Первую часть автостопа см. в направлении: "Москва, Москва и Московская область, Россия"
Автостоп 2006 часть 2 МУРОМ (осмотр) -БОГОЛЮБОВО (осмотр) - (стоп до) СУЗДАЛЬ
(все фотографии на этой страничке, и так буду размещать их в дальнейшем. Все фотографии закачаны по порядку, если какой-то номер отсутствует, значит этой фотографии просто нет)
День пятый. 14 июня. Муром-Владимир-Боголюбово-Владимир-Суздаль.
Проснулись мы под стенами монастыря в 5.00 от истошного собачьего лая. Я-то еще в четыре часа его слышал, но не придал значения. Лишь позже в моей голове оформилась мысль, что ведь уже час прошел, а вредная собака никак не умолкает и не дает мне спать. Пришлось вылезти из палатки на свет Божий. И что же я увидел? На крыльце монастыря стояла какая-то шавка, смотрела на нашу палатку и заливалась во всю ивановскую (то есть Муромскую), так звонко, что казалось странным, что наша палатка еще не подожжена разгневанными местными жителями. Так что пока не вышли монахи с факелами и дубьем, посмотреть, кто же тревожит их покойный сон, мы решили сами проснуться, быстренько одеться, позавтракать и свалить. Но сначала наглой шавке дали отпор и прогнали дотошного часового с крыльца, обеспечив тем самым себе покой на какое-то время.
На маршрут вышли в 6.30. По длинной лестнице от монастыря спустились к Оке (02). Возле Оки, сонные, сделали паузу. Ока большая и красивая река. Но какой-то неухоженной показалась она мне. Облезлые пароходики у причала, раздолбанная баржа и мусор у берега, одинокий плавучий кран, утренняя тишина и безлюдье – какой-то сюрреалистический план(12-14). На бетонном парапете разложил карту (09), стремясь точно определить, возле какого же монастыря мы стояли. Шли-то мы к стоянке ночью и просто нашли удобное место для палатки под стенами чего-то там. Вроде выходило, что это как раз Спасо-Преображенский монастырь. Но желательно было, конечно, уточнить у местных жителей. Первые две попытки спросить у торопливо пробегающих мимо прохожих об этом сооружении над набережной провалились – ну не знали они, что это за стены, и все тут. Как раз вовремя из вагончика на набережной раздались нечленораздельные звуки. Показалось, что можно там получить нужную информацию. Когда я проник в деревянную колесную избушку, в нос шибанула вонь перегара и дешевого табака, и только потом за этой табачной завесой я разглядел двух мужиков. Мужики, похоже, пьянствовали с ночи и ранним утром заканчивать не собирались. Когда я вошел, они воззрились на меня как на привидение. «Ты кто?» - последовал с их стороны логичный вопрос. Я принялся объяснять, что мы, мол, туристы, путешественники, а что это у вас тут такое за стены, что за монастырь или храм. «А-а, паломники, откуда, из Владимира?» - «Нет, из Сочи» - «Из Со-о-чи?! Так ты что, черкес? – возопил один из местных, глаза его стали медленно наливаться кровью – мусульманин?». Упс – подумал я – вот это знания о нашем крае…надо же, даже в Муроме в курсе, что у нас живут черкесы, но, похоже, только это они и знают, так что сейчас могут начать бить, и я сразу, пока он привставал, зачастил скороговоркой: «Русский я, христианин!!!» (практически свой, Муромский:)). «Христиа-а-анин – местный мужичок похоже еще не совсем успокоился – а чем докажешь?». Увидев нательный крест, сменил гнев на милость. «Ну, выпей с нами, христианин». Однако выпивать в такую рань никак не входило в мои планы. Да и Анечка ждала на пороге. В общем, мужичок вышел со мной «на двор», подтвердил мои догадки, после чего мы продолжили путь. Обошли Спасо-Преображенский монастырь. Да-а, монахи бы оттуда точно не вышли. Хотя на муромских сайтах позиционируется как действующий с 1995 года. Судя по всему их там нет и давно не было. Территория монастыря – сплошная строительная площадка, здания в лесах, во дворе строительная техника, стены местами обрушены и ни души. Сюрреализм, да и только. На картинках в Интернете он выглядит красиво, в натуре же не поражает (5-8). Обойдя монастырь вокруг, по улице Первомайской направились к Часовне Богоматерь Живоносный источник. Когда в Интернете я увидел фотографию маленькой деревянной часовни, у меня сразу зашлось сердечко – я пищу просто от подобных сооружений. Мне обязательно надо было её увидеть. Но на Муромском сайте http://www.murom.info адрес был дан великолепно – «Установлена на месте городского водозабора». Милая девушка с сайта знакомств, которая была так любезна, что подробно отвечала на мои вопросы во время подготовки стопа, дала достаточно четкие координаты: угол Первомайской и угол Красногвардейской, недалеко от Спасо-Преображенского монастыря. Как раз рядом мы оказались, и грех было не зайти. Однако, вместо обещанного Интернетом деревянного здания (18) (большой фотки для сайта я не нашел, хотя, не очень то и искал) мы увидели вот это(19). К тому времени, как мы дошли до этой часовни, было уже деловое рабочее утро. Местные жители появились на улицах и спешили по своим делам. Но попытки опросить местных на предмет «деревянной часовни, которая вроде должна быть где-то здесь…» ни к чему хорошему не привели. Лишь вернувшись домой, я выяснил, что деревянная часовня Богоматерь Живоносный источник действительно существует, только совсем не в том месте. А самое обидное, что мы практически рядом с этой часовней были – на краю Окского парка, рядом с большой кирпичной трубой фотографировались на фоне Николо-Набережной церкви (30). До которой, кстати, так и не дошли – Анечке надоели эти церкви, вообще не нравился Муром. Она немножко капризничала, мне приходилось идти у нее на поводу. Так что…
От объекта, который нам указали, как часовню Богоматерь Живоносный источник мы прошли по Первомайской до Смоленской церкви (21-23). На сайте http://www.murom.info церковь позиционируется как действующая, но вид имеет неприглядный. Вообще, неухоженность памятников архитектуры отличительная черта Мурома. Из тех храмов и монастырей, что мы видели в Муроме лишь Николо-Набережная церковь, да монастыри Благовещенский мужской и Троицкий Новодевичий женский имеют презентабельный вид, по крайней мере, снаружи и издали, поскольку близко мы к ним не подходили.
От Смоленской церкви путь наш лежал к церкви Козьмы и Демьяна (26). Церковь не действующая. На картинках в Интернете снята издалека и выглядит привлекательно. Вблизи же представляет собой обшарпанное здание, давно жаждущее ремонта. Территория вокруг церкви заросла местными травянистыми растениями. Внутрь церкви мы не пошли (итак все было ясно) и продолжили путь по набережной реки Оки к наплавному понтонному мосту (17) и Окскому парку. Участок набережной от церкви Козьмы и Демьяна до Окского парка в хорошем состоянии. Сам Окский парк, судя по всему, давно не работал. Анне забытый городок аттракционов напомнил Припять после Чернобыльской катастрофы – одинокое ржавое колесо обозрения, качели-карусели, застывшие во времени. Фигура Ильи Муромца на фоне колеса обозрения (28) смотрелась супер. Великий русский богатырь, воздев в руках массивный меч, грозил неведомым врагам. В Окском парке мы не задержались. Взглянули на церковь Николы Набережного (29). И отправились к еще двум монастырям: Благовещенскому мужскому (38-39) и Троицкому Новодевичьему женскому (32-35). Поднялись по Окскому съезду до улицы Первомайской и по ней дошли до площади Крестьянина, где и располагались эти комплексы. Оба монастыря действующие и достаточно красивые. Внешне все в порядке – где надо побелено, где надо покрашено. Внутрь мы особо не заходили. Почему? Подустали немного от Мурома. Рюкзак не легкий за плечами, толком не выспались, да и, казалось, аура у города какая-то…странная. Анечка, та вообще, хотела из Мурома поскорее уехать. Не нравилось ей там. Сфотографировали мы кое-что из монастырских построек и сели на автобус до автовокзала. В районе автовокзала посетили Интернет-клуб, вышли на остановку и на рейсовом автобусе отправились к выезду из Мурома. Напоследок запечатлели себя у Муромского камня. И в 11.30 начали стоп.
Трасса была полна машинами, но уехать как положено нам так и не удалось. Несмотря на обилие дальнобоев и легкового транспорта, стопиться никто не хотел. Редкие водители показывали нам «поворот» или «одно место». Большая же часть драйверов нас просто не замечала, некоторые вообще отворачивались. Я такое первый раз увидел: едет драйвер, смотрит прямо на тебя, вдруг делает легкий поворот головы влево - и машина проносится мимо… Как-то у нас сложилось мнение, что на этом участке либо принципиально не берут стопщиков, либо вообще не знают, что такое автостоп. В общем, первая машина остановилась лишь через сорок минут. Тормознула её Анечка. Долго о чем-то говорила с водителем. Я с рюкзаком тоже подошел. Оказалось, водитель хотел денег. Договорились проехать с ним до Владимира по цене автобуса. Конечно, можно было упереться и уболтать его и на бесплатный проезд (хотя скорее он бы уехал) или вообще отпустить. Но деньги у нас были, а время было нам дороже бесплотного ожидания, так что я ляпнул: «по цене автобуса», он согласился и мы поехали. И уже как честный (в первую очередь перед самим собой) человек эти 133 километра до Владимира я записал на счет автобуса. По дороге во Владимир этот товарищ сказал, что драйверы действительно боятся кого-либо подвозить, поскольку «на трассе были случаи…», и далее с придыханием «а вот потом нашли в кустах…» и т.д. и т.п. Для нас это было странно, но местным жителям видней… А автостопщикам следует взять на заметку…
В 13.45 с этим драйвером прибыли в местечко под названием «Загородный парк». Оттуда автобусом выехали в центр Владимира, а оттуда так же автобусом (а чего там стопить? 13 километров? Это же почти пригород!!! Сто процентов – это место, где драйверы в легкую превращаются в таксистов:)) в Боголюбово. В Боголюбово выгрузились в 14.30.
В Боголюбово нас интересовало два объекта: Свято-Боголюбский женский монастырь (43-54) и Церковь Покрова-на-Нерли (55-65). В Боголюбово сохранились два уникальных памятника XII века - фрагменты бывшего белокаменного дворца: лестничная башня с резьбой (под колокольней) и примыкающая к ней галерея. На фотографиях в интернете оба сооружения казались внушительными и очень интересными. Однако, когда после непродолжительного отдыха на остановке, мы подошли к самому монастырю, заходить внутрь не стали. Меня смутило, то что монастырь действующий (да еще к тому же и женский), монахинь было достаточно много, они деловито сновали по своей территории. Я как-то спасовал немного, как-то не очень хотелось лезть со своим лицом в Калашный ряд. Так что мы ограничились тем, что пофотографировали монастырский комплекс снаружи. Анечка расстаралась вовсю – фоток получилось много и все как на подбор хорошие, так что не могу удержаться и не повесить с десяток разных фотографий Свято-Боголюбского женского монастыря. Церковь Покрова-на-Нерли великолепна. Это воистину необыкновенный храм. Простой, без росписей, которые стерли в конце XIX века и не восстановили, но сколько в нем силы… И церковь делится этой силой, этой мощью веков со всеми, кто приходит к ней. Попадая внутрь, оказываешься, словно, в другом мире – где есть только ты и Бог. У Покрова-на-Нерли мы пробыли более часа, хотя делов-то было – зайти, поставить свечку, сфотографировать и отправиться дальше, но…настолько не хотелось уходить… само место притягивало… Причем время пролетело незаметно – пришли, подождали пока откроют храм, пробыли в храме (будто попал в столб света, мурашки по коже, необыкновенное чувство покоя), побыли возле храма (необыкновенное чувство простора и открытого пространства, такого непривычного в наших предгорьях).
Вернулись на остановку в 16.30. Два часа пролетели как один миг. От Боголюбово автобусом проехали во Владимир к Суздальскому проспекту, прошли его пешком к выезду из города на Суздаль. По дороге посидели в кафе и выпили пивка – требовалось ещё время, чтобы осмыслить и понять ощущения, которые вызвала Церковь Покрова на Нерли. На трассу встали в 18.00. несмотря на хороший поток, в том числе дальнобоев, уехали на Суздаль только в 18.45 на «Камазе». На окраине Суздаля высадились в 19.10. На следующий день прогулялись по городу.
продолжение Автостоп 2006 часть 3 см. здесь http://tourbina.ru/authors/Black/travels/view/86546/memo/521/
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.