1410 материалов по 997 объектам, 43 631 фотография
- GPS
- Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб. 17
Люблю Невы державное теченье, береговой ее гранит...
Этот совет является частью дневника «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид…»
Как правило, с городом на Неве, основанном Великим Петром, связан период «белых ночей», и именно в этот период с мая по июнь город посещает максимальное количество туристов. Что говорить, короткое северное лето дает всем возможность насладиться красотой гордого, величавого и торжественного Санкт-Петербурга. Однако и зимой, и весной мой город также прекрасен, нужно только поймать солнечный день. Так и случилось со мной в преддверии Международного Женского дня, когда 5 марта 2017 года я целенаправленно отправилась на Университетскую набережную. Туда, где ее украшением являются две скульптуры антропо-зооморфных существ с телом льва и головой человека.
Эти древнеегипетские сфинксы из Фив были установлены напротив здания Академии художеств в июне 1832 года.
Конец XVIII – начало XIX веков было отмечено египтоманией, и за это можно благодарить Египетский поход Наполеона 1798-1801 годов, когда солдаты своими глазами увидели памятники египетской истории. «Древние артефакты произвели столь мощное впечатление на европейцев, что стали основой зарождения неоегипетского стиля в искусстве. Этот стиль получил свое развитие и в России. В 1826 году в Петербурге был открыт Египетский мост, а в 1830 году в Царском селе – Египетские ворота».
История повествует, что эти две каменные скульптуры были найдены искателем древности Янисом Атанази во время раскопок в 1819-1828 годах в Луксоре – городе, в котором давным-давно располагался храм Аменхотепа III, правителя Нижнего и Верхнего Египта. «В древности эти два памятника охраняли вход в храм фараона, о чем дополнительно сообщает портретное сходство голов сфинксов с заупокойным фараоном, а также иероглифические надписи, вырезанные в граните». После того, как надписи были расшифрованы академиком Василием Васильевичем Струве в 1912 году, оказалось, что они содержат полный титул фараона.
Особенно поражает возраст этих сфинксов, им примерно три с половиной тысячи лет, и они могли быть ровесниками библейского Моисея. Только подумать свидетелями скольких событий они были за всю свою многовековую жизнь! Эти две фигуры были отправлены в Александрию для дальнейшей продажи, и первым претендентом на них стала Франция. Но исполнению этого проекта помешала Июльская революция 1830 года, произошедшая во Франции. Тогда русский дипломат Андрей Николаевич Муравьев, заранее получив высокое соизволение Академии художеств, приобрел эти памятники для Российской империи.
Одновременно на Университетской набережной по проекту архитектора Константина Тона возводилась специальная пристань для размещения заморских гостей.
В это же время полным ходом шло строительство Исаакиевского собора на противоположном берегу, и эти две знаковых достопримечательности стали олицетворением соединения древней Египетской и нарождающейся Российской империи.
Всем известно, что многие памятники связаны с какими-то легендами, не миновали и сфинксы разных мифов. Одним из них считается необходимость потереть грифонов, которыми украшена пристань, при этом нужно смотреть прямо в глаза сфинксам. Что ж, попрошу удачи и я, но делаю это весьма трепетно, потому что уже вижу, как затерты до блеска эти мифические существа. Я просто кладу руку на голову этой крылатой кошки, глажу ее ласково и шепчу в ушко свои хотелки.
Народная молва сочиняет разные способы общения с грифонами. Например, «по легенде, если вы положите руку в пасть грифону и возьметесь за зуб, загадав желание, оно непременно сбудется. А если вы погладите ему лапу, то в вашем доме всегда будет покой, счастье и удача.
Погладив грифону крыло, ваша карьера пойдет резко вверх, а если погладить по голове и, при этом смотреть в глаза сфинксу напротив, то исполнится ваше самое заветное желание».
Через два года после установки на набережной египетских сфинксов, в 1834 г. гранитные скамьи у Невы были украшены грифонами, которые были отлиты из бронзы на Колпинском заводе. Скульптор П.П.Годе, автор грифонов и канделябров, посчитал недооцененным свой труд, и вскоре грифоны бесследно исчезли. Их восстановили в первоначальном виде только в 1959 году.
Слово «сфинкс» с древнегреческого языка переводится как «душительница», и по традиции он обладал женским лицом. Напоминаю, что наш петербургский сфинкс прибыл из Египта, а там такие существа считались символом мудрости, а не злобными чудовищами. Поэтому не слушайте тех, кто пугает вас загадочными сфинксами, не верьте россказням о неприятностях, которые настигнут вас после общения со сфинксами. Просто во всем нужно соблюдать меру и на всякий случай общаться с ними вежливо и весьма осторожно.
Интересно, что вскоре после установки грифоны стали маленькими, но надёжными охранниками не только небольшой пристани у Академии художеств, но и всего Санкт-Петербурга.
«Грифоны выполнены не целиком, из скамьи выступают только голова, грудь, передние лапы и крылья. Их тело как будто спрятано в холодном граните. Несмотря на грозный взгляд и распахнутую пасть, в которой видны клыки, вид у грифонов невероятно добродушный. В отличие от неприступных высоких сфинксов, подойти и погладить маленьких грифонов может каждый».
Хорошо про сфинксов в стихотворной форме сказала Мария Богомолова:
«Посланникам затерянного мира,
Служителям священных пирамид
Покой суровой Северной Пальмиры
Судьбою уготовано хранить.
Из глубины былых тысячелетий
Под пологом небесной синевы
Встречают нас, заглядывая в вечность,
Два сфинкса у холодных вод Невы».
Очень красив ансамбль набережной на отрезке от бывшего моста Лейтенанта Шмидта до Дворцового, как на этой, так и на другой стороне Невы.
.
.
Жаль, что у меня нет с собой штатива, а так хочется запечатлеть вблизи Адмиралтейскую иглу, увенчанную корабликом.
.
Использовать зум на таком большом расстоянии достаточно сложно, поскольку объектив полностью выезжает наружу, а руки предательски дрожат.
Я медленно иду по Университетской набережной, я давно здесь не была, хотя в середине 70-х каждый день ездила на работу по ней. С интересом рассматриваю памятник, который появился напротив здания Санкт-Петербургского Университета в честь 300-летнего юбилея города.
Это памятный символ «Раскрытая книга», который иногда еще называют «Посланием через века». Внешне памятник выполнен из серого гранита в виде раскрытой книги, и ничего удивительного что на ее страницах выбит фрагмент поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».
За Университетом, чуть в глубине виден памятник М.В.Ломоносову, ректором которого и был великий русский ученый в 1758—1765 гг.
Далее бело-голубое здание Кунсткамеры, первого в России универсального музея, который, по замыслу Петра I, должен был просвещать посетителей и бороться с их невежеством. За ним виднеется одна из Ростральных колонн, которые зажигают на праздники. А еще правее виден шпиль Петропавловского собора.
Не доходя Дворцового моста, останавливаюсь полюбоваться Адмиралтейством справа и Зимним дворцом слева.
Сегодня у меня нет в планах попасть на Петроградскую сторону, поэтому снимаю Петропавловку на приближение.
Зум дает возможность рассмотреть не только сам собор, но и Мечеть за ним.
Погода дает возможность сделать хорошие фото, из которых видно, что лед на Неве еще крепок, и люди безбоязненно ходят по нему.
.
Сворачиваю на мост и пытаюсь сделать фото Кунсткамеры через декоративные детали чугунной решетки моста.
«Главную переправу через Неву построили в 1916 году, но из-за войны и последовавшей за ней революции долгое время ограда оставалась деревянной. Только в 1939 году при участии архитектора Носкова и скульптора Крестовского на мосту появилась настоящая чугунная решетка. В отличие от большинства оград на петербургских мостах она была выполнена в строгом стиле раннего сталинского ампира со звездами и минимумом украшений».
С началом весны лед на Неве ломают, чтобы большие льдины не принесли потери. «Они тяжело проходят и в узких местах образуют торосы, что вызывает подъём воды в малых реках и подтопление. Кроме того, большие льдины представляют опасность опорам мостов.
Лед дробят в бухте Петрокрепость (Ладожское озеро), где скапливаются льдины. Для этого используют ледокольные буксиры, а иногда взрывы. Также для разрушения льда на Неве может применяться ледокол».
Я смотрю на эту дорожку из ледяного крошева, и вспоминаю, как смотрела на работу буксиров возле Литейного моста, где жила в детстве.
Пройдя по мосту, перехожу на другую сторону и снова любуюсь открывшимся видом.
Снег на Неве белый-белый.
А вот гранитная набережная возле Эрмитажа уже сухая.
И как же красиво здание Зимнего дворца при солнечной погоде, какие эмоции вызывает его облик. И как тут не сказать стихами поэта Александра Землинского:
«Пусть небо хмурится пургою,
Пусть властвует легко мороз
Остался Петербург собою
Родным и близким мне до слез».
- Адрес:
Санкт-Петербург, Университетская наб. 17
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 9 ноя, 13:38удалитьСрасибо, Лена!
Город, который ты любишь с детства, достоин воспеванию его красот! - 9 ноя, 13:59удалитьСпасибо, Виктор!
Невозможно не быть влюбленным в Санкт-Петербург, и я еще не раз буду бродить по нему, показывая вам его так, как вижу сама... - 10 ноя, 19:16удалитьВсегда бывала в Петербурге летом, необычно видеть Неву скованную льдом.
- 10 ноя, 22:33удалитьНина, я с этого и начала, и специально показываю, каким может быть мой город в зимнем уборе