Африканская бабочка и её жители. 3. Подготовка к дороге
За окном машины потянулась саванна, изредка дополняемая глыбистыми камнями и баобабами.
Примерно каждые полчаса проезжаем посёлки народности бамбара, которые не отличаются архитектурным разнообразием. Люди народности бамбараПрямоугольные домики, обмазанные глиной, имеют плоскую крышу. Из жердей и соломы сооружены навесы, под ними ждут своего покупателя помидоры, лук, усыпанное мухами мясо, похожие на связку гранат плоды баобаба, бутылки с жёлтым керосином и какие-то большие овальные арбузы.
Делаем остановку в одной такой деревне, сразу обрастая толпой из мелких детей и пёстрых женщин.
Народ всё прибывает, всем хочется посмотреть на тубабу (белый человек), а мы изучаем бамбара. Семьи бамбара большие и занимают целый квартал из жилых и хозяйственных построек (мужчина может иметь несколько жён). Необычны, похожие на домики гномов, круглые амбары для хранения зерна. В специальной печи на открытом огне женщины жарят орехи. Когда плод прожарится, они отделяют скорлупу и выдавливают масло, или просто едят мякоть.Я так и не научился отличать в Мали различные народности мужчин, а вот многие женщины бамбара запомнились. Дамы, как правило, коренастые и жопастые, а грудь у них начинается буквально от шеи. Женщины тянут на себе и дом, и детей, и работу в поле. Девочек родители стараются откармливать с детства. Если невеста полная, значит здоровая и может легко рожать. За такую девушку дадут солидный выкуп.
Бамбара основообразующий народ страны, их 5 млн. Все остальные народности понимают язык бамбара. Деревенская община бамбара (дугу) подчиняется совету старейшин, во главе которой стоит старший мужчина из семьи основателя деревни (дугу-тиги). Каждая дугу имеет свой земельный надел, где они пасут скот, не залезая на чужую территорию.
Земледелием занимаются меньше чем скотоводством. Крестьяне здесь панически боятся голода, который случается из-за неурожаев и падежа скота, выкашивая порой целые деревни.
Далее, двигаясь по дороге, в некоторых местах пришлось наблюдать рукотворные карьеры. Люди на сырых местах вырывают глину, добавляя туда солому, делают кирпичи. Дорога на Мопти
На обеде в Сегу к нам присоединяется гид – итальянец Пауло. Он живёт в Мали уже 4 года, проехал на мотоцикле от Лиссабона до Пекина, и пишет книги о путешествиях. По-русски Пауло не говорит, а про мои языковые познания лучше промолчать, именно поэтому я мало общался с этим интересным человеком.
В отель возле Мопти вселяемся поздно вечером, а утром с рассветом выезжаем. Нам нужно приехать пораньше на переправу через Нигер. Мостов возле Тимбухту нет, только на пароме можно пересечь реку.
Узкая асфальтовая лента после Мопти вьётся вдоль песчаной полупустыни. Раскидистых баобабов здесь уже нет. Разнообразие вносят живописные холмы с камнями, напоминающие развалины крепости, а также оставшиеся после сезона дождей прудики с цветущими лилиями. Где-то совсем рядом несёт свои мощные воды Нигер. Деревни попадаются редко, люди заняты преимущественно скотоводством. Это территория народности фульбе, их ещё называют пёль. Заезжаем в одну такую деревню.