слов старожилов при их прадедах (а это первая половина 19 века) церковь уже была. Стиль классицизма применяется в ВКЛ с 1760 годов. Исходя из этого наиболее вероятная дата постройки церкви — 1770-80 годы. В 1900 году открыта церковно-приходская школа. В 1934 году церковь закрыта, про клуб мне не известно. В 1941 году находился немецкий госпиталь, до 1944 года действовала. После войны использовалась как колхозный склад, где хранили удобрения, запчасти, цемент. В 90-е годы изредка приезжал батюшка, велись службы, однако недолго. Церковь хотели забрать баптисты с условием реставрации, но им не отдали. Местные подростки разломали прохудившуюся крышу и полы, копали в поисках монет. Заброшенная церковь стала интенсивно разрушаться, в начале 2000-ых рухнула алтарная часть, затем свод над главным входом. Штукатурка зеленеет и обсыпается, фресок уже практически не видно. Осенью 2014 года жителями деревни проведен субботник в ходе которого вырублен кустарник, убран мусор и наведен порядок. Поставлены иконы, приезжал и батюшка из деревни Высокое. Но этим разрушение не остановишь. Как это ни странно, единственным памятником культуры в нашей деревне является обелиск погибшим в годы ВОВ воинам, возведенный в 1971 году. А церкви словно и нет вовсе. Гнездо аиста на куполе оставляет надежду, что церковь еще некоторое время простоит, ведь аисты не селятся на аварийных зданиях.




      Посмотрел я еще раз на церковь и понял что она была обречена уже в тот момент когда строилась. И её бы ничего не спасло. Построена она была с огромными ошибками.
      Обратите внимание на трещины! Все они идут по церкви вдоль склона. На фотографиях с главного входа есть 2 огромных трещины. А вот со стороны рухнувшей алтарной части нет ни одной значительной трещины которая бы шла поперек к склону. Разрушение кирпичей и штукатурки можно обьяснить заброшенностью, а вот образование таких трещин только тем что фундамент не выдержал и просел. К тому же в церкви уже была трещина и рухнувшая часть уже к 70м годам.

      Мой вывод: церковь построли слишком близко к склону. В итоге песчаное основание склона просто не выдержало нагрузки и фундамент начал медленно сползать вниз. Первая рухнула алтарная частъ которая была ближе к склону. Метров 70 за церковью это склон вообще разобрали — добывали песок, а потом образовавшися карьер заполнили жижой из фермы. Эта добыча песка могла конечно ускорить сползание — трудно сейчас сказать.
      Предположу что небольшая церковь на этом месте стояла бы без проблем, а нынешняя была слишком массивная.

      Могу предположить так же, что от нее все отказались все (и даже сама православная церковь) потому что использовать было опасно и отремонтировать было невозможно. Для этого надо было бы бить огромные глубиные сваи — укреплять склон. И это сотрясение могло бы не помочь, а ускорить разрушение.

      Место для церкви прекрасное — на самом верхнем месте в деревне! Видна из далека. Но почва увы не вынесла тяжести... А веде поставь её метров 50-100 от склона — может быть и стояла бы. Ведь должны были бы знать о таком!!!

      Обратите внимание как разрушаются церкви: Эти из минска выдали её за староводвнайскую. Это конечно ложь — но сама та церковь заброшена на крыше лес растрет и ни одной трещины!! Только штукатурка и кирпичи — такую можно отреставрировать легко даже, а нашу увы... Только снести чтобы кто нибудь не погиб — ведь всё равно сама рухнет.
      ctv.by/novosti-mogileva-i-mog…
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      9 апр 2015, 14:12
      удалить
      Сравните:
      поперек склону — ни одной трещины!!! Есть другие фотографии в интернете.
      turbina.ru/q/photo/1/1857364/…
      turbina.ru/q/photo/1/1857300/…

      И вдоль склона — разрушение нельзя остановить. И частъ церкви рухнула четко по линнии вдоль склона. Явная ошибка архитектора или планировщика!
      turbina.ru/q/photo/1/1857328/…

      --------------
      Мы ошибочно полагаем что старые постройки надежнее современных лишь на основании тех не многих удачных построек которые сохранились веками и дошло до нас. Тот факт что огромная часть построенного уже рухнула из-за ошибок мы не видим.
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      9 апр 2015, 14:29
      удалить
      Не укрепленный склон течет. Похожее явление только меньшего масштаба.

      s1225.photobucket.com
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      9 апр 2015, 16:48
      удалить
      Shashkov 5 апреля в 21:42

      Насчет ВКЛ не согласен. Могилевщина к разделам Речи Посполитой жила в ВКЛ уже более 400 лет и имела отличные от России хозяйственный уклад, деньги, меры объема и веса, законы, управление, которые менялись под Россию постепенно. Тот же Статус ВКЛ отменен у нас только в 1831 году, Магдебурское право в 1775 (через 3 года после раздела). Думаю и кирпичи некоторое время выпускались еще по старым "ГОСТам", что и является одним из доказательств строительства тех времен. К тому же кладка верстовая, еще называется польской. К слову сохранившиеся здания 19 века в Могилеве построены уже из "Российского" кирпича 26х13 см. В РП конечно пристеснялась некатолическая шляхта, однако ВКЛ являлась самой многоконфессиональной страной: католики, униаты, православные, мусульмане (татары), иудеи, староверы, которых еще было довольно много и в конце 19 века. А Могилев вообще тогда был центром православия ВКЛ во главе с Георгием Канисским до и после разделов РП. Водва была шляхетским имением, а не казенным, и все зависело от владельца. Так что особых проблем в строительстве православной церкви не вижу. А вообще у меня есть сомнения по поводу изначального строительства именно православной церкви. Ее могли передать православию после разделов РП. К примеру костел Св. Терезы в Щучине по архитектуре очень похож на эту церковь, шлемовидный купол с надкупольным барабаном более характерен католикам (взять хотя бы собор Петра в Ватикане), чем православным (луковичный купол), ниши в стенах (в таких нишах католики ставили статуи), ориентация алтаря на северо-восток (православные строили строго на восток). Но это лишь мои предположения.


      Был сегодня свободен.
      Полазил по своим старым данным — на Наполеоновских картах 1812 года. В Водве нет церкви — до 1900 года Старая Водва нызавалась просто Водвой. Церкви в окресностях Водвы обозначены в Голчинской, Браково, Барсуки, Малое Черноручье, Требухи и Горная Улица (около могилевских Княжиц). Мог немного ошибится переводя с франзуского — сейчас таких названий нет.

      Обозначеные деревни вблизи Водвы тоже без церкви Водвинка, Новоселки, Горемыки, Добрейка и Сметаничи.

      Так что постройка такой церкви в 1780м году очень сомнительна — она была бы лучшая в округе. Её не могли не заметить и не внести в карту. Постройка в 1870м кажется более реальная дата. И она сразу стала "сползать" под откос и пошли трещины. Вопрос конечно спорный: привели трещины к тому что церковь забросили или заброшенность привела к трещинам.

      всем успеха!
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      9 апр 2015, 16:51
      удалить
      Добавлю: написано Ghornaia Oulitsa (Горная Улица)
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      13 апр 2015, 10:08
      удалить
      Shashkov 4 апреля в 04:43

      Да нет, какая Лотва? Кирпичный завод построили около Лотвы (как и поселок для работников завода Красный Луч) уже в Советское время, а железную дорогу проложили в 1902 году, что значительно позже постройки церкви в Водве (примерно 1770-1780 гг.) и самого Ракузы (умер в 1883 году). Вообще не ясно, откуда кирпичи. В Водве из ремесел было бондарство, лозоплетение и кузнец, даже гончаров не было, как и в округе.



      Вы здесь немного не правы.
      Железная дорога и станция Лотва обозначены на картах Российской империи издания 1868 года. Эта ветка строилась одной из первых так как соеденяла Петербург с югом страны.
      Возможно тогда и появилось или просто существенно увеличилось производство кирпичей вблизи Лотвы которые отправляли в Могилев.
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      13 апр 2015, 10:54
      удалить
      Shashkov 4 апреля в 04:43

      Да нет, какая Лотва? Кирпичный завод построили около Лотвы (как и поселок для работников завода Красный Луч) уже в Советское время, а железную дорогу проложили в 1902 году, что значительно позже постройки церкви в Водве (примерно 1770-1780 гг.) и самого Ракузы (умер в 1883 году). Вообще не ясно, откуда кирпичи. В Водве из ремесел было бондарство, лозоплетение и кузнец, даже гончаров не было, как и в округе.



      kamunikat.fontel.net

      Гістарычны Альманах том 7 / 2002
      Этапы железнодорожного строительства на Беларуси
      Андрей Киштымов (Менск)
      Читаю:
      В начале 90-х гг. 19 в. был разработан детальный проект 1 024-верстной железной дороги Киев — Чернобыль — Жлобин — Рогачев — Могилев — Шклов — Орша — Витебск — Великие Луки — Петербург. Затраты на ее строительство оценивалась в 55,5 млн. руб.[68] Этот проект также не был осуществлен. Однако 24 декабря 1902 г. открылось регулярное движение по линии Витебск — Жлобин (262 версты, решение о строительстве за казенный счет принято 9 апреля 1899 г., общие затраты на строительство составили 17 960 тыс. руб.). Наконец-то Могилев, последним из белорусских губернских городов, получил железнодорожную связь, а Жлобин стал железнодорожным узлом.
      --------
      Вот это да? выходит вы правы? А как же карты 1868 года? они все висят в сети — можно легко проверить!
      Могу только сделатъ вывод что историки-ученые работают ну очень не точно. Скорее они просто как двоечники переписывают друг у друга ошибки! Даже совершено беглое рассмотрение фактов дилетантом-любитилем как я может поставить под сомнение их выводы.
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      13 апр 2015, 21:17
      удалить
      Patashonak 13 апреля в 10:54

      kamunikat.fontel.net
      Гістарычны Альманах том 7 / 2002
      Этапы железнодорожного строительства на Беларуси
      Андрей Киштымов (Менск)
      Читаю:
      В начале 90-х гг. 19 в. был разработан детальный проект 1 024-верстной железной дороги Киев — Чернобыль — Жлобин — Рогачев — Могилев — Шклов — Орша — Витебск — Великие Луки — Петербург. Затраты на ее строительство оценивалась в 55,5 млн. руб.[68] Этот проект также не был осуществлен. Однако 24 декабря 1902 г. открылось регулярное движение по линии Витебск — Жлобин (262 версты, решение о строительстве за казенный счет принято 9 апреля 1899 г., общие затраты на строительство составили 17 960 тыс. руб.). Наконец-то Могилев, последним из белорусских губернских городов, получил железнодорожную связь, а Жлобин стал железнодорожным узлом.
      --------
      Вот это да? выходит вы правы? А как же карты 1868 года? они все висят в сети — можно легко проверить!
      Могу только сделатъ вывод что историки-ученые работают ну очень не точно. Скорее они просто как двоечники переписывают друг у друга ошибки! Даже совершено беглое рассмотрение фактов дилетантом-любитилем как я может поставить под сомнение их выводы.



      Иногда на старые карты наносились новые объекты, как ж/д пути и станции, но год выпуска карты оставался первоначальным. Просто нужно рассматривая карту еще и комментарии к ней прочесть. А вообще я изучал карты и понял, что они не совсем надежный источник информации. Приведу несколько примеров. Та же карта Наполеона. Кроме Водвы на ней не обозначены церки и в Шклове, Княжицах, Головчине, а они там уж точно были. Смотрим карту 1821 года Могилевской губернии, а на ней вообще Водвы нет, но есть Грибачи, которые вдвое меньше Водвы. Одна из самых древних точных подробных карт — план генерального межевания 1785 года. В Водве церкви не нарисовано! Но в экономических примечаниях к ней пишут, что есть каменная церковь. Как это понимать? И вообще весь спор состоит в том, что руины той церкви сейчас в Водве или же другой, построенной позже. Тогда вопрос, что за церковь там была, где находилась, когда перестроена? А карты вряд ли переписывали. К примеру деревня Цвырково. На разных картах написано по разному: Свирково, Цырковка, Церковка и т.д.
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      13 апр 2015, 21:57
      удалить
      Patashonak 9 апреля в 14:12

      Сравните:
      поперек склону — ни одной трещины!!! Есть другие фотографии в интернете.
      turbina.ru/q/photo/1/1857364/…
      turbina.ru/q/photo/1/1857300/…
      И вдоль склона — разрушение нельзя остановить. И частъ церкви рухнула четко по линнии вдоль склона. Явная ошибка архитектора или планировщика!
      turbina.ru/q/photo/1/1857328/…
      --------------
      Мы ошибочно полагаем что старые постройки надежнее современных лишь на основании тех не многих удачных построек которые сохранились веками и дошло до нас. Тот факт что огромная часть построенного уже рухнула из-за ошибок мы не видим.



      Все таки не соглашусь с Вами. Наши предки очень хорошо знали где и как строить. Склон только со стороны алтарной стены, с остальных сторон относительно ровная площадка. Не могли они знать, что слева будет песчаный карьер, а вокруг множество могил, которые также нарушают структуру грунта. К тому же посмотрите внимательно на главный вход, где основные трещины. Портик стоит на разных фундаментах. Края входят в состав капитальных стен, а центр опирается на отдельно стоящие колонны. Разные фундаменты и соответсвтенно разные просадки способствуют развитию трещин. Но это не самое страшное. Здание уже более 20 лет лишено кровли. Красный кирпич очень гигроскопичен, а вода имеет свойства при замерзании увеличиваться в объеме, разрушая кирпич. Кладка выложена на известковым растворе, который при намокании размягчается и на нем начинают произрастать различные растения. К тому же здание не имеет отмостки и цоколь намокает от грунта, разрушаясь при замерзании и оттаивании и увеличивая крен здания. Корни деревьев и замерзание влаги в порах способствуют образованию и расширению трещин. Своевременный ремонт и защита от влаги решили бы эти проблемы. Но при его отсутствии происходит интенсивное разрушение. К сожалению вскоре оно полностью уничтожит этот уникальный памятник архитектуры.
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      13 апр 2015, 23:01
      удалить
      Patashonak 9 апреля в 16:48

      Был сегодня свободен.
      Полазил по своим старым данным — на Наполеоновских картах 1812 года. В Водве нет церкви — до 1900 года Старая Водва нызавалась просто Водвой. Церкви в окресностях Водвы обозначены в Голчинской, Браково, Барсуки, Малое Черноручье, Требухи и Горная Улица (около могилевских Княжиц). Мог немного ошибится переводя с франзуского — сейчас таких названий нет.
      Обозначеные деревни вблизи Водвы тоже без церкви Водвинка, Новоселки, Горемыки, Добрейка и Сметаничи.
      Так что постройка такой церкви в 1780м году очень сомнительна — она была бы лучшая в округе. Её не могли не заметить и не внести в карту. Постройка в 1870м кажется более реальная дата. И она сразу стала "сползать" под откос и пошли трещины. Вопрос конечно спорный: привели трещины к тому что церковь забросили или заброшенность привела к трещинам.
      всем успеха!



      Рад бы с Вами согласиться, но не могу. 1870? Вы как минимум даже по картам омолодили церковь на год: на карте Шуберта за 1869 года уже нарисована церковь. Но нельзя по одному источнику делать такие выводы. Вы игнорируете многие другие факты, о которых я писал выше. Свою версию я уже озвучил, но пока доказательств мало. Я занимаюсь сбором информации по мере свободного времени и думаю докопаюсь до истины. У меня нет цели сделать церковь древнее, а цель — докопаться до истины. У меня много задумок как это сделать, но сказывается нехватка времени. Вообще церковь это только часть моих исследований, я собираю информацию о Водве. Я, как потомственный уроженец Водвы, хочу знать ее историю, историю моих предков. Никто всерьез ей не занимался. К примеру в энциклопедии "Гарады i вескi Беларусi" пишут, что первое упоминание о Водве в 1561 году, но я нашел копию дарения Водвы Матвею Микитиничу на латинице от 1509 года. И думаю многое еще можно найти, исследовать и сделать правильные выводы на основе фактов.
    • Patashonak
      помощь
      Patashonak
      в друзья
      в контакты
      С нами с 7 янв 2014
      14 апр 2015, 11:09
      удалить
      Shashkov 14 апреля в 06:17

      Приведу несколько примеров. Та же карта Наполеона. Кроме Водвы на ней не обозначены церки и в Шклове, Княжицах, Головчине, а они там уж точно были. Смотрим карту 1821 года Могилевской губернии, а на ней вообще Водвы нет, но есть Грибачи, которые вдвое меньше Водвы. Одна из самых древних точных подробных карт — план генерального межевания 1785 года. В Водве церкви не нарисовано! Но в экономических примечаниях к ней пишут, что есть каменная церковь. Как это понимать? И вообще весь спор состоит в том, что руины той церкви сейчас в Водве или же другой, построенной позже. Тогда вопрос, что за церковь там была, где находилась, когда перестроена? А карты вряд ли переписывали. К примеру деревня Цвырково. На разных картах написано по разному: Свирково, Цырковка, Церковка и т.д.



      Я тоже подходил довольно критично вопросу чтения карт.
      И сoгласен церковь в шклове и Головчине были. Но это всего лишь такая легенда карты что их не обозначели.

      Там значек кружечек с крестиком по французски означет "деревня с церковью". village a clocher au paraisse
      Без Крестика как "деревенька". Village au hameau — Так обозначена Водва
      А Шклове, Княжицы и и Головчин обозначны как "городок" — bourg. Значка "Городок с церковью" для этой карты нет. наверно в гродках церкви были всегда и не нуждались в особом обозначении.
      Могилев Смоленск Орша обозначены как крепость и тоже без церквей.

      По поводу Грибачей есть мысли — напишу позже.
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      29 мая 2015, 23:02
      удалить
      Карты картами, весомый аргумент, но все же... А как же быть с кирпичем? Старинный кирпич ручного формования, размером 30х15. Где его делали, когда? При Российской Империи был другой — 26х13, Петровский, 6х3 вершка. Ниши в стенах меня смущают. Униатство или же даже католики его строили.
    • Shashkov
      помощь
      Shashkov
      в друзья
      в контакты
      С нами с 3 апр 2015
      8 июн 2015, 22:49
      удалить
      Patashonak 14 апреля в 11:09

      Я тоже подходил довольно критично вопросу чтения карт.
      И сoгласен церковь в шклове и Головчине были. Но это всего лишь такая легенда карты что их не обозначели.
      Там значек кружечек с крестиком по французски означет "деревня с церковью". village a clocher au paraisse
      Без Крестика как "деревенька". Village au hameau — Так обозначена Водва
      А Шклове, Княжицы и и Головчин обозначны как "городок" — bourg. Значка "Городок с церковью" для этой карты нет. наверно в гродках церкви были всегда и не нуждались в особом обозначении.
      Могилев Смоленск Орша обозначены как крепость и тоже без церквей.
      По поводу Грибачей есть мысли — напишу позже.



      Все-таки была церковь в Водве! В реестре церквей, насильно отнятых Униатами у православия, в письме Иеронима Волчанского королю Августу III есть и Водва Оршанского повета. Даже точная дата — 21 марта 1747 года (Н.Н. Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше унии, 1795 г.). Мои предположения о изначальном строительстве церкви неправославными (писал выше) подтверждаются. Православные лишь перестроили на свой манер (судя по более позднему кирпичу заложили две ниши из четырех со стороны алтаря (ниш в стенах у православных нет), отремонтировали свод, выложили хоры, возвели иконостас (не сохранился), возможно еще что-то, например оштукатурили, нанесли фрески). Униатов переводили обратно в православие с 1772 года, окончательно ликвидировав в 1839 году, но вряд ли бы после разделов РП им дали бы строить храмы. Возможно на время составления карт церковь была закрыта или не освящена и не отмечена на карте по этой причине. Возможно удастся узнать, когда в Водве вернулись к православию.
      Еще одна интересная информация. В энциклопедии городов и весак Беларуси пишут, что церковно-приходская школа в Водве открыта в 1900 году, однако в Могилевских епархиальных ведомостях 1889 года в отчете за 1887/1888 г. упоминается школа и в Водве, 25 учащихся там мальчиков, даже фамилия учителя — сын псаломщика Григорий Голодновский и законоучителя – священник Иоанн Голодновский. Энциклопедия ошибается, а вы говорите карты...
    Наверх