В Олесько я уже бывала однажды, возвращаясь из какой-то командировки из Львова. Помню массивное сооружение на высоком холме, которое видно далеко с дороги; помню головокружительное ощущение прикосновения к старине. Со стороны постройка кажется довольно крупной, но, попав во внутренний дворик, я тогда удивилась – он оказался очень маленьким. Еще помню в замковом парке множество современных скульптур, некоторые из которых откровенно авангардные, что не совсем вяжется с обликом старинной постройки. Помню прогулку под пронизывающим ветром по деревянной балюстраде со стороны заднего фасада; помню, как с высоты балюстрады открылся впечатляющий вид на широкую равнину...
Сегодня в наши планы не входит тратить много времени на осмотр Олеского замка, но и просто проехать мимо и не сделать пару фото было бы упущением, тем более, что замок стоит у дороги от Бужска к Подгорцам.
В былинные времена стоял неподалеку - километрах в шести отсюда, град Плиснеск,упоминавшийся еще в "Слове о полку Игоревом". Селение немалое: 160 га (Киев того времени занимал площадь 240 га). Судя по размерам и высокому по тем временам уровню развития города, постоял древний Плиснеск не один век. Укреплен он был не шутейно: окружали поселение 7 рядов валов! Ученые считают, что возник город еще в 7 веке, а человеческие поселения здесь существовали задолго до этого: археологи обнаружили остатки поселений Черняховской и Высоцкой культур (1-2 тысячелетья до нашей эры) в окрестностях Олеско. В 7-8 веках здесь еще не было укреплений, а жили здесь дулебы. Первые деревянные укрепления были возведены предположительно в 10 веке. По легенде, в 11 веке княжна Елена Всеволодовна основала здесь монастырь. Сама храбрая княжна погибла во время набега половцев. Лесок, в котором ее якобы убили, до сих пор называют Елениным парком. С 1199 года, с момента объединения Галицкого и Волынского княжеств Романом Мстиславовичем город-крепость был приграничным форпостом на пути к столичному Галичу.
Долго здесь стоял город, да, к сожалению, не устоял: его полностью разрушили татаро-монголы в 1241 году. Последние захоронения в разоренном Плисненске осуществлялись в начале 14 века, после этого жители покинули город. Остались от него только рвы да валы. Их остатки можно вдеть и по сей день. Это настоящая Мекка для археологов: на территории городища неоднократно производились раскопки, найдено множество интересных артефактов. Нижнюю часть городища сейчас занимает небольшой хутор, входящий в состав соседних Подгорцев, а валы и следы рвов увидеть можно в незаселенной верхней части. Неподалеку находится монастырь базилиан (василиан), основанный семьей Даниловичей в 16 веке. Монахи утверждают, что их обитель основана прямо на том месте, где был когда-то Еленин монастырь, и является его преемником и идейным продолжением. Вообще Плиснеск упоминается в путеводителях двух пунктов Золотой туристической подковы: Олеско и Подгорцев, так как находится недалеко от обоих.
Первые упоминания об Олеско встречаются с 1327 года, когда окрестные земли перешли во владение князя Юрия (Георгия) Второго Болеслава Казимира. Не известно, построил ли город Юрий, либо поселение возникло здесь до него, заменив погибший Плиснеск. Юрий был сыном мазовецкого князя Тройдена Пяста и дочери галицкого князя Марии Юрьевны. Этот мало упоминаемый князь вольно и невольно сыграл свою весомую историческую роль – он стал первым и последним галицким князем из рода Пястов, сменив на престоле умершего последнего Рюриковича – Владимира Львовича (дядя матери). Кроме того, Юрий женился на дочери Великого князя литовского Гедемина, родственнице Польского короля. Это со временем дало право Польше претендовать на владение Галицким княжеством. Юрий, крещенный в православии, со временем принял крайне «про-польскую» позицию, принял католичество и пытался насадить его по всей Галиции, за что и был отравлен православными боярами. Перед смертью он завещал свой престол польскому королю Казимиру. Все это спровоцировало долгую войну за Галицию, в которую были ввязаны правители нескольких государств, основная конфронтация существовала между Казимиром Великим и Любартом (Дмитием) Гедеминовичем. Естественно, Олеско, находящееся на пересечении нескольких крупных дорог и границ, в то время находилось в самом эпицентре бурных событий. Кроме того, замок занимал еще и довольно выгодное расположение – на вершине 50-метрового холма, откуда хорошо просматривалась вся округа, в окружении непролазных болот и двух рек. За полвека он несколько раз переходил из рук в руки. В 1366 году Любарт и Казимир заключили долгожданный мир, Олеско перешел к Любарту. Предположительно, первое укрепление в Олеско было деревянным, каменные стены возвели вокруг деревянных же построек ориентировочно в конце 14 – середине 15 веков. Еще раз город упоминается в документах уже в 1390 году, когда римский папа Бонифаций подарил Олеско вместе с Рогатиным и горной крепостью Тустань Галицкому католическому архиепископу.
Далее замок упоминается уже в 15 веке. Русские феодалы выступили на стороне литовского князя Свидригайло против короля польского Ягайло. Одесский гарнизон возглавлял некий Ивашко Преслужич из Рогатина. Около полувека замок, занятый сторонниками Свидригайло, был неприступен для поляков. Они захватили Олеско после длительной осады только в 1432 г, к тому времени вот уже как 83 года был покорен Львов. В том же году замок передали новому хозяину Яну из Сенны. Потом замком владели бояре Олесские. В 1442, 1453, 1507, 1512, 1519, 1575, 1629 годах неспешное течение дней в крепости весьма разнообразили и оживляли (а так же умертвляли ее жителей) своими набегами татары. Во время набегов в разное время закончили свою жизнь два владельца замка Фредерик Гербург (убит) и Станислав Данилович (умер в плену) – оба этих господина имели отношение к одной и той же даме – Анне Олесской; первый был ее первым мужем, второй – правнуком.
При дворе внука Анны, Ивана Даниловича, одно время служил отец Богдана Хмельницкого Михаил Хмель. По идее, маленький Богдан мог неоднократно и подолгу бывать здесь. Именно Данилович назначил Михаила Хмеля своим Чигиринским подстаростой и подарил ему хутор Суботов. Сам Иван Данилович сыграл важную роль для замка. Он дважды очень выгодно женился, существенно обогатив свою казну за счет приданного своих обеих супруг. Это позволило ему произвести серьезную перестройку замка в конце 16 начале 17 столетия. Предположительно, над проектом работали итальянцы Галиаццо Аппиани и Альберто Муратори, а так же «маляр Войтех» и «золотильщик Яков». Непосредственно строительные работы осуществлялись крестьянами окрестных сел Сточина, Ожидова, Хватова и Йосиповки. Были построены двухэтажные корпуса, более пригодные для жилья, чем прежние строения; жилье для прислуги, ранее вынесенное за пределы крепостных стен, переносят на территорию. Уделил Данилович внимание и декору – на окнах второго этажа появились резные украшения, над дверями – порталы, стены украсили гербами и вензелями. С именем Ивана Даниловича связана еще одна легенда. В его дочь Марианну без ума был влюблен шляхтич Адам Жолкевский. Он неоднократно просил у Ивана руки его дочери, но прагматичный Данилович все тянул с ответом – он мечтал породниться с королевским домом и не собирался выдавать ее за не самого богатого претендента. Наконец, он сообщил Жолвкевскому о своем отказе во время карточной игры. Пораженный шляхтич, вскочив из-за стола, в ярости пронзил себя ножом. Самоубийцу не полагалось хоронить на кладбище, поэтому его погребли у стен замка в болотистой почве. Впечатлительные особы до сих пор верят в то, что неупокоенный призрак Адама Жолкевского бродит по округе и жалобным голосом зовет свою любимую.
После Даниловичей замком владели Конецпольские. Здесь в 1629 году родился внук Ивана Даниловича будущий король Польши Ян Собесский. Мальчик родился в семье Якуба Собесского и дочери Ивана Давидовича Теофилии. Ему суждено было сменить на престоле безвольного и изнеженного Михаила Корибута Вишневецкого, к слову, тоже родившегося в Олеско. Говорят, во время рождения и Яна над замком бушевала гроза, а гарнизон тем временем отбивал очередной набег татар. От страшного удара грома якобы оглохла повивальная бабка, а черный мраморный стол, на котором пеленали младенца, треснул. Пораженные присутствующие предрекли новорожденному великое грядущее. С бабкой история не совсем ясна - оглохла ли она от грома, или от диких воплей перепугавшегося младенца, а может к тому моменту была уже глухая, как пень, а вот стол сохранился до наших дней, его позже перевезли в Подгорцы.
Пока будущие короли подрастали, замок, временно принадлежавший Конецпольским, сильно пострадал во время опустошительного набега казаков Богдана Хмельницкого – разъяренный гетман не пощадил бывшего папенькиного рабочего места. Позже, уже заняв польский престол, Ян Собесский выкупил Олеско в 1682г у кредиторов умершего Станислава Конецпольского и подарил его своей жене Марии Казимире. Перед покупкой он писал жене: «В Олесском замке с того места и покоев, в которых родился в 1629 году. Единственное утешение души и сердца, преданнейшая, благодарнейшая и любимейшая Марысенька. Специально сегодня поехал с воеводой русским и другими, чтобы присмотреться к местам, которые теперь еле вспоминаю. Застали замок и город весьма опустошенными, однако село доброе и костел, где лежит мой дед, русский воевода Данилович, в порядке. Сегодня возвращаемся назад в Золочев. Уговаривают меня еще и в Подгорцы поехать, но не знаю, будет ли на это время». Ян Собесский был человеком образованным, он закончил Ягеллонскую академию в Кракове. С юности он был врагом России, участвовал в нескольких польских походах против Москвы. Позже он прославился в войнах с Турцией, возглавив польские войска во время нескольких победоносных сражений – в Подгайцах, Хотине и под Веной. В общей сложности он участвовал в более чем тридцати сражениях, большинство из которых закончились победой поляков. Его супруга была француженкой по происхождению, во всех источниках ее упоминают, как необыкновенную красавицу, вскружившую голову не одному вельможе. На меня лично ее портреты особо впечатления не производят, в те времена были весьма своеобразные представления о женской красоте. Может, художники виноваты; может, я чересчур требовательна, да и, если честно, традиционно мужчины мне как-то больше нравились…
Роман Марии Казимиры и Яна возник еще до смерти ее первого мужа Яна Замойского (очень удобно, когда у первого и второго мужей одинаковые имена – меньше путаницы). Говорят, что Мария своей напористостью и интригами помогла мужу занять польский престол. Ее признавали далеко не все придворные – кровей Марысенька была отнюдь не королевских: дочь гвардейца-маркиза и королевской гувернантки, да еще и успевшая до брака с Собесским уже один раз «сбегать» замуж и овдоветь. Эта дама отличалась вздорным характером, твердой волей и истинно царскими аппетитами. Ее воинственный муж-король, такой отважный на полях сражений, был не в силах отказать ни одному капризу любимой Марысеньки был у нее под каблуком, над чем посмеивались все подданные. Королева довольно нахально вмешивалась в политические дела королевства, интриговала и вершила судьбы, словом, королевством правила, скорее она, а не ее победоносный муж. На свои резиденции Мария Казимира не жалела средств. При ней Олеско капитально реконструировали, появились высокие «барочные» крыши над корпусами и надвратной башней. Уже в 1684 году ремонт закончили, королева впервые посетила свою обновленную резиденцию. Королевское семейство бывало здесь нечасто, но порядок здесь поддерживался идеальный, чтобы в любой момент достойно принять сиятельных хозяев. Сопровождающие их иностранцы (как например француз Франсуа Далейрак), восторгались устройством и оснащением резиденции, однако сетовали на ее небольшие размеры и дефицит места для прогулок.
В 1725 году Якуб Собесский, сын покойных к тому времени Яна и Марии, продал замок Станиславу Жевусскому. Его богатейшее семейство славилось неумеренной расточительностью, вот и на очередные реконструкции Олесского замка были потрачены огромные средства. К слову, несколько поколений Жевусских «растранжирили» огромное состояние, так, что замок в числе многих других в конечном итоге пришлось продать «с молотка», но это случилось через много лет после приобретения Олеско. Сын Станислава Жевусского, Северин Йозеф, построил рядом с замком монастырь для монахов-капуцинов. Он же потратил колоссальные деньги на переоформление интерьеров замка. Он пригласил для этого французского скульптора Лебласа. Именно в этот период в замке устанавливают бесценные изразцовые печи, множество скульптур, украшают стены и
потолки богатой лепниной и росписями. Тогда же выстроили новую надвратную башню и достроили несколько помещений для прислуги на третьем этаже. Работы были закончены во второй четверти 18 века. Каждая дворцовая зала теперь имела собственное имя – «Портретная», «Венская» (где висела огромная картина «Битва под Веной»), «Зеркальная», «Желтая», «Европейская» (ее плафон украшала роспись «Похищение Европы»), и т.д. После смерти Северина Олеско переходит его брату Вацлаву, который явно был равнодушен к своей олесской резиденции. Он перевез отсюда практически все ценности в свои любимые Подгорцы.
Шли годы, и вкладывать деньги в поддержание замка больше никто не собирался, он понемногу ветшал... В 1796 году его продали с торгов. Сохранилась запись в аукционной книге: Каменная палата, руины которой оценены в 5600 флоринов». Еще одна невеселая запись сделана гостем Олеско Немцовичем, побывавшем здесь в 1820 году: «Замок запущенный…
Покой, где рожден был Собесский, совсем разрушен, полно мусора… В другом конце замка комнаты лучше содержаться. В одной из них есть портрет Собесского, Жолкевского, Конецпольского и Костюшко». Еще две блистательные» польские фамилии владели Олесским замком – Залеские и Литинские. Последние были обнищавшими дворянчиками, и вообще не ясно, с какой целью они приобретали практически обветшавший к тому времени замок. Сами они ютились в нескольких комнатах, остальные были в аварийном состоянии и пребывали в запустении, с заколоченными окнами. Литинские не могли себе позволить сделать полноценный ремонт, мало того, эти обалдуи еще и ускорили разрушение Олесского замка. Новым хозяевам однажды несказанно повезло – в стене одной из комнат они случайно обнаружили клад, спрятанный их давними предшественниками. После этого горе-кладлоискателей уже невозможно было остановить. Они не успокоились, пока не попробивали все стены в комнатах замка, не посрывали дорогой паркет и не поразбирали камины. А замок продолжали преследовать несчастья: в 1836 году здесь был сильный пожар, а в 1838 году 15-минутное землетрясение нанесло очередные повреждения старинной постройке; стены покрылись трещинами, особенно пострадало левое крыло. В 1875 году замковый колодец обрушился.
Последней хозяйкой была мадам София Литинская. Она продала замок государству в 1882г, теперь за полуразрушенной постройкой присматривал о галицкое самоуправление. В 1891 году началась реставрация, в ходе которой левую (северную) стену укрепили контрфорсами. Я, если честно, предполагала ранее, что эти контрфорсы более древние, у них такой «средневековый» вид… В отремонтированных помещениях в 1898 году разместили сельскохозяйственную школу. Реставрационные работы возобновляются в 1933 году, однако война прерывает их. С 1939 года здесь разместился советский лагерь для польских военнопленных, а с 1941 – уже фашистский лагерь для русских солдат.
Война закончилась, казалось бы, все беды позади, но с многострадальным замком опять происходит несчастье: в 1951 году происходит очередной сильный пожар. С 1958 по 1965 год львовские реставраторы работают, не покладая рук. Именно им мы обязаны возможностью любоваться самым древним из сохранившихся замков на Украине, они воссоздали древний памятник истории и архитектуры буквально из пепла. Теперь сюда приезжает немало туристов – благо Львов в каких-нибудь 80 км. Любят его и «киношники».
Здесь снимались эпизоды из фильмов «Дикая охота короля Стаха», «Три мушкетера», «Потоп», «Овод» и некоторых других. С 1975 года в Олеско разместили филиал Львовской картинной галереи. В замке восстановлены многие интерьеры, бережно воссоздана мебель и часть убранства, гобелены и лепнина. Здесь выставлена экспозиция деревянных скульптур, среди которых имеются бесценные работы Иоганна Пинзеля (я имела счастье видеть многие их них на выставке в Киеве).
По всей видимости, внутрь Олесского замка мне удастся попасть только при очередном, уже третьем приезде. Подниматься на замковый холм мы в этот раз не стали, осмотр уже знакомого замка займет немало времени. Я сделала несколько фотографий снизу, с берега озерца. Постройки на холме летом наполовину скрыты от глаз ветвями деревьев, растущих в призамковом парке у подножья холма. Сейчас я больше внимания уделила монастырю и костелу, находящемуся через дорогу от холма, ведь в прошлое свое посещение я их, кажется, даже не заметила.
Строился этот монастырь, как уже говорилось, для капуцинов. Это монашеский орден, возникший в 16 веке. Название происходит от итальянского «cappucio» - особый головной убор в виде островерхого капюшончика. Еще есть такая милая обезьянка-капуцин, прозванная так за темный хохолок на головке. Приглашая монахов в Олеско, Северин Жевусский рассчитывал, что «божьи люди» немного присмирят местное население, склонное к бунтам. Монастырь построил архитектор из Подолья Мартин Добравский. Строительство закончили в 1737 году. Монастырский комплекс состоял из костела св. Антония, возведенного в стиле барокко, и квадратной в плане келейной постройки. В здании келий существовал внутренний дворик, где был разбит роскошный сад. Территорию окружали мощные стены трехметровой высоты, и пять часовен, из которых до наших дней устояли только две. На территории вырыли два пруда, посадили фруктовые деревья, разбили огород и грядки с лекарственными растениями. Была здесь и библиотека, и аптека. Со временем появилось монастырское кладбище. Интересно, что и сам создатель комплекса, зодчий Добравский, стал монахом этого монастыря и окончил здесь свои дни. Похоронен тут был и Северин Жевусский. Отсюда родом еще один замковый призрак. Во время одного из религиозных торжеств психически больной монах у всех на глазах прыгнул в колодец, испортив праздник своим собратьям и прихожанам (и особенно тем, кому пришлось доставать его труп). Самоубийцу, как положено, похоронили за оградой кладбища, и с тех пор его приведение дико стеная, гуляет по округе. А иногда, по всей видимости, они с призраком Адама Жолкевского хаживают друг к другу в гости и перекидываются в картишки. Монастырь сейчас находится в неплохом состоянии, ободран только слегка; перед его фасадом сохранилось несколько религиозных скульптур. Весьма эффектно старинные постройки выглядят под свинцовыми тучами: кажется, нас догоняет гроза. Не дожидаясь первых капель, мы возвращаемся в машину. А для Олеско ненастье - даже хорошо: иногда во время грозы здесь рождаются короли!
Теперь нам надо ехать в Подгорцы, тем более, что мы там еще ни разу не бывали – очень интригующе! По дороге мы проезжаем мимо еще одного старинного памятника архитектуры это Троицкий костел, построенный еще в 15 веке. Он несколько раз сильно повреждался пожарами, потом восстанавливался и перестраивался, поэтому до наших дней он дошел значительно видоизмененным. Сейчас это довольно крупная постройка, сочетающая черты ренессанса и готики.
Прямо на выезде из Олеско у дороги стоит сохранившийся памятник всадникам Первой Конной. Очень странно его видеть, тем более, что в этих краях испытывают особую "теплую любовь" ко всему, что связано с Советским периодом. Удивительно, как гигантских конников еще не снесли...
Размышлять об этом некогда, мы спешим в Подгорцы.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Сообщение удалено.