- GPS
- Россия, ул. Куйбышева, Самара, Россия
Ах, Самара-городок! Бремя или благословение модерна
Тут сплелись и старина и новь, неизменна лишь моя любовь
К улочкам купеческой Самары, их теснят широкие бульвары.
.
Одного дня недостаточно, чтобы увидеть город с его многообразной архитектурой и побывать во всех интересных местах. Самара — современный областной центр с богатой историей, основан почти 400 лет назад и за это время в нём произошло немало знаковых событий, но и сейчас можно почувствовать дух прошлых веков, который проявляется в оставшихся старинных зданиях.
.
Особенно сильно это заметно в историческом центре, где соседствуют городские особняки знати и купеческие ветхие и уже отреставрированные дома.
.
Особенно красивы и неповторимы здания построенные в начале ХХ века в модном стиле модерн.
В конце XIX века этот стиль очаровывает города – Париж, Мюнхен, Вену, Брюссель, Москву.
В Самаре модерн становится одним из самых любимых домовладельцами архитектурных стилей. Изысканные особняки, торговые дома, банки, гостиницы изяществом своих линий заполняют визуальное пространство губернского города.
Самару считают «жемчужиной провинциального модерна», поскольку здесь на рубеже XIX-XX веков работали такие знаменитые архитекторы: Шехтель, Зеленко, Квятковский, Мошков, Шретер, Засухин, Шаманский и Щербачёв.
..
Ярким примером самарского модерна стал особняк Е.Ф. Новокрещёновой – известной местной купчихи, наследницы династии. Родоначальником этой линии был Г.С. Новокрещенов, купец 3-й гильдии, отец известного лесоторговца. Здание задумывалось как часть большой городской усадьбы и своей красотой и оригинальностью не уступало московским особнякам аналогичного стиля.
Этот особняк — пример утонченного элитарного модерна. В декоре фасада преобладают цветочные мотивы — это орхидеи, которые своими длинными изогнутыми стеблями оплетают здание и, устремляясь вверх, распускаются на его карнизе.
Дом построен в 1909 году по проекту архитектора Михаила Квятковского.
Декоративное оформление дома имеет природные мотивы — цветы и ветви оплетают окна и балкон создавая причудливые образы. В цветочных мотивах преобладают орхидеи — любимые цветы хозяйки.
Ключевой акцент архитектор сделал на эркере с большим выносом, необычных окнах и балконе второго этажа, на котором выделяется растительный лепной рисунок.
Через два года после революции здание Новокрещёновой национализировали. В разное время в нём располагалась администрация Красной Армии и комендатура Самары, затем ветеранская организация и Пенсионный фонд.
В 1952-1962 годах в доме жил знаменитый композитор, музыкальный руководитель Волжского русского хора, народный артист СССР — Григорий Пономаренко. Широко известны его песни: "Ой, снег-снежок" и "Оренбургский пуховый платок".
Цветы являются своеобразной "визитной карточкой" и росписью архитектора М.И. Квятковского, чья фамилия образована от польского слова "квят" — цветок.
Орхидеи особняка Новокрещёновой очень похожи на те, что украшают самарскую гостиницу "Бристоль-Жигули". Это здание в стиле классицизм было построено в 1879 году, в нём была открыта гостиница братьев Ивановых, которая просуществовала до 1907 года, затем роскошная гостиница — "Гранд-Отель". Специально к её открытию М.И. Квятковский провел реконструкцию в стиле модерн.
Архитектор обратился к идее орнаментальности, именно здесь рождается его «фирменный» цветочный декор. Орхидеи украсили не только фасад, но и интерьеры строения.
Ещё один памятник архитектуры построенный в 1902-1904 годах по проекту архитектора М.Ф. Квятковского на углу Самарской и Почтовой улиц — доходный дом А.Ф. Нуйчева.
Его относят к раннему модерну. Он богато украшен всевозможной лепниной, среди которой особенно выделяются повторяющиеся изображения бабочек и слонов. Бабочки венчают окна первого этажа, подобно замковым камням, а головы слонов размещены в проёмах между окнами.
Первый этаж до 1911 года занимали самарские отделения Крестьянского и Дворянского поземельных банков. Верхние этажи арендовали под гимназию приехавшие из Санкт-Петербурга сёстры Харитоновы, после революции в нём разместилась школа № 25, в настоящее время — Самарский технический лицей.
В декоре здания есть цветы, маски демонов, вазоны и атланты. Часть элементов была утрачена в 1980-е годы, когда наметили реставрацию дома и некоторые детали были сняты с фасада, а позднее утеряны.
В 2017-2018 годах проведена реставрация дома с восстановлением первоначального декора.
В 1890 году в собственностью самарских купцов 1-ой гильдии Аржановых перешла территория и двухэтажный каменный дом купцов Смирновых по улице Дворянской (Куйбышева), 93.
Глава этого семейства, Ларион Аржанов, был родом из уральского казачества, и в молодости никаким особым богатством похвастаться не мог, а внуки его, Петр и Лаврентий, владели уже миллионами.
Лаврентий Семенович Аржанов в начале XX века был не только крупнейшим в округе купцом-мукомолом, но и видным общественным деятелем, меценатом и благотворителем. Он владел 25 тысячами десятин земли в нескольких уездах губернии, являлся совладельцем теплохода «Цесаревич Алексей» и владел акциями пароходного общества.
В 1898 году купец получил разрешение на постройку трёхэтажной каменной богадельни, на месте сгоревших деревянных домов, а также приходской школы на сорок учащихся, дома для учителей и каменных служб к ним. Проект всех построек был разработан архитектором А.А. Щербачёвым.
Первый свой особняк купец Л.С. Аржанов построил на улице А. Толстого, 6, по проекту модного архитектора А.А. Щербачёва в конце XIX века.
В настоящее время в здании размещается Самарская торгово-промышленная палата.
Купленный у Смирновых дом, Аржановы использовали как доходный, сдавая в аренду. Перед революций здание полностью заняло Первое самарское общество взаимного кредита. Для этого уважаемого нанимателя хозяева дома предприняли полную его реконструкцию. Особняк был перестроен по проекту архитектора Зельмана Клейнермана буквально до неузнаваемости.
Это преображение подарило Самаре дом, который сегодня называют — шедевром архитектуры позднего модерна — модернизированного ампира.
Витринные окна первого этажа, скульптурная композиция над карнизом, фасад здания богато украшенный архитектурными деталями-символами, призванными приносить удачу — являются верной приметой модерна.
Венчает аттиковую стенку — крылатый жезл Меркурия, бога торговли, спирально обвитый змеями.
Две змеи, исцеляющая и ядовитая, олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие.
В тимпане фронтона расположены цифры «19» и «17», обозначающие год реконструкции здания.
Колесо фортуны — символ удачи возвышается над левой частью здания.
Здесь открылась первая в Самаре советская сберегательная касса. Сейчас в доме Аржановых, помимо управления Сберкассами самарской области, находится Музей истории сберегательного дела.
На улице Степана Разина нельзя не обратить внимание на необычное здание в мавританском стиле — это особняк купчихи Серебренниковой.
На фасаде мозаикой яркие краски, множество выделенных декоративных элементов, стрельчатые арки над оконными проёмами, простенки с рельефными арабесками — эта творческая работа принадлежит известному главному самарскому архитектору А.А. Щербачёву.
На протяжении четверти века, с 1889 по 1912 годы, строительство Самары было в значительной мере связано с его именем. Он относился к числу зодчих, создавших архитектурный облик старой части города. Десятки проектов жилых, общественных, промышленных и культовых зданий — таков творческий диапазон мастера.
В работах Александра Александровича Щербачёва отразились различные архитектурные стили: русский стиль, эклектика, модерн, неоклассицизм. После ухода с государственной службы темой его работ стал частный особняк, что способствовало истинному раскрытию таланта мастера.
Город до сих пор украшают своим обликом неповторимые здания талантливого архитектора.
Возможно, особняк доктора Эриха Эрна является первой постройкой в стиле модерн в Самаре. Декор здания сдержан, однако, архитектор умело работает с объемами и силуэтами. Изящный изгиб линии фронтона и огромные окна наделяют здание ритмикой модерна.
Единственный декоративный элемент — барельеф орла на эркере был уничтожен в советские годы.
Здание получилось довольно большим, в нем доктор Эрн жил со своей семьей, сам принимал пациентов, а часть дома сдавал под врачебные кабинеты. В годы Великой Отечественной войны в здании размещалось посольство Польши.
Шикарный особняк, почти дворец, для министра земледелия Российской империи, предводителя губернского дворянства А.Н. Наумова, возвёл архитектор А.А. Щербачёв в 1904 году в конце Дворянской улицы (Куйбышева, 151).
Архитектурным ориентиром проекта особняка для консервативного заказчика служило здание парижской Гранд-опера. Как не старался мастер продвинуть модные мотивы модерна в проект и облегчить визуальную тяжесть здания, ничего не получилось. Заказчик стоял на своём.
Несмотря на эпоху торжества модерна в архитектуре в ту пору, особняк выглядит как образец классической архитектуры.
Наумов прожил в особняке с 1905 по 1915 годы, а затем продал его самарскому купцу Владимиру Башкирову в связи с переездом в Петербург. После революции, в эмиграции на Лазурном берегу Франции, он с особой теплотой вспоминал этот дом и волжские закаты, которые было прекрасно видны из его окон.
Старинный особняк Клодта — бывшее украшение улицы Дворянской, ныне — Детская картинная галерея. По заказу купца второй гильдии Ивана Андреевича Те-Клодта, архитектор А.А. Щербачёв построил в начале ХХ века необычное "кукольное " здание в стиле в стиле немецкого ренессанса.
Дом украшен небольшими башнями, шпилем и флигелями. Снаружи особняк кажется небольшим, но внутри довольно просторно благодаря высокой мансарде и вместительным подвалам, за счёт которых увеличено внутреннее пространство.
Вокруг миниатюрного дворца разбит прекрасный сад.
При советской власти, дом Клодта был передан в коммунальное пользование. Сейчас в особняке хозяева дети и куклы.
Отличающийся изящностью популярный стиль, среди высшего купеческого сословия, воплощал буржуазные представления о красоте. Самой известной постройкой в стиле модерн в Самаре стал особняк Курлиной. Неудивительно, что именно в Самаре спустя сто лет, возник единственный в России Музей Модерна в бывшей городской усадьбе купцов Курлиных.
Усадьба по праву считается лучшим зданием в стиле модерн в Самаре, в ней воплотился весь талант и опыт архитектора Александра Зеленко. Построенный в 1900-1903 году особняк купцов Курлиных стал воплощением русского модерна, наравне с особняком Рябушинских в Москве.
Особняк купца 1-й гильдии А.Г. Курлина и его жены А.П. Курлиной стал одной из первых построек Самары в стиле модерн.
Александр Георгиевич Курлин был богатым потомственным купцом I гильдии, гласным городской Думы, попечителем общества слепых и детских приютов. В 1893 году в возрасте двадцати двух лет он обвенчался с Александрой Журавлевой, а через шесть лет приобрел участок земли на пересечении улиц Алексеевской и Саратовской, где в 1903 году и было завершено строительство особняка.
Фасад, интерьеры, коммуникации — всё было сделано по последней европейской моде.
В дом сразу провели электрическое освещение, калориферную систему отопления, водопровод, канализацию и телефон.
Дом притягивал взоры ажурными воротами-бабочкой, балконом и большой стрекозой из кованого металла на крыше, а загадочный профиль женской головки на фронтоне, по легенде, напоминал саму хозяйку особняка.
В 1908 году Александр Курлин по причине душевной болезни признан недееспособным. Всеми его делами начала распоряжаться жена, знаменитая на всю Самару красотка — Сандра Курлина.
В 1914 году Курлин скончался. В 1918 году Александра Курлина покинула Самару навсегда из-за революционных событий. Жила в Москве на Мясницкой, в коммунальной квартире. Умерла в 1973 году, не дожив три года до ста лет.
В декабре 2012 года в отреставрированном особняке Курлиных открыт Музей Модерна.
Разновидностью северного романтического модерна стал особняк В.М. Сурошникова, построенный в этом стиле в 1910-1914 годах по проекту архитектора Фёдора Шехтеля. Строительством руководил А. А. Щербачёв.
Здание построено из натурального камня с отделкой голубой керамической плиткой и зернистой штукатуркой. Специалисты отмечают наличие черт венецианского палаццо в проекте Шехтеля и
характерный балкон на углу дома, который напоминает башню московского Ярославского вокзала.
Самый известный пример самарского здания в романтическом направлении — это загадочная дача купца Константина Головкина, которую он спроектировал сам в 1908-1909 годах с помощью друга Валентина Тепфера. Константин Головкин был купцом, художником, археологом, меценатом, путешественником, членом городской Думы, архитектором-самоучкой и очень богатым человеком.
Архитектор-исследователь самарской архитектуры В.Г. Каркарьян так описывал здание:
Дача Головкина — это романтический гротеск, граничащий с мистикой, дом-миф.
Дача расположена на склоне холма. С Волги чётко прослеживаются три объёма, прорезанные узкими окнами. Перед входом в здание размещена скульптура девушки, выходящей из волжской волны, а перед фасадом — два огромных белых слона, установленные на подпорной стенке из камня.
Благодаря этим каменным животным за дачей Головкина закрепилось народное название «Дом со слонами».
Улица Куйбышева была образована в самом начале XIX века. Долгое время она носила название Хлебной и составляла общий архитектурный ансамбль с одноименной площадью, где торговали зерном. С течением времени улицу несколько раз переименовывали — она называлась Казачьей и Торговой, Главной и Дворянской.
Последнее название олицетворяло новый статус. Здесь начала селиться знать, чиновники и сам губернатор. На Дворянской строили дома из камня, при этом каждый фасад представлял собой произведение искусства.
После революции она стала Керенской, позже возникло название Советская, сохранявшее актуальность вплоть до 1935 года, именно тогда ушёл из жизни известный политический деятель В. В. Куйбышев, в честь которого улицу переименовали ещё раз.
Особого внимания заслуживает внушительный особняк купца Белоусова. Это восхитительный образец мавританского стиля своеобразная «проба пера» Александра Щербачёва. Невероятно талантливый архитектор во второй половине 1890-х и начале 1900-х построил несколько десятков зданий в самых разнообразных направлениях и стилях, в том числе много частных особняков, навсегда изменив представлении о городской застройке.
Архитектор при постройке дома Поплавского, дворца Наумова, особняка Клодта, дома Эрна учитывал индивидуальные пожелания заказчиков, так что выбор мавританского стиля здания был сделан и Николаем Белоусовым тоже.
Мавританский стиль был присущ "загородной архитектуре" и самарские купцы Сурошниковы, Соколовы, Курлины, строили дачи на волжском берегу как настоящие дворцы из сказки "Тысяча и одна ночь".
Однако, документ от 1895 года:
За неуплату гильдейского взноса купец Белоусов вместе с семьей приписывается к сословию мещан и теряет купеческие привилегии.
Тем не менее датой постройки особняка по проекту главного городского архитектора Александра Щербачёва является 1898 год. Стоимость дома Н.И. Белоусова – 8 тысяч рублей, весьма крупная сумма, к ней стоит прибавить стоимость разработки проекта у Щербачёва, к которому в очереди за заказами стояли и более именитые самарские купцы.
Построить Белоусову дом помогли Клодты, которые были большими друзьями Щербачёва. Условием постройки дома была его дальнейшая аренда под автомагазин Клодтов. В 1906 году в доме Белоусова уже размещается контора братьев Клодт. Карл Андреевич Клодт стал заниматься продажей автомобилей «Форд» — это был первый автосалон в Самаре.
После начала Первой Мировой войны, осенью 1914 года Карл Клодт вместе с семьей навсегда покидает Россию, опасаясь арестов со стороны властей и погромов со стороны самарцев.
Архитектурной доминантой особняка Белоусова являются два минарета. В советское время был надстроен третий этаж соседнего здания вплотную к минарету, поэтому сейчас вид искажён, они почти не заметны на линии улиц.
Особняк Сапрыкина — двухэтажное здание с мезонином и подвалом, построен в 1913-1914 годах.
До последнего времени его владельцем считался архитектор Пётр Головкин, брат Константина Павловича Головкина, владельца "Дома со слонами". Но документы в архивах вещь упрямая и краеведы доказали, что он этим усадебном местом никогда не владел.
Особняк в стиле модерн принадлежал купцу Григорию Сапрыкину, торговавшему рыбой (осетры, севрюга, белуга) и икрой (паюсной и зернистой).
Из истории Самары: 14 января 1911 года в Самаре, на углу Панской и Троицкой улиц, открыт рыбно-гастрономический магазин Г.П. Сапрыкина. Цены в магазине оптовые.
В период НЭПа в нижнем этаже здания располагалось колбасное производство, мастерская по ремонту пишущих машинок, а в послевоенное время здесь разместилось областное управление Госстраха, потом библиотека. Здание ожидает реставрации.
Реставрации ждёт слишком много зданий, но денег на неё нет, вернее есть, но надо ждать очереди, а разрушительное время идёт. Пример — дом Гребежева уже сияет белоснежным фасадом, а рядом красивое здание погибает.
.
Выглядит прилично здание торгового дома купчихи Пермяковой, вот только балкончик обошли...
Здание Самарской филармонии существует около 35 лет. До 1981 года на этом месте стоял театр-цирк "Олимп", построенный в стиле модерн в 1907 году по проекту архитектора Платона Шаманского. В «Олимпе» выступали Федор Шаляпин, Леонид Собинов и Иван Козловский.
Любимое здание города сильно обветшало и угрожало однажды рухнуть. Встал вопрос о сносе.
Самарцы вышли на улицы с требованием построить заново точно такое же здание!
Новое здание Филармонии построили по проекту архитектора Ю.В. Храмова с учетом традиций самарского модерна. Внешне оно похоже на старое, так же декорировано элементами модерна, скопированными с декоративных элементов "Олимпа", но выше и намного просторней.
Фасад нового здания украшен женскими головками, крылатыми пегасами, балконами с ажурными решётками, изогнутыми формами окон и дверей. Филармония в новом здании открыла сезон в 1988 году.
Ещё одно здание в стиле модерн хочется показать — это Главпочтамт .
Привлекает декор здания — земной шар!
Под ним панно К. Менье "Индустрия".
Здесь люблю шагать по переулкам, звуки здесь звучат совсем не гулко.
Тут фасады, что лубки-картинки, их не портят времени рябинки.
И деревья — кряжисты и важны, их овевает ветер Волги влажный.
На торцах купеческих домов рисуют молодые художники и у многих получается украсить старость.
- Адрес:
ул. Куйбышева, Самара, Россия
Дешёвый ✈️ по направлению Самара
- 21 дек 2022, 18:54удалитьАля, классная прогулка по Самаре!
Я поклонник модерна, и обязательно бы посетила музей, посвященный ему!!! - 23 дек 2022, 16:24удалить
Hanyaнаписала 21 декабря в 18:54
Аля, классная прогулка по Самаре!
Я поклонник модерна, и обязательно бы посетила музей, посвященный ему!!!
Спасибо!
Музей Модерна мне очень понравился! Обязательно надо увидеть! - 23 дек 2022, 16:25удалить
Irinusikнаписала 21 декабря в 23:19
Музей Модерна заинтриговал!
Спасибо!
Интерьеры сохранились, рассказывает гид очень интересно, редкостный музей! - 21 дек 2022, 23:35удалитьНе дома, а личности!
Талантливые архитекторы — полет мысли!
В противовес наши хрущевки. - 23 дек 2022, 16:33удалить
Alex2020 21 декабря в 23:35
Не дома, а личности!
Талантливые архитекторы — полет мысли!
В противовес наши хрущевки.
Вы правы, каждый дом неповторим! - 22 дек 2022, 13:16удалитьПрекрасная прогулка! Центром Самары можно любоваться бесконечно! А сколько зданий уже утеряно!
- 23 дек 2022, 16:34удалить
Nina__Pastuhova 22 декабря в 13:16
Прекрасная прогулка! Центром Самары можно любоваться бесконечно! А сколько зданий уже утеряно!
Спасибо! Согласна с вами! - 22 дек 2022, 22:11удалитьМодерн и барокко (рококо) самые дорогостоящие стили в архитектуре!
Самара обладает очень большой "коллекцией" особняков — музей под открытым небом!
Приятно было познакомиться с городом! Спасибо! - 23 дек 2022, 16:35удалитьСпасибо, что читаете!
- 23 дек 2022, 09:33удалитьВот так удивила Самара! Считала ее обычным провинциальным городом. А тут такое изобилие прекрасных зданий! Городу есть что показать.
И с реставрацией оставшихся зданий не мешало бы поторопиться. - 23 дек 2022, 16:37удалитьДа, Самара хороша!
Делают, но видно слишком затратный процесс. - 5 фев 2023, 19:21удалитьВосторг! И главное все эти шедевры так хорошо там прячутся в современной Самаре. Надеюсь сохранят!
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.