1021 материал по 681 объекту, 12 843 фотографии
- GPS
- Россия, Россия, г. Саратов, ул. Кутякова 18
Выставка репродукций картин «По аллее воинской славы»
Я побывал на выставке в феврале 2024 года.
Расположилась она на двух стенах: меньшая часть на одной стене, большая часть на другой стене.
Рассмотрим экспонаты на малой стене. Здесь находится информация о проекте.
1). Фотографии бюстов на Аллее "Дни воинской славы России", которая располагается в Парке Победы на Соколовой горе в Саратове.
Всего памятников — девять, они появились постепенно:
Великие русские полководцы с Александром Невским впереди,
Это бюсты Александру Ярославовичу Невскому, Дмитрию Ивановичу Донскому , Петру Первому, Федору Федоровичу Ушакову , Александру Васильевичу Суворову , Михаилу Илларионовичу Кутузову и Павлу Степановичу Нахимову .
Затем появился бюст Георгия Константиновича Жукова Памятник Маршалу Победы иАлексею Алексеевичу Брусилову Памятник Главнокомандующему вооруженных сил России.
Выставка следует за персоналиями, представленными на Аллее "Дни воинской славы России.
2).Павел Дмитриевич Корин "Александр Невский", 1942. Центральная часть триптиха "Русь уходящая".
Про неё я уже рассказывал в материале Выставка "Князь Александр Невский".
Две выставки взаимодополняют друг друга
3).Емельянов Е.Ю. "Ледовое побоище. 2010-2019".
Это еще одна часть диорамы «Ледовое побоище».
4). Емельянов Е.Ю. "Невская битва. Поединок с Ярлом."
Биргер Магнуссон (швед. Birger jarl, Birger Magnusson, ок. 1210—21 октября 1266) — правитель Швеции из рода Фолькунгов, ярл Швеции с 1248 года,
Согласно «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» в стычке Александра Невского и Биргера русский князь «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь».
5). Сергей Николаевич Присекин «Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года («Парад Победы»). 1985.
Картина художника Сергея Присекина впервые была показана на выставке «40 лет Великой Победы» в Центральном выставочном зале Москвы. В основу картины положен торжественный момент, когда Г. К. Жуков принимал парад Победы, которым командовал Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский.
Современное местонахождение картины: Центральный музей Вооруженных сил РФ (г. Москва).
Сергей Николаевич Присекин (1958 -2015) — советский и российский живописец, педагог, художник студии военных художников имени М. Б. Грекова. Академик Российской академии художеств (2008).
6). П.А. Кривоногов "Победа" (1948).
Современное местонахождение картины: Центральный музей Вооруженных сил РФ (г. Москва).
Картина отображена на почтовой марке СССР в 1988 году.
Пётр Александрович Кривоногов (1910 — 1967) — советский живописец-баталист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Лауреат Сталинской премии (1949).
Художник рассказывал о создании картины: "“Я задумал создание картины, в которой должен звучать гимн Победы над фашистской армией… Я стремился с беспощадной правдой показать разбитого в собственном логове зверя, а в наших солдатах-победителях мне хотелось передать радость конца войны, скромных ее тружеников, которые прошли великий путь от Волги до Берлина”.
«Я очень спешил прибыть к началу наступления на Берлин… В политуправлении фронта, где я изложил свою просьбу, ко мне отнеслись с недоумением: «Что это вы все на Берлин! Разве других участков мало? Вот поезжайте в ту часть, которая должна встретиться с союзниками». Как ни интересно было быть очевидцем встречи с союзными войсками, я всё-таки решительно отказался, ведь я задумал создание картины, в которой должен был бы звучать гимн Победе над фашистской армией. Рейхстаг для нас всех был тогда тем местом, которое символизировало всё тёмное, звериное фашистской Германии. После объяснения причины, почему меня интересует именно Берлин, и настойчивой просьбы меня направили туда, куда я хотел».
«2 мая, в весенний солнечный день я делал этюд с Рейхстага. Только что над куполом его взвился алый стяг Победы, водружённый бойцами батальона капитана Самсонова — героями-разведчиками Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
Какая это была историческая, волнующая картина! Поистине величественным был этот момент, когда у изрешечённых стен Рейхстага наши скромные труженики войны, наши чудо-богатыри торжествовали свою великую Победу.
В эти дни по изрытым траншеями и заваленным кирпичом улицам Берлина потянулись колонны пленных немцев. Но враг ещё огрызался. Засевшие на верхних этажах зданий вражеские снайперы обстреливали улицы, и на середине ещё нельзя было появляться. Помню, как я, устроившись в кузове брошенной машины, рисовал. А когда закончил, то едва отошёл от машины, как сзади раздался взрыв. Машина разлетелась в щепки...»
«Рейхстаг ещё горит. На нём видны следы упорных боёв наших войск. Колонны выщерблены осколками и пулями. Широкая лестница завалена телами убитых, вывороченными каменными плитами, обломками штукатурки. Всюду — на ступеньках лестницы, на цоколях колонн, на высоких каменных парапетах — наши бойцы, запылённые, закопчённые пороховым дымом долгих боёв. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками. Кое-где видны красные флажки. Все головы подняты, все глаза устремлены в одну точку, вверх, туда, где под куполом полощется на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раскатывается могучее русское «Ура!».
7). Павел Дмитриевич Корин "Портрет трижды Героя Советского Союза, маршала Георгия Константиновича Жукова" (1945).
Современное местонахождение картины: Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Осенью 1945 года маршал и художник встретились в Москве.
«Двух-трех сеансов вам, вероятно, хватит?» – спросил Жуков.
«Нужно не меньше пятнадцати, а то и двадцати по полтора часа. Я отношусь к своему делу очень серьезно, так же как вы к своему».
Для продолжения работы Корину пришлось ехать в разрушенный войной Берлин, потому что Жуков не мог задерживаться в Москве надолго. Между сеансами художник много ходил по разрушенному городу, проникаясь тем духом и той атмосферой, в которой пришлось действовать его герою. Положив последний мазок, Корин показал портрет Жукову.
«Мне нравится. И лицо полевое. Спасибо».
– «А что значит „полевое“?» – спросил художник.
«Такое, какое бывает на поле битвы», – ответил маршал.
Художник мог бы написать героя и не в парадной форме, а в «рабочей», в будничной обстановке штабного кабинета. Но перед автором стояла задача создать портрет парадный. Поэтому особенно тщательно Корин изобразил знаки воинской доблести маршала – зримую биографию его боевой славы. На портрете ордена и медали вспыхивают всеми цветами радуги, как фейерверк, салют Победы! На мундире почти нет свободного места: три ордена Красного Знамени, ордена Суворова, Александра Невского, Ленина, два ордена Победы, Золотая Звезда Героя Советского Союза, награды союзников... И контрастом к ним выписано чеканное, почти монохромное в цвете лицо. Рука, сжатая в кулак, показывает силу характера Жукова и вместе с тем грозно предупреждает врага о мощи советского оружия.
8). Леонид Львович Штрикман "Адмирал П.С. Нахимов".
Современное местонахождение картины: ФАУКиИ учреждение культуры "Студия военных художников имени М.Б.Грекова" (Москва).
Леонид Львович Штрикман , 1968 г.р. В 1991 году окончил Московское государственное художественное училище памяти 1905 года.
С 1992 года работает в Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
9).Анатолий Павлович Шепелюк "М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения" (1952).
Современное местонахождение картины: Государственный музей-заповедник "Бородино" (Московская область).
Шепелюк Анатолий Павлович (1906-1972) — советский художник-график и живописец.
Учился в 1933—1939 гг. во Всероссийской Академии художеств у И. И. Бродского и В. Я. Яковлева. Участник художественных выставок с 1939 года.
10).Алексей Данилович Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» (1880).
Современное местонахождение картины: Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Алексей Данилович Кивше́нко (1851-1895) — русский живописец и график.
Самая знаменитая его картина показывает Совет в Филя́х — военный совет, который в соответствии с Воинским уставом был созван 1 (13) сентября 1812 года во время Отечественной войны главнокомандующим М. И. Кутузовым в деревне Фили к западу от Москвы.
На рассмотрение был вынесен вопрос о том, пытаться ли после Бородинского сражения дать ещё одно сражение под Москвой либо оставить город без боя.
В прениях первым выступил Барклай-де-Толли, подвергший критике позицию под Москвой и предложивший отступать: «Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны, жестокой, разорительной. Но сберёгши армию, ещё не уничтожаются надежды Отечества, и война… может продолжаться с удобством: успеют присоединиться в разных местах за Москвой приготовляемые войска».
Опираясь на мнение меньшинства присутствующих, Кутузов принял решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву.
11).Иван Константинович Айвазовский "Синопский бой 18 ноября 1853г. Ночь после боя (1853).
Современное местонахождение картины: Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург).
Сино́пское сраже́ние — разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 (30) ноября 1853 года, под командованием вице-адмирала Павла Нахимова. Сражение произошло в гавани города Синоп на черноморском побережье Турции. Турецкая эскадра была разгромлена в течение нескольких часов.
Вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов.
Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой днем и ночью. Выставку посетил адмирал Нахимов; высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: "Картина чрезвычайно верно сделана".
Это полотно написано по эскизу, сделанному флотским офицером Виктором Барятинским сразу через несколько часов после битвы.
Наблюдая с балкона флагманского корабля "Императрица Mapия", адмирал Нахимов был настолько поражён этим эффектным зрелищем, что повернулся к своему флаг-офицеру Барятинскому и промолвил: "Князь, а нарисуйте-с нам эту картину!". Виктор Иванович начал отнекиваться и говорить, что дескать рисует он плохо, да и молва о его живописном таланте сильно преувеличена. Однако приказ — есть приказ! Барятинский быстро накидал эскиз, прямо с натуры написал тонущие корабли и нарисовал пожары близ Синопа.
Князь Виктор Иванович Барятинский (1823 — 1904) — капитан 1-го ранга, участник обороны Севастополя, командир брига «Эней», флаг-офицер В. А. Корнилова и П. С. Нахимова, автор воспоминаний о Синопском сражении и Крымской войне.
После того, русская эскадра вернулась в Севастополь, Нахимов отправил Барятинского сообщить о победе князю Воронцову. Согласно легенде, по пути Виктор Иванович заскочил к своему знакомому Барятинскому. В тот день он принимал гостей, и публика восторженно слушала рассказ офицера о крупном морском сражении. В завершение, Барятинский даже похвастал, что успел сделать и эскиз той огненной ночи. Айвазовский был сильно впечатлён рисунком и уговорил Виктора Ивановича отдать эскиз. Позже, именно по этому образцу, знаменитый маринист и написал легендарное полотно. Так что многие детали картины мы можем видеть глазами очевидцев тех событий.
12).Иван Константинович Айвазовский "Синопский бой "(1853).
13). Иван Константинович Айвазовский «Чесменский бой» (1848).
Современное местонахождение картины: Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского (Феодосия, Крым).
Чесменское сраже́ние (тур. Çeşme Deniz Savaşı) — состоялось 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года в Чесменской бухте и возле нее между российским и турецким флотами.
После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.
Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.
14).Иван Константинович Айвазовский «Черноморский флот до Крымской войны на феодосийском рейде» (1890).
Современное местонахождение картины: Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского (Феодосия, Крым).
15). Карл Карлович Штейбен "Генералиссимус Александр Васильевич Суворов, граф Рымникский и князь Италийский" (1815).
Современное местонахождение картины: Артиллерийский музей (Санкт-Петербург).
Барон (с 1831) Карл Вильге́льм фон Ште́йбен (Карл Ка́рлович Ште́йбен; Шарль Огю́ст де Ште́йбен), (нем. Carl Wilhelm von Steuben, фр. Charles de Steuben; 1788-1856) — французский живописец немецкого происхождения, автор исторических сцен и портретов. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (с 1833 года).
16).Пётр Бажанов "Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова" (1912).
Современное местонахождение картины: Центральный Военно-Морской музей имени Петра Великого (Санкт-Петербург)
Петр Николаевич Бажанов (1851 — 1913) – выдающийся русский живописец, мастер портрета и морского пейзажа.
17).Луи Каравак "Полтавская баталия" (1718).
Современное местонахождение картины:Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Луи Каравак (фр. Louis Caravaque; 1684-1754, по другим сведениям 1752) — французский живописец, значительную часть жизни работавший в Российской империи. Придворный художник трёх российских монархов: Петра Великого, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.
18).Василий Иванович Суриков «Переход Суворова через Альпы» (1899).
Современное местонахождение картины: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
После написания картина была приобретена императором Николаем II.
На картине изображён один из эпизодов Швейцарского похода Суворова. Вероятно, изображённая сцена имеет отношение к окончанию альпийской эпопеи, переходу через Паникс, когда суворовская армия уже спускалась с гор.
Василий Иванович Суриков (1848 — 1916) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.
19).Алекса́ндр Евста́фиевич Коцебу́ "Полтавская победа" (1862).
Современное местонахождение картины:Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Алекса́ндр Евста́фиевич Коцебу́ (нем. Alexander Friedrich Wilhelm Franz von Kotzebue; 1815-1889) — русский живописец-баталист. Автор картин из истории Семилетней войны, Суворовских походов, Северной войны и других кампаний.
20). Поль Деларош "Пётр I Великий, император России" (1838).
Современное местонахождение картины: Гамбургская картинная галерея.
Поль Деларо́ш, имя при рождении Ипполит Деларош (фр. Paul Delaroche, Hippolyte Delaroche; 17 июля 1797, Париж — 4 ноября 1856, там же) — французский живописец, ведущий представитель академизма середины XIX века.
21). Александр Павлович Бубнов "Утро на Куликовом поле". (1943-1947).
Современное местонахождение картины: Государственная Третьяковская галерея (Москва).
Александр Павлович Бубнов ( 1908 — 1964) — советский живописец.
Про жизнь Бубнова в Аткарске я рассказывал в материале Актёр Борис Андреев и его земляки.
22).Виктор Викторович Маторин «Святой благоверный великий Московский князь Дмитрий Донской» (2002).
Современное местонахождение картины: Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».
Виктор Викторович Маторин, 1971 г.р. Признанный мастер исторической и пейзажной живописи, участник международных и всероссийских выставок.
- Адрес:
Россия, г. Саратов, ул. Кутякова 18
- Дополнительная информация:
Про картину "Победа": kprf.ru/history/soviet/165010…
Портрет Жукова (создание): vk.com/wall-161774064_6451?ys…
О создании картины "Синопский бой":vk.com/wall-179896552_22838?y…
Дешёвый ✈️ по направлению Саратов
- 9 апр, 20:19удалить
Hanyaнаписала 9 апреля в 11:19
Отличная выставка о героях и победах!
Пример того как одно событие цепляет другое, Создали Парк Победы, организовали в нём аллею великих , а потом родилась мысль привязать к полководцам картинный ряд и выставить на обозрение. - 9 апр, 13:53удалитьВиктор, Ваш рассказ о выставке ну очень понравился: и подробностью и наглядностью!
- 9 апр, 20:20удалить
Viktor-Viktorнаписал 9 апреля в 14:53
Виктор, Ваш рассказ о выставке ну очень понравился: и подробностью и наглядностью!
Спасибо, Виктор! Затянул меня материал...