1410 материалов по 1 002 объектам, 43 911 фотографий
- GPS
- Россия, Россия Санкт-Петербург Воскресенская набережная (бывшая Робеспьера)
Набережная: впадают в детство здесь все те, кто стар годами…
Обойдя по кругу дворик, который «мне так дорог» (Двор моего детства: как быстро годы пронеслись…), мы недолго постояли внутри него. Скамеек не было уже и в помине, посидеть было негде, вот мы и возвратились обратно на Набережную, которая тоже связана со многими моими детскими воспоминаниями.
Снова погружаюсь в детство, воспоминания одно за другим по волнам моей памяти несут меня в те года, когда впереди еще была вся жизнь, живы были и родители и некоторые из моих ныне ушедших друзей.
Тогда, в 60-х мы бегали к Неве, берега которой в те годы не были облагорожены как сейчас. Во времена СССР набережная напоминала городскую окраину, несмотря на то, что дом наш находился почти в центре. Набережная была очень тихой, спокойной, да и вела в никуда.
Берег представлял собой широкую пологую полосу, а набережная длительное время интенсивно использовалась как площадка для разгрузки и хранения строительных материалов и леса, прибывающих в город по воде. Асфальт за перекрестком с проспектом Чернышевского почти сразу кончался, и даже булыжниками территорию не выложили.
Единственное, что сохранилось в моей памяти, да и фото подруги, которое сделал ее папа, подтверждает это – это дебаркадер, где располагался магазин какого-то ОРСа. Вроде водников, кажется. Ничего особенного в продаже там не было, но у нас, детей, там пользовались спросом конфеты-подушечки. Заходить в него надо было по трапу, который провисал и раскачивался, и нам это тоже было как развлечение, в радость. А еще у воды были хаотично сложены фрагменты старой гранитной набережной, их сюда свозили с мест, где производилась замена мостовой.
Особым шиком и образцом смелости и отваги у нас считалось пройти по бортику вмерзшей в воду лодки. Удивительное дело, при этом ничего с нами ужасного не происходило. А еще мы, девочки, ходили к баржам за Орсовский магазин, и клянчили у моряков тряпочки для кукол. Помню эти остатки тельняшек, пропахшие мазутом, но мы считали их величайшей ценностью.
И так здорово было найти несколько фото в интернете, где как раз и запечатлены эти баржи и Орсовский магазин с причалом!
По размокшей дороге вдоль Невы мы доходили до забора, за которым и скрывалась Водонапорная башня, в которой сегодня Музей воды.
Небольшой отрезок асфальта на набережной мы использовали для игр в скакалочки и классики. Эти игры развивали ловкость, меткость, координацию и дух товарищества.
«Классики» — игра классическая: придумана была еще в Средние века и тогда была мальчишечьей, а в России в классики стали играть во второй половине ХIX века. В привычные советским детям классики можно было играть сколь угодному числу участников, даже одному, если хочется попрыгать. На асфальте мелом расчерчивали клетки с цифрами в определенной последовательности. Нужно было попасть камешком или шайбой (битка) в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Битку кидали по очереди начиная с первого квадрата. Если игрок, перепрыгивая из квадрата в квадрат и толкая впереди себя битку, наступал на черту, или на нее попадала битка, или игрок встал на обе ноги, ход переходил к другому. Выигрывал тот, кому удавалось правильно пройти весь путь от 1 до 10».
Я уже не припомню, откуда у нас был белый и розовый мелки, но каждый раз мы снова и снова рисовали фигуру с квадратами и верхним полукругом, называемым «котел», или «огонь». Немаловажной деталью была бита, которую, как правило, делали из баночки с гуталином, набивая ее песком. Правил игры было много, и с самого начала мы определяли уровни прохождения игры. У детей быстро сменяется настроение и переключается внимание, поэтому в игре могло быть до 10 конов, каждый из которых предполагал использование одной или двух ног, прыжки через одну клетку, согнувшись и пр. Нужно было так бросить биту, чтобы она не попала на линию клеток, наступать на которые тоже было нельзя. А попадание биты в «котел» приводило к сгоранию уровней и переходу права игры следующему игроку. Сегодня многие сравнивают игру в «классики» с упрощенным вариантом лабиринта Тесея, когда сперва ты спускаешься в царство мертвых, а потом возвращаешься в мир живых. Не знаю, не знаю… В детстве мы просто играли в эту любимую подвижную игру, строго следя за правилами.
Та набережная, вернее ее отсутствие, изменилась. Сегодняшний парадный спуск Воскресенской набережной (набережной Робеспьера), украшенный двумя крупными гранитными шарами на нижней площадке, был открыт в 1971 году.
Сам участок, представляющий собой двухъярусную стенку с лестницей-сходом строился по проекту ленинградских архитекторов в течение четырех лет, и расположен в створе проспекта Чернышевского. Могли ли мы представить, что здесь будет так красиво?
С этого места открывается великолепная панорама на Литейный мост, а за ним виднеются исторические здания Петроградской стороны, где спряталась Петропавловская крепость, которая дала начало великому городу на Неве.
.
В 2015 году здесь же был установлен памятник кораблю «Полтава». Авторами композиции стали скульптор Александр Таратынов и архитектор Валерий Лукин. Своё название корабль получил в честь судьбоносной победы над шведами в Полтавской битве, и это был первый линейный корабль, построенный на Адмиралтейских верфях. Примечательно, что в проектирование фрегата принимал участие сам Пётр I, а руководил строительством Феодосий Скляев, сподвижник царя, бомбардир Преображенского полка, корабельный мастер.
Я впервые видела этот монумент, вознесенный на высокий пьедестал.
Как оказалось, уменьшенная копия корабля, построенного в 1712 году, выполнена из бронзы, оснастка и такелаж из меди и латуни. Корабль искусственно состарен снаружи. Модель обладает 8 метрами в длину и 2 метрами в ширину, ее вес достаточно внушителен — 1964 килограмма. «Модель выполнена с высокой степенью деталировки. Воспроизведены даже те детали, которые не видны с уровня земли: штурвал, трапы и даже кабестан.
.
.
.
Высокий и прямоугольный в плане постамент облицован серым гранитом каменногорского месторождения, вдоль его длинной оси.
.
На лицевой стороне постамента, обращённой к Неве, в верхней части накладными литыми буквами выполнена надпись: «ПОЛТАВА MDCCXII».
.
Боковые стороны постамента украшены барельефами со сценами морских побед русского флота петровской эпохи. На правой — барельеф «БАТАЛІА БЛИЗЪ ГАНГУТА», по гравюре Маврикия Бакуа. На левой — барельеф «БАТАЛІА ПРИ ГРЕІНГАМЕ», по гравюре Алексея Зубова.
Торцевая сторона постамента украшена барельефом с изображением корабля по гравюре Питера Пикарта. В основании торцевой стороны — металлическая доска, имитирующая бумажный лист с эскизом корабля работы Петра I».
.
Прекрасный подарок городу, отличное место для прогулок вдоль Невы, для посиделок на скамейках и поиска множества других достопримечательностей и необычных зданий вокруг.
Я еще не раз снова и снова буду приезжать сюда, чтобы запомнить волшебные преображения набережной моего детства. А пока идем по проспекту Чернышевского, где с правой стороны напротив моего дома высится большой пятиэтажный дом. Для меня в детстве это был обычный жилой дом, в котором мы играли в прятки, поскольку там было много коридоров и закоулков. Откуда бы нам тогда знать историю этого дома, а он был непростым, и был специально построен как Дом призрения (проще говоря, богадельня) вдов и сирот придворного духовенства.
«Учредителем Дома призрения был сам император Александр III. Проектировал здание архитектор Главного дворцового управления гражданский инженер Николай Всеволодович Дмитриев. Он старался преодолеть казенный характер, присущий многим благотворительным заведениям. Было предусмотрено шестьдесят квартир в одну, две и три комнаты, усовершенствованная вентиляция. Эклектический псевдорусский декор фасада был определен пристрастиями императора. Это было п-образное в плане трехэтажное здание с главным фасадом, обращенным к Воскресенскому пр. В центре — вход под козырьком на опорах. Симметричность фасада подчеркивалась центральным и двумя боковыми ризалитами. Полуциркульные окна второго этажа обрамлялись арочными наличниками. Центральный ризалит завершался кокошником сложного профиля, над которым возвышались три луковичные главки с крестами. Над карнизами ризалитов в угловых частях здания находились аттики. Цоколь был облицован известковой плитой. Для обработки фасадов применены штукатурка и красный лицевой кирпич. Фасады, обращенные к Шпалерной ул. и Воскресенской (ныне Робеспьера) набережной были идентичны и отличались от главного только тем, что их центральные ризалиты повторяли боковые.
Главки с крестами над кокошником определяли место, где находилась домовая церковь св. прп. Ксении Римлянки. Церковь, созданная также по проекту Н. В. Дмитриева, была украшена пилястрами, лепкой, оконными витражами. В ней находился резной дубовый иконостас»...
В начале 1930-х годов здание было надстроено двумя этажами и превращено в жилой дом для работников органов ОГПУ. Заодно убрали высокий кокошник с главками. На моей же памяти в середине 60-х дом расселили, отремонтировали и впоследствии превратили его в бизнес-центр «Goldex».
На другом углу Шпалерной улицы и проспекта Чернышевского расположено другое интересное здание, о котором я поговорю в следующем рассказе.
Продолжение следует...
- Адрес:
Россия
Санкт-Петербург
Воскресенская набережная (бывшая Робеспьера)
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
- 21 дек, 16:21удалитьЗамечательно пройти по набережной и окунуться....в детство)))) надо сказать, что классики мы, действительно любили и часто в них играли. Их расчерчивают на асфальте до сих пор — и в Афинах я видела и в Мадриде, вот только не замечала, чтобы играли по правилам — прыгать прыгает детвора...