Чем глубже уходить в историю, тем меньше будет самой истории, и тем больше легенд и слухов, которыми, за неимением лучшего, пытаются заполнить белые пятна. С историей Литвы и Беларуси как раз такая проблема. Когда говорят о Великом княжестве Литовском, — крупном и сильном государстве, непрерывно расширявшемся с момента своего появления на земли всей Беларуси и Литвы, большей части Украины, части России и Польши, — то появление его на политических картах мира связывают с одной личностью — Миндовгом. И вот о нём известно только то, что он был князем где-то на территории нынешней Литвы, но то ли по каким-то причинам лишился трона, то ли ему потребовалась поддержка, однако он оказался в Новогрудке.
На разные лады его именовали и Новогородок, и Новогродек. Этимология этого слова такая же, как и у Неаполя — "новый город". Это был центр одноимённого княжества. Оно не было ни самым крупным, ни самым богатым, ни самым могущественным. Тем не менее, именно оно стало центром объединения белорусских и литовских земель. Чтобы заручиться внешней поддержкой, Миндовг принял католичество в 1251 году, что помогло ему в 1253 получить благословение Папы Римского на коронование королём Великого княжества Литовского. В его состав, практически всегда мирно в ходе сделок и переговоров, Миндовг ещё до коронации включил родную себе восточную часть Литвы и значительную часть Беларуси. По наиболее вероятной теории, именно в Новогрудке Миндовг и короновался. На Замковой горе до сих пор остались руины замка, где это событие произошло.
Остатки башен Новогрудского замка, где мог короноваться Миндовг, объединитель литовских и белорусских земель
Остатки башен Новогрудского замка, где мог короноваться Миндовг, объединитель литовских и белорусских земель
Войны, мятежи и нашествия, как видно, едва оставили камень на камне. Работы по консервации руин проводились с целью минимизировать влияние окружающей среды на то немногое, что осталось от двух башен замка.
С переносом столицы Великого княжества Литовского в Вильню (ныне Вильнюс), Новогрудок остановился в развитии. Ныне это тридцатитысячный райцентр Гродненской области Беларуси. Однако город не потерял своего шарма и обаяния маленького старинного города, с небольшим, но аккуратным и ухоженным историческим центром.
В самом центре города расположена площадь Ленина.
Когда-то площадь эта называлась Рынок, как и во всех, практически, городах Польши, в состав которой он входил с 1921 и до 1939 года. В том самом 1921 году Рижский мир, окончивший Советско-польскую войну, расколол Беларусь и Украину, западные части которых оказались в составе Польши. Мечтой поляков после обретения независимости в 1918 году было восстановление Речи Посполитой, в состав которой вошло в своё время Литовское княжество. Долгие годы в составе Речи Посполитой её многонациональные земли и их культура приводились, так сказать, к общему, польскому, знаменателю. Поэтому культура становилась общей. А если и не общей, то совместной.
Ярким символом совместной белорусско-польской культуры является музей Адама Мицкевича, известного поэта, писавшего по-польски, но о родных ему землях Новогрудчины; вдохновителя и активиста польского национального движения. Вообще, родился он не в Новогрудке, а в деревне Заосье Новогрудского уезда, однако музей его был создан в 1938 году в доме, где проживали его родители. В связи с этим, большая часть экспонатов связана как раз с родителями поэта.
Увы, здание это не оригинальное, а копия разрушенного в первые же дни Великой Отечественной войны в результате немецкой бомбардировки здания. После обретения Польшей независимости, Мицкевич стал национальным героем и символом страны.
В его честь называли улицы и площади в польских городах, а в Новогрудке пошли дальше и насыпали целый курган. Насыпка кургана проходила с 1924 по 1931 год, в том числе и землёй с мест, которые поэт воспевал в своих произведениях.
Камень у подножия Кургана Мицкевича, сообщающий, что он насыпан в честь Адама Мицкевича в 1924-1931 годах
Новогрудок и без кургана достаточно холмист. С какой стороны бы не подъезжать в городу, нужно взбираться вверх. Очевидно, это был немаловажный фактор при выборе места для поселения основателями города. Но а для туристов такое расположение открывает прекрасные возможности наслаждаться пейзажами с самой высокой позиции в окрестностях.
Так можно увидеть одно из старейших зданий в городе — Фарный костёл. Он был заложен ещё в конце 14-го века в стиле готики и являлся деревянным, а в 18 веке уже перестроен в стиле барокко.
Фарный (приходской) костёл, где нашли последнее упокоение 11 его монахинь, предложивших свои жизни в обмен на арестованных немцами жителей города.
С ним связана трагическая история, коих великое множество произошло в годы немецкой оккупации. С самых первых дней новая власть начала проводить репрессии против местного населения. Страдали и умирали евреи, поляки, белорусы — представители всего многонационального населения города. В 1943 году репрессии достигли пика. Были арестованы более сотни человек, включая и священнослужителей. Настоятельница костёла обратилась к немецким властям с просьбой отпустить арестованных взамен на арест её самой. Немцы почти сразу арестовали и настоятельницу и ещё 10 монахинь, расстреляв их на следующий же день, 1 августа 1943 года. В 1991 году останки монахинь перезахоронили в саркофаге в каплице Фарного костёла, а в 2000 году их причислили к лику блаженных.
Можно сказать, что Новогрудок это настоящая кладезь истории, неогранённый алмаз культуры, прикоснуться к которому и отколоть кусочек себе может каждый турист. Хватит на всех. И одинаково интересен он будет и иностранцам, и самим белорусам, ибо если судить по опыту, белорусы свою историю знают не редко меньше, чем иностранные туристы, проведшие здесь всего несколько дней.