50 материалов по 9 объектам, 1 796 фотографий
- GPS
- Непал, Патан
Укрощенные силы космоса, или собако-львы в Непале. Ч.123
Этот совет является частью дневника ««ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ» В ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОМ КОНТИНИУМЕ НЕПАЛА»
Прежде чем, я озвучу версию Прована, давайте вместе с вами подумаем об этом феномене, и что значит высунутый язык. В детстве мы все показывали язык друг другу, вкладывая в этот жест дразнящий смысл. Совершенно неосознанно мы пытались им продемонстрировать пугающий, и даже кровожадный символ. Вспомните также, как мы высовывали язык при первых капельках дождя, пытаясь вызвать его сильнее и сильнее. Ну а уже во взрослом состоянии мы, наконец, осознали, что язык – это орудие красноречия, мудрости и символ общения. В период юношеской (и не только!) влюбленности мы открывали для себя сексуальный символизм языка, знакомясь с чувственным «французским поцелуем».
А как быть с языками пламени, вырывающимися из пасти Змея-Горыныча? Это что символ зла? Язык-огонь – это созидание или разрушение? Выходит он может служить и добру и злу – помните, словом можно убить, словом можно спасти? Плевали ли вы когда-нибудь через левое плечо, боясь сглаза? Может, и жест высунутого языка такой сатирический символ, который отвлекает врага, заставляя забыть о своих кровожадных намерениях? То есть снова охранный талисман?
Самым устрашающим символом, который мы уже встречали в Азии, это была богиня Кали, кровожадная, поедающая внутренности врагов и грешников. Может, Кали – это наша темная и яростная сторона души? Но как может богиня-мать быть символом разрушения в аспекте Шивы? Оказывается, она разрушает не все и вся, а только невежество. Полная тьмы, она обладает 64 видами искусства, чтобы дарить его богу-творцу. А еще интересно, что ученые доказали, что тьма, или черный цвет, включает в себя весь спектр радуги. Так что, Кали отсекает – наши сомнения, наш эгоизм, нашу двойственность и лицемерие? А язык у Кали означает энергию Вселенной, благодаря которой она творит, сохраняет и уничтожает одновременно. Она, как и христианский Бог вызывает одновременно и любовь и страх и ужас.
У ученых есть версия, что это отблеск того, как покидала жизнь человека при жертвоприношении, и тут сложно не согласиться с этим. А если мы вспомним о геральдических львах, так любимых в Европе. Красные когти и красный язык – это ли не признак яростного характера этих животных? И уж если речь зашла о христианстве, то кому приписывали высунутый язык? Да-да, это был атрибут дьявола, указывая на греховность языка и сопутствующие этому страх, грех и обман. «Коварный язык», «метет языком, как помелом», «держи язык за зубами» — кто не знает этих фраз. А вот, что интересно, так это то, что во время страстей Христовых, его били не только палками и мечами, враги Христа убивали его внутренне, показывая ему язык в ходе его восхождения на Голгофу.
В период средневековья с его инквизицией пошли дальше: язык стали приравнивать сладострастию (можно встретить картины, изображающие язык на месте фаллоса), а также чревоугодию. Стоит только вспомнить картину Босха «Страшный суд», на которой изображен Левиафан, поглощающий грешников. Стоит ли вообще говорить о змее-искусителе, которого невозможно представить без жала-языка. Но, оказывается, и здесь не все так просто, какое-то время, в период матриархата, змеи были носительницами и хранительницами добра. Затем был Моисей с медным змием на шесте, и только потом он трансформировался в крест, который остается каким-то образом оберегом для многих поколений верующих. Я прочитала много всего в интернете по этому поводу, и это то малое, что меня зацепило. Если кого-то заинтересовала эта тема, то отсылаю по адресу — liveinternet.ru/users/2881321….
«Единственный внутренний орган тела, который может «жестикулировать», язык – одновременно символ и агрессии и защиты».
Возвращаясь к буддизму, мы с интересом узнаем, что оказывается, как и уши, у Будды и язык длинный, именно по этой причине. Ну а если вернуться к животным, то «традиционно в культуре большинства народов Южной Азии образ льва («синха» — санскритское слово, употребительное и в современном языке непали) является одним из важнейших символов царской власти».
Фигуры львов, стоящие возле знаковых религиозных мест, обязательно парные, и одна из них самка. Нас это не удивляет после Китая, где таких «сладких парочек» на каждом углу. В Непале эти особи являются такими же устрашающими символами, как и Бхайрава, выступая защитниками и хранителями. В стране их можно насчитать до миллиона, и у каждого свое место в соответствии с какой-то иерархией. У львов даже иногда бывают собственные имена, причем какие-то из них являются хранителями сторон света, кто-то сторожит целую долину, кто-то отдельные города, а некоторые могут бдить безопасность только одного района.
Показательно, что все эти львы могут кардинально отличаться друг от друга, иметь разные морды, уши, пасти, хвосты. Многие из них вообще не сильно смахивают на львов, а скорее похожи на собак с короткой шеей и выпученными глазами. Помните, я говорила о белых перчатках собак, так Прован подтверждает, что это частое явление в изображении, когда передние лапы нередко напоминают ладони с выпущенными когтями, а не спрятанными, как у кошачьих.
В интересной книге автора В.Н.Мазуриной я прочла следующее про буквально недавно виденный нами монастырь Рудраварна-махавихара:
«Здесь мы обнаруживаем и вполне натуральные изображения львов: по облику явно из кошачьего семейства, с соответствующими особенностями телосложения, пропорций, позы и т.д. Может быть, лишь немного очеловечено выражение морды.
Другая пара хотя и имеет явно львиные черты, но все же по стилистике изображения больше напоминает скульптуры сфинксов.
И, наконец, третья пара (установленная на пьедесталах в виде скульптур лежащих слонов) со всей очевидности напоминает собак, хотя и эти скульптуры трактуются как львы, в данном случае к тому же крылатые».
В общем, по результатам нашего осмысления, мы понимаем, что в Катманду мы чаще встречаем собакоподобных львов, и это не совсем нам понятно. Скорее нам кажется, что эти собако-львы пришли в Непал из Китая с его традиционными небесными псами шицза, потому что непальцы видели реальных львов, а им нужно было что-то неземное. Независимый царь зверей в непальском изображении все же удивительно, но посажен на цепь, что скорее говорит об их любви к этому домашнему другу, чем о том, что это животное «нечистое».
Прован напоминает нам, а мы ищем в подтверждение этому фото из «закромов памяти», о том, как выразительно выглядит раскрытая пасть с острыми зубами и клыками, из которой вырывается небесный огонь. Показываем ему на наших экранах богатый орнамент, которым украшен конец загнутого на спину хвоста, «опушка» лап и «крылья». Оказывается эти «крылья» выходят из «подмышек в виде завитка (слегка напоминающего растительный элемент), над которым возвышается ажурный треугольник, выступая острым углом над плечом зверя».
Прован напоминает нам о каменных раскрашенных львах возле Хануман-Дхоки при входе в Королевский дворец.
«Изображение орнаментировано попоной, ожерельями, ножными браслетами на передних лапах, налобным украшением; окрашено в белый цвет с подрисовкой объемов красными, желтыми и черными штрихами. Никакого следа цепей, а на груди среди ожерелий на месте колокольчика — человеческая личина (мужское лицо с бородой). Пасть раскрыта в улыбке; зубы изображены мелкими, похожими на жемчужины, клыки верхний и нижний слиты в одну ровную линию. Примечательно, что эти львы несут на себе всадников; по трактовке верующих — это Шива и его супруга (Шакти). Отметим, что в классическом индуизме лев является верховым животным только Дурги, Шива же имеет своей ваханой быка Нанди».
Также собако-львы сторожат там и дом живой богини Кумари. Ярко-белого цвета они скорее не львы, а истинные собаки. Итожа все сказанное Прованом, и прочитанное нами в интернете, можно сказать, что китайский лев, символ могущества и успеха, царской власти и силы, пришел в Непал, но претерпел там ряд изменений, переплавив мифического защитника закона и сакральных сооружений в нечто, более соответствующее непальской «полиэтнической, многоязыковой и поликонфессиональной ментальности». Удивительно, что при этом чужие идолы превратились в целостную и самобытную структуру единой непальской культуры.
Ну а мы все не можем успокоиться и вспоминаем крылатых венецианских львов, символизирующих Святого Марка, танец Баронг в Индонезии (Танец Баронга – религиозный ритуал борьбы зла и добра. Ч. 49), Львиный дворик в Альгамбре, Львиные врата, стоит ли говорить о Банковском мостике у нас в Петербурге. Эта любовь города к этим царственным животным даже подвигла Э.Рязанова на съемку замечательной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». А если вспомнить не менее изумительную комедию «Полосатый рейс»?
Крылатый лев присутствует в качестве декоративного мотива и элемента архитектурного оформления дворцов, нынешних банков, и не только. Стоит только вспомнить рыкающего зверя, логотипа американской медиакомпании, специализирующейся на производстве и прокате кинопродукции «Metro Goldwyn Mayer». Нас прямо охватил азарт от воспоминаний и перечислений, где мы видели львов, но, по-видимому, мы уже почти пришли к назначенному месту, потому что Прован возвращает нас к буддизму, в котором лев выступает как воплощённая храбрость, благородство и постоянство. Он приносит удачу и счастье; с ним связаны Авалокитешвара, Майтрея, Манджушри, Вайрочана. Более того, он напоминает нам, о том, что сам Будда неоднократно воплощался в образе льва.
Трудно было переключать свое внимание, но змей-искуситель призвал нас к порядку — Патан: храмы, источники и монастырь Baha Bahi. Ч.124
Продолжение следует...
- Адрес:
Патан
Дешёвый ✈️ по направлению Патан (Лалитпур)