Свято-Николаевкий собор - главный православный храм Бердичева. Он построен в 1908 году, как Никольская церковь, в стиле позднего барокко на месте своей прародительницы - старенькой деревянной церкви Св. Николая, сооруженной из дубового сруба в 1748 г.
За высокой металлической оградой - каменный храмовый ансамбль: трехъярусная колокольня и собор, вместимостью на 800 человек. Построенные в византийском стиле, сооружения гармонично дополняют друг друга. Яркие зелено-голубые, с россыпью золоченых звезд, купола, под отливами таких же золоченых крестов, белые архитектурные детали и символы на фоне светлой кирпичной кладки, - не оставят равнодушными никого. Мы не удержались, и, после осмотра костела Святой Варвары, пошли в собор.
Просторный уютный дворик со скамейками в тени деревьев выстлан каменной плиткой. Через колокольню - входим в храм.
Интерьер храма богатый, роскошный: четырехъярусный иконостас, настенная роспись на библейские сюжеты, иконы, церковные атрибуты... В храме шла служба, и разглядывать интерьер, тем более, его фотографировать, было бы не правильно. Мы никогда это не делаем.
Побывав в Свято-Никольский соборе, мы узнали об одном интересном событии, которое, в свое время, всколыхнуло весь Бердичев. Оказывается, одним прекрасным июльским днем все большое семейство бердичевского купца Рувена Рубинштейна - деда будущего известного композитора, основателя Московской консерватории, - пришло в Никольскую церковь, чтобы... принять православие. Согласно записи в метрической книге бердичевской Свято-Николаевской церкви от 25 июля в 1831 г., семья Рубинштейнов, состоящая из 35 человек, перешла из католической в православную веру. Толчком к крещению стал Указ императора Николая I о призыве еврейских детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами: от каждой 1000 детей - семь человек должны были служить. Кроме того, на семью Рубинштейнов перестали распространяться законы черты оседлости. Все вместе взятое и побудило семейство сделать не простой шаг.
...Посещение Никольского собора оставило приятное впечатление, которое дает право сказать, что это один из красивейших храмов начала 20 века.
(Подробнее о соборе можно почитать здесь:
turbina.ru/authors/Syamuka/tr…)
За рекой Гнилопять видны кресты православной Свято-Троицкой церкви с белоснежными античными портиками. Сооружена церковь в 1836 г.
Архитектурный стиль - классицизм. В храме идет реставрация.
Если уж речь зашла о старых культовых сооружениях города, расскажу немножко о синагогах.
В последней четверти XVIII в. Бердичев стал одним из центров хасидизма, а затем - одним из центров еврейского книгопечатания в России. До революции в городе было, приблизительно, 80 синагог. В 1920–30 гг большинство из них было закрыто.
В настоящее время сохранились Хоральная синагога ( 1850 г. ), где разместилась трикотажная фабрика, и Загребельная синагога (1896 г.) - в ней - поликлиника.
Здание Хоральной синагоги расположено в центральной части города, на бывшей Махновской улице. Построено в 1850-х годах и являлось одной из первых хоральных синагог Российской империи.
За всю многолетнюю историю, на городе отразились всякие-разные события, придав ему неповторимый вид и колорит. Здесь удивительным образом переплелись украинская, польская и еврейская культуры, образовался своеобразный менталитет его жителей, особый образ жизни. Бердичев состоял из множество отдельных слободок, крупнейшими из которых были соответственно Старый город и Новый город, которые "встречались" в районе монастыря Босых Кармелитов. . В Старом городе жили, в основном, трУ дящиеся евреи - мелкие ремесленники и лавочники. В Новом городе - больше коммерсанты, промышленники, банкиры, юристы - в общем, "вышедшие в люди", как тогда говорили. Разница между районами была огромна: различие наблюдалось не только внешнее, - в строительстве, быту, одежде и манерах, -но, даже, в языке. в Старом городе, в основном, говорили на идиш, а в Новом городе - по-русски, ведь русский язык давал широкие возможности, в том числе, передвижения.
Но... свои коррективы внесла война. Большая часть еврейского населения была уничтожена, гражданское строительство, практически, разрушено, деревянная архитектура прошлого, практически, не сохранилась.
Всего в районе Бердичева было расстреляно 38 536 проживавших в городе евреев.
5 января 1944 года войска 1-го Украинского фронта освободили Бердичев. После освобождения Бердичева в городе оставалось в живых 15 человек еврейской национальности.
Предлагаю посмотреть фотоальбом: Взгляд со стороны. Архитектура turbina.ru/authors/Syamuka/tr…