1410 материалов по 1 005 объектам, 44 185 фотографий
- GPS
- Россия, Россия Санкт-Петербург Пушкинский сквер
Памятник А.С.Пушкину: пустой бульвар и памятник поэту
Через неделю в 2018 году мне предстояло поехать к моему другу в Чехию, и он уже спланировал наши выезды, купив и билеты, и зарезервировав хостел. Чтобы вернуть ему затраченную сумму я поехала в банк Авангард, расположенный около Московского вокзала. Сделав дело, я не стала торопиться домой, а направилась к Пушкинскому скверу, чтобы «увидеть лик певца, в ком духа русского живут краса и сила».
Здесь неподалеку от площади Восстания разместился тихий, но живописный уголок моего города, где можно посидеть или неспешно прогуляться вокруг небольшого сквера с памятником А.С.Пушкину в центре.
Этот монумент появился в 1884 году и примечательно, что, несмотря на то что с момента смерти Александра Сергеевича прошло уже почти 50 лет, это был первый большой памятник Пушкину в нашем городе.
Над проектом создания мемориала трудились скульптор Александр Михайлович Опекушин, к тому моменту закончивший работу над монументом Пушкина в Москве, и знаменитый петербургский архитектор Николай Леонтьевич Бенуа.
«Высота скульптуры — 2 метра 5 сантиметров, вместе с постаментом памятник возвышается над сквером практически на 3 метра. На пьедестале высечены даты рождения и смерти поэта и строки из его творений».
А. С. Пушкин изображён во весь рост. Его руки скрещены на груди, в одной из них он держит книгу.
Прямоугольный постамент памятника выполнен из чёрного полированного гранита. «Памятник А. С. Пушкину оградили восемью чугунными тумбами с цепями. Спустя два года цепи заменили чугунными гирляндами из дубовых ветвей. Их выполнили по рисунку художника В. Шутова, отлили на заводе Р. Р. Озолинга. Отдельные детали гирлянды имели позолоту».
В самом сквере установлено несколько скамеек для отдыха горожан и туристов. Однако поскольку шла я сюда между делом, а не целенаправленно, то на этом мое знакомство с памятником в 2018 году и закончилось. И только в начале 2025 года «снова я пришла к тебе поговорить, поэт опальный».
Только в этот раз я решила подойти к Пушкинскому скверу со стороны Кузнечного переулка. И не прогадала, потому что угол Кузнечного переулка и Пушкинской улицы украшал недавно отреставрированный дом баронессы Л.К. фон Таубе, которым она владела. Как я позже прочла в интернете: «В здании была выполнена реставрация разных видов отделки: гладкой штукатурки, шубы, алмазных граней, рустованных пилястр, наличников и подоконников. Отреставрирован с воссозданием утраченных деталей лепной декор на лицевых фасадах. Также отреставрирована входная группа в парадную со стороны Пушкинской улицы, в том числе восстановлены утраченные центральные двери».
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Иногда этот дом фигурирует как Меблированный дом «Пале-Рояль», который изначально и строился в 1875-1876 гг. как дом для приезжих. Свое название гостиница получила в 1880-1890 гг., и было это уже при ее новой владелице баронессе Л.К. фон Таубе, обрусевшей немки. Именно она сделала все возможное для того, чтобы ее гостиница выделялась среди десятков конкурентов, расположившихся поблизости. Даже название «Пале-Рояль» было дано ей неспроста: так называется «знаменитый дворец, построенный рядом с Лувром для кардинала Ришелье архитектором Жаком Лемерсье. Известен он был каждому российскому гимназисту по «Трем мушкетерам», именно здесь собирались злейшие враги Д’Артаньяна и других мушкетеров – гвардейцы кардинала».
Построил меблированный дом Александр Иванов, тогда молодой тридцатилетний выпускник Академии художеств. Он был известен как последователь стиля эклектики, поэтому фасад он украсил большим количеством скульптурных форм и орнаментов. Не забыл он и фамильный герб, разместив его между мужской и женской головками.
После реставрации дом стал самым эффектным зданием на Пушкинской улице, глядя на который хочется остановиться и подробно рассмотреть все детали декора фасада. А он заслуживает такого внимания. «Выполненный в стиле эклектика, он вобрал в себя все приемы этого сумбурного стиля. Зодчий, работая над фасадом, постарался не оставлять ни клочка пустого пространства, отчего фасад играет с прохожими, заманивая их внутрь дома. Так, на втором этаже бюсты греческих мыслителей словно наблюдают за историей, которая творится вокруг. На четвертом этаже окна разбиты попарно флорентийскими арками с маскароном сатира на внутреннем своде. По центру фасада выпирает массивный эркер с элементами неоготики, держат его на себе две химеры, подпирающие парадный вход. Помимо сказочных существ на фасаде можно обнаружить и огромное количество пилястров, рокайлей и герм».
Удивительно то, что почти ничего не изменилось с 1876 г., «только стал «Пале-Рояль» сначала общежитием железнодорожников, а затем домом с «многонаселенными коммунальными квартирами» (по 14-15 комнат в каждой)». В завершение краткого описания столь необычно дома, стоит сказать, что в свое время в гостинице останавливались Антон Чехов, Иван Бунин, Леонид Андреев, Константин Станюкович. С 1913 г. в «Пале-Рояле» неделями гостил Владимир Маяковский.
Напротив, по улице Пушкинской, расположен не менее интересный дом, и это тоже образец стиля эклектика и доходный дом Правошинского. Построен он был в 1878-1879 – архитектором Беккером Николай Фёдоровичем. И снова восторгаешься очень красивой архитектурой здания, часть которого сегодня находится в лесах на реставрации.
Далее я быстро я подхожу к овальному скверу, и рассматриваю не менее интересный дом того же стиля эклектика. И это снова доходный дом, владельцами которого последовательно были Н.Н.Целибеев, С.А.Глазова и М.П.Зелигер. Окунаясь в историю этого места, трудно представить себе, что в конце 19-го века здесь располагались огороды Ямской слободы. Только начиная с 1874 года улицу, тогда она называлась Новый проезд и после Компанейская, стали застраивать. Многие проекты строительства зданий возглавлял известный Санкт-Петербургский зодчий Павел Юльевич Сюзор.
Именно он в 1876 году по заказу потомственного почётного гражданина Николая Николаевича Целибеева выстроил это великолепнейшее пятиэтажное здание.
.
«Здание было богато украшено декором на лицевых и дворовых фасадах. В оформлении присутствуют скульптурные изображения, барельефы, использованы различные техники обработки штукатурного слоя, приёмы вертикального и горизонтального членения фасадов». Кроме того, дом выделяется своей угловой скругленной часть в виде башни, которая заканчивается куполом. К слову сказать, сегодня это обычный жилой дом с историческими элементами архитектурно-художественного оформления фасада, которые сохранились в первозданном виде.
Наконец, я пересекаю проезжую часть и оказываюсь в самом сквере с памятником А.С.Пушкину в зимнем уборе.
И я снова кружу вокруг поэта, заходя со всех сторон постамента.
«Интересно, что на постаменте выбиты строки Пушкина, которые перед первым изданием подкорректировал Жуковский с большой заботой о поэте и о судьбе его творчества. Позже строки были изменены на написанные Пушкиным, но здесь оставлен их «смягчённый» вариант».
Я уже писала, что автором монумента стал Александр Михайлович Опекушин, который создал памятник Пушкину и в Москве. Однако, самый большой вклад в петербургскую скульптуру, посвященную Александру Сергеевичу, внес мастер с созвучной фамилией — М.К.Аникушин, который участвовал в возведении мемориалов поэта на площади Искусств и станциях метро «Пушкинская» и «Черная речка». Думаю, что многие знают первый из них, когда вспоминают Петербург и пушкинские места, связанные с ним здесь.
Удивительно, что бомбардировки города в блокадные годы не нанесли ущерба памятнику, который, кстати, в военное время не был укрыт. Но вот интересно другое, что еще до войны памятник собирались перенести на привокзальную площадь города Пушкина. Уж чем властям в СССР не угодил этот памятник, неизвестно, но он выстоял, и это породило некоторые легенды о его несостоявшемся сносе. Считается, что причиной отказа от планов по перемещению монумента были дети, гулявшие в сквере и которые начали плакать, когда стартовали попытки снести «дядечку Пушкина».
И по сей день украшает маленький сквер памятник А.С.Пушкину, родившемуся в Москве, и скончавшемуся в Санкт-Петербурге.
- Адрес:
Россия
Санкт-Петербург
Пушкинский сквер
Дешёвый ✈️ по направлению Санкт-Петербург
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Спасибо!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.