Удивительная Сокотра. Ч-3. Растительный мир Сокотры
В некоторых местах делаем остановки. Моя Лена, увидев какие-то редкие цветочки, как горная козочка бежит вверх. Сочетая мат с именами всех святых на свете, прошу её остановиться, ибо сорваться с горы вниз здесь очень просто.
Представляю, какой восторг испытывают женщины в марте, застав цветение всех этих кустиков и цветочков.Впрочем, всё подряд трогать нельзя. Вечером возле моря Эднан показал нам некое растение, которое буквально плакало, выделяя из себя прозрачные слёзы. Не знаю, пошутил со мной гид или нет, но, по его словам, сок этого растения очень токсичен, попав на кожу, он вызывает ожоги.
Зато в любое время года на Сокотре можно подойти и потрогать большой куст алоэ.
Невольно вспоминается Аристотель. Он советовал своему ученику Александру Македонскому захватить Сокотру с тем, чтобы отправлять алоэ в Грецию и в Сирию. Гай Плиний Секунд автор «Естественной истории» подчёркивал исключительные качества этого растения. Приведу небольшую цитату:«Собирают мясистые листья алоэ, когда они переполнены соком, сразу после сезона дождей, примерно в сентябре. Листья складывают в подземном помещении, обложенном камнями или козьими шкурами, и держат там до выпотевания. Затем сок из них выпускают в бурдюки, выставленные на ветер».
Ещё из диковин растительного мира я здесь впервые увидел ладановые деревья. В прежние годы люди высаживали их на плантациях, и лазали по горам, дабы собирать их смолу.
В ущелье Айхафт ладановые деревья на расстоянии вытянутой руки нам не попадались, а карабкаться по склону ради фотографии мы не захотели. Позже прямо у дороги на одном из плато мы сфотографировали одно такое израненное со всех сторон дерево. Действительно если сделать надрез, начинает сочиться смола. Не повезло дереву — оно стоит прямо у дороги, и гиды каждый раз здесь останавливаются, дабы показать это чудо туристам. Местных ладан почти не интересует, лишь иногда его собирают бедуины. А ведь были другие времена!
Легендарные благовония прославили «Аравию Счастливую». Не было греческого географа, который не упоминал бы ладан наряду с миррой. В Ассирии ладан упоминается с конца 7 века до н.э. В Евангелие волхвы приносят деве Марии свои подарки в виде золота, ладана и мирры.
Древняя поэзия неоднократно воспевала благовония. Одно из описаний экзотических растений оставил знаменитый историк Агатархид:
Внутренние области тех земель покрыты густыми и высокими лесами. Растут там гордые деревья-гиганты – мирра и ладан. Есть между ними и киннамон, и пальма благоухающая. Благоухают, впрочем не только они…. Лес наполнен таким ароматом, что словами невозможно передать и малую часть того блаженства, которое испытывает всякий, кто вдыхает.
Нужно отметить — или климат изменился, или Агатархид про густые и высокие леса немного погорячился. Древние географы часто являлись ещё и поэтами, от этого случались некие преувеличения.
Интересная легенда связана с мирровым деревом.
Красавица Мирра воспылала преступной страстью к своему отцу, царю Кипра Кинарасу и, выдав себя за другую женщину, разделила с ним ложе. Когда ужасная правда открылась, царь в гневе погнался за дочерью, желая её убить. Тут боги сжалились над Миррой, и превратили её в дерево. Слёзы, которые она лила, превратились в капельки благоуханной смолы, выступив по всему стволу. Зачав от отца, несчастная никак не могла под своей корой разрешиться от бремени, и вновь воззвала к богам. Боги смилостивились ещё раз, и из ствола вышел Адонис, сын миррового дерева, будущий любовник самой Афродиты».
Плиний пишет: В общем, хорошая мирра имеет форму неравных по размеру шариков, которые образовались в результате выделения беловатого сока и которые легко плавятся.
Древние использовали мирру самыми разными способами. Во времена Моисея Господь предписал изготовление святого масла для помазания первосвященников. Само название мирра происходит из семитских языков, в которых «мурр» обозначает «горький».
Сортов миррового дерева бывает довольно много. Очень большим дерево не вырастает, но имеет довольно солидный ствол, узловатый в корневище.
Ладан – это смола, собираемая с различных видов дерева, обозначаемого ботаниками как Boswellia. На Сокотре встречается шесть его видов, а в Йемене ещё дюжина.
Сбор ладана с древних времён и до наших дней происходит одним и тем же способом (гид Эднан нам его продемонстрировал). Плиний в 1 веке описывает это так:
В прошлом, когда продажи продукта были относительно невелики, его сбор производился один раз в год. Ныне приманка выручки заставляет собирать его дважды. Первый и, так сказать, «естественный сбор» по времени совпадает с самой сильной летней жарой, со временем созвездия Пса.
Надрез делается там, где под набухшей корой угадывается скопление сока. Из надреза течёт маслянистая пена, которая затем свёртывается и загустевает. Кора при этом не снимается, а лишь слегка отодвигается от места надреза. Пена стекает либо на подстилки из пальмовых листьев, либо прямо на утоптанную почву. Ладан собранный вторым способом более чист, но первый способ гарантирует более высокое качество.
Приставшие к дереву остатки смолы затем соскабливаются особым железным орудием.
Лес разделён на участки, и порядочность их собственников предотвращает всякое нарушение.
Невозможно просчитать импорт ладана и мирры из Аравии в Римскую империю. Однако, доподлинно известно, что римские граждане употребляли этот продукт в больших количествах.
Солдат цезаря получал примерно 72 динария в год, что составляло 6 кг. ладана. Если верить Плинию. В 1 веке 1 кг. ладана был равноценен 30 кг. муки. Историк утверждает, что при погребении Поппеи Нерон воскурил годовой запас ладана.
А теперь посчитайте число похорон по всей земле только за год, а вместе с ним – и груды благовоний, потреблённых на то, чтобы почистить трупы. Тех самых благовоний, от которых богам остаются лишь крохи.
Вот и плыли с Сокотры благовония на материк. Далее из Аравии шли гружёные караваны верблюдов, доставляя в Рим ценный груз.
С принятием христианства мир изменился. Ушло в прошлое окуривание покойников и богослужение, где сжигалось огромное количество благовоний, отчего «Аравия Счастливая» стала просто Аравией.