97 материалов по 43 объектам, 1 973 фотографии
- GPS
- Чили, Plaza Capitán Prat Santiago Chile
Площадь в честь броненосца и Памятник героям Икике. Ч.13
Этот совет является частью дневника «МЫ ВСЕ СПЕШИМ ЗА ЧУДЕСАМИ… Белое солнце пустыни, ледяные горы айсбергов и чудо-остров»
А сама площадь названа не в честь человека, а в память о чилийском броненосце «Капитан Прат», в имени которого была увековечена память о национальном чилийском герое Аугустине Артуро Прате. В свою очередь Артуро Прат был капитаном корвета «Esmeralda», чей подвиг слегка граничил с безрассудством. В момент, когда таран перуанского корабля вонзился в борт корвета, Прат с криком: «За мной, ребята!», размахивая обнажённой саблей, перепрыгнул на борт противника. Увы, «ребята» за ним не последовали (чтобы не смущать память, официально считается, что команда не расслышала этого крика из-за шума битвы), и попытка абордажа броненосца закончилась гибелью храбреца. Эта отчаянная отвага так впечатлила противника, что адмирал Грау, капитан перуанского корабля, направил жене покойного письмо с выражением глубокой скорби.
Эти события связаны с блокадой перуанского порта Икике весной 1879 года, когда в ходе неравного боя во время Второй тихоокеанской войны между флотами Перу и Чили, победили перуанцы, и блокада порта была снята. Несмотря на то, что чилийские войска временно покинули этот район, внезапная смерть капитана Прата так сильно повлияла на чилийскую молодежь, что тысячи юношей в тот момент присоединились к армии и флоту, что в конечном итоге и привело к победе Чили в этой войне. Смерть Прата не осталась бессмысленной, и даже слово патриотизм укоренился в народном сознании чилийцев как «пратиотизм». Начиная с 1905 года, дата битвы при Икике была объявлена национальным праздником, и отмечается ежегодно по всей стране как День военно-морской славы (Dia de las Glorias Navales). Вот так поражение становится победой!
Что касается установленного здесь памятника Героям Икике, то он также иногда называется памятником Морской Славы. Открытый 28 мая 1962 года, когда мэром города был бригадный генерал Рамон Альварес Голдсак, это был первый памятник, установленный в столице страны в честь героев морского боя при Икике. Автором бронзовых фигур монумента был Хосе Карокка Лафлор (José Carocca Laflor), пьедестала, каменной кладки и сооружение маяка — Moisés Busquets Montalva, а архитектором — Густаво Гарсия Постиго (Gustavo García Postigo).
.
Задумка была такой – памятник состоит из пирамиды высотой 25 метров, и она имитирует маяк. Он установлен на круглой ступенчатой платформе диаметром около 20 метров, с винтовой лестницей внутри, ведущей к ее вершине.
На западной стороне установлен главный скульптурный ансамбль работы Хосе Карокка Лафлор, на котором Артуро Прат обращен к морю и поднимает левую руку к горизонту.
«Фигура Прата является основной и самой выдающейся из всей скульптурной группы высотой 3,60 метра, в то время как остальные достигают 3,20 метра; Рядом с ним сержант Хуан де Диос Альдеа, за ним, моряк; с другой стороны, матрос с топором готовится к посадке и, за спиной героя, аллегория, изображающая Республику. Под главным ансамблем, на каменном блоке выбиты строки из письма Мигеля Грау, адресованного вдове Прата, Кармеле Карвахаль. С другой стороны выгравированы бессмертные слова Прата перед противостоянием: «Ребята, схватка будет неравная, но наш флаг никогда не опустится. Пока я жив, флаг будет развеваться, а если я умру, то мои офицеры знают, как выполнить свой долг».
.
Этот каменный маяк, давно ставший символом этого микрорайона Мапочо, также называют Памятником военно-морской славы или Героев корвета «Эсмеральды». Бывший мэр Сантьяго Голдсак, благодаря которому в 1962 году здесь появился этот монумент, ранее был директором военной школы, но всегда выражал особую приверженность в области культуры и истории муниципалитета Сантьяго. Было неожиданно узнать, что также с его легкой руки на площади Армас была установлена конная статуя Педро де Вальдивии (Пласа де Армас. Памятник основателю города де Вальдивия. Ч.7).
Однако судьба у памятника Героям была довольно непростая, и особенно это касается бронзовых фигур, лепку которых в конкурсе выиграл Carocca Laflor. Художнику пришлось дважды лепить почти все главные фигуры памятника: когда все уже было готово для отливки бронзовых форм, по столице прошла волна мародерства, столкновений и разрушений (2 и 3 апреля 1957 года), в ходе которых его мастерская подверглась жестокому нападению, приведшему к потере произведений огромной ценности. Когда скульптор вернулся к своей работе, он был окружен вниманием, чтобы подобного больше не повторилось.
По информации, почерпнутой мной из интернета, в проекте приняли участие, как простые чилийцы, так и корпорации. Например, потребную для скульптур медь пожертвовали две северо-американские компании – «La Sewell de Rancagua» и «El Salvador de Chañaral». Есть даже предположение, что «бронза для литья фигур, изготовленных в Школе искусств и ремесел Государственного технического университета в 1961 году, согласно надписи у подножия одной из фигур, принадлежала частям линкоров «Капитан Прат» и «Эсмеральда», которые были спущены на воду примерно в последнем десятилетии девятнадцатого века, но были выведены из строя военно-морского флота в тридцатые годы».
Не знаю, правильно ли я перевела и поняла, что в создании памятника принимали живое участие ученые, гражданские организации, работники средств массовой информации, студенты и многие другие. Я охотно поверила этому, потому что на моей памяти такое же участие принимали жители Ленинграда в возведении памятника на площади Победы при въезде в город со стороны аэропорта.
Несмотря на то, что памятник расположен в столице Чили, расположенной далеко от моря, всем своим внешним видом он транслирует надежду и в конченом итоге морскую победу страны в той давней и столь значительной для Чили войне. На верхней части, по ее четырем углам Carocca Laflor разместил белые фигуры, символизирующие Войну, Славу, Победу и Мир. Судя по рассказу чилийского блогера, маяк с Героями указывает символический путь к Тихому океану, потому что в этом месте когда-то располагался железнодорожный вокзал Мапочо (сегодня это Культурный центр с тем же названием), и с него отправлялись поезда к городам центрального побережья, таким как Вальпараисо и Икике.
По совершенно непонятным даже и сегодня для меня причинам, памятник подвергся в 1990 году атакам террористов, в результате которых в основном была изуродована статуя Прата. Похоже, 90-е и начало 2000 было ознаменовано такими нелицеприятными фактами не только в нашей стране (я помню, как продырявили памятник В.И.Ленину около Финляндского вокзала у нас). Затем культура упала настолько, что вокруг памятника устроили писсуар, и справляли свою нужду здесь не только подвыпившие местные, но и иностранцы, так сказать, приложились. Власти вынуждены были сделать ограждение вокруг основания, и затем туда пришли кошки и облюбовали ступени, и это вызвало недовольство собак, которые не могут достать их. В общем, все, как и везде, если разруха, то начинается с голов…
Мы возвращаемся на Площадь Оружия, чтобы уже самостоятельно рассмотреть ее и начнем с незамеченного нами ранее необычного монумента — Пласа де Армас. Загадка абстрактного лица воина-мапуче. Ч.14
Продолжение следует...
- Адрес:
Plaza Capitán Prat
Santiago
Chile
Дешёвый ✈️ по направлению Сантьяго