“ Я ПРИКРЫВАЮ ГЛАЗА
ТАК ЖЕ, КАК КОГДА Я РИСУЮ В ВООБРАЖЕНИИ СВОИ КАРТИНЫ,
И Я ВИЖУ ДОМА ЦВЕТА DUNKELBUNT
ВМЕСТО УРОДЛИВОГО КРЕМОВОГО ЦВЕТА
И ЗЕЛЕНЫЕ ЛУГА НА ВСЕХ КРЫШАХ
ВМЕСТО БЕТОНА.
Я С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ,
ЧТОБЫ САМОМУ СТАТЬ ПЕРЕГНОЕМ,
БЫТЬ ПОХОРОНЕННЫМ НАГИМ, БЕЗ ГРОБА
ПОД ДЕРЕВОМ
НА МОЕЙ ЗЕМЛЕ В АО ТЕА РОА. ”
Фриденсрайх Хундертвассер, 1979
Хочу написать об этом удивительном архитекторе, и пусть о нем много сказано! Но он по-прежнему остается неизвестен для широкого круга российсских туристов и 8 из 10 спрашивают по пути в Вену "А кто это такой?".
Фридрих Штовассер родился 15 декабря 1928 г. в Вене. Отец австриец, мать еврейка. С 1936 г. посещал венскую школу в системе Монтессори. Мать Elsa Stowasser скончалась в 1972 году. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром). В его школьной характеристике появляются такие слова: “необычное ощущение цвета и формы”
1938 • В связи с аннексией Австрии, срочно переезжает в дом тети и бабушки на Obere Donaustrasse • 1943 • Первые осмысленные карандашные рисунки с натуры. В течение этого года депортированы и убиты 69 его родственников по материнской линии, включая дядю и бабушку.
В 1948 г. Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле.
Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.
1967 Передвижная выставка в галереях Парижа, Лондона, Женевы, Берлина. Выступление “Речь в обнаженном виде за право на третью кожу” в Galerie Hartmann (Мюнхен). 1968 Вторая речь в обнаженном виде и декламация манифеста “Architecture-Boycott manifesto Los von Loos” (Loose from Loos) в Вене.
В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Broch) и Харальд Шульт (Harald Schult), непрерывно рисовали линию на стенах — сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение.
Любимое животное Хундертвассера — улитка с домиком на спине (см. его проект флага для Новой Зеландии).
Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».
Умирает от сердечного приступа в субботу, 19 февраля, в Тихом океане, на борту круизного лайнера “Queen Elizabeth II”. В соответствии с его последней волей, похоронен в гармонии с природой в своем поместье в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов, под тюльпанным деревом.
По материалам сайта http://www.hundertwasser.ru/biography/pages/2000-01.html