Для многих из нас обычаи далеких предков являются всего лишь пережитком прошлого. Но тораджи с острова Сулавеси считают иначе. Древние верования настолько важны для них, что они способны выкинуть на ветер полмиллиона евро, только ради того, чтобы провести похороны согласно этим обычаям.
Впервые я посетил Тана Тораджа в 2008. Одни из самых моих ярких впечатлений по Индонезии (на тот период) имено из тех мест. Обычаи и традиции тораджей меня не просто удивили, но и шокировали. Тогда мне довелось побывать на похорнах. А в 2012 году мне посчастливилось вернуться в Тана Тораджа. Только на этот раз вместе Александром Пермяковым из "Русских Экспедиций" и его группой. Дальше фоторепортаж не только с похорон, но и со свадьбы. Снимал в январе.
2. На похороны мы пришли без приглашения. Но местные жители уже привыкли к подобной наглости со стороны заезжих иностранцев.
3. Многочисленные родственники умершего. Но такие одинаковые рубахи были не у всех. Наверное, они полагаются только самым близким родственникам.
4. Женщины шли с платками на головах в знак траура.
5. Дети в традиционных нарядах тораджей. Им даже крисы выдали (холодное оружие с изогнутым лезвием). Хотя возможно это муляж.
6.Похоже ей очень скучно.
7. Рядом были привязаны буйволы. Они здесь не спроста.
Дело в том, что любые похороны в Тана Тораджа сопровождаются ритуальной церемонией рамбу соло, которая длится несколько дней. Подобное мероприятие проводится на специальной площадке ранте, где возводят своеобразные трибуны для гостей и многочисленных родственников, которым предстоит участвовать в пиршестве. Шокирующей особенностью рамбу соло являются жертвоприношения. Тораджи устраивают кровавую бойню на глазах у присутствующих – они забивают буйволов, перерезая им глотки. Кровь хлещет рекой, мешаясь с грязью под ногами.
8. Буйволы у тораджей пользуются большим почетом. Их считают могучими существами, которые подобно человеку способны выполнять далеко не одну функцию. Поэтому и цены на них астрономические – буйвол может стоить, как целая машина.
9. Рога убитых буйволов потом будут украшать дом семьи.
10. Целое состояние.
11. Вот так выглядят традиционные дома. Называются они тонгкананами. Они часто встречаются в Тана Тораджа и стоят по соседству с домами современными.
12. Каждый тонгканан обязательно украшен резьбой и узорами. Все они со смыслом и рассказывают о роде, которому дом принадлежит.
13. Но могут их "читать", то есть понимать, далеко не все тораджи. Однажды я повстречал в Папуа автора, который издал целую книжку по этим узорам. Увы, экземпляром я не обзавелся. Стоит поискать в Тана Тораджа.
14. Пока шла церемония, люди "в авторитете" занимались разделкой туш убитых здесь же свиней. Мясо пойдёт на кушанья для гостей.
15. Этот дядя очень не хотел, чтобы я снимал. Так и не понял — его или свинью.
16. Но после нескольких заходов свинью все-таки снять удалось.
17. Буйволов в этот день не убивали. Поэтому мы отправились на другие похороны.
18. Там этих самых буйволов выгуливали.
19.
20.
21. Как выяснилось выгуливали их не для того, чтобы зарубить, а для того, чтобы устроить между ними бои.
22. Так что в этот день буйволы избежали участи стать вот этим. Но у них еще все впереди.
23. Тораджи размещают покойников в самых необычных местах.
24. В скале выдалбливают помещение под гроб. А куклы — представляют каждого покойника.
25. Каждое захоронение закреплено за кланом, семьей, либо деревней. На этом фото, например, королевское захоронение.
26. Существует еще другой способ захоронения. Покойника оставляют в висячем гробу на отвесной скале: в известняковую породу вбивают две балки, на которые ставят гроб.
27. Правда, это не самый долговечный способ захоронения.
28. Балки со временем сгнивают, гробы срываются и разбиваются об землю.
29. Судя по кладбищу, которое мне довелось посетить дважды, местных жителей сей факт не сильно смущает, ведь черепа и кости потом просто складывают в общие кучки.
30. Некоторые черепа складывают даже аккуратно. С заботой.
31. Если же покойник явился к вам во сне, то нужно на следующий день придти на кладбище и оставить сигарету. Можно даже пиво. По крайней мере так нам рассказали.
32. Существует еще другой способ захоронения, когда гроб оставляют в пещере. Эта фотография была сделана на входе в одну из них.
33. На свадьбу мы пришли так же без приглашения. В очередной раз я убедился, что с гостеприимством у тораджей все в порядке. Не задавая лишних вопросов, они разместили нас в отдельной беседке. Это было очень кстати, ибо солнце жарило невыносимо. Свадьба проходила на полянке перед тонгкананом, вокруг которого и построили эти временные беседки.
Чтобы мы не скучали, нам вручили срубленный ствол бамбука, который был наполнен жидкостью молочного цвета. Вкуса же напиток очень специфического и приятным его назвать нельзя. Это бражка, которая распространена по всей Индонезии. Например, у батаков на озере Тоба ее называют туак. Вот так мы и коротали время передавая между собой бамбук с бражкой. Фон задавали выступающие на сцене музыканты. Чуть позже подоспели и кушанья. Женщины, которые ухаживали за всеми гостями, принесли нам рыбу, курицу, говядину, лапшу и рис. Стоит отметить, что рыба оказалась особенно острой, но все равно была съедобна. Есть же пришлось руками. Не то чтобы с ложками здесь дефицит, просто обычай такой.
34. Рядом с традиционным домом сверкала на солнце новенькая «TOYOTA», украшенная цветами и лентам. Это был чей-то подарок молодоженам. Сами же виновники мероприятия – жених и невеста — отсутствовали. Они венчались в церкви, пока мы возились с рыбой.
35. Когда с едой и туаком было покончено, наконец-то прибыл свадебный кортеж. Невеста была мрачнее тучи, как будто ее насильно выдавали замуж.
36. Впереди них шла группа поддержки в традиционных тораджийских нарядах, позади – родители.
37. Так молодожены пересекли полянку, покрасовались перед гостями и заняли свое место на отдельно стоящем пьедестале.
38. Тут они восседали как король и королева. Только вот трона не хватало. Вместо него использовали скамью.
39. Кстати, скучать на скамье жениху и невесте предстояло до самого конца свадьбы, пока продолжался пир, звучали поздравления, выступали танцовщицы и музыканты.
40. Танцовщицы.
41. Исполнение традиционного танца. Во время него подходили гости и кидали деньги.
42. Вот такой он этот народ тораджи.