Россия

KuznetsovSergey
С нами с 5 авг 2013

Мои первые самостоятельные путешествия: Крым и Кавказ

Продолжение заметки «Селигер 1972: Снова на Селигере»

Тем, кому не пришлось пожить при СССР, и кто сейчас регулярно отдыхает на море в Египте, Турции или Таиланде, могу рассказать, что в советские времена отдых на Черном море могли себе позволить даже студенты дневных отделений вузов!
Много ли вы видели вокруг себя российских студентов, отдыхающих компаниями? Думаю, нет! Сейчас стипендия российского студента составляет примерно две тысячи рублей. На какое море можно улететь за эти деньги?
Стипендия советского студента в начале 70-х составляла 35-40 рублей. Повышенная стипендия (для отличников, а я всегда был отличником) 45-50 рублей. Стоимость билета на самолет в Симферополь была 24 рубля, в Сочи – 31 рубль. Койка в частном секторе в комнате на двоих стоила 1,5-2 рубля. Обед в столовой – меньше одного рубля. Кружка пива 20 копеек. Бутылка вина 1-1,5 рубля.
То есть на три месячных стипендии вполне можно было долететь до теплого моря, снять там скромное жилье на 10-15 дней, питаться и придаваться курортным развлечениям!

Этим приятным делом мы и занимались в студенческие советские годы!
Моя первая самостоятельная поездка состоялась в августе 1972 года в Крым (после отдыха на Селигере в июле). Вместе с другом Юрой мы прилетели в Симферополь, сели на известный троллейбус и прибыли в Алушту, где и провели две недели своих первых летних каникул после окончания первого курса. Купание в море и загорание на пляже мы сочетали с экскурсиями в Ялту, Алупку и Мисхор.

В Воронцовском дворце в А

В Воронцовском дворце в Алупке

При этом для нас – восемнадцатилетних студентов это путешествие в Крым уже было не первым. Я писал о своем посещении Евпатории в заметке

Мои первые сознательные путешествия.

О том, как я путешествовал с родителями на автомобиле в Крым я написал в отзыве
Крым 1967: Моё первое путешествие на авто. Дневник подростка.

Мой друг Юра тоже бывал в Крыму в детстве и юности с родителями. Поэтому мы не испытывали никаких сложностей, реализуя свое первое самостоятельное путешествие в Крым.

На следующий 1973-ий год после окончания второго курса, мы снова полетели в Крым в августе. На этот раз своим местом проживания мы выбрали Ялту.

Автор: KuznetsovSergey

Этот город, конечно же, гораздо более интересный и наполнен курортными развлечениями, чем провинциальная Алушта. Однако был и один недостаток. Городской пляж Ялты, как правило, переполнен отдыхающими, и найти свободное место, чтобы хотя бы расстелить полотенце было проблематично. Мы решили эту проблему для себя радикально! Каждое утро мы садились на кораблик и отправлялись купаться на дикий пляж рядом с Ласточкиным гнездом! Там мы находили большие камни, спускающиеся в море, и устраивали себе приятное для дальнейшего пребывания и купания место. Примерно так же я сделал спустя 23 года на Капри, когда путешествовал по Италии. Лежа на итальянских камнях, я вспоминал крымские камни у Ласточкиного гнезда…

На камне у Ласточкиного г

На камне у Ласточкиного гнезда

К сожалению, та наша поездка в Ялту была омрачена одним происшествием: у моего друга Юры украли кошелек. Поэтому наши финансовые возможности резко сократились. Приходилось экономить на всем, включая питание. Тем не менее, я все равно вспоминаю тот год и то лето именно благодаря путешествию в Крым!

Автор: KuznetsovSergey

Следующим летом 1974-го года мы с другом Юрой и другом Сашей поехали отдыхать на Кавказ. На этот раз – поездом до Новороссийска. Там мы должны были связаться с товарищем отца Саши, и он должен был помочь нам с размещением где-то на побережье.

Пожалуй, размещение в Новороссийске на ночь было самым необычным поселением в моей жизни! Нас разместили в каком-то кабинете гражданской обороны (видимо, тот товарищ работал в организации, связанной с гражданской обороной). Там мы нашли три раскладушки, и обустроили себе трехместный номер.

В кабинете гражданской об

Автор: KuznetsovSergey

В кабинете гражданской обороны в Новороссийске

Вечером пошли гулять по городу. Куда? В парк, на танцы! Но обстановка там была какая-то недружелюбная к нам приезжим. Мы это быстро поняли, и ретировались до того, как местные ребята спровоцировали с нами драку.
Утром пришел ответственный за нас товарищ, посадил нас в газик и отвез в Кабардинку – неподалеку от Новороссийска. Там мы провели еще одну ночь тоже в помещении гражданской обороны. Для одного из нас — Саши, тот заезд на одну ночь в Кабардинку имел большие последствия. Дело в том, что вечером мы опять пошли на танцы, на этот раз в местный пансионат отдыха, и Саша там познакомился с девушкой, которая, по возвращении домой в Москву стала его женой...
По какой-то причине ответственному за нас товарищу из гражданской обороны не удалось нас устроить в тот пансионат в Кабардинке. И мы на следующее утро направились в Геленджик на турбазу «Солнечная», где ответственный за нас товарищ нашел для нас две (но, к сожалению, не три!) путевки. Поэтому мы с Сашей остались на турбазе на 20 дней, а Юра поехал путешествовать дальше один. Он в Новороссийске сел на корабль и уплыл снова в Крым.
А мы стали «матрасничать» в Геленджике.

На турбазе в Геленджике

Автор: KuznetsovSergey

Жили в деревянных домиках в комнате на троих. Кроме меня с Сашей с нами жил еще один парень – большой любитель женского пола. Да и Саша тоже в этом плане был не промах! Поэтому уже в первый день у нас появились девушки, с которыми мы и провели этот летний отдых.
Для меня это было второе лето в Геленджике. О том как я отдыхал там в пионерском лагере в 1965-ом году, я рассказал в заметке

Мои первые сознательные путешествия.

И вот, спустя девять лет я снова оказался в Геленджике. Запомнились страшная жара, неудобный для вхождения в море пляж (мелкий и каменистый), плохое питание в столовой (с продуктами тогда в стране уже было напряженно) и любовь под песню Александра Градского «В полях под снегом и дождем…». И эта любовь компенсировала все мелкие недостатки, которые мы тогда даже и не замечали.

Вспоминаются забавные эпизоды. Так как это была «туристическая» база, а не пансионат или дом отдыха, то всем туристам полагался трехдневный поход в горы с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре и получением после похода значка «Турист СССР». Нам с Сашей по причине наших любовных увлечений не хотелось уходить в поход от наших девушек (они были в другой туристической группе). Саша воспользовался своими связями с тем товарищем из гражданской обороны, и нам как «блатным» разрешили в поход не ходить! Поэтому свой значок «Турист СССР» я получил лишь через два года после похода через северо-кавказский перевал Думала. Об этом я писал в следующей заметке

Кабардино-Балкария 1976 Перевал Думала Безенги Голубые озера

В качестве другого забавного эпизода вспоминаю последний день пребывания, когда мы с Сашей должны были возвращаться в Москву на поезде из Новороссийска. Девушки поехали нас провожать (они были из Ленинграда, поэтому зимой мы поехали в Ленинград). В тот год в Новороссийске открылся первый в СССР завод Пепси-Колы. Этого «буржуйского» напитка еще не было нигде, даже в Москве. А в Новороссийске он свободно продавался. Поэтому мы решили купить с собой в Москву 20 бутылок (0,33). Купили, оставалось еще время до отхода поезда, чтобы не таскаться с бутылками, поместили их в камеру хранения в бокс. Пошли еще погулять с девушками, вернулись к отходу поезда, и выяснилось, что забыли код, который открывает бокс! Там же в боксе были наши вещи. Минуты до отхода поезда, а вещи забрать не можем! Пока нашли дежурную, пока объяснились… В общем вскочили в поезд на ходу, но с авоськой, наполненной пепси-колой!

Еще запомнилось, что на питание на обратном пути (больше суток в поезде) у нас денег совсем не осталось… Повезло, что в одном купе снами попались другие две девушки., которые кормили нас до Москвы. А мы кормили их рассказами и песнями. Было сытно и весело!

В следующий раз я вернулся в Геленджик спустя 14 лет в 1988-ом, когда мы с женой и двумя малолетними детьми вновь провели отпуск на берегу теплой геленджикской бухты в пансионате отдыха. Но, об этом, возможно, в другой заметке!

Так что, тем, кто не пожил при СССР, и сейчас регулярно отдыхает на море в Египте, Турции или Таиланде могу сказать, что и в далекие советские годы поездки на теплое море были не менее приятными и интересными, чем сейчас.
Может быть, не такими комфортными, без «олл инклюзив» и с удобствами на улице!
Море в 18 градусов уже было пригодным для купания, а 22 градуса – уже теплое!
Но загар был не хуже! И трава была зеленее!
И такой отдых был доступен даже студентам!

Когда мы были молодыми...

Автор: KuznetsovSergey

Когда мы были молодыми... Мое первое в жизни "селфи" (тогда такого слова, естественно, еще не было!)

Дешёвый ✈️ по направлению Россия
  • ERCHOV
    ERCHOV
    С нами с 6 апр 2009
    14 янв 2016, 00:08
    Приятно читать подобные воспоминания. Но! Тема дружбы с девушками автором раскрыта не до конца....
  • KuznetsovSergey
    KuznetsovSergey
    С нами с 5 авг 2013
    14 янв 2016, 18:22
    Спасибо, Максим! Тему с девушками предпочел не раскрывать подробней, чтобы жена не отключила интернет!