• Николаевская каплычка
  • Николавская каплычка на старом фото
  • Круглая башня острожской крепости
  • Сторожевая башня острожской крепости
  • Герб князей Острожских на Сторожевой башне
  • Казацкие люльки в острожском музее
  • Острожский музей
  • Острожский музей
  • Богоявленский собор в Остроге
  • Руины острожской синагоги
  • Владимир Мономах
  • Святополк Изяславович
  • Ослепление Василька (Радзивилловская летопись)
  • Свидригайло Ольгердович, князь Литовский
  • Константин Иванович Острожский
  • Константин-Василий Острожский
  • Гальшка Острожская
  • Беата Острожская
  • Януш Острожский
  • Александр Острожский
  • София Острожская-Любомирская
  • Острожская библия
  • Острог на литографии Н.Орды
  • Острожская синагога на старом фото
...
0
Казацкие люльки в острожском музее Острог, Украина
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Казацкие люльки в острожском музее

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Острог

    Острог

    LAT
  • 50.32793N, 26.52111E
  • Я здесь был
    Было: 10
    Хочу посетить
    20

    3 материалa по 1 объекту,  41 фотография

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    1
    agritura
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 1 мар 2009

    Ровенская обл. Острог и Острожские

     
    16 апреля 2009 года|| 11| 98621

    Из Новомалына направляемся в Острог. По дороге нам встречается каплычка св. Николая – беседка-часовенка, построенная над источником с чистейшей водой. Местные жители верят в ее чудодейственные свойства. Люди, явно приехавшие издалека, набирают целые канистры этой водички. Интересно, для чего она в таком количестве? Нам для утоления жажды хватает нескольких глотков.

    Острогу можно посещать отдельный день. На территории укреплений в хорошо сохранившейся Каменной Крепости имеется интересный музей, башни разбросаны по городу на холмах – ходить не переходить. В городке имеются памятники религиозные, причем как христианские, так и иудаистские, культурно-академические, архитектурные. Нам, к сожалению, на детальный осмотр всех красот Острога времени не хватило, посетили только компактно расположенный комплекс Острожских укреплений.

    Небольшой экскурс историю. Я хотела бы начать с событий Любечского съезда и того, что за ним последовало. Состоялось сие знаменательное событие в 1097г. Это был закат Киевской Руси, после смерти Ярослава Мудрого все больше удельных княжеств отказывались признавать главенство Киева. Между древнерусскими князьями тогда происходила непрерывная грызня, что сильно ослабило государство. Нависла реальная угроза со стороны печенегов, хотя некоторые князья не брезговали прибегать к их помощи в борьбе со своими же русскими соперниками. Для выработки плана совместной борьбы с печенегами князья решили, преодолев неприязнь друг к другу, собраться в одном месте и обо всем договориться. В результате было заключено перемирие, произведен раздел земель и принят сыновний принцип их наследования. Вот участники этого съезда и земли, которые им достались:
    - Святополк Изяславич, как старший, получил Киев, Туров и Пинск, и титул великого князя; Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
    - Олег и Давид Святославовичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
    - Давид Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;
    - Василько Ростиславич (с братом Володаром) — Теребовль, Червень, Перемышль.

    Договориться вроде бы договорились, однако договоренность соблюдать собирались не все. Дальнейшие события очень подробно описываются в «Повести об ослеплении князя Василька Ростиславовича», принадлежащей перу некоего попа Василия Книжника, перевод которой с древнерусского я нашла на одном из исторических сайтов. Василий состоял на службе у Давида Игоревича Владимир-Волынского и, судя по мелким подробностям, был очевидцем жутких событий. Прошло буквально пару месяцев после Любечского съезда, а Давид Игоревич, князь Владимира-Волынского, уже вступил в сговор со Святополком, убедив его, что брата его Ярослава Изяславовича убил Василько Требовльский. Давид нашептал, что Василько сговорился с Владимиром Мономахом, посягает на Киевский Великий престол и мечтает убить и самого Святополка. Святополк явно поверил навету. Когда Василько прибыл на богомолье в Киев в Выдубический монастырь, Святополк принялся настойчиво зазывать его на празднество. Василько неоднократно отказывался, спеша домой, чем только усилил подозрения в заговоре. Наконец, несмотря на предупреждения доброжелателей, он согласился принять участие в трапезе. Во время пира оба заговорщика под благовидным предлогом оставили гостя, после чего на него накинулись холопы, связали и отвезли в вотчину Давида Звенигород. Василий Книжник с жуткими подробностями описывает, как на несчастного князя накинулись давидовы смерды, как с ним, сильным и крепким мужчиной, никак не могли справиться, как пытались придавить его к земле досками...

    В конце концов беднягу все-таки лишили глаз, порезав при этом лицо... Это страшное событие подняло новую волну княжеской междоусобицы. Мономах, узнав о неслыханном злодеянии, заплакал и возопил, что не знала еще земля Русская подобного преступления. Он же был инициатором наказания Давида. Святополк, как это обычно бывает, умыл руки, мол: я – не я и хата не моя, не я Василька калечил, все Давидка-злодей; и даже стал первым организатором поимки преступника. После побега и долгих скитаний Давид все-таки вернулся на очередной съезд князей, где его судили и решили наказать «по-княжески» - отобрали у него Владимир-Волынский, но взамен отдали несколько небольших городов, включая Острог, и... 400 рублей серебром.

    Предположительно, первые укрепления были построены еще при Давиде Волынском. Они были деревянными, а каменные строения появились уже с распространением огнестрельного оружия. Со временем крепость перешла к князьям Острожским.

    Первым из князей этой фамилии, о котором имеются письменные упоминания, был Данила Острожский (умер в 1376г), князь Холмский, участник восстания 1341г против польского короля Казимира.

    Его сын, Федор Острожский (умер в 1411г), был луцким воеводой, побратимом литовского князя Свидригайло, и помог ему бежать из 9-летнего заточения, куда его заточил двоюродный брат Витовт. Интересно то, что вначале Федор был сторонником Витовта и получил от последнего верительные грамоты на владение Острогом, но позже принял сторону его соперника. Что поделать? Время было такое. Сами литовские князья то мирились, то ссорились друг с другом в зависимости от политической ситуации и личных выгод. В конце жизни Федор постригся в монахи под именем Феодосия Острожского, похоронен в Киево-Печерской лавре.

    Василий Федорович Острожский (Красный) (?- 1450) знаменит тем, что всерьез занялся строительством крепости. Яростный сторонник православия, князь-строитель. Основал несколько православных монастырей и церквей.

    Внук его, Константин Иванович Острожский (1460-1530), староста брацлавский и винницкий. Князь-воин, возглавив польско-литовскую армию, участвовал в 33 сражениях, из которых проиграл только два. Как это ни странно звучит, этот блестящий полководец был еще и … известным миротворцем. При нем расцветали православные епархии, и король поручил ему быть куратором и судьей в делах и спорах местных землевладельцев. Тоже строил храмы, похоронен в КП-лавре.

    Гальшка (Елизавета) Ильинична Острожская (1539-1582), православная, внучка Константина Ивановича. Дочь Ильи Острожского, православного, и Беаты Костелецкой, католички. Когда к Гальшке посватался представитель еще одного знатного православного рода, Дмитрий Сангушек, сама невеста и ее отец дали согласие, однако мать ее и сам король Польши воспротивились браку. Острог был взят приступом, молодой муж убит, а вдову насильно выдали замуж за католика Лукаша Гурку, в несколько раз старшего ее. В знак протеста девушка добровольно уединилась в башне замка, принадлежавшего новому мужу, где провела 14 лет до самой смерти супруга. Тем временем Острог захватил второй муж (и уже вдовец) ее матери Беаты. Вернувшись домой, Гальшка передала права владения своему дяде Константину-Василию Константиновичу Островскому, который сумел вернуть Острожские земли в семью. Красивая дама с твердым характером, Гальшка вышла замуж и в третий раз, хотя после пережитого, поговаривали, слегка повредилась в уме.

    Константин-Василий (1526-1608),троюродный брат и соперник Ивана Грозного – самый знаменитый и уважаемый из династии. Образованнейший человек, основал Острожскую академию (Греко-славянская школа), укреплял православие, поощрял развитие книгопечатания. Пригласил на работу Ивана Федорова, который напечатал в Остроге 6 книг, в т.ч. знаменитую «Острожскую Библию» – половину того, что Федоров сделал за всю свою жизнь. На сегодняшний день сохранилось 400 (!) экземпляров Острожской библии, один экземпляр с опечаткой (указаны две разные даты выпуска – 1580 и 1581г), принадлежавший Ивану Грозному, хранится в Лондонском музее. Константин-Василий претендовал на русский престол после смерти Царя Ивана, однако Московский престол ему не достался, и князь вступил в оппозицию. Он выступил сторонником Люблинской унии (союз с Польшей и Литвой в составе Речи Посполитой), хотя и отстаивал православие, но при том был редким по тем временам «веротерпимцем» - при нем в Остроге развивались синагоги и мечети. Выпускники основанной им Академии со временем образовали подобную, Киево-Могилянскую академию. Здание Острожской академии сохранилось, на его поддержание когда-то выделила средства София Александровна Острожская (1595-1622), ныне, совсем недавно, его привели в порядок на деньги государства. Константин-Василий - самый богатый князь в Речи Посполитой – ему принадлежала треть Волыни, а также земли в Галиции, в Киевщине и Подолье.

    Януш (Иван) Константинович Острожский (1554-1620).Князь Острожский (1608-1620), староста белоцерковський, богуславский, черкасский, каневский, переяславский, воевода волынський (1585-1593), каштелян краковский (1593-1620). Януш Острожский еще больше расширил приделы семейных владений. Богаче его со временем стал только магнат Вишневецкий. Первый из князей Острожских принял католичество. Отцы-иезуиты, отчаявшиеся обернуть в католичество Константина-Василия, принялись за его потомков и успешно «обработали» их. В этом и состояла ошибка Константина-Василия: выбрав себе, в результате принятия Люблинской унии, в могущественные покровители католическую Польшу и отказавшись от союза с Россией, невозможно было долго сохранять верность православию. Сам Константин остался тверд в своей вере, а вот потомки его быстро приняли католичество и в скором времени совсем ополячились.

    Александр Константинович (1571-1603), его средний брат, единственный из трех братьев остался православным и до последнего защищал веру отцов, чего не скажешь о его детях.

    Дочь его, Анна-Алоиза (1600-1654), оставила огромное грязное пятно на репутации рода. Оставшись без отца в три года и еще через пять лет лишившись деда, под влиянием матери-католички Анны Костки стала фанатичной приверженицей католицизма. С ранних лет отличалась откровенным самодурством и склонностью к эффектным жестам. В юном возрасте выйдя замуж за втрое старшего ее князя Ходкевича, Анна через год овдовела. Во время короткого «супружеского счастья» до смерти мужа они договорились, сохраняя видимость брака, блюсти чистоту и отдавать все время служению Богу (что не удивительно, учитывая возраст новобрачного). Каждый год вдовица собственноручно переодевала дорогой ее сердцу труп мужа в «свежие» золотые ризы. Вместо того, чтобы повторно выйти замуж, эта экзальтированная особа сблизилась с отцами-иезуитами и обрекла себя на пожизненное «монашество» в миру. Святым отцам было не интересно, чтобы вдова уходила в монастырь – тогда они бы лишились щедрой «кормушки». Они убедили девушку, что вдовий подвиг среди сует мирской жизни почетнее схимы и уж тем более – повторного замужества. Анна-Алоиза совершила несколько сумасбродных поступков. Взломала фамильный склеп отца в Богоявленском соборе, посмертно «перекрестила» его в католичество и перенесла его прах в костел. Этот жест вызвал сильный ропот среди многочисленного православного населения: князя уважали при жизни, и всех возмутило страшное кощунство по отношению к его останкам. Возможно, волнения улеглись бы, если бы не следующая дикая выходка княгини. Во время православной Пасхи Анна в раззолоченной карете, несясь на всем скаку мимо Богоявленского собора, проехалась колесами по корзинкам прихожан с пасками и яйцами, приготовленными для торжественного освящения. Возмущенная толпа закидала княгиню все теми же яйцами, повредив ей при этом глаз. Вспыхнуло народное восстание, охватившее все воеводство. Вскоре оно было подавлено, а бунтовщиков покарали с невиданной жестокостью – княжеский суд придумывал поистине изуверские казни: несчастных жертв рубили на куски, сажали на кол, варили в смоле, сдирали кожу. Вот такая агница божья! На этом княгиня не остановилась – она предала Богоявленский собор анафеме, после чего его закрыли. Казацкие войска Богдана Хмельницкого изгнали жестокую сумасбродку из ее вотчины в 1648г, она бежала в Польшу, таща за собой золоченый гроб супруга. Там Анна-Алоиза и умерла в возрасте 54 лет. Ее тело и после смерти не нашло покоя – по разным причинам его несколько раз перезахоранивали, в конце концов, она нашла временное упокоение, но ненадолго: костел, где ее похоронили, сгорел и пришел в запустение, в нем поселились бомжи, которые ограбили могилу, а останки княгини выбросили на свалку.

    Я увлеклась историей, совсем забыв географию, а вернее, достопримечательности. Начнем с упомянутого Богоявленского собора. Построен он еще в 1453г Василием Красным. На гравюре Н.Орды мы видим его величественные руины – со времен закрытия он ветшал и разваливался пару веков. В 1887 его перестроили, получился более компактный вариант, который можно видеть и сейчас. Мы осмотрели собор, но как обычно с нашим везением, сейчас он закрыт. На территории бывших укреплений имеется мощная полукруглая башня редкостной для Украины формы и вида, похожая на Римскую туру. Это Круглая башня (какая же она круглая?!), возведенная в 16 веке по чертежам итальянских зодчих. Сейчас она в сносном состоянии, но ей явно требуется дополнительная консервация и реставрация.

    Рядом – беленое квадратно-прямоугольное сооружение, Сторожевая башня 16 века. Под крышей виднеется герб Острожских. В башне сейчас музей. Чтобы попасть в него, сначала спускаемся в глубокое подземелье, а потом ярус за ярусом поднимаемся наверх. Здесь собраны всякие произведения исскуства и памятные материалы. Некоторые действительно ценные, некоторые больше смахивают на поделки. Тут есть несколько скульптур работы уже упоминавшегося мною Оскара-Томаша Сосновского, последнего хозяина Новомалына. Тут же – старые фото новомалынского замка. На них строение уже явно заброшено, но еще не руинировано. Мне очень понравились потемневшие деревянные скульптуры неизвестных мастеров, привезенные из каких-то костелов, они динамичные и выразительные, похожи на работы Пинзеля. Хранится в музее оружие и доспехи, предметы быта – от казацких люлек до кареты, есть здесь древние книги. Посреди пола в одном из залов – глубокий колодец, прикрытый решеткой. Стены здания толстенные, на окнах решетки. Сами помещения – внушительные, сводчатые. Вид у них вполне «крепостной». Есть экспозиция, посвященная жителям города. На меня произвел впечатление стенд с материалами о местном хирурге Шпизеле Рафаиле Срулевиче, который сам изобрел несколько хирургических инструментов и новые способы вмешательств. Он лауреат разных премий, автор монографий и учебников, профессор. Самое поразительное – этот уважаемый человек, преподаватель, в 80-летнем возрасте поехал в Ровно заканчивать курсы пользования ПК! На стенде выставлен его сертификат об окончании!

    Осмотрев музей, мы поднялись на верхний этаж. Отсюда выход вниз через деревянную лестницу, приделанную к зданию со стороны улицы. Спускаемся. На выходе осматриваем надвратную колокольню. Это самая поздняя постройка на территории архитектурного заповедника, ее возвели в 1905г. Через дорогу на соседнем холме в паре сотне метров видна еще одна башня – Луцкая. Она тоже полукруглая, в хорошем состоянии, ее, похоже, реставрировали. Она выкрашена в серо-голубой цвет и имеет очень торжественный вид. Ее зубцы изукрашены ажурной резьбой, что придает массивному строению некую легкость. В башне расположен музей книгопечатания. Туда мы уже не успеваем – нам сегодня еще нужно добраться домой, до Киева. Выше Луцкой башни есть еще одна – Татарская. В ней, по преданию, содержали пленных татар, то есть выполняла она роль тюрьмы. Сейчас она в жутком состоянии, почти рассыпалась. Ее мы видим мельком, и только кусочек. Говорят, там горы мусора и нечистот. Эх, жалко-то как!

    В руинах лежит и знаменитая Острожская синагога. Ее связывают неразрывно с именем иудейского религиозного философа и учителя, рабби Самуеля Эдельс Маршуе. Синагога была построена еще до него, в 16 веке, известна была как школа раввинов. Маршуе отремонтировал и достроил синагогу за свои средства. Он был очень уважаемым в еврейской среде ученым и педагогом. Здание просуществовало столетия, в 18 веке его капитально отремонтировали и украсили. Фашисты во время второй Мировой сильно повредили дом. После войны здесь был склад, а теперь здание почти развалилось. А-у-у-у! Евреи! У вас, говорят, иногда водятся деньги! Сделайте же что-нибудь!

    Вот такой интересный город. Есть здесь еще пару церквей и костелов, несколько других памятных знаков, но с нас на сегодня впечатлений предостаточно. Все остальное – в следующий раз. Нас ждет недолгий «привал» в ресторанчике с шашлычками и маршрут «Острог-Ровно-Киев». Счастливо оставаться, Ровенщина!!!

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    24 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Острог
    сообщить модератору
      Наверх