...На следующее утро по нашему плану опять было знакомство с городом. Мы пошли по улице Вити Пятеркина. Проезжая это место на вчерашней маршрутке, нам приглянулось несколько красивых домов. Утреннее солнце заливало улицы и площади города, слепило окна домов. От прошедших дождей не осталось и следа. Улица вывела нас на небольшую площадь без названия. В принципе, это мог быть просто перекресток. Вот, как раз на нем и стояли эти три красивые здания. Серое классическое с советской символикой - Областной Дом культуры железнодорожников. Я открыла дверь. Навстречу вышла миловидная женщина и, узнав о нашем интересе, поведала историю здания.
В 1912 г. на улице Пушкинской было построено сооружение для Горно-коммерческого клуба. В нем были библиотека, бильярдная, комнаты отдыха, буфет. Горно-металлургический клуб был своеобразным культурным центром города. Кого только не повидала луганская публика на сцене этого клуба! Здесь выступали и артисты Императорских театров и местные знаменитости. Довольно часто в этом клубе ставились благотворительные спектакли – в пользу нуждающихся учащихся городских гимназий, в пользу малоимущих. В 1932 году в бывшем клубе разместился театр с ежедневным репертуаром классической оперы и, по особым случаям, – это подмостки для заезжих знаменитостей. Здание перестроилось по своему прямому назначению, и полностью соответствовало требованию музыкально-драматического театра. Интересно, что из здания театра вел вполне реальный подземный ход на берег р.Лугань. Ход предназначался для VIP-персон, которые во время антракта могли в теплое время года выйти через этот ход на берег реки – покурить и перекусить в буфете. Впоследствии этот подземный ход был затоплен во время нескольких послевоенных наводнений р. Лугани. (данные отсюда: http://lugansk.proua.com)
В годы Великой Отечественной войны сооружение было разрушено. После восстановления здесь продолжал размещаться драматический театр, а затем областной Дворец культуры железнодорожников. В народе по сей день его зовут ДК железнодорожников. В настоящее время местные власти хотят в этом здании устроить Театр оперы и балета, так как оно практически полностью приспособлено для такого театра.
Но не только культуру несли со сцены клуба и театра в массы. В этом здании с 16 по 20 апреля 1920 года работал Первый губернский съезд комсомола Донбасса, а 28 августа того же года здесь перед партийным активом Луганска выступил Председатель ВЦИК М. И. Калинин. В этом здании 1 (14) июня 1917 года вышел первый номер газеты "Луганская правда". Обо всех этих фактах свидетельствуют доски памяти на углу здания.
Рядом с ДК - Памятник железнодорожникам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Напротив ДК - стоит второе красивое здание на перекрестке, сверкающее белизной, с колоннами, карнизами и перилами...
Но еще больший интерес у нас вызвало третье сооружение из красного кирпича необыкновенного оттенка. Оно тоже стоит у перекрестка, но, как большая красивая птица, знающая себе цену, раскинуло крылья и смотрит на улицу Пушкина, гордо демонстрируя все свои архитектурные достоинства. Это - гостиница "Украина". Правое ее крыло мы увидели сразу, подойдя к перекрестку. В нем на первом этаже размещается одноименный ресторан.
Одно из самых красивых и загадочных зданий Луганска, где сочетаются стили и кремлевские мотивы, овеяно легендами и мифами. И мифы эти будоражат сознание информацией о происхождении здания. По некоторым версиям, нынешняя "Украина" не что иное, как бывшая царская тюрьма, "работавшая" без надзирателей. По другим - здание более позднего периода, а именно, послевоенного, и жизнью своей оно обязано пленному немецкому архитектору, и сложено после войны по кирпичику военнопленными немцами во имя искупления своей вины за содеянное в нашей стране...
Правда же о гостинице «Украина» состоит в следующем. Когда-то на месте будущей гостиницы был пустырь с одно-двухэтажными домами, взорванными немцами в феврале 1943 года при отступлении. Гостиницу начали строить сразу же после окончания войны, а в 1952 году полностью ввели ее в эксплуатацию. Еще в начале строительства гостинице было дано название "Москва", но поскольку открытие состоялось накануне праздника великого Октября, то в последний момент было решено назвать ее «Октябрь». А чтобы как-то связать ее с регионом, ресторан, который находится на ее первом этаже, назвали «Украина».
На строительстве здания действительно использовался труд пленных немцев, которые находились на территории города после войны. Но они выполняли только черную работу. Весь архитектурный проект и художественное оформление делались только нашими специалистами. Никакой творческой мысли со стороны немцев здесь не было. Главным архитектором гостиницы, даже не гостиницы, а гостиничной усадьбы, как ее предполагалось величать, стал Иосиф Каракис. Еще во время строительства гостиницы, в сентябре 1951-го, И.Ю. Каракиса назовут «безродным космополитом», обвинят в украинском буржуазном национализме и вскоре уволят, лишив права заниматься даже преподавательской деятельностью. Он будет неделями колдовать над секретом долговечности кирпича, просиживать ночи над шаблонами декора гостиницы, своего последнего авторского произведения, не получая за это ни копейки. Все последующие 25 лет он отдаст проектированию типовых школ.
И.Ю. Каракис доживет до глубокой старости. Ни званий, ни наград у него не будет. И лишь один из его учеников, профессор Ю.С. Асеев назовет его при жизни в числе немногих выдающихся украинских зодчих 1930-50 гг.
Но вернемся к строительству. В послевоенное время Каракис трудится над одним из лучших своих произведений - гостиницей "Октябрь" на 173 номера в центре Ворошиловграда. Создание "мозаичного ковра" на кирпичном фасаде - само по себе оригинальное решение - было средством придания фасаду нарядного и праздничного настроения.
Вертикальные треугольные пилястры из белого силикатного кирпича, поднявшиеся на все пять этажей, как кружево, на контрасте с красной стеной порождают ритм, придавая фасаду пластичность и строгость. Архитектором была проведена специальная лабораторная работа, чтобы навеки сохранить прочность этого кирпича. Созданный Каракисом орнамент преобразовывает плоскость стены в ковер, выдержанный в тех художественных традициях, которые автор наблюдал в далеком детстве на Подолье. Трудясь над луганской гостиницей, И. Ю. Каракис изучал архитектурные формы ансамбля летней резиденции императрицы Екатерины II в Царицыно - яркий пример московской псевдоготики, - построенного сначала по проекту В. И. Баженова, а затем, когда императрица приказал "срыть сии казематы", - частично перестроенного по проекту М. Ф. Казакова (1775-1795 гг.).
Гостиница, по своей сути, является имитацией Кремлевской стены.
На "короне" фасада здания - пятиконечная стилизованная кирпичная звезда с часами на Спасской башне, по бокам – силуэты кремлевских башен.
По замыслу автора проекта за гостиничной усадьбой должен был разместиться благоустроенный дворик и сквер с различными парковыми украшениями. Но к концу строительства комплекса обстоятельства изменились и убранство внутреннего двора не получилось. В настоящее время разросшиеся цветущие деревья прикрывают неблагоустроенный двор.
На исходе октября 1952 года, в день официального открытия первой очереди гостиницы, газета «Ворошиловградская правда» скромно уведомила об этом горожан. Все было буднично, без красной ленточки и духового оркестра...
Через улицу им. Пушкина перед гостиницей "Украина" установлен памятник Николаю Холодилину - первому градоначальнику Луганска. А рядом с памятником - во всей своей красе растет плакучая ива. Видно, много лет на свете живет. Макушкой превзошла высоту окружающих зданий. Загрубела и потрескалась кора, ветер играет в спущенных до земли золотистых прядях... Вот только строители, ломающие и возводящие рядом что-то, безразлично бросили у ствола мешки с цементом и всякий строительный мусор...
От Пушкинской улицы мы свернули на улицу им. Ленина. Слева - площадь Революции, на которой возвышается памятник ее вождю В. И. Ленину. У подножия памятника - живые цветы.
Перед филармонией - ухоженный сквер. В сквере установлены аккуратные фонари и скамейки, плиткой вымощены дорожки, разбиты газоны и установлены памятники...
Сквер тихий и уютный. Дорожки плавно расходятся в стороны. Здесь можно погреться на весеннем солнышке и передохнуть в густой тени в жаркое лето. Мы отдыхать не стали, а пересекли улицу Свердлова и вышли на первую улицу старого города - Английскую, теперь - улицу Даля.
В конце ХVІІІ столетия рядом с Луганским литейным заводом стали появляться первые дома и улицы. Неподалеку от заводской проходной началась застройка Английской улицы одноэтажными домами, в которых проживали английские специалисты, высшие чиновники Луганского литейного завода. Уже в начале ХІХ века на этой улице появилось первое двухэтажное здание.
Но об этом я расскажу в другой раз...