С 1981 года совместная археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа и Института Археологии Академии Наук Республики Узбекистан ведет раскопки городища Пайкенд в бухарском оазисе. В результате этих работ он превратился в эталонный памятник, позволяющий ставить и решать многие вопросы становления и развития городской культуры низовьев Зеравшана.
Хронологически можно разделить памятник на три большие группы:
1. догородской период (3-2 вв до нэ.- 5-6 вв нэ)
2. доисламский город ( 5-6 вв нэ. — начало 8 вв нэ.)
3. исламский город ( 8 в н.э.- начало 11 в нэ.)
Рассмотрим новые материалы для каждого из этих периодов.
1 .Догородской период
До 5-6 вв нэ. на этой территории существовало только укрепленное поселение на месте будущей цитадели. Кроме крепостных стен на территории цитадели открыты комплекс святилища в северной части и часть монументальной постройки в восточной части.
Святилище
Собственно это не одно здание, а четыре последовательно сменяющих друг друга. Общий план при этом оставался неизменным. Он состоял из двух центральных помещений, окруженных со всех сторон, кроме западной, шестью коридорами. В центре каждой комнаты находился подиум. Для самого раннего здания он имел вид усеченной пирамиды высотой 1,7м, для последующих периодов это подиум 4x3,5 м и высотой до 60 см. Здание стояло на платформе, на которую с южной стороны вела монументальная лестница. Первое здание на этом месте было построено не только до возникновения собственно города, но и ранее крепостных стен поселения на месте цитадели. Поэтому ранняя фасадная стена святилища, стоящая на платформе, выполняла одновременно и оборонительную функцию.
В комплексе святилища 4-5 вв открыта южная фасадная стена, стоящая на платформе с монументальной лестницей и базами колонн. Колонный портик и лестница выходили во внутренний двор размерами 20x13 м. Единственный вход в него вел с востока со стороны двора дворцового комплекса. К югу от него, как можно предполагать, находился еще один, внешний двор шириной 18 м, также имевший выход на восток во двор дворцового комплекса.
Монументальная постройка
В юго-восточной части цитадели продолжены раскопки комплекса монументальных сооружений. Вдоль южной границы цитадели открыто два параллельных коридора: южный (22х4.5 м) и северный (20x2-3,5 м), связанные между собой двумя проходами. Перпендикулярно им располагался восточный коридор, который, при ширине 3.8 м, раскопан на длину 14 м.
На территории будущего шахристана не открыто следов построек, синхронных ранним зданиям на цитадели. Можно предполагать, что уже существовала трасса дороги, проходящая к югу от раннего поселения.
2. Доисламский город
Где-то в конце 5 или начале 6 века обносят крепостными стенами прямоугольник стен площадью 11 га к западу от цитадели. Ранняя городская стена примыкает на север к крепостной стене цитадели 4-5 вв и должна быть датирована более поздним временем. Спустя сравнительно короткий отрезок времени, вероятно, еще в 6 веке город вырастает территориально и возникает еще один шахристан площадью 7 га, также обнесенный крепостными стенами.
Цитадель
На цитадели продолжает существовать комплекс святилища. В восточной части цитадели возникает дворцовый комплекс, состоящий из большого двора, вымощенного жженым кирпичом. К северу от него находился комплекс из большого зала и айвана, а к югу – большой зал и несколько помещений. Кирпичная вымостка двора частично перекрывает стены предшествующей застройки (монументальная постройка). Уровень пола южного коридора предшествующего времени забутовками поднимают на новую высоту. Западная часть помещения сильно разрушена во время пожара. На полу из жженого кирпича отложился слой углей, остатки стен и суф прокалены. В восточной части помещения следов пожара не отмечено. На южной стене в восточной части открыты остатки росписей. На красном фоне слева направо изображены фигура бородатого мужчины, голова вправо, в одной руке он держит сферо-конической формы предмет, видимо сосуд, орнаментированный в средней части горизонтальными поясками и каннелюрами сверху и снизу от них, вторая рука протянута вверх и вперед. Воротник без отворотов с вырезом-горловиной под шею, на предплечьях Т- образные нашивки. Персонаж, возможно стоящий на коленях, обращен лицом к крупному предмету, в верхней части напоминающему чашу, орнаментированную кружками, стоящую на сужающемся книзу канеллированном основании с перехватом в средней части. Правее от него сохранилась видимо нижняя часть еще одной сидящей человеческой фигуры, значительно более крупной по масштабу. Видны расставленные ноги, возможно, в шароварах с листовидным рисунком, напоминающим изображение шерсти на сасанидских блюдах. Между коленями проходит вертикальная полоса, декорированная круглыми украшениями, похожая на ножны меча. В целом композицию можно рассматривать как коленопреклоненного адоранта, стоящего перед изображением божества. Для датировки росписей в нашем распоряжении имеются как стилевые особенности, так и детали иконографии, а также данные стратиграфии. Найденные росписи по своему стилю отличаются не только от известных росписей Варахши 7 века, но и от росписей Пенджикента всего времени его существования с 5 по 8 век. Само изображение нанесено достаточно грубой толстой линией без деталировок. Характер изображения: грубые черты лица, большие глаза навыкате, крупный нос, большие кисти рук несколько напоминают раннюю согдийскую живопись (донаторы северной капеллы II храма Пенджикента и росписи из храма Джартепе), но более типична для стиля соседнего Тохаристана. Так изображены глаза у донаторов из Кафыркалы, у персонажей на мервской вазе. Т-образные нашивки на предплечьях также в Согде не засвидетельствованы. Такой покрой рукава известен с ахеменидской эпохи (кандизы из Аму-Дарьинского клада). Более близкие по времени аналогии имеются на одежде у летящих персонажей на костяных пластинах из Тудаи-Калон (5-6 вв), у конных охотников на орлатских костяных пряжках, у персонажа из Дильберджина.
Terminus ante quern для живописи дает клад из 68 серебряных бухархудатских монет, найденный на верхнем полу в восточной части помещения. Наиболее вероятная дата сокрытия клада – рубеж VII-VIII вв.
На полу западной части помещения среди углей пожара и в тайнике под полом был найден комплекс вооружения. Основную его часть составляют кинжалы (12 шт.) с кольцевыми, волютообразными и антенновидными навершиями, с прямыми и бабочковидными перекрестиями. По своим типам кинжалы близки находкам из курганов Согда, датированных II до н.э.-l в.нэ. Вместе с кинжалами было найдено несколько десятков ножей, около ста экземпляров железных панцирных пластин, крупные железные трехлопастные наконечники стрел, костяные концевые накладки от луков.
Вместе с предметами вооружения было найдено восемь глиняных булл, из которых одна со среднеперсидской надписью.
Печать с надписью принадлежала жрецу и судя по позднему дукту с лигатурами, датируется не ранее VI-VII вв.
Разные группы находок из помещения имеют разные даты. Такого типа разновременные комплексы известны как в хранилищах арсеналов, так и среди храмовых сокровищ. Слой пожара в помещении по дате наиболее поздних находок относится к рубежу VII-VIII вв. Это время первых походов арабов в Мавераннахр, закончившихся в 706 г. взятием и разрушением Пайкенда. О богатой добыче, взятой арабами в 706 г. в Пайкенде, достаточно подробно сообщается в письменных источниках. В таком случае, остатки комплекса вооружения, найденные среди пожарища на цитадели Пайкенда, вполне могли быть остатками разграбленных хранилищ. Глиняные буллы, вероятно, некогда опечатывали хранилища или документы, также хранившиеся там. За много лет раскопок впервые нашло археологическое подтверждение разрушение города арабами, известное по письменным источникам.
Шахристан I
Уличная сеть. Вдоль западной стены шахристана I был открыт большой отрезок улицы. В северной части к ней подходили поперечные улицы, разделившие площадь города на длинные и узкие кварталы. Установлены размеры одного квартала (22-25х 84 м). На шахристане II несколькими стратиграфическими шурфами до материка прорезаны наслоения ранее открытых улиц. При этом выяснилось, что их направление не изменялось с момента разбивки уличной сети и до конца жизни города
На шахристане 1 раскопана часть жилого квартала 6-8 вв, состоящая из двух рядов домов, обращенных спинами друг к другу. Выделена однотипная жилая секция площадью 21-27 кв.м. Она состоит из двух подквадратных помещений с суфами по четырем сторонам и кирпичным подиумом со следами огня в центре. Выходы в углу каждого помещения связывали их с коридором, через который попадали на улицу. Такого же типа застройка в Пайкенде известна и еще на одном участке. Это позволяет говорить о распространении жилищ этого плана в городе. На Варахше в центре городища В.А.Шишкин раскопал одно помещение с суфами по четырем сторонам и подиумом в центре, аналогичное застройке VI-VII вв Пайкенде. Рядом с Варахшой раскопано селение Актепа, где в составе застройки выделяются одно-трехкомнатные секции, похожие на дома Пайкенда. Таким образом, раскопанные в городе дома рядовых горожан оказывается близки сельской застройке Бухары и отличаются от синхронных жилищ центрального Согда.
Единственный известный в городе дом с парадным четырехколонным залом с суфами по периметру площадью 64 м раскопан в юго-восточной части квартала. Он являлся часть крупного домовладения, в которое входил также и длинный коридор с выходом на центральную улицу.
3. Исламский город
На цитадели прекращает свое существование комплекс святилища, но продолжается жизнь дворцового комплекса. Примерно в центре цитадели открыты остатки основания минарета X века, к западу от которого предположительно могла находиться соборная мечеть. Его диаметр оставляет около 11 м. Кладка из трех концентрических колец сложена из жженного и сырцового кирпича трапециевидной формы.
Минареты из сырцового кирпича в Средней Азии явление достаточно редкое. Минарет в Пайкенде один из самых ранних, и самый большой из известных минаретов домонгольского периода, превышая в диаметре основания почти на метр даже знаменитый минарет Калян в Бухаре. К западу от основания минарета открыт отрезок стены толщиной около 2 м, ориентированный на северо-запад. Пространство к западу от стены сильно разрушено. На сохранившихся участках пола отмечена вымостка жженым кирпичом 27x18x3,5 см с чередованием кирпичей, уложенных длинной и короткой сторонами. Ориентация этой стены отличается от открытых зданий на цитадели, ориентированных на север, и она вполне может принадлежать стене большой пятничной мечети. По керамике и монетам минарет датируется X веком. К этому же времени относятся и сведения письменных источников о постройке первого минарета в Бухаре. В ХI веке минарет в Пайкенде прекратил свое существование, а его остатки были перекрыты стенами XII веке.
Наличие соборной мечети являлось одним из признаков города средневекового Востока. Жители Варахши отказались от предложения Исмаила Самани построить за его счет мечеть в селении сказав, что нашему селению это не подобает, так как оно не миср (город). В это же самое время жителям Пайкенда пришлось приложить немало усилий, чтобы получить разрешение на постройку соборной мечети. Макдиси описывает Пайкенд так: Байкенд около Джейхуна на границе песков; он имеет цитадель с одним входом, в ней находится базар многолюдный и мечеть, в михрабе которой драгоценные камни.
В восточной части города открыто здание, которое может быть остатками квартальной мечети. Оно расположено на перекрестке двух улиц и представляет собой мощеную жженым кирпичом площадку 9x6 м с остатками двух колонн. Западная стена, где должен был находиться михраб, не сохранилась. Такие небольшие мечети, расположенные в углу квартала, до сих пор можно встретить среди застройки старой Бухары. Продолжалось исследование городской застройки X-XI вв. у южной крепостной стены Шахристана II, где была открыта часть квартала (50х30м). В площадь раскопа попали восемь домов, отрезок уличной трассы длиной более 50 м, отходящий от нее тупик, ведущий к крепостной стене.
Жилища, прямоугольные в плане (размеры 17-18х5м), состоят из трех — восьми помещений с одним или двумя одновременными проходами на улицу. Совпадение размеров домов, позволяет говорить о регулярной и, вероятно, единовременной разбивке этой части шахристана на участки под застройку. Известен по крайней мере один дом, занимающий площадь двух рядовых.
Жилые помещения с суфами были удалены от входа и располагались непосредственно у крепостной стены. Иногда рядом находилась небольшая комната со стенами, украшенными резными ганчевыми панелями с геометрическим, растительным и зооморфным орнаментом. Кухни и хозяйственные помещения находились или в центральной части жилища или же ближе к выходу. При входе с улицы, по соседству с коридором устраивали прихожую или вестибюль. Довольно редко удается определить род занятий хозяина дома. В одном доме в последней от входа комнате, обычно используемой как жилая, найдено три фрагмента и 23 целых керамических формы-калыба. Хозяин дома, судя по всему, был связан с изготовлением штампованной посуды.
В соседнем жилище было найдено необычно большое количество металлических изделий – инструмент для обработки металла: пила по металлу, зубило и железные заостренные штыри, которые могли использоваться как чеканы. Кроме инструмента обнаружено и несколько предметов из железа и бронзы: железные детали двери, вилки, ручка от сосуда, заколка, диадема. Не исключено, что найденные изделия как-то связаны с профессией владельца дома.
Раскопки на разных участках затронули слои городища, начиная с IV-V вв. и вплоть до конца жизни городища в XI в с частичным обживанием в XII в. Насколько можно судить, большая часть элементов городской структуры показывает удивительную устойчивость. Это относится, в первую очередь, к уличной сети города, разбивке кварталов и отдельных участков под застройку. На цитадели комплекс святилища просуществовал на одном месте около тысячи лет, а дворцовый комплекс — около пятисот лет. Жилые дома в городе существуют на одном участке более двухсот лет. В застройке на шахристане II выделяется модуль пятна застройки. Его длина определяется расстоянием от южной крепостной стены до расположенной параллельно ей улице. Ширина одного модуля около 6,5 м. Ширина одного дома восточной части шахристана оказывается такой же. В обоих случаях она определялась длиной деревянных балок перекрытия. Наряду с рядовыми домами на обоих объектах открыты дома, занимающие по площади два стандартных участка.
Принцип преемственности относится не только к пятнам застройки, но и к планировочным решениям. Стены святилища перестраивались не менее четырех раз, и хотя ранние стены сносились иногда почти до основания, планировочная схема оставалась неизменной. Это наблюдение, хотя и в меньшей степени, справедливо и по отношению к комплексу дворца и жилой застройки в городе. Но прослеженная преемственность не была абсолютной. Так, один из переулков на северной стороне шахристана II прекратил свое существование в IX веке. Жилая застройка, правда, на разных участках города, в VI-VII и IX-XI вв. отличается друг от друга. На цитадели в южной части двора дворцового комплекса ранее V-VI вв. существовало здание другой планировки. Выяснение соотношения стабильности и изменчивости в развитии города становится стратегической задачей исследования Пайкенда на новом этапе.
В.Сидоренко.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.