Всего каких-то несколько десятилетий и меня за собой увлекли далекие детские представления о Средней Азии. Ступив с сырого грязного асфальта на трап самолета, сразу погрузился в солнечную атмосферу Узбекистана. Через три с небольшим часа предо мной стоял Самарканд, всего минус 12 по Цельсию и снега чуть ниже колена. Не Москва конечно, но все же))).
"... мерцающий старец все тускнел, тускнел и вдруг на глазах Ходжи Насреддина растаял и бесследно исчез. И все смутное вокруг исчезло, туман рассеялся — и опять к Ходже Насреддину вернулась его земля , где все можно видеть, слышать, осязать, исследовать, где живут люди в противоречивом сплетении своих страстей, самоотверженных усилий помочь друг другу — и в неизменном вечном устремлении всегда в перед, ко всеобъемлющему общему благу, в котором каждый может найти благо и для себя.
Ходжа Насреддин усмехнулся: нет, он старцу не попутчик в межзвездных полетах, его место, его родной дом — земля."
Мои детские представления об Средней Азии складывались из натуралистических рассказов Мариковского. Позже увлекло трагическое путешествие Рериха, чье название я украл и озаглавил сей рассказ. Но самые яркие, самые глубокие и теплые краски об Азии в моей памяти остаются из раннего детства, из книги о Ходже Насреддине. Эту книжку видимо кто-то у меня зачитал, так что первым делом на восточном базарчике в букинистическом развале я вновь ее обрел. И цитирую некоторые ее строчки.
Среднеазиатская цивилизация очень древна, и дала миру кое что ценное: красивейшие города с богатейшей историей Самарканд, Бухара, Хива, которые стояли на Большом шелковом пути. Хоть эти города находятся в Узбекистане, но основаны они таджикскими племенами. Согды — предки таджиков внесли большой вклад в растениеводство, один из которых это абрикос. Абрикос пришел в Среднюю Азию из Китая, где был известен в культуре за две тысячи лет до нашей эры. Однако для согдов это был почти единственный источник сахара и за сотни лет они вывели лучшие сорта абрикоса. Самое главное в древней Согдиане были получены сорта без вредного амигдалина в семенах.
Эмирский сад в Бухаре: "Это был замечательный сад, один из прекраснейших в мире. Диковинные плоды зрели здесь на раскидистых, пышных деревьях — абрикосы камфарные, миндальные и хорасанские, сливы, инжир, померанцы и много других плодов, перечислить которые невозможно. Розы, фиалки, левкои и лаванда с анемонами росли целыми купами, наполняя воздух райским благоуханием; смеялись ромашки, и влюбленно смотрели на них нарциссы; плескались фонтаны, золотые рыбки стаями гуляли в мраморных бассейнах, и повсюду были развешаны серебряные клетки, в которых звенели, свистели и щебетали на разные голоса чужеземные птицы."
"Вчера обещали три тысячи туманов, и я подумал даже — не продать ли мне самому свою собственную голову за такую хорошую цену."
Не могу вспомнить, чтоб когда нибудь у меня на новый год был организованный праздничный стол, но атрибутика нового года на столе всегда была. Рейс в Самарканд задержали на 9 часов, пока поменял деньги и добрался до своего B&B наступил праздничный вечер. Хозяин гостиницы рассказал об ресторанах и кафе поблизости, но не тут то было. В Узбекистане беспрецедентные меры по безопасности, запрещены все салюты и хлопушки, везде ведется проверка документов и сумок, а в транспортных узлах и других местах скопления людей еще и щупают карманы. Рестораны и кафе в новогодний вечер в целях безопасности были закрыты. В небольшом магазинчике удалось купить новогоднюю лепешку и кусочек новогодней вареной колбаски. Вот такой новогодний стол.
"Он привязал ишака к придорожному дереву, а сам лег рядом, прямо на землю, положив под голову камень. Мы с тобой, мой верный ишак, не обедали и не будем ужинать; если аллах желает получить нашу благодарность, то пусть пошлет мне миску плова, а тебе — сноп клевера!"
Самарканд.
"Пламенеющий закат слепил, вечерний свет широко и тихо лился на землю, и в этом золотом сиянии минареты, хмурые громады мечетей как бы утрачивали свою земную тяжесть, казались прозрачными, зыбкими, словно готовые подняться в небо и расплавиться в его чистом спокойном огне."
Торговый купол Чорсу, Регистан был торговым центром средневекового Самарканда.
Биби Ханым — соборная мечеть Биби-Ханум, пожалуй, самое грандиозное сооружение средневекового Самарканда.
Биби Ханым — самая высокая мечеть региона.
Скульптуры тиграм. Не знаю чему посвящен этот памятник, наверное последним туранским тиграм убитым в начале ХХ века.
Самарканд, кварталы старого города.
"Даль в горах была подернута мглою, подножия хребтов тонули в густом белесом тумане, но снеговые вершины уже светились легким прозрачным блеском — первой улыбкой проснувшегося дня. И туман в ущельях, в провалах начинал уже зыбиться, клубиться и восходить. Как легко дышалось! "
Бухара.
"Теперь он возвращался в свой родной город, в Бухару-и-Шериф, в Благородную Бухару, где рассчитывал, скрываться под чужим именем, отдохнуть немного от бесконечных скитаний."
Пои Калян центральный архитектурный ансамбль Бухары.
"... высокие минареты с узорными изразцовыми шапками, на которых утром и вечером горит огненный блеск зари..."
Медресе Мири Араб — исламское образовательное, духовно-просветительское и мемориально-культовое сооружение XVI века. Строительство медресе Мир-и Араб приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба. В медресе имеется 114 келий по числу сур в Коране.
"Ходжа Насреддин с волнением узнавал знакомые улицы, чайханы и минареты. Ничто не изменилось за десять лет в Бухаре... ворота знаменитой медресе Мир-Араб, где под тяжелыми сводами келий ученые улемы и мударрисы, давно позабывшие цвет весенней листвы, запах солнца и говор воды, сочиняют с горящими мрачным пламенем глазами толстые книги во славу аллаха, доказывая доказывая необходимость уничтожения до седьмого колена всех, не исповедующих ислама."
Минарет Калян (Минарайи калан) — господствующий над городом гигантский вертикальный столб. Минарет завершен в 1127 г., диаметр внизу — 9 м, вверху — 6 м, высота — 45,6 м. Внутри вьется кирпичная винтовая лестница, ведущая на площадку шестнадцатиарочной ротонды — фонаря.
Мечеть Калян (Маджид-и калан) 1514 г. Прямоугольный двор обрамлен галереями, состоящими из 288 куполов. Основанием им служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается максурой — портально-купольным объемом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане.
Крепость Арк, III век до нашей эры.
Арк самый древний памятник Бухары — цитадель и резиденция бухарских правителей.
"... глазам Ходжи Насреддина открылся эмирский дворец, обнесенный высокой стеной с бойницами и зубчатым верхом. Четыре башни по углам были искусно облицованы разноцветной мозаикой, над которой долгие годы трудились арабские и иранские мастера.
Ходжа Насреддин обошел вокруг дворцовой стены. Камни лежали плотно, спаянные китайским раствором, ни одной дырки, ни одной щели не обнаружил в стене, а выходы арыков были забраны частыми чугунными решетками." Водонапорная башня Шухова со смотровой площадкой, 1929 г. Функционировала до пожара в 1975 г. Памятник исторического наследия.
Сей рассказ не о истории, этнографии, архитектуре, базарах и народных промыслах, а о деревьях. О могучих тысячилетних деревьях, которые стояли и следили за развитием среднеазиатской цивилизации. Все без затруднения вспомнят распиаренные тысячелетние деревья Северной Америки, секвойю и сосну остистую, но ведь есть и другие не менее интересные старцы.
Тут.
История тутовых деревьев в Средней Азии насчитывает 1500 лет. В Китае, где под страхом смертной казни хранили секрет производства шелка, также был запрещен вывоз семян шелковицы. Рано или поздно секрет шелководства покинул Китай.
Тутовые деревья принесли с собой не только шелк, но и во многом оказались очень практичными. Живет шелковица долго до трехсот лет, растет быстро, очень неприхотлива. Выдерживает жару и засуху, засоленные почвы и пыльные бури в полупустынных областях, в горных районах может расти в тенистых ущельях и переносить резкие колебания температуры. В советское время все деревья тутовник были учтены и распределены среди колхозов.
В горном кишлаке Маджерум, стоят старые двухсотлетние стриженные тутовники. Местное население кишлака (этнические таджики) живут натуральным хозяйством, разводят овец, коров, здесь есть черешни, сливы, яблони, абрикосовые сады и рощи грецкого ореха. Занимаются и производством коконов шелкопряда, которые потом сдают на фабрику по цене от 7 до 15 рублей за килограмм (в зависимости от качества коконов).
Старая плантация 200-летних тутовников.
"Между тем жизнь селения шла своим обычным кругом: наливались душистой сладостью плоды в садах, шелковичные черви завернулись в коконы и первый раз и второй, объягнились овцы на пастбищах...
— Скажите, а по какому поводу подрались вчера Ширмат с Ярматом? — спросил он.
— Поспорили из-за старого сухого тутовника, предназначенного на дрова, — пояснил Сафар. — Каждый считает его своим — вот и подрались."
"За селением, вдоль дороги, как бы сбегая к ней с крутого склона, тянулись сады, огороженные низенькими, в пояс, заборами дикого камня."
Древесина шелковицы весьма ценится. В Средней Азии её применяют для изготовления музыкальных инструментов. Применяется как строительный и поделочный материал в столярном и бондарном производствах в силу своих качеств — плотная, упругая, тяжёлая. Из луба изготавливали веревки. Плоды шелковицы используются в кулинарии и для приготовления напитков. Лекарственное значение имеют все части дерева: листья, кора корней и стволов, ягоды. Народная медицина Китая и Средней Азии применяет всевозможные препараты получаемые из тутового дерева с незапамятных времен. Ибн Сина описывал всевозможные лечебные свойства этого дерева и его сока.
Бухара. Архитектурный ансамбль Ляби-хауз XVI век. В переводе Ляби-Хауз означает «побережье пруда», вокруг которого и растут вековые тутовые деревья, причудливые и огромные.
"Выбрав один старый тутовник, искривленный, с узловатыми сучьями и большим дуплом, черневшим под кроной, Ходжа Насреддин засунул мешок в это дупло и для верности — примял кулаком. Со свободными руками и легким сердцем он сел на мшистый корень, горбом выпиравший из-под земли; отмахнувшись от назойливых комаров, он говорил тутовнику: "Смотри не проболтайся, старик!" Более надежного хранителя своей тайны Ходжа Насреддин не смог бы найти; это был самый хмурый, самый молчаливый старик изо всех, обитавших вокруг водоема, и в глубине своей древесной души он, конечно, таил к людям полное презрение, потому что давно и прочно стоял на своем законном месте, глубоко запустив корни в землю, не боясь ни холодов, ни бурь и не мотаясь неизвестно зачем по белу свету, нигде не находя успокоения сердцу, как это свойственно некоторым людям."
На некоторых имеются таблички с возрастом дерева (1477г).
На ветвях шелковицы сидят огромные щитовки, страшно представить сколько сока за сотни лет выпили бесчисленные поколения щитовок.
Вдоль пруда расположена скульптурная композиция "Караван шелкового пути".
"... уже светает, уже открылись городские ворота и двинулись в путь первые караваны. Ты слышишь — звенят бубенцы верблюдов! Когда до меня доносится этот звук, то словно джины вселяются в мои ноги, и я не могу усидеть на месте!"
В 25 километрах от Бухары находится мавзолей Бахауддина Накшбанда (1389г), где хранится священная реликвия — посох Хазрата Бахауддина.
Когда Бахауддин Накшбанди возвращался в родную Бухару из Мекки, по дороге домой ему приснился чудесный сон – ему явился Хазрат Ибрахим на белом светящемся облаке. Ибрахим задал вопрос паломнику, что тот несет с собой из Мекки? Бахауддин показал свои сокровища – сосуд со священной водой, четки (тасбих) и подорожный посох из шелковицы, служивший ему верой и правдой на долгом пути домой. Хазрат Ибрахим сказал: «Когда ты прибудешь в свой родной Каср-и-Орифан, там у саркофага твоей матери найдешь то, что тебе даровано небесами за твою святость. Прочтя молитву над этим камнем, ты раздай косточки тасбиха своим верным ученикам, которые понесут твое учение в другие края, а посох воткни в землю, возле родного очага, пусть он зазеленеет могучим деревом и долгие столетия будет людям рассказывать о твоем хадже в Мекку».
Хазрат Бахауддин так и сделал – воткнул свой посох в землю, и через некоторое время он зазеленел и вырос в огромное дерево, которое стояло возле водоема на протяжении многих веков.
Сейчас Посох лежит возле хауза на постаменте, днем его почти не видно из-за паломников, которые плотно обступают его, в надежде отщипнуть хоть крошечную щепочку для тумора – оберега. За много лет Посох отполирован ладонями до блеска, в его изгибы паломники кладут деньги, повязывают ленты и проползают чуть ли не на коленях под его ветвями. Считается, все эти действия приносят удачу и заступничество Святого. Ортодоксальные мусульмане не одобряют этого язычества, так же как и хранители мавзолея, но не препятствуют.
"... он был очень набожен, новый эмир, и дважды в год обязательно ездил на поклонение праху святейшего и несравненного шейха Богаэддина, гробница которого высилась близ Бухары."
Чинор.
Благодаря декоративности, долговечности, гигантским размерам платан стал символом мощи и красоты на Востоке. Платану — чинору посвящены многочисленные стихотворения, рассказы. В этом отношении его можно сравнить только с березой — символом русского леса. Платан широко использовался в озеленении, он являлся украшением многих улиц, площадей, садов и парков. В последние время в озеленении Узбекистана платан вытесняют хвойные породы: можжевельники, сосны, ели и плосковеточник. Места для посадки хвойников зачастую микроскопического размера предостаточно, однако пять лет назад в Ташкенте вырубили вековые чиноры. Местные жителеи плакали и устанавливали свечи на могучие пни. В ранней меловой период был широко распространен и составлял 80% флоры этих мест. Возможно в те доисторические времена платан был вечнозеленым деревом, об этом говорит интересный факт — небольшие ветки платанов которые находятся в зоне обогрева уличными фонарями, сохраняют зеленую листву до наступления весны. Гигантские деревья платана встречаются по всему ареалу его естественного произрастания, уникальные экземпляры достигают возраста 1500 лет и более.
В пяти километрах от Самарканда расположен комплекс Махдум-и Азам. Тут захоронен Великий Господин Ахмад Хаджаги ибн Джамаладдин Касани Дагбиди, Махдум-и Азам, ученый, богослов, активный последователь и продолжатель идей Бахауддина Накшбанди. Земледелец и садовод, он вел весьма скромную жизнь, написал более 30 произведений в области философии, геологии и права. Чудо произошло с деревом, которое растет на территории комплекса.
Дерево удивляет своей необычной формой и размерами, считается, что если проползти сквозь дупло исполнятся самые сокровенные желания.
Другое интересное место находится в Ургуте, в сорока километрах от Самарканда в противоположную сторону. Здесь в «Чор Чинор» (четыре чинары) по некоторым легендам любил отдыхать Амир Тимур со своей женой Сарай Мульк Ханым (Сарай Мульх Ханум), в честь которой в Самарканде была возведена грандиозная мечеть Биби-Ханым. По рассказу хранителя и настоятеля Чор Чинора Ахмата, местные садоводы готовясь к посещению этого места Темурленгом, привили различные цветы к деревьям. Увидев это чудо, Амир Тимур назвал это место «Гуль бог» (Цветущий Сад). Эмир любил отдыхать здесь уединенно, не допуская к себе никого на расстоянии 100 м, и только внук Улугбек, мог потревожить властителя империи.
"А в бороде и на висках между тем все прибавляется и прибавляется серебра, и кладбищенский сторож стал отменно вежлив при встречах и уже не раз стороной заводил разговор о том, что есть у него на кладбище отличное местечко, впору хоть бы и самому волостному управителю, — и следовало бы заблаговременно посадить на это местечко молодой чинар, чтобы успел он обжиться на кладбище и укрепить свои корни в земле."
И действительно войдя в ворота (с надписью «Чор-Чинор – место отдыха») не хочется ничего кроме того, чтоб молчаливо бродить по дорожкам под умиротворяющее журчание ручья.
Тысячелетнии чинары (здесь их больше десятка) завораживают, они стоят разрозненно, группками и аллеями, возле старожилов есть таблички с указанием возраста.
Самому могучему и старому чинору более 1800 лет, в основании ствола находится огромное дупло. По преданиям в этом дупле укрывались для молитв дервиши.
После чего в дупле располагалась школа, школьный учитель учителя нашего экскурсовода Ахмата учился в этой школе. В советский период до 1953 года на территории Чор Чинора находился детский дом, а в дупле был склад с углем. Затем здесь находился пионерский лагерь. Несколько дней спустя в Ташкенте познакомился с человеком, который в детстве был в этом лагере, и говорил как они мальчишки прятались от вожатых в дупле и играли на мелочь в "орел и решка". Только в те времена дупло и само дерево было в два раза больше, так как ураган повалил один самый большой ствол разорвав дерево пополам. Теперь его диаметр 13 метров, раньше был 24 метра. Сейчас вход внутрь дупла через этот разлом с деревянной резной дверью, старая дверь меньшего размера находится внутри.
Больший объем дупла это не само дупло, а углубление в земле, вросший в плоть дерева тысячу лет тому назад камень показывает, что уровень земли когда то был выше моего роста. Зимой в дупле относительно тепло, а летом прохладно. По внутренней окружности размещена скамья на которой сейчас может разместится 15 учеников. В центре дупла, установлены пеньки – стол и четыре стула. Вверху над головой внутри дупла из наплывов растут молодые побеги до полутора метров высотой. Местные жители называют эту чинару «Мактаб Чинор» (Чинара — Школа).
Протекающей через территорию Чор Чинара горный ручей, с чистой горной водой, берет свое начало у священного источника образовавшего небольшой пруд.
Паломники обязательно приходят к этому источнику для достижения своих желаний и облегчения трудностей.
"Вода, образуя стекловидный вогнутый изгиб с длинными крутящимися воронками по краям, хлынула под ставень в лоток. Ее журчание усиливалось, переходя в ровный гул; она бежала по сухому руслу арыка, гоня перед собой мутный пенистый гребень, слизывающий сухие листья, веточки, птичьи перья — все, что попадалось на пути."
Арча.
Перед поездкой, пролистав разные публикации, было видно, что арчей называют все виды крупных можжевельников, а плосковеточник восточный стоял обособленно. Однако на месте выяснилось, что коренные жители и биоту тоже именуют арчей, а последнее увиденное мной дерево — ката дарак арча (большое дерево арча). Из-за оторванности от основного ареала произрастания среднеазиатский и алтайский районы распространения плосковеточника считаются культурным распространением растения. Когда-то плосковеточник образовывал на этой территории целые леса, от которых остались небольшие рассеянные популяции и отдельно растущие растения. Здесь же обитает арчовый дубонос, специализацией питания которого являются семена арчи. Арчовые леса были сведены на нет человеком из-за презренного металла. Геологи нашли золото и древесный уголь из арчи, который заготавливали для плавильных шахт.
Плосковеточник растет очень медленно — мой в 30 лет достиг двух метров высоты и диаметром у основания в 4 сантиметра. Местные жители Средней Азии считают его небольшим деревом, и очень удивляются когда спрашиваешь — где растет огромная арча?
Ходжикент.
Это место, долина реки Чирчик, связывают с легендой. Здесь река выходит из горного ущелья на равнину, на этом месте Александр Македонский закончил завоевание Средней Азии и развернул свою амию домой.
Сейчас ущелье перекрыто плотиной электростанции — Чарвакское водохранилище.
"Кротко синело озеро; вверху так же кротко и умиротворенно синело небо, голубое прохладное, увлажненное ночными туманами — сонным дыханием земли."
У подножья Угамского и Чаткальского хребтов западного Тянь-Шаня, в полукилометре от плотины Чарвакского водохранилища, прямо на обочине дороги стоит огромный трехствольный плосковетосник. Плосковеточник растение очень выносливое и влияние дороги и антропогенная нагрузка если и сказывается на нем, то по растению это не видно. Стволы в два обхвата диаметром до 1 метра, крепкие и мощные, кора крепкая, нигде не отслаивается. На одном стволе при удалении огромной ветви (возможно мешавшей проезжей части) остался длинный задир коры. Высота дерева 15 метров, крона густая плотная, сухих вершин нет. Возраст дерева оценивают от 400 до 700 лет. Возможно дерево гораздо старше и было некогда срублено, после чего восстановилось корневой порослью и растет тремя стволами.
Нуратау-Кызылкумскумский биосферный заповедник, кишлак Маджерум.
В 50 метрах от горного ручья (Маджерумсая) стоит одно из чудес древестного мира — маджерумская арча. По данным с таблички заповедника ее габариты: высота более 20 метров, обхват ствола 24 метра, обхват центральной ветви 12 метров, возраст 1500 лет. Летом здесь работали немецкие ученые и сейчас сведения о возрасте растения стерты, возможно возраст уточняется. По местным преданиям дерево посажено воинами Александра Македонского, на могиле одного из военачальников. Дерево-великан издревле почитантся местными жителями.
Рядом с ним стоит старая мечеть Арча-ата (арча-отец).
Дерево потрясает своей массивностью. Наш проводник сотрудник заповедника рассказал, что для того чтобы обхватить дерево понадобилось десять мужчин из кишлака.
В основании дерева имеется огромное дупло, однако дерево выглядит совершенно здоровым и полным сил. Крона полная без повреждений, дерево плодоносит. Дерево является святым еще с доисламских времен, жившие здесь люди всегда поклонялись ему и приносили жертвы животных. Стоя рядом с этим могущественным гигантом понимаешь откуда брались представления у людей об устройстве древнего мира, такого, как — земля держится на тех слонах. Тут кажется, что не дерево стоит на земле, а своими огромными корнями-пальцами крепко и глубоко, мертвой хваткой вцепившись в Землю держит ее в подвешенном состоянии. (жаль, что фотографии ни в коей мере этого ощущения не передают)
Когда-то арчовыми лесами были покрыты все окружающие горы. Геологи за горами южного Нуратау нашли золото и древесный уголь, который заготавливали для плавильных шахт из арчи. Сегодня в это трудно поверить — на горных склонах растут только трава да редкий кустарник. Вокруг не осталось ни единой арчи, а во всех Нуратинских горах их сохранилось чуть больше сотни.
"Дюжий чайханщик, обрадовавшись новому гостю, кинулся раздувать огонь под кумганами,- потянуло смолистым запахом арчи, благоуханного дерева ферганских гор."
Время.
Время. Почему его всегда не хватает, зачем нужно разворачиваться и ехать обратно на работу, когда вокруг столько интересного?
Время. Почему оно так пренебрежительно к человеку? Я вспоминаю рассказ моего ташкентского собеседника, как они мальчишками бегали в дупло старого чинара. Теперь он пожилой старый человек, а другие мальчишки смотрят и удивляются какое старое дерево. И они будут стариками, а дерево будет по прежнему стоять и удивлять новых молодых людей, которые опять будут называть дерево старым.
"Скорее этот карагач превратится в тростинку, чем я разлюблю тебя!
Карагач и не удивлялся: он видел многих влюбленных на этой скамье, слышал много нежных слов, повторяющихся из поколения в поколение, и знал, как быстро — по его вековому счету — превращаются пылкие любовники в дряхлых стариков и трясущихся беззубых старух, выходящих перед могилой посидеть на эту же самую скамью, — но только днем, чтобы погреть на солнце холодную медленную кровь, что когда-то искрилась и пенилась, подобно молодому вину."
Время. Остались неохваченными арча (Juniperus turkestanica) 8 метров в обхвате, 20 метров высоты в возрасте почти 2000 лет, не добрался до 450-летнего карагача-гиганта высотой в 40 метров ("... древние, священные карагачи с чернеющими на сучьях огромными гнездами аистов."), не узнал местонахождение 800-летних орешин (Juglans regia) с интересной историей, запутался с определением места 500-летней фисташки окутанной старой легендой и явившей чудо.
Время. Зато время меня вернуло на двадцать пять лет назад, я увидел то, что хотел увидеть несколько десятилетий тому назад. Эта история о пришельце из Америки. Давно мне попалась книжка Б.Д. Алексеева "Гиганты и карлики растительного мира", в ней рассказывается много интересного, но мне захотелось увидеть именно это — "Удивительную картину можно наблюдать в Самарканде, где пневматофоры нескольких таксодиумов, высаженных еще в конце XIX века, срослись и образовали живую стену двухметровой высоты длиной 27 метров".
Огромные пневматофоры обрублены, видимо были не эстетичны.
Маленькие пневматофоры обычного размера торчат вблизи стволов. Деревья уже полностью сформировали взрослую крону, стоят раскидистые красавцы.
Время. Как назывался парк в Самарканде изначально, где растут кипарисы я не знаю, потом он именовался парк Максима Горького, теперь носит имя Алешера Навои. Прошло много времени, давно уже нет нашего Союза, давно переименованы улицы и парки, но одно советское наследие Узбекистан не может бросить — тотальное беление деревьев. Тысячи километров вдоль дорог, арыков и ветрозащитные полосы покрашены. Покрашены все деревья в городах и аулах, в садах и парках.
Зимой вода в пруду с кипарисами спускается, но весной когда дно пруда прочешут граблями, обязательно побелят пневматофоры болотных кипарисов и заполнят пруд водой!
Время. Извините, что я его у Вас отнял.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.