22 сентября 2018. Из Гвинеи в Сьерра-Леоне мы с Василием пересекали границу в Памелапе. Нас перевозил на автомобиле гвинейский пограничник. Сразу же за постом он остановился и передал другому водителю, который ехал в столицу страны, в город Фритаун. А вообще мы планируем пересечь всю страну за несколько дней.
Водитель оказался военным офицером, поэтому до самого Фритауна на всех полицейских постах нас пропускали быстро, только иногда мельком заглядывая в паспорт. В машине ехали ещё двое пассажиров — парень и девушка. Девушка, такая смешная с косичками, ехала с нами ещё от Конакри. Обычно местные водители перевозят в легковой машине по 6 человек, поэтому ещё за двоих пришлось всем скинуться и доплатить разницу. Но мы считаем, что за 250 км пути по 8 $ счеловека — это неплохо.
После Гвинеи мчаться по ровной асфальтированной дороге, между высокими пальмами, было счастьем. Да ещё не в битком забитой разбитой колымаге, а в новенькой тойоте. И люди здесь другие, более воспитанные и культурные. В деревнях тоже торгуют, но делают это вежливо, не тыкая в нос товар и не давят на психику.
Вкратце о Сьерра-Леоне.
Эта западноафриканская страна является одной из самых маленьких на своём континенте. Она никак не представлена на мировой политической арене, да и на глобальную экономику никакого влияния не оказывает. И неудивительно, ведь это бедные края, где основная масса населения тут круглосуточно озабочена вопросом пропитания, чтобы просто выжить. Больше половины населения страны неграмотные.
В Сьерра-Леоне проживает около 16 этнических групп, из них доминирующими являются крио, менде и темне. По традиции браки организованы между семьями, когда девушка ещё совсем молода. Но обычно свадьбу играют, когда жених способен собрать достаточно денег для невесты, чтобы отдать их будущей невесте и её семье. Хотя в стране развита добыча алмазов, но это никак не помогает местному населению выкарабкаться из нищеты.
Кроме человека, самыми опасными существами в Сьерра-Леоне считаются малярийный комар и крокодил, от которых гибнут немало людей. А в 2 014 году в стране была эпидемия эболы, унёсшая жизни более 1 660 человек. Население страны было так напугано эболой, что были даже беженцы. На стене во Фритауне мы видели сохранившуюся надпись: «Эбола, остановись со мной!»
Как мы провели время в Фритауне
Наш водитель высадил нас на окраине, ещё за 15 км от центра города. Василий купил местную сим-карту и мы позвонили каучсёрферу, который должен был нас забрать к себе в гости. Но Алюсин почему-то не отвечал на наши звонки и мы остались без ночлега. Тогда мы перешли к плану «Б» и уехали в центр города.
В центре мы нашли Зал Царства и там познакомились с Тамбой. А Тамба организовал для нас ночлег на 3 ночи в гестхаусе, хозяйкой которого является Диана. До гестхауса мы ехали на кеке (так называют здесь моторикшу), который на крутом подъёме заглох и нам пришлось его подтолкнуть.
В гестхаусе мы оказались в спокойной обстановке, где о нас заботились с любовью, как и подобает христианам.
В гестхаусе нам особенно помогал юный сотрудник Франсис. Он тихонько постучал в дверь и с улыбкой спросил, принести ли нам горячую воду. Затем он отправился за дом, где на костре грелась вода, налил в ведро и принёс нам.
Также Франсис принёс нам местного пива «Star» и мы хорошо закончили день.
23 сентября. Утром мы посвятили время удовлетворению духовных потребностей. Сначала посетили христианское собрание в Зале Царства, где нас окружили вниманием. А на обед нас пригласил брат Тамба к себе домой. Его жена приготовила вкусный кускус с курицей и сосисками.
По пути мы видели беднейший квартал города, в котором живут очень приветливые люди. Просто парадокс какой-то! Вместо депрессии от безысходности жизни в нищете они улыбаются и ни на что не жалуются. Здесь люди довольны тем, что имеют.
После обеда Тамба поехал вместе с нами на пляж в прибрежный район Абердин. Здесь находятся многочисленные высококлассные отели и рестораны. Но успели мы немного увидеть, потому что Тамба спешил и настаивал ехать обратно вместе. Тамба нас не оставляет, опекает, как отец, — провожает домой, показывает город и помогает выбрать продукты. А завтра обещает даже в консульство Либерии поехать с нами.
Вечером к нам приехал Алюсин, пропавший вчера. Он проделал путь в 20 км только для того, чтобы увидеться с нами и извиниться за вчерашнее недоразумение. Он очень просил ехать к нему сейчас, даже стало его жалко в какой-то момент. Но мы уже не могли ничего изменить. Парень уехал, а мы вернулись в гестхаус пить пиво «Star».
24 сентября. Утром мы получали визы Либерии в консульстве этой страны. Консул лично принял нас, попросил бронь отеля в Либерии и проверил по телефону. Затем поинтересовался, когда мы хотим ехать в его страну. Мы ответили, что завтра. После этого консул взял с нас по 150 $ и попросил подождать на ресепшн. Там девушка заполнила наши анкеты и отнесла консулу. А из кабинета вынесла наши паспорта с готовыми визами Либерии. Мы даже не ожидали такой оперативности. Под конец пришёл Тамба, но его участие не понадобилось.
В гестхаусе нашли Франсиса и отправили его за билетами в Бо на завтра. Через пару часов он принёс билеты, ещё и сдачу нам хотел вернуть, но мы оставили ему в качестве чаевых.
Гуляли по городу сегодня уже без Тамбы. На центральных улицах очень шумно от людей и машин, но более-менее чисто. Продавцы подходят и улыбаются, здесь они не так навязчивы, как в Гвинее. Меня всё время поражает, как женщины носят на голове большой груз и он у них никогда не падает.
Почему многие народы переносят грузы именно на голове? Исследования физиологов доказывают, что переноска тяжестей на голове — самая экономичная для человеческого организма. Человек не тратит лишней энергии на сохранение равновесия ноши и, как следствие, меньше устаёт. Если бы африканка с 50-кг корзиной на голове соревновалась с тренированным солдатом, за плечами которого такого же веса рюкзак, то она бы во время одинакового перехода израсходовала бы сил в 2 раза меньше!
Снова ездили на пляж в Абердин, но купаться не рискнули из-за мусора, плавающего в воде. Песочек на пляже отличный, а с пляжа открывается красивейший вид на горы. Посидели под пальмой, понаблюдали за океаном, с которого дул свежий ветерок.
В другом месте посидели за столиком и перекусили. К нам подошёл парень с расстёгнутой ширинкой и предлагал чёрную леди за деньги. А когда получил отказ, то начал намекать на наркотики. Тогда мы его вообще отправили туда, откуда он пришёл.
На пляже ребята играли в футбол, причём довольно технично. Кто знает, может быть кто-то из них, начинающий с пляжа, усеянного мусором пробьётся в большой спорт? Но футбол в Африке очень популярен, в него играют повсюду.
Начинался дождь и мы поторопились поймать кеке. По возвращении в гостевой дом, мы снова пили местное пиво «star».
Едем в Бо
25 сентября. Между Фритауном и Бо курсируют рейсовые автобусы. Франсис в 6 часов утра проводил нас на автостанцию, откуда мы отправились в дорогу большим немецким автобусом. Расстояние до города Бо 240 км и мы его преодолели за 5 часов. Дорога пока что хорошая, но всё хорошее когда-нибудь заканчивается
Что мы наблюдаем за окном? По мере удаления от столицы жизнь замедляется и становится всё проще и проще. Сразу за городом дома каменные с металлической крышей, ещё чуть дальше каменные с сосломенной крышей, а в совсем отдалённых деревнях дома глиняные с соломенной крышей. Женщины в столице ходят в джинсах и пахнут духами, в загородных деревнях они уже без бюстгалтеров ходят, но ещё в верхней одежде. А в отдалённых деревнях уже и без верхней одежды, и без бюстгалтеров. И почти все женщины беременные! Рожают здесь часто, как мы заметили.
Мы повсюду встречаем очень милых и дружелюбных людей, которые нам широко улыбаются. Даже не верится, что совсем недавно в этой приветливой стране на протяжении 11 летней гражданской войны убили десятки тысяч мирных жителей.
В местах остановки автобуса местные жители бойко торгуют сушеными и обычными бананами. Также популярны орехи разных видов и цитрусовые. Вообще, здесь еды много и недорого. Во время остановки в Моямбе я познакомился с парнем из народа менде, который любит футбол и фотографироваться.
Город Бо окружён красивыми зелёными горами, под которыми расположены живописные деревни менде. На автостанции нас встретил Джуано, друг Тамбы. Этот маленький постоянно улыбающийся человек проводил нас до места в городе, от которого отправляются джипы на границу с Либерией.
Мы с Василием оказались первыми пассажирами, а всего нужно запихнуть в джип 10 человек! Сколько ждать — никто не знает, но и других вариантов просто нет. На часах всего 12 часов дня и мы начали предполагать, что может быть вечером будем на границе, заночуем в гостевом доме… Но это Африка и здесь ничего нельзя знать наперёд определённо. Так случилось и в этот раз.
Пока ждали, успели исследовать эту часть города, который ничем особенным не выделяется. Бо — второй город по величине после столицы и его инфраструктура была почти полностью уничтожена гражданской войной. До сих пор город восстанавливается, но быстрый рост населения и тропические болезни создают всё новые проблемы. В интернете пишут, что на улицах Бо есть кучи бытовых и пищевых отходов выше человеческого роста. Не знаю, может и есть, но я видел мусорную свалку на улице только по колени.
Утешает, что гулять здесь безопасно, народ приветливый. На улице подходят и протягивают руку, чтобы поприветствовать редкого в этих местах белого человека. Однажды я остановился в раздумьи, куда идти дальше. В эту же секунду два мужчины начали мне кричать с другой стороны улицы: «Мистер, вам нужна помощь?» В другом месте за мной захлопнулась защёлка двери в уличном туалете. Я смог освободиться оттуда только с помощью мужчин, оказавшихся рядом. Они очень смеялись, так что смеяться начал и я вместе с ними.
Постепенно начали собираться весьма колоритные пассажиры. Среди них была нигерийка Эста, с которой мы поедем вместе не только до границы, но и до Монровии, столицы Либерии. Эста стала для нас хорошим проводником и собеседником.
Пришли две толстые девушки и мы не без оснований побаивались, что в джипе будет очень тесно.
За нами пристально наблюдал дед в резиновых сапогах, один из будущих попутчиков. Он явно нервничал, когда видел, как мы фотографируем. В какой-то момент он сорвался и на полном серьёзе начал требовать от Василия сказать его имя и показать паспорт. Дед долго разворачивал какие-то бумажки и извлёк из них удостоверение офицера полиции. Мы спросили его, что мы нарушили. В ответ он сказал «снап-снап» и ярким жестом имитировал фографирование. Толстые девушки и другие присутствовавшие начали смеяться и шутить с дедом. Они его так уболтали, что тот начал смеяться сам с себя. Позже в пути кто-то говорил «снап-снап» и все просто ржали.
Ночные приключения
Наконец в 10 часов вечера мы двинулись в путь. На улице полная тьма и идёт ливень с грозой. Местами дорога очень плохая, но наш водитель не обращает внимания на ямы. Всем и так тесно, поэтому когда мы ещё ко всему влетаем в яму, то женщины начинают громко ссориться с водителем. На одной из таких ям громко лопнуло заднее колесо. От испуга проснувшаяся Эста несколько раз повторила «Иисус».
Все вышли из машины посреди джунглей, с обеих сторон дороги болото. Стоим и слушаем звуки дикой природы. И это не в кино, а наяву. Приблизительно через 20 минут поставили запаску и мы продолжили наш приключенческий трип по западной Африке.
26 сентября. Следующая остановка была в 2 часа ночи в деревне Джаймуло, мы упёрлись в реку Моа. Водитель сказал, что паром начнёт работать, когда будет светло. Ничего не оставалось, как спать в машине среди темнокожих пассажиров. Я не выдержал тесноты и вышел на улицу прогуляться. От дождя спрятался под чьей-то крышей. Но не буду же я стоять здесь до утра? Вернулся в машину и всё-таки смог уснуть.
В пол-шестого утра запел муэдзин, призывающий мусульман на утренний намаз (молитву). Его голос посреди джунглей разбудил всех, в том числе водителя, который отвёз нас к самой реке. Перед нами была полноводная бурлящая быстрая река, с большими водоворотами. Маленький паромчик для перевозки ровно одного автомобиля был привязан к строящемуся мосту и казался спичечным коробком на фоне стихии. Страшно было представить, как этот паром может перебраться на другой берег по такому быстрому течению.
Мы поинтересовались у людей рядом с паромом, когда он начнёт работать. Мужчина нам ответил неуверенно: «Когда вода в реке спадёт, тогда и будем работать. Может быть через неделю». Вот так попали! А водитель нам ничего даже не сказал про этот паром. Теперь же он объяснил, что нас переправят на лодке, а с того берега уже другим джипом мы доедем до границы.
К месту отправления моторной лодки пришлось идти по очень грязной тропинке и нести рюкзаки на голове.
Погрузка в лодку происходила очень медленно и нас успели искусать комары и муравьи. Сначала парни на головах переносили в лодку мешки с рисом, которых был целый бус.
Затем заехали мотоциклы и наконец зашли люди.
Лодка была явно перегружена и мы рисковали затонуть в реке с крокодилами и бегемотами. Поверьте, было страшно! Но выбора нет…
Хотя течение снесло лодку вниз на метров так 300, но победил мотор и мы успешно перебрались на противоположный берег. Радости не было предела!
Сменный джип оказался немного меньше предыдущего и в него никак не помещалась одна толстая девушка, как только ни садились. Она психанула и уже хотела остаться к радости всех, но неожиданно нашлось место в багажнике и все уселись.
Путь к границе был тяжёлым, снова ехали по грязной дороге. Брызги красной грязи залетали в окно на меня, уже и так грязного. Попадались такие огромные лужи, что мы побаивались, что вода проникнет в салон.
В деревнях нам встречались приветливые аборигены, которые улыбались и махали нам руками. На ручьях и речках женщины стирают одежду, а рядом с хижинами готовят на костре еду. Дети бежат за машиной и что-то кричат. Это Африка!
Ещё немного терпения и мы приехали на границу с Либерией. Пересели на мотобайки и нас отвезли к паспортному контролю. Эста нас преданно сопровождала. Но офицер пограничной службы испортил наше хорошее настроение, вымогая взятку 100 $ за выездные штампы. Такой наглости мы не ожидали, но и давать наглецу даже 1 $ тоже не собирались. Увидев наше упрямство, разозлённый офицер штампы поставил бесплатно, но не отпустил, а передал службе здоровья.
Там три мужика вымогали от нас деньги за штамп о вакцинации против холеры. Я им напомнил, что эта прививка рекомендуется, но она не обязательная. И визу нам дали без неё. Бесполезно было, требуют денег и всё тут! Подключили к спору нигерийку Эсту. Она немного смогла смягчить ситуацию и сбила цену до 10 $ за человека. За эти деньги мы купили сразу два штампа — от холеры и менингита. Пройдя этот развод по-африкански, с нас содрал по пару долларов ещё и полицейский на выезде. Тактика очень простая — забрал наши паспорта и потом нам же их продаёт.
Так мы буквально прорвались в следующую страну на нашем маршруте — в «замечательную» Либерию. Приключений там было ещё больше, чем в Сьерра-Леоне. Но об этом я расскажу в следующем репортаже.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Но,коррупция там конечно...С нас тоже пытались взятку взять именно на границе Сьерра Леоне с Либерией.Такой наглый дядька там,тоже требовал с нас заплатить за менингит и холеру,но мы его послали и он не взял с нас денег
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: