1410 материалов по 997 объектам, 43 631 фотография
- GPS
- Россия, Санкт-Петербург Галерная ул., д.33
- +7 (812) 312-39-82
Дворцовая феерия
Событие происходило в «Санктъ-Петербургъ Опера», и само название театра наводило на размышления об этом виде искусства. Пока я добиралась в центр города, в голове у меня пронеслись воспоминания о том, что собственно наша семья оказалась в Ленинграде в какой-то мере благодаря желанию моей мамы послушать оперу Джакомо Пуччини «Чио-Чио-Сан», которая впервые была поставлена в Петроградском Мариинском театре еще в 1917 году. После войны эта опера шла в Малом Оперном театре. Так, в 1949 году в партии Кэт Пинкертон выступала Тамара Парфененко, а в партии Бенджамина Франклина Пинкертона — Григорий Большаков.
Выбор оперы был понятен, ведь родители во время Великой Отечественной войны служили под Владивостоком и были участниками советско-японской войны. По-видимому, история любви и предательства настолько сильно трогала девушек-военнослужащих, чья юность пришлась на тревожные годы, что мама буквально бредила этой оперой. Война закончилась, и надо было думать о мирной жизни, в которой нужны были грамотные специалисты. И вот мои родители с 4-хмесячной сестрой выехали на поезде из Владивостока в Ленинград, где папа поступил на учебу в Ленинградскую военно-воздушную инженерную Академию имени Можайского. Там уже родилась и я, и мама старалась привить нам любовь к искусству с самых малых лет. Мы долгое время проживали в коммуналках, и я помню душевный раздрай, когда, с одной стороны, мама пыталась приобщить нас к опере и балету, а с другой стороны, соседки, которые называли этот жанр музыкально-драматического искусства «кто кого перекричит», или «не тяни кота за хвост, а тяни за уши».
Дома у нас была книга «50 опер. История создания. Сюжет. Музыка» 1959 г. издания, и я с огромным интересом читала либретто известных композиторов, которые были расположены по национальным школам и в исторической последовательности. Именно из этой книги я узнала такие известные имена как Вагнер, Россини, Верди, Леонкавалло, Пуччини, Гуно, Бизе, Массне, Монюшко, Сметана и др.
Уже в сознательном возрасте я, начитавшись слезливой истории, повествующей о любви куртизанки Виолетты («травиата» по-итальянски — «падшая женщина»), счастье которой разрушили предрассудки общества, пошла в Оперную студию Консерватории, чтобы своими глазами увидеть эту известную постановку. Увы, в тот день в лирической опере в роли главной героини выступала довольно объемная матрона, которая с моей точки зрения совсем не тянула на куртизанку Виолетту. И эти воспоминания на долгие годы отвратили меня от оперы, которой я предпочла молчаливый балет.
В нынешние времена я шла на спектакль в неизвестный мне театр «Санктъ-Петербургъ Опера», расположенный на Галерной улице, в особняке барона фон Дервиза.
Исторически первым владельцем дома был А. П. Волынский — государственный деятель первой половины XVIII века, кабинет-министр при Анне Иоанновне. Позднее, «в 1880-х годах барон Павел Григорьевич фон Дервиз, концессионер, строитель железных дорог и действительный статский советник, приобрел два дома — № 33 и 35 по Галерной улице. Его сын Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1918), незаурядный пианист, окончивший Московскую консерваторию, унаследовал от отца любовь к искусству. Он щедро помогал студентам консерваторий и театрам, а также являлся почетным членом Петербургского драматического общества.
В 1885 году Сергей Павлович поручил архитектору П. П. Шрейберу объединить оба дома одним фасадом по Английской набережной. Позднее дворы двух домов соединили проездной аркой, у флигеля надстроили третий этаж, а на втором этаже разобрали продольную стену и оборудовали двусветный концертный зал с примыкающим к нему Зимним садом. В 1900 году третий этаж надстроили и со стороны набережной».
Не буду утомлять дальнейшей историей этого особняка, скажу только, что в 1998 году он стал сценической площадкой для театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Этот театр стал детищем режиссера Юрия Александрова в 1987 году и сразу стал открытием в музыкально-театральном Ленинграде, а со временем завоевал известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
Итак, заходим в сам камерный зал и прямо перед нами сцена, которую до поры до времени скрывает шикарный золотистый занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза.
Успеваем оглядеть зал и удивиться множеству дам, обладательниц необычных шляпок и ощущаем себя кощунственными нарушителями театральных традиций в своих нарядах.
Концерт «Дворцовая феерия» состоит из двух отделений, по часу каждое. Программа костюмированного гала-концерта заявлена в буклете, из которого следует, что мы увидим сцены из лучших спектаклей, поставленных в театре, а потом узнаем, что многие из них были награждены престижными наградами. Начало сразу же настраивает на необычное режиссерское решение, в соответствии с которым на сцену из зала поднимаются члены оркестра в старинных платьях в сопровождении дирижера Александра Гойхмана в белом фраке. Следом на сцене появляется Бес, который предваряет то, что нам предстоит увидеть. Именно этот своеобразный ведущий-соблазнитель с всклокоченной шевелюрой, длинным хвостом и накладками на животе и боках и закончит концерт, закрыв занавес.
А затем начинается само волшебное действо из знакомых и нет арий, погружающих вас в сказочный мир музыки, звуки которой баюкают вас, отвлекая от обыденной жизни. Первые же выходы артистов до глубины души поразили потрясающими костюмами, которые не повторялись от номера к номеру.
В зависимости от композитора и отсыла к разным операм костюмированное представление отражало разнообразные стили эпох, а сами необычные наряды вызывали восторг от тонкого художественного исполнения.
Масса кружев, филигранной вышивки и блестящих в софитах стразов и блесток добавляли костюмам богатства и яркости в прямом смысле.
youtu.be/fbD99UV4AB0
В концерте принимали участие талантливые молодые певцы, и они представляли отдельные сцены из спектаклей, поставленных театром.
Интересна была даже подача каждого номера, при которой артисты не появлялись на сцене из-за кулис как обычно, а восходили на сцену и сходили с нее непосредственно из зала. При этом каждый зритель мог с близкого расстояния оценить и костюм и самого исполнителя.
Первое отделение закончилось выходом Беса, который приглашал гостей в Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, чтобы насладиться бокалом шампанского. Выходя из зала, успеваю оценить прекрасно отреставрированный интерьер самого зрительного зала. Обилие позолоты, фигурки ангелочков, шикарные люстры — весь этот антураж старинного барочного зала также работал на изысканность атмосферы праздника.
Я устремилась в тот самый грот, через который мы, торопясь до последнего звонка, прошли в зал, не успев сделать ни одной фотографии.
Оказалось, здесь нас ждал сюрприз, и это были бокалы с белым и розовым шампанским, которым бесплатно угощали зрителей. Это, действительно, было неожиданным и приятным бонусом в концерте.
Тут же в гроте зрителей встречали недавние исполнители в прекрасных сценических костюмах.
Сперва все немного смущались, ожидая, что и фотографировать артистов, и уж тем более встать для этих целей с ними рядом, будет чего-то стоить. Удивительно, но это оказалось не так, и вскоре общение с артистами привнесло в грот непринужденную атмосферу, когда каждый ждал своей очереди взять фотографический автограф.
.
В добавление к слуховому наслаждению звучания любимых арий, вы получали исключительное фото с персонажами опер в великолепных интерьерах дворца.
Меня же по-прежнему тянуло полюбоваться на модниц в шляпках, претендующих на лавры обязательного атрибута всех официальных мероприятий, проводимых в Великобритании.
«В середине прошлого столетия в моду вошли коктейльные шляпы. Их отличительной особенностью было то, что они не имели краев. Кстати, шляпы фиксировались к голове при помощи гребня – он вставлялся в волосы, но при этом не портил прическу. Обязательным было наличие декоративного элемента, причем любого. Например, та же вуаль или перья. Такой головной убор свидетельствовал о высоком социальном положении».
Моя дочь предположила по отдельным отрывкам разговоров, что это была часть конкурсной программы, организованной группой дам, любительниц головных уборов. Что ж, идея была замечательная, а ее исполнение в великолепных интерьерах особняка барона фон Дервиза, где расположился театр «Санктъ-Петербургъ Опера», было выше всяческих похвал.
Дамы были хороши и сами по себе, стоит ли говорить, как отлично они смотрелись на фоне ярких театральных костюмов. Украшением милых шляпок были и перья страуса, и даже перья из хвостового оперения павлинов.
Недолгое смущение закончилось, и было интересно наблюдать, как с удовольствием позируют артисты, строя мизансцены и принимая картинные позы.
Пользуясь антрактом, мы устремились осмотреть прекрасные залы Дворца, среди которых были Мавританская и Кленовая гостиные. Возрожденные интерьеры особняка потрясали роскошью убранства. Так Мавританскую гостиную сплошь покрывал позолоченный орнамент.
Среди этого великолепия особенно хорошо смотрелись актеры в не менее восхитительных нарядах.
Поскольку в зале было много народу, мне не удалось сделать качественные фото великолепной мавританской гостиной с арабесками и гербом фон Дервиза, больше похожей на часть дворца какого-нибудь восточного правителя.
И здесь будет уместно рассказать то, о чем позднее я прочла в интернете, и главным было то, что интерьеры Дворца были выполнены по моде того времени – в разных стилях. В них модерн переходил в ампир, елизаветинское барокко – в классицизм, который неожиданно терялся в роскоши мавританского стиля.
Архитектор этой комнаты стремился воссоздать в Мавританской гостиной атмосферу восточной сказки, и ему это удалось в полной мере. Роскошь и очарование востока, изящество и утонченность, все это атрибуты знаменитого стиля, отличающегося огромным количеством декора. И в самом деле, стены, пол, потолок — все это богато украшено декоративными нишами, витражами и арабесками, сложным орнаментом, включающим растительные, геометрические мотивы и элементы арабской вязи. Мне удалось сделать фото любимой детали на востоке, ниши в виде стрельчатых арок.
.
.
А также сплошь позолоченного потолка, позволяющего погрузится в чарующую атмосферу востока.
.
Следующим в антрактной прогулке была Кленовая (предбуфетная) гостиная, украшенная живописными панно работы художника Пенон.
.
Эти пейзажи, выполненные на шелке, вставлены в панели из клена с тонкой резьбой.
Здесь же можно полюбоваться великолепной резной мебелью с драконами и инкрустированной перламутром. В целом комната выполнена в стиле «Людовика XVI».
.
Далее мы переходим в Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса). В небольшой нише с окном хранится настоящий буфет конца XIX века, который является результатом творчества талантливых столяров.
.
.
Известно, что дизайн буфета был проработан самим архитектором Шрейбером. «Венчает буфет крылатый шлем – символ гильдии, к которой принадлежало семейство Визе, когда проживало в Ганновере: напоминание для потомков о корнях фамильного генеалогического древа».
Красная гостиная была задумана изначально как картинная галерея, но таковой она не стала.
Сегодня здесь обустроен еще один концертный зал, на сцене которого стоит черный рояль и белая арфа.
Возвращаемся в Зимний сад со стеклянным потолком, выполненный в виде причудливого грота, стены которого украшены большими ракушками.
В наши дни здесь проходят вечера камерной музыки.
.
Еще до третьего звонка заходим в Большой театральный зал в стиле рококо. Предназначенный для спектаклей, он рассчитан на 173 зрительских места. На спинках театральных кресел — монограмма барона фон Дервиза.
Удивительно, что сохранились огромные зеркала на стенах, и они подлинные, конца XIX века, покрытые серебряной амальгамой.
Белый цвет и позолота буквально ослепляют зрителей своим великолепием сразу.
Пользуясь антрактом, подхожу ближе к сцене, чтобы сфотографировать символичную композицию, которую было невозможно снять с моего места из-за мешающих софитов.
Над сценой возвышается крылатый Гений с лирой в окружении муз трагедии (Мельпомена) и комедии (Талия).
Узнать их можно по аксессуарам, так Мельпомена сжимает в руках кинжал и трагическую маску. Справа муза комедии Талия, любующаяся своим отражением в зеркале, которое она держит в руках.
Началось второе отделение, и мы снова получали наслаждение от прекрасных голосов исполнителей.
Неожиданно одни из исполнительниц, сходя в зал со сцены, сделали все наоборот, подарив цветы сидящим в зале женщинам.
Мне трудно выделить кого-то особо, потому что все певцы были на высоте и обладали прекрасными голосами. Большинство из них, как мне показалось, просто наслаждались возможностью петь на этой сцене. Во всяком случае, у них горели глаза, и они реально улыбались зрителям, которые пришли их послушать.
youtu.be/RigTapu8KDs
И все же хочется отметить Ярамира Низамутдинова, который сразу влюбил в свой голос в ариозо Вакулы из оперы «Черевички». Также потряс Владимир Целебровский, исполнивший арию Мистера Икса из оперетты «Принцесса цирка» и куплеты Тореадора из оперы «Кармен».
youtu.be/jeOOowHEapo
Из женщин особо запомнилась Александра Ляпич, виртуозно исполнившая романс А.Алябьева «Соловей», и Лариса Поминова, исполнившая песенку Эболи из оперы «Дон-Карлос». А Дуэт Цветов из оперы «Лакме» Л.Делиба в исполнении Евгении Кравченко и Ларисы Поминовой звучал как ангельский хор.
Да, я еще забыла сказать, что наряду с Бесом концерт открывала Императрица, она же и закрывала его.
Окончание гала-концерта было встречено бурными овациями зрителей, и было понятно, что он всем очень понравился.
.
Уходить сразу не хотелось, и мы стали рассматривать витрины, в которых были выставлены три премии «Золотая маска».
С другой стороны можно было увидеть и другие премии, которыми был награжден театр, включая «Золотой софит».
.
.
Наполненные торжеством жизнеутверждающей музыки и красотой самого театра, мы отстояли небольшую очередь в гардероб, и вышли на улицу, в сумрак действительности.
- Адрес:
Санкт-Петербург
Галерная ул., д.33 - Дополнительная информация:
Касса: 12:00–19:00 Обед: 15:00–16:00
- Телефон:
+7 (812) 312-39-82
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 31 окт 2022, 01:34удалитьВеликолепие и восторг от увиденного и услышанного и прочитанного! Для меня посещение театра — это большой праздник. Мама привила любовь к опере. И мне вспомнилось, как рассказывала мне мама о своих восторгах, когда приехала в Ленинград на курсы усовершенствования врачей и первым делом пошла слушать оперу — и это тоже была Чио-Чио-Сан. Спасибо за прекрасные воспоминания.
Дочь сделала незабываемый подарок! - 31 окт 2022, 10:53удалитьИрина, это так. Я очень благодарна дочери за этот сказочный вечер, где сошлось все: и зрительные восприятия и услаждение слуха.
Была рада узнать еще одну точку соприкосновения с вами, это я про Чи--Чио-Сан. Ведь мы все родом из детства... - 31 окт 2022, 10:54удалитьЛена, спасибо за ваш восторг и присоединение к моему!
- 1 ноя 2022, 01:37удалитьВеликолепный театр, спасибо, Татьяна,что показали и рассказали
- 1 ноя 2022, 11:06удалитьТеперь у нас многие камерные театры располагаются в старинных особняках. И это так здорово побывать в таком почти домашнем театре, да и особняки возвращаются к жизни!
- 2 ноя 2022, 13:47удалитьНеожиданный формат представления. Интересный. Я вот как- то самостоятельно полюбила и театр, и оперу. Не скажу, что фанат, но театр посещала часто.
- 2 ноя 2022, 19:02удалитьСейчас молодежь тоже часто ходит в театры, да и не только. Надо бы чаще выбираться, чтобы не закисать...
- 3 ноя 2022, 02:11удалитьПо- моему нам не суждено закиснуть, если сильно не подведет здоровье.
- 6 ноя 2022, 12:40удалитьБудем претворять в жизнь мечты!