1410 материалов по 1 002 объектам, 43 911 фотографий
- GPS
- Россия, Государственный Эрмитаж Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
- +7 (812) 571-34-65
- chancery@hermitage.ru
Ян Фабр в Эрмитаже #4 / В компании с Рубенсом
Этот совет является частью дневников «Мой Эрмитаж», «Это Санкт-Петербург, дамы и господа!»
Однако далеко не все процедуры, что нам назначают, бывают приятными, иногда требуется ставить клизмы. Впрочем, духовное здоровье граждан, как и физическое, находится исключительно в их личном распоряжении, а потому никто никого на выставку Фабра насильно против его воли не тянет, напротив, останавливают, если таковые пытаются прошмыгнуть без билета.
Мы не станем нарушать правил, однако и билеты приобретать не будем, но выставку посетим. Желающие могут присоединиться, а тем, кто со мною уже давно путешествует, с самых первых рассказов или советов, как на данном сайте они называются, огромное от меня спасибо.
Начало здесь:
Ян Фабр в Эрмитаже. Человек, который измеряет облака
Ян Фабр в Эрмитаже #2 / Я позволяю себе истекать...
Ян Фабр в Эрмитаже #3 / Обезглавленные вестники смерти
Спасибо, что читаете, проявляя терпение, оставляете комментарии, делитесь своим мнением. Мне оно очень важно, как и ваше присутствие. И чтобы порадовать вас хочу предложить один из самых ярких залов Эрмитажа – это зал Питера Пауля Рубенса величайшего из художников, жившего во Фландрии на рубеже XVI и XVII веков, где наряду с его работами мы увидим произведения его соотечественников Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса и... Яна Фабра.
Последнему, из перечисленных мною, мы уделим значительно больше внимания и вот почему. Во-первых, Фабр здесь лицо новое, во-вторых, временное, как только его выставка закончит работу, он исчезнет из Эрмитажа. И в-третьих, неизвестно, когда он вновь здесь появится, если такое произойдёт.
«Я карлик, родившийся в стране гигантов, таких как Рубенс, Йорданс и Босх, своё величие они доказали временем, их картинам уже 400 лет. О своих работах я так сказать не могу…» — говорит о своём творчестве Фабр, подразумевая, вероятно, не только временные рамки, что отделяют его произведения от классиков, но и нечто большее, к чему стремится любой настоящий мастер, пытающийся поставить под сомнение старую избитую истину: «Vanitas vanitatum, omnia vanitas» (Суета сует, всё суета).
Кстати, не случайно именно так называется цикл его картин, выполненных на дереве с помощью не совсем привычного для нас материала – надкрыльев маленьких блестящих жучков златок. Почему Фабр выбрал именно жуков, а не краски, видимо, таким образом проявляется влияние покойного деда, известного всему миру специалиста по насекомым.
К теме «суета сует» Фабр обращается постоянно. Здесь в зале Рубенса среди полотен старых голландских мастеров представлено несколько его необычных работ. Все они заслуживают внимания, но прежде, дабы стали понятны некоторые их особенности, рассмотрим его скульптуры, в них мы найдём подсказку.
«Верность и повторение смерти» (2016 г.) Их две, одна под номером один, другая – два. Скульптуры довольно похожие.
Это пластиковые с металлическим каркасом скелеты собак в натуральную величину, сплошь покрытые панцирями златок. Каждая косточка, каждое рёбрышко вплоть до хвоста усыпано этими сверкающими очень маленькими жучками.
Должен сразу разочаровать защитников дикой природы, ни одно насекомое для данных работ не было специально умерщвлено, жучки скончались по совершенно другим причинам, как заверяет Фабр, и на то имеются письменные документы, златок ему поставляет бельгийский университет энтомологии. Другой канал поступлений – это некоторые страны Азии и Африки, где жучков просто едят, а их панцири выкидывают за ненадобностью.
В своих работах Фабр использует огромное количество златок. Так для создания особого интерьера в одном из залов Королевского дворца в Брюсселе ему понадобилось полтора миллиона этих насекомых.
Однако вернёмся к нашим собакам, в своих пастях они держат чучела попугаев. Попробуем разобраться в значениях.
Известно, что собака – это символ верности, а ещё искренности и послушания, она призвана служить и исполнять волю своих хозяев. В данном случае мы видим скелеты собак, а значит, Смерть является их господином. Всё суета сует, говорят нам их образы.
Укус смерти останавливает жизнь в облике попугаев. Яркие, порхающие с ветки на ветку, они наслаждались ею, до той поры, пока однажды Смерть не отдала распоряжение, и пробил час, и верность проявили псы, и нет пощады, не купить отсрочку. Верность и повторение смерти навеки – это антипод суете сует.
Теперь мы знаем, что скелеты собак Фабра – это верные слуги Смерти, теперь можно вернуться к полотнам.
То, что слева – это «Преданность писает смерти в рот» (2016 г.), довольно провокационное название, если не понимать значения. Здесь наблюдается явный бунт, нежелание подчиняться смерти. Даже старуху с косой можно и надобно обмануть или хотя бы попробовать.
Центральная работа называется «Преданный проводник тщеславия» (2016 г.) Здесь на лицо все явные признаки угодничества и лести проявляющиеся в образе пса, взобравшегося на голову жаждущего славы, богатств и власти. Преданный пёс всегда знает, куда дует ветер.
Полотно справа – это «Я, стоящий перед вами, виновен» (2016 г.). Мы видим часы, стрелки показывают без пяти минут двенадцать, времени остаётся немного. У собак оскалены пасти. Поводки, что сдерживают псов, натянуты. Вероятно, вскоре произойдёт расправа. Виновный будет наказан.
«Преданный экстаз смерти» (2016 г.) – Пожалуй, здесь всё понятно без слов.
«Преданные сфинксы метаморфоз и непостоянства» (2016 г.) – Всё суета сует.
«После пира короля» (2016 г.) – Только кости и дохлые мухи, поживится здесь, пожалуй, нечем.
«Преданность стережёт Время и Смерть I» (2016 г.) – Три вариации на заданную тему.
«Memento mori» — говорят нам древние. Однако жизнь продолжается, и пока собаки с цепи не спущены, жизнью надобно наслаждаться, о чём нам недвусмысленно намекает Рубенс в своей работе «Вакх».
Многим зрителям может показаться, что изображённый на полотне бог вина и веселья призван пропагандировать пьянство, обжорство и другие излишества, отчасти это так, но в основном то гимн жизни.
А она, как известно, изобилует различными сторонами, приятными, в облике писающего мальчугана и пышнотелой дамы с кувшином вина. А есть и другие, не совсем совершенные, в образе самого Вакха, обрюзгшего, с огромным животом и, вероятно, страдающего массой заболеваний, о чём, поверьте, говорить не хотелось бы.
Зачем портить праздник, ведь похмелье наступит завтра, и ещё неизвестно, произойдёт ли оно, вдруг вместо него случится землетрясение или комета неудачно упадёт на Землю. Человек не может знать своей судьбы, но боги могут, потому напиваются, как Вакхи, регулярно и повсеместно, даже в музеях.
Видимо почва здесь благоприятная, масса всевозможных натюрмортов с дичью, барышень на любой вкус, Андромед и прочих.
Однако вернёмся к Яну Фабру и к его Вакху, вернее их несколько. «Появление и исчезновение Вакха I» (2016 г.) и так далее.
Разглядеть что-либо сложно, работа выполнена в специальной технике шариковой ручкой Bic. Об этом методе я рассказывал ранее, однако напомню, это когда вначале рисунок наносится на глянцевую бумагу, а затем поверх него несколько слоёв ручкой. В результате получается блестящая тёмно-синяя, почти чёрная, поверхность. Следует находиться к изображению под определённым углом, чтобы образ предстал. Но самое интересное, что картина свободно открывается на фотографиях, надо лишь убрать тени. Эффект потрясающий.
Наряду с Вакхами в такой же технике здесь представлен ряд женских фигур, то «Появление и исчезновение Антверпена I» (2016 г.) и другие, отличающиеся, как номерами, так и внешним видом особ.
В них, несмотря на современный облик фигур, просматриваются черты почитаемых Фабром персонажей с картин его земляков, живших сотни лет назад.
Художник стремиться раздвинуть границы времени, проникнуть в прошлое, поэтому в сюжетах его работ встречаются даже боги.
«Появление и исчезновение Христа II» (2016 г.)
К сожалению, данное фото ввиду его неудовлетворительного качества не может в полной мере передать замысел автора, однако некоторые детали предстают хорошо. Если бы не название, то мужчина на полотне никак не казался бы нам богом. Разве к такому образу мы привыкли. Уж чересчур всё натуралистично, если не сказать больше. Неужели провокация, подумают многие.
А рядом другое полотно, на этот раз Рубенса, оно называется «Христос в терновом венце». У этого произведения имеется и второе название – «Ecce Homo», что означает – «Это Человек».
Эти слова произнёс Понтий Пилат в адрес Иисуса Христа, когда тот с терновым венком на голове предстал перед ним в ожидании казни.
Две разные по технике исполнения работы, но такие близкие по содержанию. В обоих Христос предстаёт в облике простого человека.
Многие хотели бы заглянуть в прошлое, но для этого требуется особая подготовка и огромный труд. Как говорит сам Фабр, цель его работ является пробудить человеческий разум. Если человек ничего не понимает, то он думает, что перед ним провокация. Но суть не в этом. Каждая работа — это исследование, огромный труд.
Признаюсь, когда я впервые посетил выставку Фабра, у меня произошёл некоторый шок. Ничего не зная о нём и его творчестве, я мысленно задавался вопросом, как такое «безобразие» позволили в Эрмитаже, но прошло несколько дней, и я вернулся. Перед этим прочёл всё, что было доступно, и критику в его адрес и похвалу. Мне захотелось самому разобраться, разбудить свой разум. Надеюсь, у меня получилось.
Однако надо продолжать экскурсию, мы покидаем зал Рубенса, но впереди у нас много нового:Ян Фабр в Эрмитаже #5 / Мои королевы
Санкт-Петербург, январь 2017 года
(Все фото из личного архива)
- Адрес:
Государственный Эрмитаж
Россия, 190000,
Санкт-Петербург,
Дворцовая набережная, 34 - Дополнительная информация:
Время работы
вторник, четверг, суббота, воскресенье:
10:30 — 18:00
среда, пятница:
10:30 — 21:00
Музей закрыт: по понедельникам,
1 января, 9 мая - Телефон:
7 (812) 571-34-65
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 12 фев 2017, 17:01удалитьС Вашими разъяснениями, Сергей, всё становится понятно. Просто расту в собственных глазах! )))
На самом деле, Вы проделали немалый труд, целое исследование, за что большое спасибо! - 12 фев 2017, 17:12удалитьСпасибо, Оксана!
А экскурсии ещё продолжатся, запасайтесь терпением.) - 12 фев 2017, 18:11удалитьСергей, спасибо огромное за ваше изложение! Без него бы мне точно было малоинтересно. А так получилось очень захватывающе.
- 13 фев 2017, 09:57удалить
Rainbowнаписала 13 февраля в 03:11
Сергей, спасибо огромное за ваше изложение! Без него бы мне точно было малоинтересно. А так получилось очень захватывающе.
Спасибо, Татьяна!
А дальше, надеюсь, будет ещё более захватывающе. - 12 фев 2017, 18:15удалитьСпасибо, Сергей за эту масштабную просветительскую работу. Вот таким кружным путем через Питер я знакомлюсь с современным искусством. ))
Скажу честно, восторга нет, но Фабр на фоне Рубенса пожалуй интереснее чем просто Фабр, в чем большая заслуга Эрмитажа. - 13 фев 2017, 10:00удалить
marlisнаписала 13 февраля в 03:15
Спасибо, Сергей за эту масштабную просветительскую работу. Вот таким кружным путем через Питер я знакомлюсь с современным искусством. ))
Скажу честно, восторга нет, но Фабр на фоне Рубенса пожалуй интереснее чем просто Фабр, в чем большая заслуга Эрмитажа.
Спасибо, Ирина!
Вы правы, не обязательно любить того или иного автора, но попытаться понять его произведения стоит, порой это полезно. - 12 фев 2017, 18:28удалитьСпасибо, Сергей! Ваше исследование захватывает! Будем продолжать:))
- 13 фев 2017, 10:01удалить
Norisfoxнаписала 13 февраля в 03:28
Спасибо, Сергей! Ваше исследование захватывает! Будем продолжать:))
Спасибо, Лена!
А продолжение последует, обязательно... - 13 фев 2017, 01:09удалитьСтановится все теплее и теплее. Но все так неоднозначно. Конечно, это талант, который надо признать. Может с вашей помощью и получится.
- 13 фев 2017, 10:02удалить
Maynurнаписала 13 февраля в 10:09
Становится все теплее и теплее. Но все так неоднозначно. Конечно, это талант, который надо признать. Может с вашей помощью и получится.
Спасибо, Майнур!
Будем стараться, тем более, что до самого-самого мы ещё не добрались. - 13 фев 2017, 08:54удалитьСпасибо, Сергей! Мне тоже с вами в компании интересно осваивать новое!
- 13 фев 2017, 10:04удалить
ilonarigaнаписала 13 февраля в 17:54
Спасибо, Сергей! Мне тоже с вами в компании интересно осваивать новое!
Спасибо, Илона!
Надеюсь, новое не разочарует Вас. - 17 фев 2017, 01:02удалитьНичего не имею против Фабра и его творчества, обязательно съезжу посмотреть, но выставлять его в залах вместе с Рубенсом — провокация явная. Сегодня расплодилось столько агрессивных "активистов" с легко оскорбляемыми чувствами, которые не только призывают наказать, посадить, но и переходят к активным действиям. Разве мало примеров? Замечательная статья УК об оскорбленных чувствах уже вовсю действует. Аргумент "никто никого на выставку Фабра насильно против его воли не тянет" — в данном случае не сработает. Тот самый "активист" придет якобы вкусить Рубенса, а его накормят скелетами собак. Неужели в Главном штабе места не хватило бы? А ведь в Петербурге есть еще Эрарта, где Фабр был бы вполне уместен. Но Пиотровскому виднее. В общем надо поторопиться съездить в Эрмитаж, пока не...
- 17 фев 2017, 11:49удалить
fatherisaнаписал 16 февраля в 23:02
Ничего не имею против Фабра и его творчества, обязательно съезжу посмотреть, но выставлять его в залах вместе с Рубенсом — провокация явная. Сегодня расплодилось столько агрессивных "активистов" с легко оскорбляемыми чувствами, которые не только призывают наказать, посадить, но и переходят к активным действиям. Разве мало примеров? Замечательная статья УК об оскорбленных чувствах уже вовсю действует. Аргумент "никто никого на выставку Фабра насильно против его воли не тянет" — в данном случае не сработает. Тот самый "активист" придет якобы вкусить Рубенса, а его накормят скелетами собак. Неужели в Главном штабе места не хватило бы? А ведь в Петербурге есть еще Эрарта, где Фабр был бы вполне уместен. Но Пиотровскому виднее. В общем надо поторопиться съездить в Эрмитаж, пока не...
Я думаю, что Рубенс вряд ли заинтересует "верующих активистов" . - 17 фев 2017, 14:01удалить
Omiteнаписала 17 февраля в 10:49
Я думаю, что Рубенс вряд ли заинтересует "верующих активистов" .
То, что их не заинтересует Рубенс — тут и думать не надо. Придут специально, чтоб показать, кто есть кто. И не только "верующие", но и блюстители нравственности подтянутся, и "патриотическая" общественность заявится протестовать против "гейропщины". И уже выставки блокировались, и неугодные экспонаты повреждались. Вот и фильм, который еще и на экраны не вышел, а "активисты" уже его атакуют. Люди моего поколения опять вспомнят "бульдозерную выставку". Получается, что Пиотровский дразнит гусей, которые почувствовали силу, а главное — поддержку сверху. А ведь одну битву Пиотровский уже проиграл. Грустно это. - 17 фев 2017, 15:37удалитьА какую битву проиграл Пиотровский — Исакиевский собор? Да уж, складывается впечатление, что маятник в России качнулся в противоположную сторону — от атеизма до фанатичного православия. Фанатизм в любой области — это ужасно.
- 17 фев 2017, 22:36удалить
fatherisaнаписал 17 февраля в 10:02
Ничего не имею против Фабра и его творчества, обязательно съезжу посмотреть, но выставлять его в залах вместе с Рубенсом — провокация явная. Сегодня расплодилось столько агрессивных "активистов" с легко оскорбляемыми чувствами, которые не только призывают наказать, посадить, но и переходят к активным действиям. Разве мало примеров? Замечательная статья УК об оскорбленных чувствах уже вовсю действует. Аргумент "никто никого на выставку Фабра насильно против его воли не тянет" — в данном случае не сработает. Тот самый "активист" придет якобы вкусить Рубенса, а его накормят скелетами собак. Неужели в Главном штабе места не хватило бы? А ведь в Петербурге есть еще Эрарта, где Фабр был бы вполне уместен. Но Пиотровскому виднее. В общем надо поторопиться съездить в Эрмитаж, пока не...
Что ж, это Ваше мнение. А мне интересно, Вы сами выставку посещали? Нет? Позвольте, а как же судите, что плохо, что хорошо? По моим рассказам? Или по критике других? Советую, обязательно посетите выставку Фабра, и желательно не один раз. Надеюсь, Вы поменяете мнение или смягчите его. Хорошего просмотра! Спасибо, что откликнулись. Я уважаю Ваше мнение. - 17 фев 2017, 23:25удалить
1499Sergeyнаписал 17 февраля в 21:36
Что ж, это Ваше мнение. А мне интересно, Вы сами выставку посещали? Нет? Позвольте, а как же судите, что плохо, что хорошо? По моим рассказам? Или по критике других? Советую, обязательно посетите выставку Фабра, и желательно не один раз. Надеюсь, Вы поменяете мнение или смягчите его. Хорошего просмотра! Спасибо, что откликнулись. Я уважаю Ваше мнение.
Мне кажется Вы просто не прочитали мои комментарии или прочитали по диагонали. Я ни слова, ни полслова не написал, что творчество Фабра мне не понравилось. Скажу больше — я большой любитель подобного творчества. В ближайшее время непременно съезжу на выставку. Но мои комментарии совершенно о другом и отнюдь не об искусстве. - 17 фев 2017, 23:37удалить
fatherisaнаписал 18 февраля в 08:25
Мне кажется Вы просто не прочитали мои комментарии или прочитали по диагонали. Я ни слова, ни полслова не написал, что творчество Фабра мне не понравилось. Скажу больше — я большой любитель подобного творчества. В ближайшее время непременно съезжу на выставку. Но мои комментарии совершенно о другом и отнюдь не об искусстве.
Значит, я неправильно Вас понял. Извините.
А о политике мне бы не хотелось говорить.
Ещё раз, спасибо! - 17 фев 2017, 11:45удалитьПрекрасно, Сергей, что вы вернулись на выставку Фабра и теперь и у нас, ваших читателей, есть возможность разобраться в творчестве бельгийца. Мне было интересно узнать от вас о философии Фабра — жизнь ( суета сует) и смерть всегда идут рядом.
- 17 фев 2017, 22:41удалить
Omiteнаписала 17 февраля в 20:45
Прекрасно, Сергей, что вы вернулись на выставку Фабра и теперь и у нас, ваших читателей, есть возможность разобраться в творчестве бельгийца. Мне было интересно узнать от вас о философии Фабра — жизнь ( суета сует) и смерть всегда идут рядом.
И следующий рассказ будет именно об этом — Всё суета...
Сегодня в третий раз посетил выставку и вот о чём подумал, как жалко, что в апреле Фабр покинет Эрмитаж. Я привык к нему. - 17 фев 2017, 23:40удалитьСергей! А вы в курсе, что в Таллинне сейчас выставка еще одного бельгийца — Поля Дельво? Тоже не прост.
- 18 фев 2017, 00:04удалитьАнатолий, признаться, не знал, как и самого автора.
- 26 фев 2017, 02:24удалитьПрисоединяюсь к выше сказанным комментариям о том, что ваш экскурс в мир Фабера открыл перед нами много нового и интересного об этом авторе! Все ваши советы читаю с большим удовольствием.
- 26 фев 2017, 14:24удалитьСпасибо, Наталья!
Не скрою, творчество Фабра меня сильно взволновало, решил, покажу его выставку.
Что получилось, то получилось.) - 3 мар 2017, 01:13удалитьСергей, спасибо за такой огромный труд! О выставке Яна Фабра много говорилось по телевидению, особенно часто — нелестно. Но, мне кажется, что если бы людям, посетившим выставку, все доступно и понятно, как Вы нам, рассказали, то восприятие ее было бы другим.
Подскажите, неужели к выставке не были подготовлены аудиогиды? - 3 мар 2017, 05:45удалитьСпасибо, Лена!
Вы правы, прежде чем о чём-то судить, следует хорошенько разобраться. Я попытался.
А что до аудиогидов, так они были, но, признаться, я ими не пользовался, сам хотел во всём разобраться.
Ещё раз, спасибо!