Публикуя совет о вилле Эфрусси де Ротшильд на Лазурном берегу Франции Вилла баронессы Беатрисы Эфрусси де Ротшильд, я намеренно практически обошла вниманием сады, составляющие с ней единый ансамбль, чтобы рассказать о них отдельно.
Садов всего девять: Французский, Испанский, Флорентийский, Прованский, Японский, Севрский, Сад камней, Экзотический, розарий, и прекрасны они не менее, чем сама вилла.
При строительстве виллы ее местоположение на мысе, хоть и великолепной красоты, но все же каменистом и со всех сторон продумаемом ветрами, не располагало к созданию настоящего сада. Однако баронесса Ротшильд препятствий не признавала. Часть скалы была взорвана и выровнена, на нее завезено гигантское количество плодородной почвы, а сотни итальянских рабочих наняты для земляных работ. Из четырех гектаров садов работы первоначально были сосредоточены на участке, видимом с южного фасада виллы и окруженном многовековыми оливами и соснами, где был разбит регулярный Франзуский сад.
Этот самый первый сад проектировался лично баронессой Эфрусси де Ротшильд к открытию виллы в 1912 г. и был задуман ею в форме палубы корабля, отчего стоя на балконе виллы, окруженная морем, Беатриса могла представлять себя капитаном, командующим экипажем из тридцати садовников. Газоны сада были украшены старинными итальянскими вазами, а клумбы сочетались с фигурными прудами и каскадом, увенчанным Беседкой Любви. Ночью пруды искусно подсвечивались, а завершали сказочный образ музыкальные фонтаны центрального пруда, которые хозяйка могла видеть издалека, возвращаясь домой из казино Монте-Карло.
Способ, которым Беатриса "проектировала" свой сад был чрезвычайно занятен: она придумала "живой сад". Несколько ее слуг, упрятанные в фигуры из зеленого картона представляли собой деревья, другие передвигали длинные отрезы серебрянной, серой или зеленой ткани, изображавшие пруды, тропинки и клумбы. Хозяйке оставалось лишь распоряжаться размещением того или иного элемента, и сад буквально начинал обретать желаемую форму.
Прочие сады не могут считаться созданием Беатрисы Эфрусси, так как возникли уже после ее смерти, когда в 1934 г. ботанику и дизайнеру садов Луи Маршану было поручено восстановление территории виллы. Именно он решил возродить пруды и в течение трех лет обустроил комплекс тематических садов. За время войны мыс Ферра был расселен и заминирован, вилла оставлена без присмотра, а сады заброшены на два года. В 1945 г. Маршан возвратился на виллу и полностью восстановил поврежденные сады.
Сегодняшний Флорентийский сад — это остаток планировавшегося Беатрисой большого Итальянского сада, с тропинками и лестницами, в чем-то простой, но при этом элегантный с его мраморными ангелами в нишах, филодендронами и гиацинтами.
Основа Испанского сада — крытое патио, пересеченное обсаженым папирусом и монстерой каналом и с трех сторон окруженное аркадами коринфских колонн
Затененный камфорными и лавровыми деревьями Сад камней разместил барельефы и горгулий с различных зданий и храмов вместе с прочими предметами искусства самых разных эпох, не пригодившимися при постройке виллы: арками, фонанами, куполами, провансальскими садовыми гномами.
Японский сад оформлен традиционными деревянным павильоном, мостиком, фонарями и корзинами, а в выложенном галькой пруду живут прекрасные карпы.
Экзотический или Мексиканский сад представляет резкий контраст соседнему розовому саду своими бесчисленными видами суккулентов, кактусов, агавы, алоэ и массивными фиговыми деревьями.
Самый обширный Провансальский сад окружен оливами и соснами, а его лужайки заросли лавандой и африканскими лилиями.
В Розарии на дальней оконечности садов выращивается сотня сортов роз, один из которых назван в честь баронессы Эфрусси. С мая по июль все это великолепие цветет в полную силу, окружая возвышение с павильоном античной богини
Каждый из садов достоен осмотра в любое время года, а прогулка по всем садам начинается от виллы и в конце приводит через Провансальский сад к каскаду Француского сада, с верхней ступени которого открывается лучший вид на виллу и планировку сада.