50 материалов по 9 объектам, 1 796 фотографий
- GPS
- Непал, Lalitpur 44700, Непал
Храм Рудра Варна. Буддийские традиции долины Катманду.
Храм Рудра Варна Махавихар является одним из самых красивых монастырей Патана (Лалитпура). Он расположен в юго-восточном направлении примерно в 500 метрах от площади Дурбар. И через перекрёсток от ступы Махабудда, известной также как храм Тысячи Будд.
Ступа 1000 Будд и храм Ваджрайогини в одном из дворов Патана
Входной билет на ступу Махабудда для иностранцев стоит 100 рупий. Этот билет также действителен для входа в соседний храм Оку Бахал (Рудра Варна Махавихар). Таким образом, нужно купить только один билет в любом из храмов и посетить оба.
Что же такое вихара? Вихара — санскритский и палийский термин для (буддийского) монастыря. Махавихара, соответственно, великий монастырь.
Монастырь был построен королем Личхави Шивой Девой в VI веке н.э. Поэтому вихара носила его имя Шива Дева Санскарита. Король стал буддийским монахом при этом храме и несколько дней спустя, согласно наставлениям своего учителя, он снова стал жить как мирянин, но проводил большую часть каждого дня в медитации перед образом Будды, который он установил в главном храме монастыря. Сыновья и внуки короля продолжили традицию. 400 лет спустя эта Вихара была отремонтирована королем Рудрой Девой. С тех пор именем этой вихары стало «Шива Дева Санскарита Шри Рудра Варна Махавихара». Король Рудра Дева, который обновил эту вихару, также стал буддийским монахом на четыре дня и провел всю жизнь рядом с этой вихарой как буддийский король. Кроме этой вихары, никаких других археологических останков связанных с именем этого короля не было найдено (?). Говорится о каких-то 15 позолоченных чайтьях (алтарях), которые хранились на крыше вихары в виде колонн (?).
Вход с улицы в монастырь — это ворота с двумя большими каменными львами, приветствующими посетителей. Эти ворота были построены Dhirj Narshing Shakya Bansa (Gwara Company) во времена правления короля Притхви Бир Бикрам Шаха Дева и премьер-министра Раны Чандры Самшера. Ворота были оштукатурены и увенчаны двумя львами, держащими копье в обеих лапах, символ полумесяца поднят между львами. Всё это объекты символически связаны с именем премьер-министра: «Чандра» — с санскрита луна, сверкающий, «Сам» — копьё, а лев — «Шер». Таким образом, имя «Чандра Сам Шер» увековечено в оформлении ворот.
Пройдя сквозь ворота, мы можем достичь первого уровня (двора) вихары, называемого «Убаха Гатича». В этом месте находятся статуи трех "божеств" — Будда Шакьямуни, Чайтья и Локешвара. Это часть монастыря использовалось в качестве места для посетителей и судилища во время периода правления короля Рудра Дева.
У входа в главный комплекс на постаментах в виде слона покоятся два каменных льва, а слоны, в свою очередь, стоят на черепахах. Львы увенчаны фразой "Хари Хари Хари Хари Бахан Локешвара". Хари это из имен Вишну. Следовательно, четырехкратное Хари означает Льва, Змею, Гаруду, Вишну и Локешвару. Эти львиные ворота были установлены местным последователем в 1908 году.
Главный трехэтажный главный храм вихары обращен на север. Верхний ярус крыши увенчан 15-ю позолоченными алтарями. В центре храма на первом этаже находится большая статуя «Квападхья» Будды Шакьямуни с лицом красного цвета, в различных украшениях. Что символизирует красный цвет лица, не удалось доподлинно выяснить. Возможно как-то связано (а может и не связано) с одним из пяти основных Будда-семейств, в котором красный цвет связан с эмоцией "желания, страсти, привязанности" и трансформацией этой эмоции в различающую мудрость.
Есть также маленькая статуя немного ниже большой, статуя Рахула Бхадры, сына Будды Шакьямуни. В зале кроме статуи Квападхьи находятся различные статуи других Будд и Бодхисатв. Среди них Phoodhya Aaju (Будда Дипанкара) несет особую традицию. Известно, что после ремонта вихары король Рудра Дева стал буддийским монахом в Сангхе и посвятил всю свою жизнь этой вихаре. Согласно непальской буддийской культуре, если некоторые практики Дхармы приглашали его (царя Рудра Дева) на церемонию самьяк дана, нарран дана, панча дана, то царь, принявший сан монаха, должен участвовать в церемонии и получать милостыню (дана). Поэтому король сделал образ Будды Дипанкары (Phoodhya) для участия в церемонии в качестве своего представления. Король посылал этого Будду в конце церемонии, поэтому его называют «Phoodhya». После поклонения и передачи милостыни Будде Дипанкары церемония дана заканчивается. Обычай до сих пор можно наблюдать в городе Патан каждый год на фестивале Панча Дана, проходящем в августе. Церемония не завершится, пока Будда Дипанкара не получит милостыню (подношение).
Дверь главного храма украшена позолоченными металлическими листами с цветочным рисунком и лепными изображениями Шарипутры, Маундгальяна, Винараджа, Дхонджараджа, Ганга-Джамуны, Нааг Каньяа, Маллы (Дракона), Чандры (Луны) и Сурьи (Солнца). Стены украшены удивительно красивыми изображениями Манджушри Бодхисатвы, Падмапани Локешвара, Самантабхадры Бодхисатвы, Баджарпани Локешвара, Ратнапани Локешвара, Вишвапани Локешвара и царя Судходхана и царицы Майи Девы- Отца и Матери Будды Шакьямуни.
Двор вихары заполнен большой коллекцией металлических литых фигур различных алтарей и мандал, каменных колонн, молитвенных барабанов, поющих колокольчиков и т. д. Перед главной дверью, ведущей в Квападхью, стоит алтарь Ашоки. Считается, что король Ашока построил каменный кран (?), деревянное укрытие и алтарь в этом месте до того, как появился первый храм Шива Дева Вихар. До сих пор жители этого района населенного пункта хранят алтарь и каменный кран. Алтарь и хижина (укрытие) Ашоки покрыты позолоченным металлическим листом. Вокруг него маленькие молитвенные барабаны.
Изображение Льва, Слона, Павлина, Лошади и Гаруды установлены по обе стороны от главного храма как символы транспортного средства Панча Будды. Четыре божественных существа, а именно Сингха (лев), Шардула (летающий конь), Айравата (слон) и Гаруда, являются выдающимися помощниками Будды Падмакар. Они также рассматриваются как бодхисатвы. Таким образом их образы установлены в этой вихаре.
Некоторые историки описывают установленный в храме образ премьер-министра Раны, который является творением местных художников. Изображение содержит имя «Шри Аджамбара Махараджа Третий». Но эта статуя не имеет прямого отношения к этой вихаре. Правая рука статуи держит металлический лист, на котором написано Апармита Дарни — некое священное писание (?).
В четырех углах двора в 2006 году были установлены четыре позолоченные статуи бодхисаттв.
В северной части вихары по обе стороны от Тунала находится серия деревянных панно Salabansika Yakchhanis, которые являются одним из самых превосходных образцов неварского деревянного искусства 12-го века. На первом этаже есть кладовая и деревянный навес. На верхнем этаже была балконная комната Насандиги (бог разных музыкальных инструментов и священных текстов). В западном крыле находится храм Инспас Локешвар (Дхармагара Гомпа).
В северо-восточной части двора находится бронзовая металлическая мандала, на которой каждый местный неварский мальчик сивмволически должен стать монахом, состригая свои волосы. До тех пор, пока мальчик не примет участие в церемонии стрижки, чтобы стать монахом на традиционные четыре дня, он не может считаться членом Сангхи (сообщества практикующих Учение Будды).
За главным зданием вихары есть проход к "пряничной" ступе Таго Чива построенной в 1685 году.
Пряничная буддийская ступа в древнем Патане
Продолжение как всегда следует...
- Адрес:
Lalitpur 44700, Непал
Дешёвый ✈️ по направлению Патан (Лалитпур)