Первое знакомство с Крымом Республика Крым, Россия

grau59 2919
    Shche 557
    Black 481
    Были в области Республика Крым?

Kotevidze
    С нами с 23 апр 2016

Первое знакомство с Крымом

7 ноября 2016 года||2 (1)| 13| 16915

Мое знакомство и сразу любовь со второго (почему не с первого – расскажу немного позднее) взгляда с Крымом началось с горного похода по маршруту «Долина привидений». Впервые в Крым я поехала после полевой практики на 3 курсе: в середине июля закончилось веселое полуторамесячное пребывание юных почвоведов в Чашниково (учебно-опытном почвенно-экологическом центре МГУ в Подмосковье), после сдачи различных отчетов и зачетов, рисования почвенной карты всей бригадой, костров с песнями под гитару молодых преподавателей по геоморфологии, игр в Мафию по вечерам с однокурсниками, после королевской ночи несколько дней я отдохнула дома и 16 июля 2011 года в 8:07 мы со Светой и Андреем сели в поезд Москва-Симферополь, отходящий с родного Киевского вокзала.

Автор: Kotevidze

Поезд был старенький, вагон без кондиционера днем сильно накалялся на солнце, туалет с педалькой. Однажды еще будучи школьницей я в таком туалете уронила зубную щетку брата на пол – пришлось ему всю поездку ходить с нечищеными зубами, а младшая сестра за это получила хороший пендель :) Это сейчас ехать в поезде без кондиционера совсем непривычно и некомфортно, тогда же вполне себе нормально было, потерпеть сутки можно, хоть и со скрипом в самый разгар лета. К хорошему быстро привыкаешь, слишком быстро, потом отвыкать сложно. Место мое было верхнее боковое возле туалета (самое мажорное).
    Прибыли мы на Крымскую землю рано – в 5:40 вышли из душного вагона на прохладную платформу железнодорожного вокзала Симферополя. Запомнился хорошо этот исторический момент – впервые ступила моя нога на землю того самого знаменитого Крыма, куда всех возили в детстве и не побывать в котором выглядело моветоном. Когда на вопрос «Ты был в Крыму?» отвечаешь отрицательно, все округляют глаза и спрашивают: «Да как же так? Фу-фу-фу таким быть».

ПОХОД
    Забросили мы рюкзаки в камеру хранения и пошли искать хороший обменник. Дошли до центрального автовокзала, потом повернули назад, к Макдональдсу. Это сейчас все Макдональдсы на территории русского Крыма закрыты, тогда же все работало, как обычно с длинными очередями. Ближе к 12 забрали рюкзаки из камеры хранения и поставили их возле таких же туристов на перроне. Рядом стоящая девушка спросила, не в поход ли мы собираемся. Слово за слово выяснилось, что идем в один и тот же поход c инструктором Денисом. Наших новых знакомых было трое – Лена из Киева, Юля из Санкт-Петербурга и Юра из Москвы. Вскоре мы увидели нашего инструктора, стоящего чуть поодаль с еще небольшой горсткой туристов: Ваней и Мишей с Настей из Москвы. Как оказалось, мы с ними ехали в одном поезде – Миша с Ваней запомнили футболку Андрея с надписью «Vodka» (это прозвище впоследствии к нему и приклеилось), когда тот проходил по поезду в поисках вагона-ресторана. Через некоторое время подошла пара в тельняшках, которая оказалась Котом и Рыжиком (Лешей и Ниной) и Наташа, прибывшая из Твери.

Автор: Kotevidze

Когда собрались все участники похода, началось важное, хоть и не особо радостное действие – распределение еды по рюкзакам. Каждому было выдано по буханке черного хлеба и пакеты с кашами, макаронами, изюмом, пряниками, консервами. Пошли мы к автобусным кассам, Денис купил билеты и вскоре сели мы в новый троллейбус с кондиционером. Непривычно было видеть троллейбус в качестве междугороднего транспорта, да еще и обгоняющего машины и другие автобусы.

ЧАТЫР-ДАГ
    Доехали до пункта нашего отправления – деревни Сосновка. И прямо с обочины, где нас высадил новомодный троллейбус, начался путь наверх, к небу и облакам.
    Сначала шли через лес, затем лес как-то незаметно закончился, путь наш пролегал через открытое пространство, временами встречались деревца. Поднимались мы по Красной тропе, камешки сыпались из-под ног. После годового перерыва, без надлежащей спортивной подготовки в первый день тяжело было вот так с бухты-барахты заставить ноги и дыхание работать в нон-стоп режиме. Плелись мы со Светой и Андреем в конце. А как еще морально давит позиция самого последнего! Именно не замыкающего (замыкающим обычно ставят опытного походника), а самого отстающего. Когда вся группа бодро поднимается, впереди идущая спина скрывается где-то за кустиками, а на привалах ждут только тебя – это еще больше давит и удручает, подъему не видно ни конца, ни края, в голову приходят мысли «Да зачем мне вообще это нужно», хочется все бросить, никуда не идти и повернуть назад, вниз. Лишь в пятом-шестом походе начала я бодро ходить в первых рядах и задорно болтать с инструкторами
    Наконец вышли мы на Нижнее плато Чатыр-Дага. Вид, открывающийся оттуда, заставлял забыть обо всем, труды были вознаграждены и пришло понимание, зачем мне все это нужно. По дороге за нами с неба наблюдал красавец сип белоголовый. Добрались мы до бывшей воинской части, где и была первая ночевка под звездным небом. Те, кто не устал от восхождения, пошли с Денисом в Мраморную пещеру, но, к сожалению, вход в нее уже был закрыт. Оставшиеся приготовили ужин и вечером возле костра уплетали гречку с тушенкой и заправкой для борща, запивая все чаем из собранных по дороге трав. За 10 гривен можно было принять душ. С наступлением темноты из-за Верхнего Плато величественно выплыла полная луна, осветив весь двор. Мы все попрятались по палаткам, а наш проводник спал в спальнике под открытым небом. Первый день закончился.

Автор: Kotevidze

На второй день похода пошли мы покорять вершины Чатыр-Дага, Ангар-Бурун да Эклизи-Бурун. Вид с Ангар-Буруна завораживал, от почти отвесных скал невозможно было отвести глаза. Дошли до подножия Эклизи-Буруна, кто-то пошел без рюкзаков на вершину, часть осталась отдыхать, перекусив финиками, даже вздремнули. Затем двинулись дальше. Дошли до страшного спуска в буковом лесу, где склон градусов под 45, наверное, крутизной, и с которого, по словам Дениса, очень весело съезжать на санках или на пенке. Что очень хотелось сделать, т.к. спускаться на своих двоих и при этом держать вертикальное положение по отношению к оси Х было очень сложно, еще и с полным рюкзаком. Но и этот спуск был вскоре позади, вышли мы к заветному ручейку с ледяной водичкой. Перекусили бутербродами с колбасой, сыром, сардинами, шпротами и бычками в томате. Все, что попробуешь в походе – все таким вкусным кажется. Я потом дома некоторое время не могла оторваться от этих бычков в томате. Заварили чай: зверобой, тысячелистник, лимонник, мята, листики земляники, шиповник. В первый день мы еще не совсем отвыкли от города, хотели обычный черный чай заварить, на что наш проводник уперся: «Это у себя в городе заваривайте обычный чай, в горах мы будем пить травяной», о чем впоследствии никто ни разу не пожалел. А на утро такой травяной чай становится обычно еще вкусней. Стоянка была у нас на Буковой поляне, когда сидели возле костра, пришла в гости маленькая коричневая мышка, пыталась под дрова и консервные банки спрятаться, мы покормили ее печенькой. Начал накрапывать дождик, что вызвало великую дилемму у нашего проводника: возле костра было очень удобное широкое бревно, на котором можно было прекрасно заночевать. Однако делать это под дождем не очень-то хотелось. А какой горный лес темный ночью! Хоть глаз выколи, вообще ничего не видно – даже деревьев в метре от тебя.

ДЕМЕРДЖИ И ДОЛИНА ПРИВИДЕНИЙ
    На третий день спустились мы к Ангарскому перевалу, перешли Симферопольскую трассу и потопали наверх, к Демерджи. Где-то на середине подъема был ручеек, запаслись водой. Пока шли по лесу, все было нормально. Как вышли на открытое пространство – начались проблемы. Сначала стало плохо Рыжику, она чуть в обморок не упала. Немного отдохнули, пошли дальше – стало плохо Свете, тоже предобморочное состояние. Идти с рюкзаком по жаре под палящим солнцем без головного убора – шутки плохи. Хрупкие девушки не все выдерживают. Денис решил устроить большой привал в тени сосен, чтобы все окончательно собрались с силами и смогли целыми и невредимыми дойти до стоянки. Перекусили такими традиционными в походе консервами. Воды у всех оставалось уже впритык. А как хочется пить в самый разгар дня после бутербродов с салом и колбасой! Привал наш был почти прямо на тропинке: места было мало, с одного края спуск вниз, с другого – большие камни и подъем наверх. А ведь надо было еще оставить место, чтобы другие туристы могли проходить (некоторые из них были даже на велосипедах). Одну украинскую пару мы уже вчера обогнали на Чатыр-Даге, сегодня – они нас по пути на Демерджи. После обеда настало сонное царство: почти все успели выспаться и отдохнуть, лишь наш проводник все это время читал. Денис вообще всегда читал в походе какую-то книжку, пока ждал нас, когда мы набегаемся и насмотримся. День был очень жаркий, мы все тогда приобрели модные загары по шортам и футболкам. По очереди падали на камнях и в лесу. Встали на стоянку в урочище Джурла, немного выше самого водопада. Водопад Джурла красивый, в несколько ярусов. Денис проводил нас, девушек, на верхний ярус, где небольшое озерцо образовывало хорошее место для купания, а сам сел спиной к нам, не подпуская больше никого. Какое блаженство окунуться в живительную прохладу водопада после жаркого длительного дня, когда идешь под палящим солнцем, испытывая изнывающую жажду, а воды осталось совсем мало и ее надо растянуть до вечера. Вид с верхнего яруса Джурлы почему-то ассоциировался с ложей в театре: такой же амфитеатр, но закрытый отвесной скалой и деревьями слева.

Автор: Kotevidze

Следующим днем у нас был намечен радиальный выход на Южную Демерджи и в Долину Привидений. Вечером я решила, что останусь в лагере вместе с частью ребят. Обычно внутренне чувствуешь и соизмеряешь свои силы, понимаешь, что ты способен одолеть, а на что сил пока не хватает. Утром девочки уговорили все-таки пойти с ними. Взяли мы трекинговые палки и вышли следующим составом: Денис, Лена, Юля, Юра, Наташа. Но на первом же подъеме дыхание меня подвело, икры застонали и решила я повернуть назад, чтобы не тормозить ребят. Плюс палящее солнце не добавляло желания идти. А в лагере хорошо проснуться в лесу, не спеша позавтракать кофе со сгущенкой. Проводила Свету с Андреем к водопаду, посидела там на верхнем ярусе-ложе, подумала о жизни. Такие моменты единения с природой очень настраивают на размышления. Весь день мы, оставшиеся в лагере (я со Светой и Андреем и Ваня с Мишей и Настей), развлекались как хотели: играли в «Дурачка», Миша гонялся с ножом за птицей по склону, которая лишь его дразнила, постоянно перемещаясь с места на место. Птицы эти были очень забавные: они сидели и копались в листве. Идешь так по тропинке, слышишь на склоне шуршание, думаешь, там человек бродит – а это птичка сидит на земле и шуршит листьями, еду ищет. Очень меня забавляли эти птички-шуршуньи.
    В середине дня нагрянул к нам лесник с гопником. О, эти гопники при лесниках – видимо, мода в Крыму была такая. Два раза за поход к нам приставали лесники, требовали деньжат за то, что ночуем на территории заповедника. Так вот подходит такой лесник к лагерю, а с ним обычно непонятного вида мужичок, щелкающий семечки и иногда сидящий на корточках. Лесник начал вещать, что вообще мы находимся на территории заповедника и тут нельзя останавливаться на ночевку, но за отдельную плату он может сделать исключение. На что мы прикинулись дурачками: «Сами-то мы не местные, начальство ушло, вот придет начальство – с ним и разговаривайте». В общем, ушли лесник с гопником не солоно хлебавши, пригрозившись нагрянуть вечером, но больше мы их не видели.

Автор: Kotevidze

Ближе к вечеру вернулась наша группа, я села записывать их впечатления от Демерджи и Долины Привидений. Следующий текст написан со слов Лены, хорошей девушки из Киева, с которой мы потом еще встречались, когда я была проездом в украинской столице.
    «Вышли мы на Демерджийскую седловину, полюбовались камнями причудливой формы, Чатыр-Дагом, морем и лежащей перед ним Алуштой. Затем стали спускать вниз, в Долину. При выходе с территории сидят охранники и, если видят, что вы спустились сверху, требуют платы. Поэтому мы сложили трекинговые палки в рюкзак, незаметно пристроились к экскурсии и вместе с остальными туристами вышли за ворота. Возле Долины расположена конная ферма, откуда водят экскурсии на лошадках по горам. Здесь же расположен тир с английским луком. Каждый сделал по одному выстрелу, все попали в мишень. Спустились мы в поселок Лучистое, надо было зайти в аптеку за Пантенолом для Вани (он сильно обгорел вчера). Однако часы работы аптеки были лишь с 8 до 12. Перекусив и отдохнув в поселке, стали мы подниматься по Коровьей тропе к лагерю, но решили срезать, тем самым делая новую тропу. По пути собирали лимонник и чабрец для традиционного вечернего чая. Мысль о прохладе водопада Джурла, куда можно окунуться по возвращению в лагерь, придавала силы и ноги шли быстрее».

ДЖУРЛА И ДЖУР-ДЖУР
    Четверг. Подъем в этот день был ранний, в 5, чтобы до наступления жары пройти открытый участок и в самое пекло идти в относительном теньке под деревьями. Свету Денис за ноги вытягивал из палатки, она на него за это обиделась и потом тапками швырялась, на что инструктор наш лишь отбежал на безопасное расстояние и со смехом увертывался :) Проходили очень красивые места. В этот день сбылась одна моя мечта – я с гор увидела море. Лишь море в дымке, горы вокруг, а над всем этим бескрайнее голубое небо. О, это волшебное чувство, когда мечты сбываются, когда ты сам делаешь свои мечты явью, когда смотришь и не можешь наглядеться, наслаждаешься каждым мигом, каждым мгновением, когда мысли не где-то далеко о насущных проблемах, а все собраны при тебе здесь и сейчас, и приходит осознание: моя мечта сбылась. И сразу как-то забылись страдания первого дня, когда на подъеме не хватало дыхания, икры горели от перенапряжения, а лишние вещи в рюкзаке лежали тяжелым грузом. Это теперь я научилась брать с собой вещей по минимуму, тогда же и вот это платьишко надо взять, и без вот этой стопятисотой футболки никак не обойдусь, а как же маленькая красивая сумочка для выхода в город плюс всякие мелочи вроде кремов, маникюрных ножниц и т.п. А потом тащишь все это на себе и грустишь.

Автор: Kotevidze

Сверху посмотрели на Хапкальское ущелье. Насобирала немного земляники. Спускались по краю обрыва, тут главное – вниз не смотреть, иначе голова кружится и можно оступиться. Ночевали мы на берегу речки Улу-Узень, по дороге она такие красивые каскады образовывала. В тот вечер доплела я фенечку с вишенками. В походах очень хорошо плетутся фенечки на привалах и потом дарятся новым знакомым. Именно в тот вечер я поняла, что никуда от походов не денусь, это теперь моя жизнь. И хотя в Карпатах и Крыму в первые дни обычно приходили мысли «никогда больше не пойду в горы», но сидя вечером у костра, играя в «Крокодила» с новыми знакомыми, просыпаясь утром на природе в палатке, а потом и под открытым небом, я поняла, что хочу еще и еще. Речка, на которой мы стояли, ниже по течению падала с высоты красивым каскадом Джур-Джур, самым знаменитым водопадом Крыма. Сидела я на островке посреди неширокого русла и писала дневник. Видно было, как сначала Улу-Узень обтекала островок с деревом справа, затем на ее пути стала какая-то преграда и река стала пробивать себе дорогу слева от островка. Шумит, бурчит, ничего не слышно. И холод поднимается от воды. Солнышко еще не село, небо было ясное, листочки этого одинокого дерева на островке отчетливо выделялись на фоне голубого неба. Где-то на побережье народ еще вовсю купался на пляже под лучами солнца. В горном же лесу сгущались сумерки. Замерзши окончательно, дописала я быстренько последние строки и пошла греться к костру.
    Решила в последнюю ночь по примеру нашего проводника также ночевать на улице. Страшно было, комары докучали (которые, однако, с наступлением ночи тоже легли спать), но смело расстелила пенку и спальник и осталась под открытым небом. Начавшийся вскоре после полуночи дождик, однако, испугал меня и загнал обратно в палатку.

Автор: Kotevidze

Вот и настал крайний день похода. Подъем был не фиксированный – как все проснутся, так и выдвинемся. Позавтракали манкой с изюмом и сгущенкой. Начали спускаться вниз по течению Улу-Узень к ваннам молодости и водопаду. Был короткий промежуток пути прямо по скале, тропинки на ней не было, лишь местами маленькие плоские пространства, которых едва хватало для одной ноги. Справа под скалой текла река. Проходили этот участок все очень осторожно, ведь надо еще держать баланс с рюкзаком за спиной. Страшный был участок, я шла и думала: «А что будет, если не удержишь равновесие, нога соскользнет и полетишь с этого камня вниз в речку, вместе со своим рюкзаком, который сразу пойдет ко дну и тебя потянет? Интересно, а какая там глубина?» Лететь, конечно, недалеко было, метр или два (уже не помню), речка неглубокая, но адреналин зашкаливал. Вышли мы к Джур-Джуру, там толпы фотографирующихся туристов, к сожалению, закрывали всю красоту водопада и не дали ею насладиться в полной мере. В Генеральском съели по мороженому, нашли микроавтобус до Солнечногорского. Весело впихивались всем составом (11 человек с рюкзаками) в этот микроавтобус: девушки ехали на коленях у парней, водитель гнал по горной дороге под Crazy frog. Домчались до побережья быстро.

СУДАК
    В Солнечногорском пошли на пляж, искупались, попрощались со Светой и Андреем – они пошли искать кемпинг к западу от поселка, Наташа поехала в Симферополь на поезд. Изначально мы должны были втроем со Светой и Андреем жить в кемпинге на берегу моря. Но уж очень мне хотелось увидеть как можно больше в Крыму, в последний вечер у костра решила сначала попутешествовать с новыми знакомыми и лишь потом вернуться к своим в кемпинг под Солнечногорским. В столовой на пляже все вместе пообедали, Денис посадил нас в маршрутку на Судак, а сам поехал в Симферополь отдыхать перед следующим походом. О, эти забитые крымские маршрутки со шпротами, чьи водители руководствуются девизом «впихнуть невпихуемое», ругаются на рюкзаки и требуют за них дополнительную плату. Доехали до Судака, нашли сразу же на автовокзале недорогое жилье – по 50 гривен с человека, хозяин жилья нас сразу же и привез к себе домой. Разместились кто по одиночке, кто по двое. Было нас: я, Юля, Юра, Ваня, Миша с Настей и Кот с Рыжиком. Лена жила с братом и его друзьями, которые как раз отдыхали в Судаке. Жилье наше было на окраине Судака, у подножия мыса Алчак. Привез нас хозяин жилья к дому, выходим из машины, я оглядываюсь вокруг в надежде наконец увидеть тот самый знаменитый Крым, от которого все в восторге, его кипарисы, пальмы и другие субтропические растения, ласковое море и песочек. После спуска с гор хоть мы и были в Солнечногорском, были на центральном пятачке, потом в Судаке на автовокзале, но в спешке не особо обращаешь внимание на окружающую действительность. Так вот выхожу из машины в полной уверенности, что сейчас будет домик на берегу моря, а вокруг одни пальмы да кипарисы. И что же я вижу? Лысые горы без единого деревца, какие-то вышки, пыль да сухость вокруг. «Как, это и есть тот самый знаменитый Крым?! Вот эта техасская пустыня, сухие холмы, пыль под ногами и есть наша средиземноморская жемчужина на берегу Черного моря?» Кстати, то, что на ЮБК средиземноморский климат, ученые подтвердили, найдя в почвах Крыма жучков, которые живут лишь в почвах на Средиземноморском побережье Италии, Франции и Испании. В общем, первое впечатление от Судака у меня было, мягко говоря, не очень. В голове представлялась животрепещущая картина Ливадийского парка: тут тебе и пальмы, и кипарисы, и крымская сосна, глицинии с лавровишнями, а на фоне золотится бликами теплое ласковое море. На деле же я попала в какую-то пустыню с пыльными горами и сухой почвой под ногами. К центру пришлось идти долго по каким-то закоулкам, что не прибавило плюсиков к впечатлению от Судака. Первое впечатление, конечно, играет роль, но как часто оно бывает ошибочным! В последующие приезды в Судак мы распробовали и очень полюбили этот молодежный город именно за его круглосуточную дискотеку на Тисовой аллее, за его вечное веселье, его тусы на набережной, «Две минуты, две минуты и наше шоу начнется». Судак, вечно молодой, вечно пьяный брат заводной тусовщицы Ялты. Если едете веселой компанией в Крым затусить по полной – останавливаться надо в Судаке. На пляже, конечно, яблоку негде упасть, но это с лихвой компенсируется Тисовой аллеей. Мы так и не сходили в тот клуб на ее повороте, где по вечерам на балкончинке заманчиво танцевала девушка :) Погуляли по центру, закупились в местном супермаркете, а вечером душевно посидели на подушках за достарханом, наслаждаясь вечерней прохладой и играя в "Подкидного".
    Следующим утром отправились все купаться. Набережная Судака длинная, но места отдыхающим все равно не хватает. После завтрака в кафе пошли в Генуэзскую крепость. К нам присоединилась Лена. На территории крепости все постреляли из лука. Также там подрабатывали чернокожие жители Африки, играя на джембе и фотографируясь с туристами. Вид с крепости на Судакскую бухту открывается очень красивый. Закупились на центральном рынке овощами, фруктами и поехали домой. В обед была сиеста. Вечером ребята пошли гулять в центр, дома остались лишь я с Рыжиком. Нина приготовила на всех вкусный ужин: картошку с тушеными овощами. Ужинали мы, как в прошлый вечер, под навесом на улице.

НОВЫЙ СВЕТ И ВЕСЕЛОВСКАЯ БУХТА
    Следующим утром мы с Юлей и Юрой встали пораньше и отправились в Новый Свет. Маршрутки туда ходят от Судака чуть ли не каждые пять минут. Пляж в Новом Свете очень мягкий, песчаный, ровный, на море полный штиль. Прошли мы всю тропу Голицына. По тропе поднимались снизу вверх: сначала побывали в Голицынском гроте, потом сверху полюбовались Царским пляжем, Разбойничьей бухтой и вышли через можжевеловую рощу к центру города. Хотели посетить завод шампанских вин, но слишком долго надо было ждать следующей экскурсии. Новый Свет находится в тупике, с одной стороны он закрыт горой Караул-Оба, с другой его соединяет дорога с Судаком. Вернулись мы в Судак, попрощались с ребятами: Кот с Рыжиком, Миша с Настей и Ваня еще оставались в Судаке. Мы же поехали ночевать в Веселовскую бухту. Поселок Веселое находится на дороге из Судака в Алушту, но до самого кемпинга на побережье нужно еще топать около 4 км. Палаточный городок растянулся вдоль побережья, скученности не было, кто где хочет – там и ставит палатку. Выбрали мы местечко на склоне утеса, под кустиками, где весело трещали цикады по вечерам и неожиданно прыгали на нас. В кемпинге и душ был устроен за отдельную плату. Правда, закупаться продуктами и пресной водой пришлось в поселке и все тащить на себе.
    Хорошо было сидеть на высоком утесе,внизу плескалось теплое Черное море, сверху блистали мириады звезд, слева возвышались горы. Это волшебное чувство свободы – вот что дарит Крым. Когда ты сам выбираешь, где сегодня будешь ночевать, когда не привязан к одному месту жительства, учебы, работы. Это восхитительное чувство свободы опьяняет. И дарит его Крым. Крым или сразу раз и навсегда влюбляет в себя, или оставляет холодным и равнодушным за свою, к сожалению, запущенность и совковое прошлое, от которого он пока не избавился. И если ты один раз побывал в Крыму и попал под влияние этого чувства свободы, то тянет тебя туда снова и снова. За один день мы посетили три места: Судак, Новый Свет, Веселовская бухта. И вечером сами решали, куда поедем завтра и где будем ночевать. Не это ли делает человека счастливым? Быть вольным ветром, свободной птицей с большими крыльями за спиной – куда захотел, туда полетел и никто тебя не удержит. Но истинное счастье заключается в полете не в гордом одиночестве, как Джонатан Ливингстон, а с такой же вольной птицей, крыло к крылу.

ЯЛТА
    На следующий день поехали мы в Ялту. По дороге вышли в Алуште, успели дойти до набережной и пообедать там в столовой. В Ялту приехали уже уставшие. По карте рядом с Поляной Сказок должен располагаться кемпинг. Поехали мы к зоопарку, а там уже давно возвышается комфортабельный отель. Делать нечего, вернулись обратно к автовокзалу, сняли комнату на ночь за 250 гривен на троих. Хозяин был странный дядька, а зеркало во всю стену вдоль длинной стороны ванны вызывало смутные подозрения :) Но одну ночь перекантоваться можно. Мы приняли душ, почувствовав себя белыми людьми, закупились в супермаркете, поужинали и легли спать.
    Утром позавтракали оставшимся тортом и пошли на набережную. Набережная Ялты большая, чистая. С набережной поехали в зоопарк Поляна Сказок, где вчера пытались искать кемпинг. В зоопарке можно было покормить животных, предварительно приобретя то, что они едят. Я угостила сырым мясом амурского тигра и белую львицу, а маленькие обезьянки, оказывается, любят перепелиные яйца. Также на территории зоопарка есть небольшое колесо обозрения, откуда открывается красивый вид на окружающие Ялту дивные горы. После зоопарка поехали в Ласточкино Гнездо – красивый небольшой замок на утесе. Время поджимало, так что мы, как говорится, «галопом по Европам», быстренько спустились к замку, поглядели на него, естественно, сфотографировались, стараясь, чтобы толпы точно таких же фотографирующихся туристов все же не очень залезали в кадр. К полудню вернулись домой, приняли еще раз душ, взяли рюкзаки, попрощались с хозяином квартиры. На автовокзале теперь и наши дорожки разошлись: ребята поехали в Балаклаву, я – к Свете и Андрею в Солнечногорское.

КЕМПИНГ ПОД СОЛНЕЧНОГОРСКИМ
    Села в троллейбус, доехала до Солнышка, пообедала в той самой столовой на пляже, где мы еще несколько дней назад сидели всей большой компанией после похода. И пошла вдоль берега на запад искать палатки. Шла долго, почти час. Кемпинг расположен возле пансионата МАИ, чьими студентами были Света с Андреем. Света уже один раз отдыхала в этом пансионате, поэтому знала, где расположен кемпинг и куда можно сходить в душ. А какая вкусная шаурма там продается! Крымскую шаурму не сравнить с московской, ее не страшно покупать.
    На следующий день мы отплыли на теплоходе в Алушту, ребята на весь день зависли в аквапарке, я сама побродила по городу, все осмотрела, что было интересного. Не попала в музей Шмелева – там была большая экскурсия детей. Задержалась надолго в книжном, закупилась в магазинчике алуштинского эфирного завода, а к 4 часам пополудни присоединилась к ребятам. Когда входила в аквапарк, шел мне навстречу мужчина с маленьким мальчиком на руках, у которого была разбита голова и с нее капала на плитки кровь. Что я там говорила про первое впечатление? Но вот такое впечатление как-то раз и навсегда отвратило от аквапарков, один раз побывала и больше совсем не тянет.
    Один день был у нас активный, а следующий – день безделья. Я лишь лежала в теньке на пенке, читая журнал, периодически двигая пенку в зависимости от расположения солнца. Начала плести очередную фенечку. Готовили мы на газовых горелках. Но на жаре даже и есть особо не хотелось, только пить. Ночевала я эти несколько дней на улице, в палатке было очень душно. Проснулась как-то ночью от шороха поблизости. Весьма неприятное чувство – просыпаться от того, что рядом кто-то есть. Чуть приоткрыла глаза, чтобы узнать, кто этот незваный гость, а это оказался ежик! Милый такой шустрый ежик пришел покопаться в наших припасах. Разбудила ребят, мы посветили фонариками – ежиков было несколько. Немного их потискали и отпустили обратно на свободу. Так вот кто шуршал ночью в кустах, когда ходила в туалет! А я думала, это туристы из соседних палаток шуршат :)

Автор: Kotevidze

Запись из дневника: «30 июля. Суббота, 6:30. Сижу на большом камне в море. Слева из-за мыса выходит солнце, справа в дымке горы и Алушта, чайки плавают по воде. Лодки с рыбаками и кораблик». В последний наш день пребывания под Солнечногорским решила встретить рассвет. Мне кажется, космонавты испытывают каждый раз такое чувство восхищения своей планетой, наблюдая рассветы в иллюминатор МКС!

БАЛАКЛАВА И СЕВАСТОПОЛЬ
    Путь теперь лежал в Балаклаву. От кемпинга мы прошли к шоссе, поймали маршрутку. Из Севастополя доехали до Балаклавы. Вот где вредные водители маршруток – троих таких же туристов не хотели сажать в маршрутку, лишь когда мы с ними объединились и согласились заплатить за рюкзаки как за дополнительные места, нас довезли-таки до Балаклавы. С Балаклавской пристани курсируют катера до Золотого, Серебряного пляжей, куда мы и отправились все вшестером. Ночевали на пляже с большим круглым камнем с расщелиной посередине. По виду камня назван и пляж, но название это не литературное. Пляжи под Балаклавой не очень удобные: над узкой полосой каменистого берега возвышается почти отвесный утес, куда очень неудобно забираться. Есть лишь несколько подъемов, оборудованных веревкой и чем-то наподобие ступенек. Поставили палатку мы на узкой полосе камней. Я опять ночевала на улице в спальнике, засыпая и просыпаясь под шум прибоя.
    Этот день был военно-морского флота. Добрались до Севастополя, прошлись по набережной. Автобус до Симферополя у нас был на следующий день в 7 ч утра. На ночь автовокзал Севастополя закрывают, поэтому мы почти всю ночь гуляли по красивым центральным улицам Севастополя, сидели на лавочках возле памятника Нахимову, играли в «Города». Прицепилась к нам какая-то собачка, по нашему со Светой мнению, естественно, несчастная и очень голодная. И вот в ночи искали мы магазин, чтобы покормить бедную голодную собачку. Еле нашли какой-то круглосуточный киоск, где почти на последние денежки купили несколько сосисок. А деньжат оставалось совсем впритык, лишь на ролтон и воду в поезд. Никогда не опускалась я до ролтона, но ехать сутки в поезде голодными совсем не хотелось. Грызть в детстве его сухим, посыпая приправой и выбрасывая масло все-таки вкуснее, чем заваривать кипятком. Но пока мы были в магазине, собачка не стала нас дожидаться и ушла по своим делам. Мы ее пытались догнать потом на улице, но так и не догнали. А сосиски с радостью съели сами.
    Ближе к утру, когда стали совсем залипать, пошли к железнодорожной станции, которая вблизи автовокзала находится. Тогда она еще работала, еще ходили поезда из Москвы на Севастополь. Немного поспали на лавочках и утром сели в автобус до Симферополя. Спустя пять лет побывала я второй раз в Севастополе. Вроде и город не изменился, разве что власть поменялась, и автовокзал точно такой же, и на набережной по-прежнему есть местечко с сувенирными лавочками, где я тельняшку тогда покупала. Но что-то изменилось, явственно чувствовала, что что-то изменилось. Ходили по тем же самым улицам, по той же самой набережной, но все было по-другому. Что изменилось? Изменилось отношение. Исчезло то чувство безбашенности, беззаботности, студенческой смелости, когда мы гуляли всю ночь напролет по городу, ночевали на вокзалах, ничего не боялись. Предложи мне сейчас ночевать на вокзале с какими-то непонятными людьми рядом (в лучшем случае с такими же туристами-походниками) – да ни за что на свете :)
    Жизнь слишком бесценна, не стоит рисковать понапрасну и испытывать судьбу.

Автор: Kotevidze

P.S.Все авторские права защищены:спасибо Елене Салимовой за часть фотографий и личные воспоминания, использованные здесь.

Дешёвый ✈️ по направлению Республика Крым
    • Donnico
      Donnico
      С нами с 31 дек 2011
      Администратор
      16 ноя 2016, 13:12
      Очень хороший и добрый рассказ — очень понравился ваш поход и мысли по ходу! Правильно ходить в турпоходы и в горы это целая наука, понимание всегда приходит с опытом. Небольшой совет по формату материалы — разбейте текст на параграфы так будет легче его воспринимать всем.
    • Kotevidze
      Kotevidze
      С нами с 23 апр 2016
      21 ноя 2016, 20:50
      Спасибо большое за замечания!