79 материалов по 28 объектам, 2 245 фотографий
- GPS
- Узбекистан, Самарканд, Республика Узбекистан
Самарканд. Русский квартал
.
В некоторых источниках он также именуется "Европейским" или "Новым" Самаркандом, который начал формироваться в 1870 году. Это историческое место в основном было населено русской интеллигенцией в нескольких поколениях.
.
Вот описание нового Самарканда 1875 года:
Не прошло и семи лет с водворения в Самарканде русской власти, как этот город во многом изменился к лучшему. Вместо стареньких глинобитных домов и кибиток местных жителей, среди которых находились небольшие, зелёные участки земли, с оврагами и арыками, появился европейский город, с широкими шоссированными улицами, окаймленными рядами тополей. Длинный, Абрамовский бульвар, отделяющий азиатскую часть города от европейской, в которой выстроились небольшие, красивые домики, и разросся порядочный сквер, составляющий своего рода украшение Самарканда.
Два города: старый азиатский, и новый русский — слились в одно целое. Слившись друг с другом, они однако, не изменили своих основных черт индивидуальных отличий. Соединение это не только их не обезличило, но напротив, послужив для взаимного развития, дало возможность ещё ярче выразиться тем контрастам и противоположностям между западом и востоком, которые здесь мирно уживаются друг с другом. Из путеводителя по Туркестану.
Самарканд многонационален, и русский язык является удобным средством межнационального общения, несмотря на официальный переход страны на латинский алфавит. В Самарканде, как во всем Узбекистане, популярно образование на русском языке в средних школах, но их стало на порядок меньше и младшее поколение уже вряд ли вас поймёт.
.
Как и во всём Узбекистане, в Самарканде православные храмы являются центрами сохранения русской народной культуры и традиций. Со слов соотечественников, с радостью заговоривших с нами в церкви (был праздник Вербного воскресенья), деятельность Русских культурных центров в Самарканде не ведется, поэтому православная церковь является для них единственным связующим звеном принадлежности к единому русскому пространству.
Алексеевский православный собор, возле построек 1882 года — Офицерского собрания и дома самаркандского губернатора, общественных и деловых зданий, сейчас стал "анклавом" русских в Самарканде.
Наши соотечественники с удовольствием выступают в качестве респондентов, готовы рассказать о себе и поделиться особенностями своей жизни вдали от исторической родины. Видно, что всех их объединяет любовь к России и желание её посетить, особенно те места, откуда родом их предки.
Из-за массового отъезда русскоговорящего населения образовался дефицит общения, у многих на фоне устроенности быта имеет место эмоциональное выгорание, в основном это относится к жителям Самарканда старше 50 лет.
.
Краеведческий и исторический музеи города не имеют экспозиции с предметами традиционной русской культуры. За 150-летний период жизни многочисленного русского населения и других этносов на территории Узбекистана, в музеях Самарканда почти ничего не сохранилось.
Память о русских остается в архитектуре "Русского Самарканда" и популярном в стране русском языке.
Русский Самарканд — это железная дорога, символ русской экспансии в средневековой Средней Азии, проходит по северным окраинам Самарканда. Первая "шайтан-арба", наделавшая много шума, пришла сюда в 1888 году из закаспийского Красноводска, и Самарканд стал вторым в Узбекистане железнодорожным узлом после Бухары.
Первым оплотом России в покорённом Самарканде была цитадель, встроенная в городскую стену на западе, и уже в 1868 году гарнизону пришлось её оборонять от восставшего города. Первой снесли в цитадели именно эту внешнюю стену — опасность исходила из "туземных" кварталов, но недолго, других восстаний до Гражданской войны здесь не было.
В глубине махаллей таджики и евреи стали строить себе кирпичные дома в русском стиле.
Население Русского квартала составляли военные с семьями, следом сюда приехали чиновники, специалисты и инженеры, и если разнорабочим можно было нанять таджика из Старого города, то адвокат, учитель или врач был только из России. К началу ХХ века лишь 10 тысяч составляли пришлые — в первую очередь русские, поляки и евреи.
Веер улиц, расходящихся от цитадели к Русскому кварталу имеют вид тризубца:
улица Каттакурганская — ныне Мирзо Улугбека, ведущая на вокзал;
улица Ташкентская — ныне Амира Тимура;
Абрамовский переулок — ныне тенистый Университетский бульвар.
Самарканд в последние 200 лет рос в основном в сторону Русского квартала, а его продолжение — микрорайоны Советского Самарканда, которые подверглись сейчас некоторой корректировке...
Сквер у Регистана разбит на месте снесённого Музея истории и культуры народов Узбекистана — это здание строилось в советское время к 2500-летию города в 1968 году.
В 2009 году исчез памятник Джами и Навои, таджикскому и узбекскому поэтам XV века, который был установлен при Советах в конце Университетского бульвара.
В том же 2009-м был снесён и самый настоящий шедевр с историей — Монумент Свободы, который построил в 1919 году на могиле шести погибших в бою с казаками красноармейцев, военнопленный Первой Мировой австрийский архитектор Эдвард Руш.
Честно скажу, уменьшение русских с 30 до 5 процентов населения повлияло и на научный мир очень отрицательно — много было талантливых русских ученых. Кроме того, связи с Россией в научном отношении, конечно, резко сузились. Потом мы перешли на латынь вместо кириллицы, и теперь студенты не могут читать научные работы, которые опубликованы на кириллице – это очень тяжело – отметил профессор университета Муродилло Кадиров.
Не будем о грустном, лучше пройдёмся по Русскому кварталу и посмотрим на его архитектуру.
Дворец Абрама Калантарова, купца Первой гильдии из местных евреев, преуспевшего под Россией на торговле с новой метрополией. Крупнейший в городе особняк он строил в 1902-1916 годах, по официальной версии — как гостевой дом для приезда Николая Второго в Среднюю Азию по случаю 300- летия династии Романовых, по тайной версии — как новое здание под Большую Хоральную синагогу. Царь не приехал, но построил в Петербурге мечеть в самаркандском стиле.
.
В 1920-м году Калантарову пришлось отдать свой дом большевикам в обмен на гарантии, что его не тронут — советская власть предложение приняла и даже выделила умному еврею квартиру, где он и прожил до 1951 года.
Усадьба Калантарова занимает целый квартал, на другой его стороне скромный домик — флигель, который занимает краеведческий музей.
Смотрим на дома ушедшей эпохи наугад, тем более сущностей у них всё равно немного — дом офицера, магазин купца, училище, женская гимназия или какая-нибудь контора. Всё в прошлом, осталась только архитектура XIX-XX веков, а содержание — в новом национальном стиле.
По улице Махмуда Кашгари — библиотека, облепленная пёстрой рекламой — бывшая Читальня.
...
Бывший русско-китайский банк, армянская церковь с одиноким приветливым служащим,
..
костёл без прихожан, впрочем, внутри была одна дама.
...
Углубимся на пару кварталов на юг, чтобы увидеть весьма неожиданное для мусульманской страны заведение — Самаркандский винзавод имени Ховренко, с музеем и дегустационным залом в доме купца Дмитрия Филатова...
Виноград тут рос испокон веков — согдианцы были не чужды выпить вина, а уж когда сюда пожаловали греки Александра Македонского с их традициями виноделия, гиссарские предгорья и вовсе превратились в винный рай. Более того, хотя арабы и искореняли это всё огнём и мечом, полностью винодельческие традиции в Средней Азии не прерывались никогда.
Дмитрий Филатов, фигура легендарная — в России служил денщиком у помещика из рода дворян Тургеневых, занимался доставкой вина к его столу, что в конце концов их сблизило и он стал собутыльником своему барину. По легенде, перед смертью помещик завещал Филатову часть своего наследства на развитие виноделия.
К началу ХХ века завод Филатовых в Самарканде стал крупнейшим и лучшим — его вина поставляли к царскому столу и получали медали международных выставок в Европе.
В 1927 году сюда приехал профессор виноделия Михаил Ховренко, организовавший разрозненные виноградники в полноценный агро-промышленный комплекс по последнему слову техники на основе Филатовского винзавода. Винзавод имени Ховренко ныне считается элитным, выпуская 8 видов вина, 4 вида коньяка, бальзам на травах Зерафшана и несколько водок, названия у всего производимого сувенирные: "Шердор", "Ширин", "Токай", "Тилля-Кари".
По музею и самому заводу водят в основном "пакетные" экскурсии с дегустацией.
Все здания улиц, от купеческих домов до сталинских, очень похожи на любой русский городок.
..
Вот типичный кинотеатр, каких множество в России, с красивым названием "Звезда Востока"
Дальше находятся две церкви — Покровская и Георгиевская.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы строилась в 1903-1905 году, как Вознесенская полковая, недалеко от русского православного кладбища, основанного в 1900 году. В дореволюционном Самарканде не имелось "гражданских" приходов.
В 1930 году храм, как и многие храмы Узбекистана, был закрыт.
.
В начале 1998 года его восстановили и освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Приход Георгиевского храма старейший в городе. Он образовался в первый год завоевания Самарканда. По архивным документам, в 1868 году генерал-губернатор фон Кауфман поручил начальнику Зеравшанского округа генералу А.К. Абрамову выстроить православный храм.
Через год в Самаркандской цитадели была построена церковь с колокольней и памятником в честь убитых при осаде Самарканда.
На смену первому Георгиевскому храму, в 1880 году, младший самаркандский инженер-архитектор И.А. Лемке подготовил проект новой церкви, имеющий в плане форму креста и исполненный им в русском стиле. На средства казны, в центре нового русского города, напротив здания Офицерского собрания, строится новый храм во имя Св. вмч. Георгия Победоносца.
Строительство в 1882 году было завершено. Возведённый храм получился более красивым и вместительным чем предыдущий, с хорошей живописью строгого характера и с резным ореховым иконостасом. По описаниям современников, он был богат утварью и ризницею.
Во время служб звучали 5 колоколов. Самый большой — бас, весом в 21 пуд, а самый маленький серебряный колокольчик всего 33 фунта.
Храм Лемке вынес не только испытание временем, но и множество сильных землетрясений, что повредили древние памятники Самарканда. Во время землетрясения 1907 года покрылись трещинами Гур-Эмир, городская больница, с новой Покровской церкви свалился железный крест, а Георгиевский храм остался цел и невредим. Только колокола его раскачивались сами по себе и гудели на весь город, оповещая жителей об опасности.
С 1917 года, после постройки Свято-Алексиевского собора, Георгиевский храм был передан 12-му Туркестанскому стрелковому полку, а 20 мая 1925 года храм был закрыт. Общине верующих разрешили совершать богослужения при старой часовенке на кладбище.
В двадцатые годы, ставшие временем гонений на церковь, облик храма был искажён — высокая колокольня с куполами была снесена, а здание церкви в 1928 году было отдано под клуб ОСОАВИАХИМа. Как храм он уже никогда не функционировал.
Сейчас в нём расположен Союз писателей Узбекистана.
.
Между зданиями храма и Офицерского собрания образовалась «Церковная площадь», ставшая местом военных построений, проведения городских торжеств, гуляний и празднеств.
..
Русский Самарканд из-за своей отдаленности от доминанты города – площади Регистан,
Регистан в вечерних сумерках и сияющий в ночи
Регистан. Золотая мечеть Тилля-кари
не включен в туристические путеводители, поэтому архитектуре XIX века не уделяется столько внимания, сколько она заслуживает – отреставрированы лишь те здания, в которых находятся современные офисы общественных или коммерческих организаций.
Очень хочется надеяться, что чудом уцелевшие архитектурные памятники ушедших веков — Георгиевский храм и ограничивающее парковую площадь с противоположной стороны, здание Военного собрания, останутся и дальше свидетелями истории русской православной диаспоры Самарканда.
- Адрес:
Самарканд, Республика Узбекистан
- Дополнительная информация:
Юго-запад Самарканда; между Университетским бульваром
и ул.Мирзо Улугбека
Дешёвый ✈️ по направлению Самарканд
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
От "шайтан-арбы" до современности мы ведем всех по жизни, а американцы и англичане не парились о колониях и не вкладывались в них, а наоборот только обогащались.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Мы что-то упустили в нашей совместной истории, пора исправлять, взаимно развиваться на основе равенства и многолетнего братства. Нам есть, что ценить в совместном прошлом и чем гордиться.
Спасибо, Аля, своими рассказами заставляете задуматься о сделанных ошибках
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Даже "Ты — мне, я — тебе" более справедливо! Товарообмен и никаких гвоздей!
Почему мы простили многомиллионные долги Африке, у нас нет своих "дырок"?
Гуманитарная помощь — это да, а бездонная яма за их "дружбу" — оно мне надо? ;))
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Вы правы, лучше всего прагматизм во взаимоотношениях, без всяких братьев и сестёр, тогда и обид не останется.
Но это, как правильно заметили, политика. А так, узбеки — народ отличный.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: