Подгорцы находятся совсем недалеко от Олеско – 5 километров и несколько минут езды.
Про сам замок-дворец можно было бы ничего не говорить: просто вывесить ряд фотографий, чтобы вы имели возможность просто полюбоваться его красотой, но я не стану изменять себе и все-таки опишу несколько фактов из его истории.
Местные земли первый раз упоминаются в исторических документах давненько: в 1440 году привилегией польского короля Ягайло они жаловались боярину Ивану Подгорецкому, который и дал им свое имя – Подгорцы. Новый хозяин возвел здесь первое укрепление, уважительно оставив в стороне руины древнего Плиснеска. Замок же здесь начал строить коронный гетман Речи Посполитой Станислав Конецпольский в 1636 году, через три года после того, как получил от короны эту землю. Эту фамилию я уже
упоминала однажды, когда писала о Богдане Хмельницком и его «разборках» с
шляхтичем Чаплынским, разорившим Богданов хутор Суботов, с чего, собственно, и началось великое противостояние будущего гетмана против всего польского государства. Так вот тот самый Чаплынский был вассалом Конецпольского. Оба знатных поляка своими кознями и интригами довели Богдана Хмельницкого до вынужденного бегства, иначе ему грозило тюремное заключение и казнь. Поляки же уважают
Конецпольского не только за это. Станислав был бравым воякой и участвовал во многих походах против турок, он возглавил польскую армию во время победных битв под Сасовым Углом, Мартыновым и Охматовым, одержал он и множество других побед. Украинцам почитать гетмана особенно не за что – он возглавлял войска, подавлявшие несколько казацкий восстаний. Ну, хоть за замок спасибо!
Станислав в бытность свою коронным гетманом понастроил по всему королевству фортификационных сооружений голландского типа, свой же замок возводить он пригласил итальянца Андреа дель Альба. Фортификационной же постройку можно было назвать весьма условно. Не смотря на некоторые элементы крепости – довольно мощные стены, рвы, декоративные башенки-кавальеры по углам, - все же это был, скорее, дворец, роскошный и изящный. Правда, это не избавило резиденцию от набегов и битв, их на ее век досталось предостаточно. Над проектом работал так же французский военный инженер Гийом Лавассер де Боплан, написавший позже «Описания Украины». Замок сооружен в форме квадрата со стороной около 100 метров. Поначалу
замок был двухэтажным, с зубчатыми боковыми павильонами и центральной башней с часами. Использовал его Конецпольский, как загородный дворец для увеселений, «концепция» резиденции для увеселений сохранилась и при остальных хозяевах: «для радостей сладкого отдыха после военных тягот и службы на благо Речи Посполитой». Над въездными воротами висел девиз, начертанный по латыни: «Венец ратных трудов – победа, победы – триумф, триумфа – отдых!». Почти три столетия здесь гремели балы, веселые пирушки, трещали и взрывались ослепительные фейерверки. Тут всегда «толклось» множество гостей, среди которых попадались и приличные люди. Говорят, сам юный московский царь Петр мочил здесь жиденькие усишки в бокале.
Это произошло еще до основания Петербурга, и царь так загорелся идеей постройки подобного увеселительного дворца, что воплотил ее через много лет в своем
Петродворце. А Станислав Конецпольский закончил свои дни в 1646 г слегка нелепо, но, надеюсь, приятно. Этот здоровенный дядька, похоже, был неравнодушен к дамам.
Женат он был трижды. Первая его супруга, Малгожата Жолкевская, умерла родами; вторая, Кристина Любомирская, тоже долго не протянула; а вот третья супруга, молоденькая Зофья Опалинская сама невольно доконала 55-летнего мужа. Он умер через два месяца после свадьбы от передозировки средства, стимулирующего любовный пыл, оставив безутешной вдове огромнейшее состояние. В 1650 позади замка-дворца был разбит итальянский ступенчатый парк под руководством мастера Донато Браманте. Во время войны с казаками замок сильно пострадал. Предполагаю, что Богдан Хмельницкий лично и с превеликим удовольствием перебил все окна ненавистной резиденции гетманской булавой. После подавления казацких волнений единственный сын Станислава Конецпольского Александр немного подремонтировал замок и подарил его королевскому сыну Якубу Людовику Собесскому в 1682 году (ничего себе «прогиб»!).
В 17 веке перед парадным фасадом разбили еще один парк, на этот раз французской планировки. В 1720 году Подгорцы перешли от Собесских Станиславу Матеушу
Жевусскому. Его сын Вацлав особенно любил эту резиденцию, оставленную ему в наследство отцом. Он выбрал ее для постоянного проживания и вложил в постройку много средств и душевных сил. В 1728 году он начал перестройку дворца. Теперь постройка стала еще более изысканной, у нее добавился третий этаж. Высокие
крыши боковых павильонов завершались теперь венцами, на которых установили фигуры Атлантов: один держит Землю, другой – Вселенную. При Вацлаве Жевусском
Подгорецкий замок приобрел тот вид, в котором мы им любуемся сегодня (но, конечно же, не такой запущенный и ободранный). К тому моменту во дворце была собрана богатейшая коллекция произведений искусства, книг и оружия. Начало собранию картин положено было еще в 1663 году, когда живописец Ян де Баан по заказу хозяев написал несколько масштабных полотен на исторические темы. Для пополнения своей картинной галереи в Подгорцах Вацлав «выпотрошил» все соседнее Олеско, перевезя сокровища сюда. Интерьеры конкурировали с убранством парижских королевских дворцов. Поражали свои великолепием прекрасные залы: Зеркальная,
Мозаичная, Китайская, Кармазиновая (алая), Рыцарская, Золотая и (Много старых фото интерьеров здесь: http://ukrainainkognita.org.ua/Photobank/Photo/Pidgirtsi/reprodukcii/).
В прекрасном состоянии поддерживались парки, в которых были устроены каскадные фонтаны, на территории имения вырыты были пруды, где разводили рыбу. Имелся здесь зверинец, мельница, печатная мастерская и пасека. С именем Вацлава Жевусского связана жуткая легенда. Как утверждают местные жители и журналисты, уже в весьма зрелом возрасте Вацлав решил жениться на молоденькой девушке. Можно догадаться, что толкнуло 19-летнюю Марию на брак с почти 60-летним дедуганом – очень захотелось красивой жизни, вероятно (эх, как мало поменялся этот мир под солнцем с тех пор!).
Говорят, Вацлав, снедаемый ревностью, следил за молодой женой, преследовал ее повсюду и никуда не выпускал. Девушка избегала ревнивца, часто уединяясь в
полюбившемся ей парке, что еще больше усиливало его подозрения. Беда мне с моим воображением: живо представляю, как этот толстый лупоглазый бородач с портрета крадется, жуя от досады усы, по своему парку, высматривая тоненькую красотку с томиком Вальтера Скотта. А потом Мария исчезла… Все шептались, что в конец обезумевший Вацлав убил жену и замуровал ее в стену замка. С тех пор по Подгорецкому замку якобы бродит приведение. Строители, охранники, местные
крестьяне хором утверждают, что видят по ночам Белую Пани, плывущую по коридорам замка и аллеям парка. Очень романтично и впечатляюще! Я, однако, нашла информацию только об одной жене Вацлава – Анне Любомирской. Год ее рождения не известен, однако сохранилась дата их свадьбы – 1732 год. Жевусскому
тогда было 28 лет. Прожили супруги 30 лет, за которые Анна родила пятеро детей. Умерла она в 1762 году, было ей не менее чем 46 лет. Вацлаву при этом было 58, возраст
соответствует страшной легенде, теоретически он действительно мог еще раз жениться, но об этом негде не упоминается. Может, наговаривают все же на старичка? А
привидение – какой же замок без него? Пускай себе гуляет…
Процветание резиденции продолжалось недолго. В 1768 года Вацлава с сыном Северином отправили в ссылку в Калугу, как ярых врагов российского протектората. За это время резиденцию несколько раз грабили солдаты русской, а затем и австрийской армий. В 1774 году дворец перешел во владение Северину Жевусскому, Вацлав же умер в 1779 году. О Северине тоже сохранились интересные воспоминания. Этот алчный господин
собственноручно перерыл Плиснеское городище в поисках кладов, безжалостно вырубал окрестные леса, «драл три шкуры» со своих крестьян, а в замке организовал алхимическую лабораторию, тщетно пытаясь раздобыть золото из всякой дребедени. Замок тем временем приходил в еще больший упадок. Его пытались возродить очередные хозяева: Леон Жевусский, а потом и князь Евстахий Сангушко. Последний капитально отреставрировал свое приобретение в 1865 году и устроил здесь частный музей, который просуществовал до 1914 года. В самом начале Первой Мировой войны большинство экспонатов было эвакуировано вглубь России. Некоторые парковые скульптуры по сей день украшают Летний Сад в Питере. Некоторые экспонаты попали и во Львов, но уже позже, после национализации в 1940 году. В 1915 году замок оказался в самом центре русско-австрийских военных действий. Генерал Брусилов отстоял замок, сохранив его от артобстрела, но Подгорцы опять были разграблены солдатами. Говорят, особенно ярко «порезвились» здесь конногвардейцы Буденного. Все это время Роман Сангушко продолжал жить в замке. Уехал он только в 1939 году, захватив с собой в Бразилию почти всю свою оставшуюся коллекцию. Можно себе представить, насколько обширной она была целиком – после всех грабежей и экспроприаций из ее остатков был основан Художественный фонд Сангушко, который сейчас возглавляет внук Романа – Кароль Сангушко. Уже после войны в замке открыли санаторий для туберкулезников. Жизнь здесь немного расшевелилось, в аллеях парка опять стали прогуливаться люди, зазвенели людские голоса, смех, ну, и кашель, конечно. Во всяком случае, здесь не сделали психиатрическую лечебницу, как в Олыке. В 1959 году произошел сильнейший пожар, во время которого погибли практически все интерьеры. Безнадежно испорчены были мраморные полы, провалились перекрытия третьего этажа, расплавился один из Атлантов. Подсчитано, что убытки составили сумму около трех миллионов долларов. После реставрационных работ в 1964-65 и в 1970-х «коробку» отремонтировали, возвели новую конструкцию крыши и возобновили гонтовое покрытие полов, а вот бесценное убранство залов погибло безвозвратно. Долгое время решался вопрос, что делать с разрушающимся некогда прекрасным замком.
Сейчас он находится в ведении Львовской галереи искусств с 1997 года, которая проводит реставрацию. Планируется открыть здесь филиал галереи и перевезти сюда предметы, некогда вывезенные из Подгорцев во Львов. Денег катастрофически не хватает, туристов принимать пока нет возможности. Возможно, в помещении бывшего постоялого двора («Гетманский заезд», построенный в 18 веке), стоящего рядом со въездом в замок, в котором когда-то останавливался Оноре де Бальзак, откроют 40-комнатную гостиницу; сейчас это не имеет смысла – замок закрыт, парадный фасад в строительных лесах, туристам могут предложить прогуляться вокруг обшарпанного дворца и по аллеям запущенного парка. Хотелось бы еще пару слов сказать об одном человеке, без которого не существовало бы сейчас ни одного из Замков Золотой Подковы (Олеско, Подгорцы, Золочев). Это директор Львовской галереи искусств Борис Григорьевич Возницкий. Долгие годы он отдает все свои силы, всю энергию и время на возрождение этих исторически-архитектурных достопримечательностей Украины. Этот
пожилой уже человек до сегодняшнего дня ищет спонсоров, оббивает пороги чиновников, пишет письма, организовывает студентов для работ, лично участвует в
раскопках и исследованиях – все это для того, чтобы сохранить для потомков это уникальное наследие. Именно его стараниями восстановлен и доступен для осмотра
Олесский замок, привлечены канадские спонсоры, которые профинансировали реставрацию в Золочевском замке, именно благодаря ему идет сейчас полным ходом ремонт Подгорецкого замка-дворца. Земной поклон Вам, Борис Григорьевич!
Замок мы увидели издалека. Он стоит на краю поля на возвышении, над кронами деревьев возвышаются рожки кровель его боковых павильонов. Оказалось, что на самом деле он находится не так близко, как показалось вначале. Мы долго кружили по широким петлям дороги, идущей по селу.
Приблизившись к замку, первым мы увидели не его, а прекрасный, изысканный и такой неожиданный в этой местности костел святого Иосифа и Воздвижения – еще одно детище Вацлава Жевусского. Это невероятное зрелище – огромный ренессансный храм посреди глухого украинского села. Костел начали строить в 1788 году. Эскизы нарисовал сам Вацлав, большой любитель архитектуры, возжелавший создать у себя в имении копию знаменитой базилики di Supergi в Турине. На мой взгляд, она получилась совсем неплохо. В деталях проект разработал архитектор Карл Раманус (это его так ленивые поляки кратко называли, вообще он был Бернардино Цанноби де Джианнотис). Костел объединил в единое целое дворцовый и парковый комплекс, придав ему завершенность. Храм представляет собой базилику (округлый в плане) украшенную портиком с коринфскими колоннами. Портик венчают семь скульптур святых-покровителей, выполненных с большим мастерством – нет и намека на лубочную провинциальность! Ранее святых было восемь, но одна из скульптур погибла во время войны – в нее попал снаряд, когда пытались «снять» немецкого снайпера, засевшего на крыше. Повредили также купол и северо-восточную стену костела. Изваяния сделали скульпторы Фесингер и Леблас. Возле костела
сохранилось несколько скульптур, в том числе – св. Антоний с младенцем на руках. Прямо перед костелом – большой луг, покрытый вытоптанным газоном.
Когда-то здесь был разбит аккуратный цветник с симметричными клумбами. С тех времен сохранились две высокие колоны, увенчанные статуями Девы Марии и Иосифа. Совершенно не понятно, как они устояли, пережив две войны. От костела мимо колонн идет длинная аллея между деревьями. Пройдя через хилую калиточку, мы устремились по аллее к замку. Нашим глазам открылось чудесное и величественное зрелище – парадный фасад Подгорецкого замка, обнесенного стенами, украшенными башенками и резными въездными воротами. Не похоже, что на территорию замка можно войти – ворота закрыты, через забор видны леса. Мы постучали в ворота и нам на удивление открыли. Молодой охранник в форме после недолгих препирательств впустил нас на минутку одним глазком глянуть на замок и двор. Смотреть, правда, особо не на что – здесь полным ходом идут реставрационные работы, двор завален тройматериалами. Радует, что строителей довольно много, и работают они
энергично. Есть надежда, что через пару лет Подгорцы все-таки приведут в порядок.
А мы идем осматривать замок вокруг. С боков четко видны бастионные укрепления, отремонтированные недавно за счет пожертвований львовского
предпринимателя Петра Писарчука, он же дал денег на ремонт моста. Особенно красив задний фасад замка. Он еще в очень печальном состоянии, но даже сейчас
выглядит необыкновенно красиво. Уже восстановили Атланта, погибшего в огне 50 лет назад. Многие окна выбиты или заколочены, стены ободраны. Эх, строители, торопитесь! Уж больно грустно на это смотреть! Весь амфитеатр за дворцом ранее был поделен геометрическими клумбами, а посередине бил фонтан. Сейчас это просто луг, поросший травой. От следующего уровня, расположенного на 4 метра ниже, амфитеатр отделяли опорные стены, фланкированные симметричными барочными беседками в два этажа, и лестница. Второй уровень и беседку хорошо видно на известной литографии Наполеона Орды. В основании террасы найдены остатки помещения – 5Х40 метров, предположительно – купальни. На нижнем уровне к ним примыкали арки, которые частично сохранились до наших дней. Беседки тоже стоят, но сейчас в них провалилась кровля, окна выбиты, декор ободран. А раньше в парке были гроты, террасы, парапеты и скульптуры. Сам парк второго уровня сохранился, он очень милый и сейчас. В основном тут растут черноствольные грабы, дающие густую тень.
По парку мы гуляли довольно долго, наслаждаясь тишиной и прохладой. Тут тоже когда-то был фонтан, от которого не осталось и следа. Был и третий, самый нижний уровень, спускающийся к широкому лугу и пруду, в котором собиралась вода из гидротехнических сооружений более высоких уровней. Здесь тоже когда-то была опорная стена, разделенная пилястрами, между которыми были установлены 17 скульптур. Этой части парка когда-то придали нарочито природный вид. Сейчас это
просто густые непролазные заросли, покрывающие обрыв.
Была здесь когда-то и замечательная деревянная церковь святого Михаила. Говорят, ее построили в 1640 году на Подолье в Вишневце, а в 1742 году ее по приказу Жевусских перевезли в Подгорцы. Архитектура ее была по своему уникальна. Специалисты прослеживали явные армянские влияния. К сожалению, от церкви остался только иконостас, хранящийся сейчас в Олесском замке - его успели перенести туда для реставрации, чем и спасли его от гибели. Сама церковь сгорела совсем недавно – в 2002 году.
Вот такой вот чудесный замок! Приезжайте сюда лет через пять, полюбуйтесь! Надеюсь, реставрация уже будет закончена. Я обязательно приеду!
Сейчас половина четвертого и мы успеваем заехать в последний пункт, входящий в туристический маршрут Золотая подкова Львовщины – Золочев. Добираемся до него быстро, это тоже недалеко.
Предположительно на месте Золочева некогда существовало русское поселение Радиче, упоминавшееся в летописях в 1190 году. В 13 веке городок сожгли татары. Оставшиеся житесли убежали и попрятались на болотах. Тут они и устроились жить, вбивая в топь дубовые сваи и строя на них дома. Вот так и возник Золочев. Жители погибшег Известно, что в 14-15 веке здесь существовала деревянная крепостца. Первые документальные упоминания о самом Золочеве сохранились с 1423 года. Владели городком по очереди боярские роды Кердеев, Менжиков, Щеченов. При польских магнатах Сининских в 15 веке город укрепили земляными валами. В 1523 году Станислав Сининский выхлопотал для Золочева Магдебургское право. «Прославился» этот хозяин не только этим – за исключительно распутство он был отлучен от церкви. Потом здесь хозяйничали Гурские и Зборовские.
В конце 16 века хозяевами стали Собесские, а точнее – Марек Собесский. В 1561 году был основан Золочевский монастырь базилиан. Отец будущего короля Якуб Собесский построил в 1634 году каменный замок, снеся старые укрепления. Не смотря на эти меры, Золочев был захвачен и разрушен крымскими татарами в 1649 году, большинство жителей угнали в рабство (учитывая то, что татары были союзниками украинских казаков в войне против польской шляхты, событие это было одним из эпизодов этой войны). Город был в упадке, пока им не завладел Ян Третий Собесский в 1671 году. Король перестроил и укрепил замок, внутри стен возвели несколько построек светских, более пригодных для жилья, чем предшествующие равелины. Именно в тот период был построен легкий и изящный «Китайский дворец» - постройка, которая на сегодняшний день имеет всего два сохранившихся аналога в Европе. Помещения замка отапливались печами и каминами, а в одном из жилых корпусов установлено было поистине роскошное для того времени сантехническое оборудование – канализация и шесть туалетов! Теперь замок стал больше похож на резиденцию, однако королевская семья не баловала его своим вниманием. Король и его супруга Мария Казимира почти не появлялись здесь, проводя большую часть времени в Жолкве. В том же 1671г году шпион Людовика 14-го Ульрих Вердум писал о Золочеве в своем донесении: «Замок на высоком холме, хорошо укрепленный валом из земли и бастионами из каменных плит со рвом».
А в 1672 году Золочев опять разрушили турки (спасу от них нет!) под руководством Капудан-паши. Позже цитадель отбили, а ремонтировать ее заставили все тех же пленных турок. Тип укреплений был голландским. Это означает, что по периметру крепость была обнесена стенами (в Золочеве – квадратом), подпиравшими снаружи мощную земляную насыпь, тип эскарпов. Таким образом, укрепление было практически неприступно и легко ремонтировалось после полученных повреждений. По углам стены завершали пятиугольные бастионы, через многие годы перестроенные и потом носившие чисто декоративный характер. Одну из них мы видели, проезжая вдоль крепостной стены в поисках входа. На ней сохранился герб с буквами "J.S.K.K.S.K." , что означает: Jakob Sobieski, Krajczy Koronny, Starosta Krasnostavski". В 1675 году Золочев пережил еще один набег, на этот раз армии Аджи-гирея.
Замок принадлежал Собесским до 1739 года, пока не умер последний принц Якуб Собесский. Потом его выкупили Радзивиллы, правда, не понятно для чего – они тоже здесь практически не появлялись. В этот период замок утратил свое оборонное значение и стал приходить в упадок. К 1781 году почти все замковые сооружения были практически руинированы. В 1802 году замок купили помещики Комарницкие, Лукаш Комарницкий отремонтировал его и продал австрийскому правительству в 1840 году. Казенную постройку поначалу использовали как казарму, а с 1872 года здесь устроили тюрьму. Потом здесь была тюрьма НКВД, потом – гестапо, в советское время – тоже тюрьма аж до 1951 года, а потом здесь разместили ПТУ. В конце 70-х годов в Золочевском замке провели реставрацию, а с 1986 года стараниями все того же Возницкого в открыли музей. В последние десятилетия здесь ведется реставрация. Нашелся спонсор – богатый канадец, родившийся в Золочеве. Недавно проводились раскопки по всей площади территории замка. Был снят грунт на глубину 1 метра, аж до культурного слоя 17 века, полученную почву вручную насыпали на место просевших и размытых валов. Полностью отреставрировали Китайский дворец, в котором теперь размещается музей Восточных искусств. На территории почти закончен ремонт Большого дворца, где расположен филиал Львовской галереи искусств. Читала, что кое-где частично восстановлены интерьеры.
Мы, к сожалению, не смогли полюбоваться вблизи красотами замка. К моему бурному негодованию музей оказался закрытым в 16.00, хотя в его расписании работы, вывешенном на воротах, четко указано, что рабочий день, включая будни – до 18.00. Естественно, откуда же возьмутся средства на содержание достопримечательностей, если входной билет обычно стоит до одного доллара США, да еще и сотрудники музеев позволяют себе уходить с работы, когда им вздумается?! А ведь мы обычно обязательно приобретаем кучу буклетов и путеводителей, оплачиваем разрешение на фото- и видеосъемку, приобретаем сувениры... Кстати, с подобным я встречалась не только в Золочеве. Особенно неприятно с этим сталкиваться, когда для того, чтобы посмотреть достопримечательность приходится преодолевать сотни километров. Так нас когда-то отправили из музея в Корсунь- Шевченковском за час до его закрытия, а экскурсовод в Ольвии попросту отказалась нас обслуживать «бо ногы вже гудять», а ведь экскурсионная группа набралась человек восемь!
Вот и здесь мы долго и пристально изучали закрытые въездные ворота и тыльную стену одного из корпусов, до которого реставраторы пока явно не добрались. Еще можно полюбоваться деревянным мостом и его мудреным подъемным механизмом. Для того, чтобы увидеть хоть что-нибудь, я взобралась на парапет второго этажа ресторанчика, стоящего прямо у откидного деревянного моста. Это мало спасло ситуацию, Китайский дворец видно только частично. Отсюда и фотографировать пришлось. Говорят, двор пока покрыт скромным газончиком, клумбы еще не успели засадить пышными цветами, как во времена королевской резиденции.
И-е-ех! И сюда придется приезжать еще раз...
Ну да ладно, хоть представление какое-то о замке получили.
По дороге во Львов на выезде из Золочева мы видели интересную деревянную церковь.
Присмотревшись повнимательней, мы обнаружили, что она совсем новая, вокруг еще не убран строительный мусор. В самом городе есть еще несколько памятников архитектуры и старинных домов: бывший корпус монастыря, пару костелов и церквей. Мы их осматривать уже не будем, за день и так впечатлений предостаточно, да и во Львов хочется добраться засветло.