1027 материалов по 325 объектам, 16 007 фотографий
- GPS
- Италия, Via di Santa Prassede 9/A, Рим, Италия
- 39 06 488 2456
Незаметная жемчужинка Рима. Базилика св. Прасседе.
Если бы не табличка и путеводитель, указывающий точный адрес, мы могли бы пройти мимо. Но все сложилось, и, еще разок сверив адрес, я потянула дверь на себя.
Наша компания оказалась в церкви св. Прасседы (в ином написании — Праскеды). Совершенно непривлекательная внешне, внутри — завораживающе красива! Просто наглядная иллюстрация принципа не судить по одёжке, за неприметным и даже несколько невзрачным внешним обликом скрывается одна из прекраснейших церквей Рима с единственными в своём роде, уникальными древними мозаиками.
Считается, что на этом месте в свое время была вилла отца Праскеды — римского сенатора Пудента (или Пуда), который предоставлял свой дом для собраний первой христианской общины Рима. За укрывательство в своем доме христиан во время гонений, а также за тайные погребения тел мучеников, сенатор Пудент принял смерть вместе со своими дочерьми Пракседой и Пуденцианой.
Сведения о стоящей на месте сенаторского дома базилике обнаруживаются в документах 491 года. В 817 году папа Пасхалий I реконструировал церковь и перенес в нее честные останки мучениц Пракседы и Пуденцианы, а также части нескольких сотен древних мучеников за веру. Эти реликвии хранятся в четырех мраморных саркофагах в крипте под главным алтарем, мы туда не попали.
Давайте осмотримся.
Общий вид широкого центрального нефа с арками, поддерживающими деревянный потолок и позднейшими фресками в спокойных тонах. Массивные пилоны, поддерживающие арки, перемежаются тонкими колоннами, по-видимому, очень древними. Справа от входа — капелла Распятия с собранием всяких древних фрагментов, далее гробница кардинала Анкьера конца XIII века.
Под ногами привлекающий внимание пол, выполненный в начале ХХ века в стиле неокосмати.
Вообще за много веков базилика многократно подвергалась изменениям, но, к счастью, раз от раза сохраняя и приумножая великолепие.
Рассмотрим стены центрального нефа с фресками, изображающими фигуры ангелов с орудиями страстей Христовых в руках. Главная тема мозаики — начало Откровения, они демонстрируют славу Христа и святых дев Пракседы и Пуденцианы, как и устроившего всё это великолепие Папы Пасхалия.
В центре апсиды Христос, над ним в облаках рука Бога-Отца. По правую руку от Него апостол Павел со святой Пракседой, по левую — апостол Пётр со святой Пуденцианой, а по краям — папа Пасхалий I с квадратным нимбом, обозначающим прижизненное изображение, и безымянный святой дьякон. Под ногами Христа — река Иордан.
По нижней окружности апсиды, как принято, агнцы, символизирующие апостолов, и Иерусалим.
Папа Пасхалий держит в руках саму базилику. Мозаики арки апсиды с апокалиптическими образами закланного Агнца, ангелов и животных, символизирующих евангелистов. Ниже по бокам — фигуры двадцати четырёх старцев с венцами в руках. Особенно интересны мозаики триумфальной арки. Посредине — небесный Иерусалим, в центре его — Христос с двумя ангелами, по правую руку от Него Дева Мария с Иоанном Крестителем и шесть апостолов, по левую — святая Пракседа с оставшимися апостолами. В том же ряду, что и Христос стоят пророк Моисей с Законом в руках и пророк Илия с ангелом. В центре обода арки, украшенного растительным орнаментом, — монограмма Папы Пасхалия. По бокам от небесного Иерусалима — охраняющие его ангелы и множество праведников обоего пола в разноцветных одеждах с дарами в руках. Привлекает внимание зелёная трава с красными цветами на золотых стеблях и синее небо с белыми и золотыми облаками. В нижнем регистре арки изображены две многочисленные группы мужчин в белых одеждах с венцами и пальмовыми ветвями в руках. К сожалению, эти мозаики были частично уничтожены при перестройке церкви в XVI в., организованной кардиналом Карло Борромео, когда была сделана дверь на балкон. Хорошо видно, с каким искусством и вниманием к индивидуальным чертам изображены лица представителей этой "массовки".
Между триумфальной аркой и апсидой притаился орган.
Явно более поздние, "почти современные", но не выбивающиеся из общего облика росписи и витражи. . В капелле Святого Причастия есть модернистские фрески ХХ века, купол с аллегориями добродетели и благотворительности.
И, наконец, кульминация, уникальная капелла св. Зенона.
Капелла расположена слева от бокового входа и была построена Папой Пасхалием I в качестве будущей усыпальницы для своей матери Феодоры. Капелла имеет квадратный план с нишей алтаря и соединена дверями с боковым нефом базилики и двумя помещениями справа и слева; в одном из них ныне расположена церковная лавка, а в другом, иных дверей не имеющем и совсем небольшом, хранится главная реликвия базилики — фрагмент мраморного столба, по преданию, того самого, у которого подвергся бичеванию Христос.
Начнём с весьма необычных мозаик над входом в капеллу. Эти мозаики представляют собою, если можно так выразиться, единственную в своём роде "портретную галерею" IX века. По сторонам полукруглого окошка расположились два ряда медальонов с лицами; наружный ряд — Христос и двенадцать апостолов, внутренний — Богоматерь с Младенцем, два святых мужа и восемь святых жён. Каждое лицо выполнено с явным вниманием к индивидуальным чертам. Убелённые сединами бородатые старцы в верхних углах — пророки Моисей и Илия. В нижней части — добавленные в XIX в. мозаичные портреты Папы Пасхалия I и его преемника Евгения II. Войдём, наконец, в капеллу. Лик Христа на куполе, поддерживаемый четырьмя ангелами в полный рост и окружённый сценами с фигурами святых, производит колоссальное впечатление.
Лик Христа на куполе несколько отличается от Его изображения на внешней стене капеллы. Это Христос-Вседержитель в раю, прославляемый святыми.
Справа глухое окошко-ниша, выложенное мозаикой.
В нише — Агнец на горе с четырьмя оленями, пьющими из стекающих с горы рек, под ними — изображения четырёх женщин (Девы Марии, Св. Пракседы, Св. Пуденцианы и Феодоры — матери Пасхалия, с квадратным нимбом, означающим, что она в момент изображения была жива).
Сбоку на своде — нисхождение Христа в Ад. От Христа исходят лучи света, перед Ним — Адам и Ева, из-за Его плеча выглядывает ангел, а позади побеждённая Смерть.
Свод другой ниши украшают изображения животных и птиц Райского сада.
Над входом в капеллу изображение трона и указующих на него апостолов Петра и Павла.
В алтарной нише — более позднее (XIII век) изображение Богоматери с Младенцем в окружении всё тех же Пракседы и Пуденцианы.
Мы провели в базилике много времени, уже вроде бы собираясь уходить, но, оглядываясь с порога, вновь возвращались полюбоваться и что-то еще понять в устройстве мира...
- Адрес:
Via di Santa Prassede 9/A, Рим, Италия
- Дополнительная информация:
Базилика открыта для посещения с понедельника по субботу с 9-00 до 12-00 и с 15-00 до 18-00
- Телефон:
39 06 488 2456
Дешёвый ✈️ по направлению Рим
- 20 янв 2020, 17:37удалитьОдна из моих любимых церквей в Риме. Удивительная, бесподобная...
- 25 янв 2020, 01:30удалитьТоже подумала тем же словом: потрясающе!
Спасибо за подробную экскурсию! - 25 янв 2020, 04:34удалитьРада, что вам понравилось ))
- 2 мар 2020, 22:55удалитьКакая красота, рада, что вы это видели собственными глазами
- 3 мар 2020, 02:52удалитьВ Риме столько красот и интересностей, что все не пересмотреть. Несколько раз на 1-2 дня удавалось заехать, однажды 9 дней здесь провели, и все равно остались неосмотренные желания. Сколько еще можно увидеть и открыть для себя!
- 4 мар 2020, 10:48удалитьЭто верно, я сейчас на старости открываю для себя по-новому свой родной город и очень сожалению, что не сделала этого раньше в деталях...