08.10.2011
В путеводителях отмечены интересные места и за пределом крепости, но мы решили ехать дальше – все равно всего увидеть не возможно, зима надвигается, да и впереди еще много всего интересного. Утром прокатились на автомобиле по крепости – да, там есть автомобильное движение, правда большинство улиц заканчиваются тупиками. По дороге обратно в гестхаус даже заблудились немного. Улицы, за исключением основных, остались со времен, когда основным средством передвижения был осел и имеют соответствующую ширину и извилистость. Если работы какие ведутся, или просто кто-то телегу оставил – все, проезда нет.
В Хиве привычно нет бензина. Таксисты указали на дом, где торгуют, но мы не сошлись в цене. Просили 3000, скинули до 2300, но мы то знаем, что в соседнем Ургенче спокойно продают за 2200! Туда и направились.
Дневная дорога намного интереснее. Проезжаем знакомые места. Видим, товарищ бензин продает. Согласен на 2200. Заправляемся всеми 30-ю литрами. Бутылки у него, правда, какие-то не правильные. 10 литров не наполняют канистру, которую в Ургенче зальют под завязку, да еще и на землю чуток прольется такими же 2-мя пятилитровыми баклашками. На понтонном мосту опять платим 1000 сум за проезд. На дынных развалах покупаем 4 дыни – про запас. В Ургенче прямиком направляемся на улицу бензинщиков и заливаемся. Уже без торга, быстро и по-деловому.
Хлопок растет на небольших кустиках. На ощупь напоминает шерсть. Цветок раскрывается и на свет появляется клок этого белого материала. До этого я видел хлопок только в виде рубашек. Теперь потрогал руками. Сбор хлопка не сложен, но за день, думаю, наработаешься до состояния нестояния. Этот материал принимает какое-то участие в производстве пороха, поэтому вовсе не ради рубашек и носков пускали в советское время реки вспять.
Плодородные земли, изрезанные оросительными каналами, простираются всего на несколько десятков километров. Дальше начинается пустыня. В последнем поселке перед ней, под названием Турткуль, неожиданно обнаружилось присутствие топлива! Мы сразу же залили все емкости 95-м, единственным, который на первой заправке был, но уже на следующей был и 91-й и 80-й. Чудеса, да и только! Официальная цена радует – даже 95-й стоит всего 1930 сум! Мы уже отвыкли от пользования заправочным шлангом! Удобная штука, оказывается, хоть и без автоотключения.
Пустыня… До Бухары простирается безжизненное и жаркое место. Ветер гоняет песок через дорогу, которая, как нам и обещали, испортилась. Идет строительство широкой новой дороги, а пока машины лавируют между островками оставшегося асфальта, кучами песка и ямами. Скорость снижается до 30 – 40 километров в час, да и то, это на грани разумного – грузовики, да и большинство легковушек едет намного медленнее! Ехать пыльно и намного менее приятно, чем, например, от Бейнеу до границы.
За рулем Митя. Я дремлю. Вдруг, в машине раздается ужасный треск. Просыпаюсь и понимаю, что, похоже, глушителя у нас больше нет… Останавливаемся. Так и есть – от штанов отломилась остальная часть выхлопной системы. В принципе, ехать можно, но решаю попробовать починить. Для этого нашел канаву, затолкали туда машину. В этом нелегком деле нам помогли пассажиры остановившегося автомобиля. В Узбекистане у народа есть культура взаимовыручки. Стоит только остановиться, как сразу же проезжающие автомобилисты интересуются, не нужна ли какая-нибудь помощь. Очень приятно. По дороге в Ургенч, например, я неудачно заехал на бордюр, сел на защиту картера краем. Тут же остановились и вытолкали обратно на дорогу!
В пыльной импровизированной яме, конечно, лучше чем просто под машиной, но особо не развернешься. Да и лежать головой в придорожной пыли как-то не особенно приятно. Стал придумывать, как бы шину приделать, да восстановить трубу, как слышу речь английскую! Вылез – оказалось, остановился англичанин Джеймс, который уже пол года едет на велосипеде из Франции!
Приделанная шина из двух шпилек, хомутов и наждачной бумаги продержалась всего несколько километров. Подумали и оторвали часть системы, которая могла за кочку зацепиться. Ехать можно, но мысли о танкистских шлемах или, на худой конец, наушников не отпускает ни на минуту. Если окна закрыть – жарко, открыть – оглохнешь. Не легкий выбор. Остановил гаишник, посочувствовал и сообщил, что в Газни есть и яма и сварка. А до этого поселка только пустыня. Тарахтеть, значит, еще долго…
Уже в темноте догнали ребят. Они нас ждали у какого-то признака цивилизации. Микропоселение, где можно перекусить. Стоянка дальнобойщиков. Умывальник на улице. Достархан. Заявленных в меню блюд нет в наличии. Подают только рыбу на вес и яичницу с колбасой. Но выбирать не из чего.
Еще километров через 50 остановились на ночевку у какого-то монумента придорожного. Чуть отъехали в пустыню, разбили лагерь, освещенный ярким лунным светом – читать на улице можно! Тут как раз полночь пробило, настала пора презентовать Мите чабанскую шапку, которую мы ему на день рождения в Хиве купили!