Интересно, что центральный район кладбища, где захоронения таких видных людей, как Осман (тот самый, автор системы парижских бульваров), и Россини, никак на местности не выделяется, такой же как и все участок, и очень опять же затрудняет поиски отсутствие указаний на места захоронения конкретных персонажей. Из-за хитростей местных нам так и не удалось найти Айседору Дункан – ее захоронение в колумбарии, где искать не сильно проще, чем на обычном участке (на котором еще, кому если интересно, Нестор Махно нашел последнее пристанище), Модильяни-то мы нашли только потому, что какая-то дама его нашла, а мы нашли ее. Ему, кстати, досталась просто плита, и ничего больше. У Бальзака и Делакруа (соседей по участкам), например, хоть бюсты поставлены. Но вообще памятники довольно обычные, даже разочаровывающе несколько, мемориал узникам фашистских лагерей самый экспрессивный, с жуткими истощенными фигурами, колючей проволокой и прочими атрибутами военных зверств.
Но и кроме как на Пер Лашез людей искусства тоже хоронят в Париже. Поэтому и разговор пойдет о другом престижном месте упокоения, кладбище Монмартр, под боком у знаменитого богемой и романтикой холма. Попасть туда посложнее будет, чем на его знаменитого коллегу, - хоть там и пяток станций по округе, но все они по углам и переулкам. Монмартрское, конечно, должно быть дорого нашим балетоманам, поскольку там похоронен Нижинский. При входе нам впервые за долгое время помогла организованная экскурсия – она там как раз начала осматривать территорию, мы к ней присоседились, памятуя как сложно бывает искать памятники в незнакомой местности, и увидели в итоге даже больше, чем собирались. Хоть у входа и висит план, и само кладбище не гигантской площади, но поблуждать на нем можно. Ну, могилу Далиды с выставленным на ней экспрессивным скульптурным изображением найти-то, может, и немудрено, а Нижинского уже придется и поискать, даже можно и не опознать, потому что надгробие венчает… Петрушка, поскольку его коронная роль. Поищите – и вам найдутся Стендаль, Жак Оффенбах, Дюма (сын), которому сделан мемориал чрезвычайно помпезный, с балдахином из мрамора и лежащим в полный рост человеком, паньше-то тут и Золя был похоронен, пока его не «перевели с повышением» в пантеон, а тут остался только бюст. Среди многого интересного можно вспомнить и любопытный памятник психиатру\психологу по имени Ги Пичаль, у него там его скульптурный бюст и голографическая голова, он все время на вас смотрит! Тут же на кладбище похоронена и «дама с камелиями», Мари де Плюсси, которую сам Дюма и воспел в художественной форме. Ее-то могилу мы искали долго и упорно, уже по дорожкам начал ходить сторож с колокольчиком, вежливо упрашивая присутствующих идти своей дорогой, его мы и остановили с вопросом, который он едва понял, а когда понял, то объяснил дорогу так, что мы едва поняли, что он нам говорит. Однако же все же и нашли – с левой стороны от входа, почти у самой стены.