Сначала было трудно: то жара не отступает, то из-за спин бесчисленных туристов ничегошеньки не видно, то очередь в музей, которая рушит не только впечатление от поездки, но и планы многое успеть за сегодняшний день.
Наконец, мы решили пересесть с красного на синий бас туристик. Конец красного маршрута неинтересен – футбольный стадион и диагональная улица с магазинами, которые безнадежно закрыты. И кроме, того у нас по плану осмотр города, а не покупки.
Мы такие не одни – все туристы выходят здесь, чтобы продолжить осмотр Барселоны и спуститься через гору Монжуик к морю. Мы встаем в плотную очередь на самом солнцепеке, ребенок заявляет, что проголодался. Уйти нельзя, кафе поблизости не видно. Я достаю пикник, любезно выданный нам в отеле взамен пропущенного ужина, который предполагает быть вкусным, но мы на него не пойдем. Пикник – это несколько кусочков колбасы и сыра с хлебом, немного фруктов и масло со вкусом маргарина в маленьких упаковках. Не еда, однозначно, но не выбрасывать же. К нам пристраивается какая-то туристка. Очень милая женщина, ей нет и пятидесяти. «Вы говорите по-русски», – спрашивает она? «Мы говорим», - устало отвечаю я, разворачивая из фольги неестественно розовую тонко порезанную колбасу и протягивая ее ребенку. Женщина - одинокий путешественник, похоже первый человек в этом городе, кто нам искренне рад, по крайней мере, внешне. Она из Нью-Йорка, но сначала она из Казахстана. Семь лет назад она уехала в Голландию по турпутевке и не вернулась, потому что голландские власти предоставляют вид на жительство, если вы прожили в этой «непопулярной» европейской стране пять лет. Хотя бы и нелегально. Прошло пять лет, и вот - она гражданин свободной Европы. Потом брак с американцем и переезд в Нью-Йорк. И вот, уже два года она американка. Красивая, улыбчивая, очень хвастливая, ни тени усталости. Путешествует в одиночку по Европе. Только что из Парижа, потом Аликанте, Севилья, Порто, Мадрид и домой. Сама собралась, сама забронировала билеты и отели, сама, сама, сама…. Муж платит. До сих пор жалею, что не спросила, чем она занимается по жизни. Чем она может заниматься? Обставлять комнаты своей нью-йоркской квартиры новой мебелью, планировать то зимний, то летний отпуск, трепаться по телефону, пить крепкий кофе, сушить лак на руках, покуривая, чтобы снова пройтись по магазинам. Странная немного женщина, говорит на чисто родном, но, сбиваясь, вставляет английские слова.
Автобуса долго нет. Мы изнемогаем от жары. Ребенок дожевал невкусную колбасу и помалкивает, наверно ему хочется еще. По-хорошему надо запить, но он молчит.
Я спрашиваю ее: «Вы идете вечером на шоу фонтанов, что на площади Испании?» Она поражена, что здесь такие есть, но тут же отвечает: «Меня не удивить фонтанами. Наверно, там ничего особенного?» Я соглашаюсь с ней, ведь я понятия не имею, как это будет: «Действительно, я читала, что когда их придумали, в начале 20-х, это было необычно, эффектно, и целый город собирался посмотреть, как специальный человек переключает воду вручную. Сейчас – электронная техника, которая не всегда поспевает за музыкой». Американка говорит: «А я в своей жизни видела столько фонтанов…, боже какие в Америке есть парки, а какие фонтаны! Фантастические, необыкновенной красоты. Боже как я люблю Америку!» - говорит она с чувством. Мне кажется, что это звучит пафосно и очень непопулярно, ведь Америку в основном принято ненавидеть за политические ошибки и махинации на мировых финансовых рынках. За Белград, за Хиросиму тоже. Я стою и думаю, почему я ей не возразила, не сказала ни слова против. Наверно оттого, что она говорит искренне, и потом это лично ее привязанность, ее территория. Ради бога! А может, скорей, из чувства женской солидарности, оттого, что я по-своему ценю в общении восторженность и умение установить эмоциональный контакт за каких-то пять минут.
Подходит переполненный автобус, и нам нет места. Я читала об этом в Интернете накануне перед поездкой. Абсолютное ощущение дежавю.
Бас туристик я заказала в Москве на сайте bcn.es. Мне хотелось получше подготовиться. Я изучила карту города, составила приблизительный маршрут, ведь это первое взрослое путешествие с моим кажется уже большим девятилетним сыном. Мне хотелось, чтобы он долго вспоминал наше первое путешествие, а мной бы гордился. И, кроме того, bcn.es дают десяти процентную скидку за онлайн заказ. Но мне пришлось побегать, чтобы сделать pick-up билетов. На сайте забыли указать, как именно называется это окно, и никто, ни один человек в аэропорту Барселоны не мог нам точно сказать. Хорошо, что встречающий нас гид, долго дожидалась каких-то туристов с нашего рейса, которые так и не пришли. Мы, оббежав терминалы А и Б, собственно, куда нас отправляли разные вежливые сотрудники аэропорта, нашли все же этот pick-up рядом с гидом под синей буквой i, в бюро туристической информации. Нам выдали буклеты, всяческие дисконты и два номерных билетика, причем цена на них была полная. Я подумала, как же все-таки у них сойдется касса? По-моему, никак.
Я готовилась к поездке целую неделю. И когда я добралась к различным описаниям танцующих фонтанов на площади Испании, стало очевидным, что мы должны остаться в Барселоне ночевать. Тогда назавтра можно будет замутить еще и Порт Авентуру, чтобы не тратить на дорогу время из нашей Мересме, в смысле, Бравы. На booking.com нашелся отель под названием «Барбара» ровно в одну звезду. Сорок евро на двоих плюс, если пожелаете, по пять евро за утренний буфет. Главное, что он был рядом с Рамблой (кстати, Рамбла есть в каждом более менее старинном испанском городе, в Барселоне их несколько, а в Таррагоне две – старая и новая), и недалеко от площади Колумба, куда нас все же, наконец, не смотря на очереди и жару привез синий туристический автобус. Честно сказать, хоть я не понимала масштаба этой приблизительной карты, все расстояния я рассчитала верно. Отель мы легко разыскали, покинув автобус и пройдя от набережной, и также смогли добраться туда пешком с противоположной стороны, по параллельной улице от площади Испании.
В «Барбаре» у меня попросили паспорт, который остался на ресепшен в нашем отеле на Санта Сусанне. Мы спешили на утреннюю электричку и не забрали его. Я почему-то не переживала, поскольку, единственная ночь была уже оплачена в виде депозита, и мне казалось, что очень вежливая девушка на ресепшен, а других здесь просто нет, не может нас не впустить. После недолгих уговоров, она, посоветовавшись с боссом, все же разрешила написать мне номер моего паспорта по памяти. Я его, конечно же, не помню, поскольку заграницу езжу крайне редко. Но это неважно. И потом она попросила какой-то date. Я, не расслышав, написала завтрашнюю дату. Она была сильно удивлена, поскольку вопрос был не о дате отъезда, а о сроке действия паспорта.
Представьте, я впервые в Испании разъезжаю с еще несмышленым ребенком, не сказать, чтобы я и сама очень повзрослела, ведь у меня с собой даже паспорта нет, но зато я знаю, что срок его действия кончается завтра, и так и говорю об этом. И потом для гостиничной анкеты придумываю ему номер подлиннее, потому что очень хочется уже принять душ, передохнуть перед ночными фонтанами. А когда девушка просит меня исправить в поле срок действия, я и его придумываю. Приблизительно. Она отдает мне ключ и говорит, улыбаясь: «В следующий раз не забывайте паспорт». Я говорю – хорошо, но думаю, что в следующий раз мне не нужно брать никакой паспорт, потому, что у них ничего не сойдется, ведь в анкете на мое имя будет другой номер. И что тогда? Тогда они меня точно не пустят.
Ура, мы отдыхаем! Одна звезда по-барселонски – это маленький номер с двумя кроватями, маленьким окном во двор-колодец, теликом под потолком и, на мой взгляд, большой ванной комнатой с четырьмя белоснежными полотенцами. Кафель, сантехника и постельное белье – все белое и все честно. А вот когда мы, было дело, выезжали на новогодний корпоратив в подмосковный Парк… не помню какой, скромненько заявленный как пять звезд, где номер был примерно таких же размеров, и такой же маленький телик, (мы его все равно не включали ни в первом ни во втором случае), там меня поразила именно сантехника. Она была просто ржавая, а крышку унитаза надо было держать руками, иначе она с грохотом падала из-за неправильного наклона бачка. Впрочем, это вообще не важно, но стоило оно, как вы догадываетесь, гораздо дороже.
Я вдруг поняла, что именно за это не люблю Интернет-описания путешественников, за то, что многие обсуждают какую-то пустоту - то размеры зеленых листьев в салате, то направления ветра в джакузи, то еще что-то, на что нормальному человеку должно быть просто жалко времени.
Лежа в этой гостинице, и разглядывая телевизор под потолком, я подумала, что здесь наверно, нет ни одного русского канала, что вобщем, не важно, мы же не за этим сюда приехали. Потом невольно вспоминала Москву, работу, нашу зиму и Парк… (не помню какой) с ржавым унитазом. Так, наверно, это и происходит
По правде говоря, мне полегчало хотя бы оттого, что, наконец, мы вышли из этого бас туристика, на который я так сильно рассчитывала. Один раз конечно на нем прокатиться можно, все же это дешевле, чем на такси. Взглянуть на Каса Мила и объехать со всех сторон Собор Святого Семейства. Но мне немного обидно, что половина маршрутов этих басов проложена в новых районах города, а в самое интересное место в Барселоне, готический квартал с узкими улочками, они не заглядывают.
Вроде бы неплохая идея с этим двухэтажным автобусом, особенно для тех, кто в городе впервые. Там комфортно сидеть – высоко, все отлично видно, но в какой-то момент складывается впечатление, что автобус постоянно увозит вас мимо, позволяя сделать лишь пару кадров. А выбрать место и выйти, вы, как ни странно, все равно не можете. Рассказ в наушниках поразительно скудный, он не создает настроения, не впускает в город, он настолько формальный, как наклейка на товаре. Он не объясняет ничего, кроме названия улиц, остановок и некоторых зданий, построенных Гауди. Мне не верилось, что про такой милый город, можно так плохо рассказать, и потом постоянно включается какая-то нудная музыка, в качестве проигрыша, заполняющего паузы на светофорах, правда в конце обоих маршрутов, она играет почему-то постоянно.
Намного правильнее, скажу я вам, пройтись по улицам Барселоны пешком. Вы сможете увидеть гораздо больше.
Выходить на первой важной остановке у Саграда Фамилии, как это было задумано, я побоялась, потому, что там тоже были огромные очереди, и на них надо было бы потратить полдня среди туристов и раскаленного асфальта, рискуя не попасть обратно на наш волшебный бас. Достаточно того, что мы, между прочим, имея билеты, полчаса не могли сесть в него в отправной точке на площади Каталонии.
Мы вышли на следующей остановке около парка Гауди. Я подумала, что там должно быть немного прохладнее. Но нет, здесь тоже среди туристов яблоку некуда упасть. Я с удивлением рассматривала в сувенирном магазине панорамную открытку со знаменитой бесконечно длинной скамейкой свиданий, на которой не было ни души. А когда мы поднялись туда, даже сфотографироваться была проблема. Дальше были вялые музыканты – парк Гауди для них - рутинная работа. Мы погуляли не более получаса, а потом началось то, чего я боялась, ребенок потребовал назад в автобус. Он не выдержал жары.
Так и вышло, что еще через час, проскочив старинный женский монастырь, королевский дворец и узкий проезд для фанатов «Барсы» мы оказались на пересечении красного и синего маршрута, потом около памятника Колумбу на набережной, а потом лежащими на кроватях в своем крошечном номере.
Пообедав, мы отправились гулять по готическому кварталу. Это волшебное место, магическое, полное неожиданных ракурсов, разбегающихся перекрестков, острых нависающих углов, состоящих из света и тени, необычных архитектурных форм, одиноких туристов, открывших рты и сохнущего белья у них над головами. Улицы – не улицы, коридоры между домами, но отсюда не хочется уходить, здесь долгожданная прохлада и царит средневековый аромат приключений. И мы, конечно же, заблудились. По моим расчетам, где-то рядом был музей Пикассо, надо было взять чуть южнее. Но очнулись мы около дома музыки, в километре к северу от вожделенного замка, ради него, честное слово, приеду сюда еще раз. Мы расстроились, но не очень, музей все равно должен был вот-вот закрыться. Немецкая туристка любезно показывает на карте место, где мы стоим. Решено вернуться на Рамблу и больше не блуждать. Идем опять по узкой улице и заходим в кафе. Эспрессо и горячая какаола ребенку – что-то вроде густого какао со сливками, она продается в бутылочках, можно пить холодной. В кафе его разогревают и дают бокал на высокой ножке. Ребенок в восторге, говорит, что вкуснотища необыкновенная. К моему шикарному кофе за один евро подается еще маленькая шоколадка. Мне здесь начинает нравиться все больше и больше. А кто-нибудь знает, почему в Москве чашка кофе стоит сто пятьдесят рэ и пить его порой невозможно?
На площади Каталонии мы отыскали остановку синего баса и снова воспользовались его услугами, чтобы добраться до площади Испании. Автобусы ходят до восьми вечера, ровно в восемь всех высаживают у ближайшего метро, и, как выразился кто-то в Интернете: аста лависта, бэби. Фонтаны в летнее время включают в девять. Час можно пройтись по шикарной площади, подняться наверх и посмотреть на панораму города, на закат и занять место в первом ряду, хотя, забегая, скажу, что все равно потом захочется пересесть, подойти ближе или даже пойти потанцевать.
Итак, мы на площади Испании. Огромная, но аккуратная, абсолютно для всех открытая, куча лестниц и удобных эскалаторов, которые везут вас не только вверх, но и вниз, причудливые кусты, подстриженные в виде кубов, и ни одного мегамола ни под, ни над землей. И это заметьте в современном городе, который достаточно строго ограничен с одной стороны морем, с другой горами, и не может так запросто разрастаться и стоиться. Да что говорить, у него практически нет перспектив в нашем понимании, но главную и достаточно большую площадь, в несколько раз больше Манежной, – расположенную в центре, никто не подрезает и не пытается выбить оттуда как можно больше денег. Здесь Музей Искусств Каталонии, расположенный на вершине (закрывается в пять, как и музей Пикассо), футбольный стадион за ним, перед фонтанами внизу выставочный зал и дворец Конгрессов.
Порт Авентура. В него мы попали с приключениями, как наверно и полагается. Утром, прогуливаясь после завтрака по Рамбле в сторону площади Каталонии, я почувствовала этот город по-настоящему. Так приятно идти по прохладной улице утром. Продавцы раскладывают товар – кто сувениры, кто клетки с канарейками и попугайчиками, уличные актеры мажут лицо зеленой краской, чтобы сыграть свои странные роли уличных постаментов, а готические улицы разбегаются по сторонам, заманивая нас в IX или даже IIV век. Они вечны, пусть там все будет, как прежде. Да не коснется их рука испанских модернистов.
Мы должны были сесть на электричку renfe, но в ближайшем подземном переходе, как я ожидала, ее не оказалось. Полицейский нас отправил в бюро туристической информации на другой конец площади. Там молодой человек на хорошем английском внятно объяснил, что нам нужно на площадь Гарсии. Я знаю, где это. Совсем рядом. Мы идем, и вдруг слышу – здравствуйте! Наша милая американка. «Я забыла спросить, как вас зовут», - кричит она радостно. Боже мой, это надо встретиться снова! «Да-да, здравствуйте, какая встреча! Как вы?» Ля-ля. Идем. «Вы куда?» «Мы сегодня едем в Порт Авентуру на детские развлечения, хотя по правде не хочется, здесь так мило», - говорю я и обвожу руками город. Она тоже машет руками и говорит вперемешку: «Мне the same». Она очень красивая женщина – высветленное каре, большие голубые глаза, красивый нос. Она рассказывает, как невероятно просто было организовать через Интернет свое путешествие, все выбрать и даже оплатить. И еще почему французы самоуверенны и надменны. А потому что их столица – самый красивый город на земле, и им это хорошо известно, а Барселона – милый, но все же провинциальный городок. Про то, что Интернет в Париже в два раза дороже барселонского, и ей каждый день нужно писать отчеты дочери, которая осталась в Нью-Йорке из-за работы…. Мы идем дальше и обсуждаем вчерашние фонтаны, что они были, может, не необыкновенны, но очень убедительны и даже трогательны под пение Монтсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, создавших настоящий гимн этому городу. Она говорит: «Мне очень понравилась площадь Испании. Хотя в путеводителях пишут, что Каталония – это не Испания, испанцы и каталонцы не понимают друг друга и все такое. Предлагаю переименовать площадь Испании в площадь Фредди Меркьюри.» Я с ней согласилась и добавила, что оранжевая подсветка создает настоящий эффект огня. Это даже на фото видно. И когда вода под высокие ноты поднимается до небес, это необыкновенно красиво, почти грандиозно, как огромный костер. Да, ведь смотреть на огонь – это наша главная, самая древняя работа! Мы смеемся. Болтаем и снова смеемся. За разговором мы промахнулись и проскочили подземный переход нашего renfe. На следующем перекрестке, который я приняла за площадь Гарсии, шел серьезный ремонт – все перекопано и замотано строительной сеткой, так, что улицу не прейти. Я сказала: «Мы, кажется, пришли». Наша новая знакомая, попрощалась и, пожелав нам удачи, сказала, что посвятит этот день магазинам.
Мы встали в недоумении, куда же идти. Пришлось обращаться к полицейским, которые очень удивились, что мы отсюда едем в Салоу. И убедили меня ехать на вокзал Сантс. Вобщем, то да се, метро, переходы и последний поезд в Салоу ушел перед нашим носом в 11-03. Следующий через два с половиной часа. Дело даже не в ожидании, а в том, что мы приедем в Салоу к четырем часам, и нам не хватит времени на аттракционы. Мой ребенок заплакал. Мне составило немалого труда, разузнать, как все же туда добраться. Опять та же штука, как в аэропорту с билетиками, никто ничего толком не знает, но все охотно объясняют по-испански и по-английски, и даже показывают дорогу. Только пятый по счету сотрудник вокзала принес мне вменяемый буклет с маршрутами до Салоу. И никакие ни два с половиной часа, как говорили предыдущие советчики, мы смогли купить билет и выехать через десять минут в Таррагону. Немного запутанно, зато поезд не локальный, а междугородний, он идет ровно час, вместо полутора. От вокзала Таррагоны – такси. Дорого, но быстро и удобно.
В Авентуре мне не понравилось, хотя, пожалуй, мое мнение ничего не значит, просто я с детства не люблю атмосферу искусственного веселья. Не знаю даже, в чем проблема, то ли лично в моем восприятии, то ли в том, что моя мама пыталась меня приучить и заставляла кататься на гремящих советских аттракционах почти насильно. Или то и другое. Но мне Авентура не понравилась сразу. Какое-то электричество в воздухе, все успеть, прокатиться и развеселиться, и снова толкучка, повсюду очереди…. По мне так, в готическом квартале Барселоны было в тысячу раз увлекательнее, по крайней мере, там все по-настоящему.
В этом парке есть действительно крутые, в смысле серьезные и дорогие по замыслу аттракционы, где надо преодолевать себя, и после которых полная непонятка в голове, и земля из под ног сама уходит, и какое-то время в тебе живет ощущение подвига. Но детей туда не пускают, да и не каждый взрослый захочет туда пойти. По разным причинам. А то, что осталось нам – Полинезия с большими лодками и поливанием водой и такие типа плоты-плюшки на пять человек, которые плывут и крутятся по горной реке среди скал Дикого Запада, время от времени поливая и обрызгивая нас водой. Вот собственно и все, о чем можно рассказать. Ребенок, конечно, был в восторге. Наконец-то нашлось средство борьбы с испанской жарой. Видимо стоило ехать так далеко.
К половине шестого вечера я не без труда его уговорила идти на электричку под страхом опоздать на поезд до Санта Сусанны и на ужин, на который мы в итоге все равно опоздали. Сначала я думала, жаль, что в Авентуре мы провели так мало времени, но уходя, я подумала, что хорошо, что эта бодяга всего на полдня. Вполне достаточно, чтобы сказать, что ты там был. Слава богу, мы едем в свой «родной» отель на Коста Браву. А завтра весь день проведем на море.
Кто-то скажет, хорошенькое путешествие – с крейсерской скоростью, да из окна автобуса. И ни одного музея!
Но потом у нас будет ботанический сад в Бланесе, шикарная красавица Тоса, которую так любил Марк Шагал и фантастический музей Сальвадора Дали в Фигерасе. А он стоит, скажу я вам, сотни самых старинных музеев, если их вообще можно хоть как-то сравнивать.
Этот музей – даже не музей. Это красочный фильм-сказка, это другой мир, где возможно все. Это флирт и игра со зрителем, что само по себе удивительно и приятно, ведь Дали давно нет.
Я вроде бы не имею права ничего о нем рассказывать, потому, что есть завещание великого мастера, но все же страшно хочется. Так вот, в музее при входе стоит черный лимузин Дали, а на заднем сиденье манекены мужчины и женщины, и идет дождь. Да, лимузин, в котором идет дождь. Именно так. Вы входите в первый зал, а в дорогом автомобиле идет дождь. Это новый мир, сложный причудливый и запутанный, как лабиринт, но в нем не случится ничего плохого, и вы, возможно, выйдете отсюда другим человеком, если только этого захотите.
Еще я заметила, что музей нравится детям, и они его воспринимают очень естественно. Мой ребенок сказал, что в музее Сальвадора Дали все нормально. «Он нормальный», - так он сказал. В конечном итоге, начинаешь понимать, что это самая дорогая и самая точная оценка.
И еще я ушибла колено о камень, торчащий из ступеньки старой лестницы в Фигерасе. Хотелось сделать памятное фото. Спустя три дня, уже в Москве рассматривая свое левое колено, обнаружила, что желтоватый синяк с царапиной по центру – это точное лицо Сальвадора Дали. Без натяжек и прикрас – знакомая бородка, острый взгляд. Это точно он. Его строгий взгляд. Не сошла ли я с ума? Вроде, нет. И узнав Дали, ничему не удивилась. Не удивительно, ведь он был странным, выдумщиком, большим оригиналом. А еще бунтарем и революционером. Ну, что ему стоило взять и появиться на моем колене, а через несколько дней исчезнуть?
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.