Северная провинция

Северная провинция

LAT
Я здесь был
Было: 1
Хочу посетить
23

1 материал,  27 фотографий

Вики-код направления: помощь
Топ авторов помощь
Были в Северной провинции?

Поделитесь впечатлениями!

 
DK1974
помощь
в друзья
в контакты
С нами с 31 окт 2009

Черно-белые женщины Менде

 
15 августа 2014 года||6 (4)| 23| 535017

В январе 2014 года я с другом, водителем и гидом выехали на машине из Фритауна (столица Сьерра-Леоне) в сторону Конакри (столица Гвинеи).

0

Автор: DK1974


Расстояние примерно 130 км. Время в пути от 3 до 4 часов, с учетом прохождения границы. Плюс еще в самом Конакри вы можете потерять час-два на огромные пробки. На выезде из Фритауна подобных проблем не наблюдалось.

3

Автор: DK1974


Жизнь на дороге и вдоль нее кипит на протяжении всего маршрута, особенно в населенных пунктах.

1

Автор: DK1974


Все куда-то спешат, что-то несут, другие пытаются что либо продать.

0

Автор: DK1974


Фотографировать с колес тяжело, особенно в пасмурную погоду, поэтому хороших, более менее резких снимков очень мало.

0

Автор: DK1974


Типичные картинки, сделанные на территории Сьерра-Леоне.

1

Автор: DK1974


Но речь в этой заметке о другом.

Не доезжая города Порт-Локо в одном из небольших населенных пунктов мы увидели любопытную картину. Местные женщины исполняли некий танец. Гид что-то пытался объяснить нам, но толком я ничего не понял. Самое интересное, что я впервые видел на тот момент не туристический ритуальный обряд. В этом месте не было ни одного белого человека.

4

Автор: DK1974


Мы стояли и пару минут просто смотрели на все это действие. Не понятно, можно было фотографировать этих черно-белых женщин или нет. Через мгновение колона из девушек направилась к нашей машине. Чтобы избежать лишнего недопонимания я попросил своего товарища дать им какую-нибудь мелочь. Он вышел из машины и протянул женщине в крутой маске 5 долларов.

2

Автор: DK1974


Я ему тогда сказал: "Это скорее всего невесты просят духов прислать им хороших женихов, вот они и ломанулись к машине, сейчас тебя скрутят и уведут в какой-нибудь чулан, а денег тебя выкупать — нет".

Через мгновение я понял, что подаренной на всех суммы маловато и нам пора ехать дальше. Об этом решение я теперь сильно жалею, надо было, конечно, остаться и снять еще побольше кадров и хотя бы немного видео. Просто что-то я растерялся тогда в окружении столь прекрасных экзотических дам:)

4

Автор: DK1974


Теперь спустя пол года я задался целью узнать хоть что-нибудь об этой случайно подсмотренной традиции.
В интернете нашел много интересной информации. Кого заинтересует женщины этнической группы менде вот один из лучших материалов про них. Я даже скопировал оттуда несколько старых фотографий.

Bondo Initiate in White K
0

Автор: DK1974

Bondo Initiate in White Kaolin at Bitema in Nongowa Chiefdom — 1969. In the center is a young Bondo initiate covered in a white clay during one of the stages of her initiation. To her right is the Bondo Masquerade which was known locally as the Bondo Devil. Location : Bitema Nongowa — Kenema District — Eastern Province

Ниже описание из энциклопедии "Народы и религия мира". Оно немного заумное с множеством незнакомых слов, но может кому-нибудь пригодиться.

Для тех кому лекция по данной теме пока не нужна я привожу краткое резюме.

Этот ритуал уникален тем, что в нем участвуют только женщины. Одной из главных деталей церемонии является маска. Называется она Bundu. В ней заключен коллективный разум всего сообщества. Маска рассматривается как одно тело, дух народа, она является напоминанием, что люди имеют двойное существование; они живут в конкретном мире плоти и материальных вещей и духовном мире снов, веры, стремлений и воображения.
Маска призвана передать менде идеалы женской морали и физической красоты.

0

Автор: DK1974


Женщины менде используют белую глину, чтобы выделить свою территорию. Гладкая и блестящая поверхность глины на поверхности тела отражает свет, что делает его привлекательным. Цвета варьируются от бежевого до ярко белого.
Белый цвет в ассоциации женщин под названием Санде означает чистоту и отсутствие дефектов. Так же он символизирует мир духов и часть общества, где люди стремятся к самым высоким стандартам.
Объекты и люди отмеченные белой глиной, находятся под контролем и защитой Санде.
1

Автор: DK1974

Менде (самоназвание), менди, коссо, косса, народ в Сьерра-Леоне (в среднем течении рек Джонг, Сева, Моа) и в пограничных районах Либерии. Численность в Сьерра-Леоне 1,5 млн. человек, в Либерии 10 тыс. человек.

Говорят на языке менде группы манде нигеро-кордофанской семьи. В конце XIX века под влиянием письменности ваи было создано слоговое письмо менде, которое не закрепилось и к 60-м гг. XX века вышло из употребления. Современная письменность — на основе латинизированного алфавита "Африка", применяющегося в миссионерских изданиях. Большая часть менде придерживается традиционных верований, значительно число мусульман-суннитов, есть протестанты.

Этногенез менде связан с ассимиляцией автохтонов киси и булом пришельцами-мане, верхушку которых составляли выходцы из различных народов манден, а основное ядро — банди и лома (с середины XVI до конца XVIII вв.). В доколониальный период у менде сложилось около 70 небольших вождеств.

0

Автор: DK1974


Традиционные занятия — ручное земледелие (ямс, маниок, фонио, арахис, хлопок, рис, имбирь; современные менде возделывают кофе, какао), собирательство (плоды масличной пальмы), разведение мелкого рогатого скота, домашней птицы, рыболовство, торговля. Ремёсла — ткацкое, крашение тканей, гончарное, мыловарение, плетение, резьба по дереву.

Пища преимущественно растительная (каши, похлёбки с острыми овощными приправами и пальмовым маслом), мясная и рыбная (в том числе сушёная рыба).
Традиционные поселения — кучевые. Традиционное жилище прямоугольное или круглое, со стенами из деревянных жердей, обмазанных глиной, с конической крышей из пальмовых листьев.

0

Автор: DK1974


Основа социальной организации — деревенские общины (кулоко) и большие семьи (мавей). Сохранились родовая организация, общества взаимопомощи (кугбе, бембе), тайные союзы — мужские (Поро, Вунде, Ньяйей) и женские (Санде, Бунду, Хумой, Кпа). Брак патрилокальный, развитый авункулат (лат. avunculus «дядя по матери» — традиция особой близости между человеком и братом его матери, относящаяся в основном к периоду, когда происходил переход от материнского рода к отцовскому).

Развиты колдовство (ведовство), культы предков (нгафанга) и сил природы; главный персонаж мифологии менде — высшее божество Нгево, посылающее дождь. Народное прикладное искусство представлено разнообразными масками и деревянной скульптурой. Менде имеют богатый музыкальный и танцевальный фольклор.

0

Автор: DK1974


Земледельцы и рыбаки менде (общая численность более одного миллиона человек), — одна из двух основных народностей Сьерра-Леоне. По местным преданиям, менде появились на побережье приблизительно в XVI веке. Кроме существующего повсеместно мужского союза поро большую роль в социальной и религиозной жизни менде играет женское тайное общество бунду (или занде).

0

Автор: DK1974


Наряду с поро эта организация контролирует культурную, политическую, военную деятельность. Одна из главных функций бунду — воспитание девушек. В лесных школах девушки менде усваивают все необходимые навыки будущей семейной жизни, а также обучаются пению, танцам.

0

Автор: DK1974


На большой праздничной церемонии, завершающей обряд посвящения, появляется маска духа — покровителя бунду. Антропоморфная черная маска-шлем бунду строго канонична: местные варианты ее отличаются только формой прически, которая играет роль геральдической эмблемы.

Небольшое треугольное лицо с широким выпуклым лбом и маленьким острым подбородком опирается на массивную шею с характерными валиками. Ту же форму головы и такую же кольчатую шею имеет и круглая деревянная скульптура менде, в частности статуэтки минзерех, используемые в обрядах общества прорицательниц — ясси. (Находящаяся в трансе жрица держит в руках статуэтку, которая отвечает на вопросы определенными наклонами головы).

0

Автор: DK1974


Искусство менде лишено зооморфных элементов и умеренно стилизовано, что отличает его от искусства как северных, так и южных соседей. Некоторые исследователи косвенно связывают эти особенности с повышенной ролью женщин в общественной жизни менде связан с благородной красотой женщин менде.
В статуэтках и ритуальных предметах, принадлежащих бунду, проявляются те же стилистические черты, которые определяют характерные особенности масок-шлемов: коническая прическа, кольчатая шея, увеличенные размеры жировых складок, которые воспринимаются как один из признаков красоты женщин, пользующихся у менде значительным влиянием.

0

Автор: DK1974


Действительно, почти вся скульптура менде принадлежит женскому обществу, что представляет собой в Африке большую редкость. И, возможно, отсутствие острых, экспрессивных гротесковых форм в какой-то мере объясняется "смягчающим" женским влиянием. Что касается исчезновения зооморфных элементов, то оно, очевидно, свидетельствует о завершении процесса "антропоморфизации", которая является одной из самых общих тенденций развития традиционных художественных форм.

Об относительно длительном развитии художественных традиций менде также свидетельствуют отточенность стиля и некоторая композиционная свобода (отсутствие жесткой иератичности в скульптуре).
В Британском музее имеется коленопреклоненная статуэтка менде, вывезенная из Африки до 1900 года, стиль которой, с одной стороны, напоминает каменную скульптуру номоли, с другой — статуи теллем-догонов. Сходство с каменной скульптурой обнаруживается также в сложных формах прически масок и статуэток менде.

0

Автор: DK1974


Нашел содержательный, правда тяжелый фильм Mende People Sierra Leone and Conflict Diamonds.

Еще можете послушать легкую музыку этого народа и посмотреть интересные фото на эту тему Felli mende music Sierra Leone.

P.S. Это небольшое, но теперь уже памятное событие произошло как раз в мой День рождения. Надо было тогда сказать об этом женщинам менде, возможно, они бы пустили меня в свой хоровод, тем более у меня была круглая дата:)

0

Автор: DK1974

вики-код
помощь
Вики-код:
Выбор фотографии
Все фотографии одной лентой
27 фото
dots

Дешёвый ✈️ по направлению Северная провинция
сообщить модератору
  • Natali_happy
    помощь
    Natali_happy
    в друзья
    в контакты
    С нами с 13 мар 2013
    15 авг 2014, 15:33
    удалить
    Надо же, а на Реюньоне тоже много женщин с такой маской на лице ходят, она то белая, то желтая. Спасибо, интересно, только вы пока приостановите поездки по Африке, вон что деется с этим вирусом!
  • DK1974
    помощь
    DK1974
    в друзья
    в контакты
    С нами с 31 окт 2009
    15 авг 2014, 15:38
    удалить
    Natali_happyнаписала 15 августа в 15:33

    Надо же, а на Реюньоне тоже много женщин с такой маской на лице ходят, она то белая, то желтая. Спасибо, интересно, только вы пока приостановите поездки по Африке, вон что деется с этим вирусом!


    С такой маской много где по миру ходят, только с разными целями, в основном косметическими. Эксклюзив только один — в России. Маска из огурцов это вам не глиной намазать:) В этом году в те края уже точно не поеду. Мне повезло, с центром эпидемии разминулся в несколько месяцев. Как раз все началось в Гвинее.
  • DK1974
    помощь
    DK1974
    в друзья
    в контакты
    С нами с 31 окт 2009
    15 авг 2014, 15:41
    удалить
    Я не стал описывать все, что есть в оригинале. Там очень много информации. Про танцы, про людей менде в политике, про женское обрезание в этом племени и т.д. Уникальность менде в том, что эти женщины доминируют в обществе. Обычно маски надевают мужчины, а здесь только женщины.
  • AntoshaNanarivo
    помощь
    AntoshaNanarivo
    в друзья
    в контакты
    С нами с 10 апр 2012
    16 авг 2014, 12:29
    удалить
    прекрасно!
  • Hevron
    помощь
    Hevron
    в друзья
    в контакты
    С нами с 7 ноя 2011
    16 авг 2014, 16:42
    удалить
  • Maynur
    помощь
    Maynur
    в друзья
    в контакты
    С нами с 16 ноя 2011
    17 авг 2014, 13:17
    удалить
    Очень интересно! Чего только нет на свете!
Наверх