Пекин

kitya 206

LisaAlisa
    С нами с 9 дек 2009

Хроники китайского пробега, День 6 (Чэндэ)

10 декабря 2009 года|| 3| 1206

День 6 (30.04)
    Поезд в Чэндэ– трудности в отеле – Храм Потала – рикша – храм Pu Ning – магазины – фрукты

Рано утром, зарезервировав, перекрестясь, на день приезда кровать в dormitory, я прибыла на вокзал. Накануне мне объяснили, где на билете найти номер поезда, номер вагона и свое место, но это было интуитивно понятно. У входа на вокзал висели огромные табло с расписанием поездов, на которых значился и номер моего поезда. У входа – потому, что без билета попасть в здание вокзала, похоже, нельзя; встречающие толпятся на улице, а на входе проверяют билеты и просвечивают багаж, как в аэропорту. Войдя внутрь, я оробела: понять, откуда отправляется мой поезд, было невозможно. Пришлось поймать китайца в красивой железнодорожной форме с блестящими пуговицами, и спросить – на удивление, он даже знал английский язык и смог направить меня в нужном направлении. На эскалатор, направо, 4е ворота (как в аэропорту), вот она, бумажная (нет, это все же не Германия) переносная табличка с номером поезда, посадка уже идет, бегу, вот и вагон.

Внутри вагона странно. С одной стороны, это не наша электричка с жесткими деревянными сиденьями. С другой стороны, это не индивидуальные кресла, как в самолетах и автобусах. Купе состоит из мягких диванчиков, покрытых покрывалами зеленого цвета. На столиках чистые скатерти и стеклянная красивая мисочка для мусора. В конце пути при нас же скатерть уберут, и мисочку очистят. Я незамедлительно водрузила на стол утиные роллы, мой вчерашний трофей, но с удивлением осознала, что завтракать не хочу... В моем купе сидела молодая пара и молодой служащий в костюме. Мне не пришлось просить закинуть мой огромный чемодан наверх, молодой человек в приличном костюме сам предложил это сделать; мы разговорились. У него оказался приличный английский, и он ехал домой. Оказалось, что парень архитектор, и учился в Харбине, где, по его воспоминаниям, есть русская церковь. Мы поговорили о китайском массовом отпуске, о фотографии, о том, куда можно пойти вЧенде. Молодой человек был столь любезен, что уступил мне свое место у окна, когда заметил, что я клюю носом, так что мне удалось немного поспать.

Прибыли в Ченде мы около часа дня. Выйдя с вокзала, я обнаружила, что таки-забыла свой потенциальный завтрак в поезде. Уехать от вокзала оказалось непросто: на улице выросла огромная пробка. Стартовая цена на такси здесь 5Y, я договорилась за 10Y, без счетчика. Гостиница произвела хорошее впечатление своим огромным, прохладным, отделанным камнем, холлом. Однако выяснилось, что персонал с трудом говорит по-английски. Номер оказался двухместным, очень чистым и уютным, правда, не работал холодильник. Исследование показало, что вилка завалилась за тумбочку с холодильником, а тумбочку мне отодвинуть было не под силу. Отложим до вечера, решила я, ибо время не ждет. Поскольку Летняя резиденция требует полноценного дня, я решила посвятить пол дня малому храму Потала. Однако, на карте, купленной на рецепшене, такого храма не было! Пришлось потратить минут десять на выяснение, какой храм соответствует картинке в путеводителе, и, надо сказать, задачка девочкам на рецепшне сдалась не с первого раза.

По дороге в Храм Потала мы проехали мимо входа в Летнюю резиденцию; после я насчитала несколько храмов, куда хотелось попасть. Входной билет стоил дорого, около пятидесяти юаней. Как ни странно, народу в храме почти не было. Строго говоря, под храмом подразумевается целый храмовый комплекс. Для того, чтобы попасть в собственно храм, пришлось подняться (с перерывами на пиво и созерцание окрестностей) по живописным тропинкам до монументального здания классической (по словам путеводителя) буддийской архитектуры, затем долго подниматься по многочисленным лестницам, и тогда можно попасть в сердце храма, маленький квадратный дворик с пагодой посредине, в которой находится очередной идол. В пагоде назойливо напевали речитативом ом мани мани ом. Видимо, чтобы не задерживались в пагоде – дольше трех минут кряду выдержать этот напев трудно. В трех этажах галерей, окружающих эту пагоду, расположены музеи, в которых можно найти много идолов и макетов пагод. Примечательным для меня оказалось повествование о том, как древние китайцы потерпели нападение от злобных русичей, угнетавших китайский народ на протяжении какого-то времени.

Все дворики в преддверие международного праздника 1 мая украшены гирляндами из разноцветных флагов. В сувенирной лавке на крыше храма я купила себе на память погремушку из неизвестного розоватого сплава: легко вращающийся барабан с грузиком на цепочке; предполагается использовать с соответствующими ом мани падме хум… Заинтересовала меня также поющая чаша, представляющая собой чашу с толокушкой. Если по краю чаши водить толокушкой, чаша начинает резонировать; звук зависит от размера чаши и качества изготовления. Вот качество при данной цене мне и не понравилось, в России (!) я видела подобные вещи гораздо более высокого качества; при мне одной паре иностранцев чаша была продана за 200Y. Они ушли счастливые.

В целом впечатление от вида на храм было большим, чем впечатление от пребывания внутри храма. Мне не удалось схватить дух места. Да, очень красиво. Да, похоже храм действующий. Но, даже несмотря на малое количество народу, не покидает ощущение лубочности места.

Время позволяло либо наведаться в соседний храм, либо посидеть подумать о своем здесь, на вершине храма Потала. Я послушала себя и решила, что поеду еще куда-нибудь. Спустившись вниз, решила прогуляться до соседнего храма. Но на пути меня перехватил рикша и предложил подвезти за пару Y. Я поглядела в карман. Мелочи было 3Y. Я согласилась. Пока мы ехали, рикша знаками показал мне, что по сути храмы одинаковые, и он готов довезти меня до другого храма. Не признать его правоту было сложно, я опять согласилась. Однако, когда мы приблизились к храму, мне стало непонятно, как туда заехать; судя по карте оказывалось, что нужно делать большой крюк и забираться на гору. Стало жалко рикшу, времени и денег, на которые я могла бы взять для этого такси. Я вылезла посреди дороги, отдала ему три юаня и стала ловить такси, по пути переменив пункт назначения на такой же крупный храм, как Потала.

Храм Вселенского Умиротворения, куда меня довезли по спекулятивной цене 20Y, известен павильоном Тысячеглазого Бодхисаттвы; снаружи он кажется многоэтажным, а внутри представляет собой зал, где находится огромная статуя высотой 22,28 м, вырезанная из «целого ствола дерева» - разумеется, сандалового. По другой версии, статую вырезали из девяти цельных деревьев, что, конечно, ближе к истине. Краткая справка: Бодхисатва – это буддистский просветленный, отказавшийся перейти в нирвану ради помощи другим. У Бодхисаттвы помимо обычной пары - еще 40 рук и на каждой ладони вырезано по глазу. Согласно учению буддизма каждый из них выполняет 25 функций. На голове Бодхисатвы вырезана фигура Будды. Три его глаза созерцают прошлое, настоящее и будущее.

Впечатление эта статуя действительно производит ошеломляющее. Именно в этот храм приезжает периодически созерцать статую без пяти минут просветленные, с одним из которых нам удалось разделить созерцание. Старца привезли на инвалидной коляске, и он долго смотрел куда-то вверх. Надо сказать, буддизм мне наиболее близок из всех религий. Однако, культ самого Будды, как мне кажется, расходится с сутью этой религии... Будда является учителем и наставником, но не идолом. Изображениям Будды не должны поклоняться как идолам. Считается, что их чтят как напоминания о жизни и добродетелях великого учителя. Может быть, я просто неверно истолковала увиденное... Впрочем, то же можно сказать и о христианстве. Если в христианстве, несмотря на заповедь «не сотвори себе кумира», центральным столпом религии является Бог, то в буддизме центром религии является человек, а бог – в нем самом. Пусть обе религии успокаивают страх смерти, по сути вера в рай и ад создаёт такую же иллюзию нескончаемости жизни, как и буддизм с его бесконечной чередой перерождений – многим ли удастся достигнуть спасительной нирваны? - , с той разницей, что буддист все-таки должен стремиться к тому, чтобы его жизнь стала конечной. Христианство работает на страхе перед Богом. В буддизме ты не можешь бояться бога, поскольку ты и есть бог. Боги - вообще существа просто другой породы, у них свое колесо кармы, как у людей. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к нирване. Ты можешь надеяться лишь на себя.

Посозерцав вместе с просветленным старцем статую, я поднялась еще выше. Вдоль лестницы к небольшой пагоде протянулась цепь из бесчисленного количества навесных замочков, сияющих на солнце. Скорбного английского женщины, которую я спросила о них, хватило лишь на то, чтобы сказать, что вешают их монахи. Женщина эта вела паломника, и они поднялись за мной наверх, в последнюю пагоду, где паломник пал на колени и принес благовоний на последний алтарь. Зачем ему нужен был проводник, непонятно..

Я вышла из пагоды на вершину холма. Сухо и безветрено, тихо, растут сосны. Под соснами что-то вроде детской площадки: жестяные грибочки в ненатуральную величину, скамеечки. Присела послушать тишину… очнулась, обнаружила, что путь, которым я вошла, уже закрыт, и что я вышла за пределы монастыря. Пришлось отправиться вниз по протоптанной тропинке. Но метрах в тридцати от начала спуска тропинка проходила мимо метрового забора. Нельзя было не воспользоваться такой возможностью попасть обратно в запретный садик; пыхтя и громыхая фотоаппаратом, перевалилась через ограду, и снова оказалась в монастыре. Ощущение от места было очень спокойное, монахи делали какие-то свои дела, кто-то просто сидел и смотрел на солнце. Здесь все сувенирные лавочки вынесены в отдельную улицу, на выходе: монастырь это монастырь, не надо смешивать. Девушки-продавщицы в национальных одеждах на сувенирной улице сворачивали товары, общались, убирали, в общем, занимались своими делами и не обращали на меня никакого внимания, и это было замечательно.

Поймав такси до города, я попросила высадить меня пораньше, почти у входа в Летнюю резиденцию, и двинулась по главной улице до гостиницы. Однако мои намерения походить по магазинам потерпели крах, магазины закрывались один за другим, прямо перед моим носом. Народ гулял, все что-то жевали, кушать хотелось страшно. В одной из лавочек купила на пробу куриных лап, китайское любимое народное лакомство. (Лапы – это не ноги. Лапы – это то, чем курица ходит по земле. Да, да, с когтями.) Продавщица была весьма озадачена, когда я попросила одну лапу, и взвесила две, видимо, от удивления. Лапы оказались острыми, как раз в моем вкусе. В поисках съестного в природе китайцы обнаружили много лакомств, до которых европеец додуматься не смог бы никогда. Не представляю себе куриные лапы во французской кухне. Удивительно, что французы решились на лягушачьи… Возможно, шелковые черви тоже недурны на вкус, подумалось мне, но моя европейская половина подала яростный протест против гастрономического эксперимента.

По дороге я купила еще изумительно пахнущего печенья, зашла в чайную лавку, где яростно поторговалась и ушла удовлетворенной, сбив цену в три раза, но ничего не купив, затем зашла на маленький овощной рынок, где в обилии продавались зеленые мелкие нектарины и мельчайшие зеленые сливы. Но они не соблазнили меня, в отличие от спелой, одуряюще ароматной клубники, крошечных сладких помидоров черри, манго, которому эпитеты не нужны, и какого-то неизвестного фрукта, внешне напоминающего красную шишку величиной с два кулака. Внутри шишка оказалась наполнена нежной белой мякотью консистенции пюре с мелкими кисловатыми семечками, как у киви. Кушать этот фрукт удобно ложечкой. Впрочем, манго гораздо вкуснее. Истекая слюной, решила отложить ресторан на завтра, иначе куда в меня это все влезет?