«Китайскую» прогулку хочется начать с конца маршрута, который привел нас к Екатерининскому дворцу, к его не самым парадным ракурсам, но даже по ним можно судить о величии архитектора Растрелли, о его предшественниках и последователях. Взаимосвязь зодчих разных поколений в Царском Селе чувствуется как нигде. Так, по крайней мере, видится мне:
И вот в этой неразрывности — «китайская» тема, как дань моде, как изыск и фантазия, но с напутствием коронованной заказчицы.
Еще в заметке о посещении Мейсена не обошлось без этой «китайской» темы, первая волна интереса к которой прошла по Европе в начале 18 века
.Проявил интерес к декоративным достижениям искусства шинуазри еще Петр Первый.
Царское же Село в целом отметилось созданием крупного комплекса китайских сооружений на большой территории, охватившей как Екатерининский так и Александровский парки. Возник беспрецедентный ансамбль, центром которого можно условно считать т.н. «Китайскую деревню».
Мы вошли в Александровский парк с юга, через Баболовские ворота. В 50 метрах от ворот – мост, сложенный из каменных блоков:
, соединяющий Виттоловский пруд (слева) и открытый участок Виттоловского канала (справа):В перспективе видна т.н. Башня-руина, но это уже территория Екатерининского парка.
А вот как выглядит один из «открытых» внепарковых участков этого водовода:
(фото из интернета)
Идем по Подкапризовой дороге в направлении моста, перекинутого от Александровского к Екатерининскому парку:
Вот так с первых шагов нашего маршрута мы встречаем арочный мост «Большой каприз» с «китайской» беседкой на его вершине. К беседке с обеих сторон ведут дорожки (нынче перекрытые), т.к. беседка служила до поры смотровой площадкой в оба парка и на дворцы:
Мост насыпной: использовался грунт от рытья прудов. Относительно недавно можно было подняться к беседке по узким тропинкам, стенки которых укреплялись крупным плитняковым камнем:
Почему «Большой каприз»? Смета на строительство оказалась высока и засомневавшаяся в целесообразности затеи, Екатерина Великая все же подписала смету , назвав это своим большим капризом.
Ближе к Екатерининскому дворцу есть еще и Малый каприз – младший брат Большого, будто носящий его обноски.
Наш путь – к «Китайской деревне» и далее — на территорию т.н. Нового сада с его «китайскими» эпизодами. Новый сад был возник в середине 18 века по принципу симметрии со Старым садом, что разбит на террасах у восточного фасада Екатерининского дворца. У них общая ось – Эрмитаж – Екатерининский дворец – Парадный двор – Новый сад. Квадратная территория Нового сада с юга ограничена Крестовым каналом, что позволило создать в этом районе чарующий ансамбль «китайских мостов».
Мосты чуть позже, а пока мы проходим вдоль канала, представляющего собой один из разливов Виттоловского водовода:
, который наряду с речкой Кузьминкой обеспечили водные пейзажи парков, да и проживающему в Царском Селе населению воды хватило.На правом берегу этого канала – следующий изыск в псевдокитайском стиле:
Это т.н. «Скрипучая беседка» выполненная по проекту Ю.М.Фельтена, создателя ограды Летнего сада. Композиция построена по принципу ступенчатого увеличения объемов. Над центральным овальным в плане помещением устроена смотровая площадка, перекрытая выгнутой кровлей. В оформлении стен Фельтен исключительно изобретателен. Флюгер над бельведером издает при поворотах громкий скрип.
Известно как Екатерина Великая следила за европейскими новациями во всех сферах придворной жизни и, разумеется, она не могла не привлечь своих лучших архитекторов к созданию изысканных копий поблизости от своей летней резиденции. Выбор пал на А.Ринальди и Ч. Камерона. Она предложила им создать проект «Китайской деревни» на основе китайской гравюры из её личной коллекции.
Но изначально Екатерина II хотела превзойти «китайские» постройки в Европе, пытаясь привлечь к работе в Царском Селе настоящего китайского архитектора. Не получилось. Тогда русскому послу в Лондоне было поручено получить для Царского Села копию созданной Уильямом Чемберсом в Королевских ботанических садах Кью пагоды, яркого образца архитектуры стиля "шинуазри".
Собственно мы уже подошли к тому месту, откуда открывается вид на самые восточные и в тоже время мягко стилизованные дома «деревни»:
После смерти Екатерины в 1796 году работы были приостановлены. Они не возобновлялись до 1818 года, когда Александр I попросил Василия Стасова перестроить деревню, чтобы предоставлять в ней жильё своим гостям. Здесь жил Николай Михайлович Карамзин, который работал над своей «Историей государства Российского» в одном из её домов в период между 1822 и 1825 годом. Историографа посещал А.С. Пушкин. Возможно, тогда зародилось в нем желание принять эстафету из рук Н.М. Карамзина. В определенной степени так оно и случилось, ведь при написании своих исторических произведений Пушкин пользовался исключительным правом знакомства с государственными архивами. С этим местом связан и один из первых любовных романов недавнего лицеиста, о котором он помнил многие годы.
Аллеями Александровского парка мы проходим к южной границе Нового сада, четко очерченного Крестовым каналом. Хорошо помню тот период, когда мосты канала напоминали о том, как хозяйничали здесь фашисты. И все же экзотическими казались те остатки. Свойствами волшебных табакерок обладает их современный вид. Почти всегда здесь можно видеть художников:
Это Крестовый мост. Благодаря своей оригинальной конструкции — две арки, пересекающиеся под прямым углом , мост служил для сообщения между тремя берегами канала, имеющего здесь Т-образное пересечение. Этот мост замыкает перспективу парка с разных сторон:
На переднем плане последнего кадра видим один из Малых Китайских мостов. Второй похожий на этот мост – за спиной фотографа.
Входы на мосты оформлены в виде порталов из парных колонн, детали мостов имеют яркую декоративную окраску:
От Малых Китайских мостов открывается вид на руины Китайского театра:
Китайский театр оперы был построен недалеко от деревни в 1779 году. Именно там итальянский композитор Джованни Паизиелло представлял свои новые оперы русской императрице. Премьера «Плодов просвещения» Льва Николаевича Толстого состоялась там же. Театр был сожжён 15 сентября 1941 года и с тех пор не восстанавливался.
Но жизнь берет свое. 11 августа 2015 внуки насобирали здесь три десятка луговых маслят:
От привычных сортов эти маслята отличаются более ярким цветом и высокими ножками.
В конце центральной аллеи Нового сада по проекту Ч.Камерона был сооружен «Драконов мост»:
По этой центральной аллее можно пройти в направлении Парадного двора Екатерининского парка к последнему «китайскому» объекту – Большому Китайскому мосту. Ограждения моста составляют самую оригинальную его часть. Они состоят из гранитных ваз, соединенных кованной решеткой в виде переплетающихся красных ветвей кораллов:
На гранитных тумбах можно лицезреть раскрашенные фигуры китайцев в национальных одеждах:
Завершаем прогулку по «китайскому» району Александровского парка у главных дворцовых ворот царской резиденции:
Помогали мне: Архитектурный путеводитель ПРИГОРОДЫ ЛЕНИНГРАДА под ред. Н.И.Никулиной, 1982 г. и внуки Милана и Саша:
Валерий Дмитрян, домашний архивариус и фотограф по случаю
Колпино – Теплице, август 2015 г.