3 материалa по 3 объектам, 37 фотографий
- GPS
- Россия, Нарын-Ацагат, Респ. Бурятия, 671328
- 8 (924) 457-07-89
- www.etnoatsagat.ru
Есть ли угол у юрты? Далай-лама в гости к нам.
Дата посещения: 2012-06-01
Нас встречали в туристическом этнокомплексе "Степной кочевник", расположенном у подножия священной горы Тамхита. Встреча была организована в лучших бурятских традициях: ряд девушек в национальных костюмах угощали нас молоком и преподносили шелковые пояса. .
После приветственной чаши молока нас проводили к накрытому столу в главном корпусе. Вообще-то, он здесь единственный, совмешает административные, информационные, санитарные, культурные и питательные функции. ..
В нем нет только жилых номеров, так что размещаться на ночлег нам предстояло в юртах. Конечно, они не двухместные, и, тем более, не расчитаны на уединенное проживание. На группы выделили 2 юрты: на женскую и мужскую часть туристов. Получилось по 4 человека, хотя вместительность 1 юрты гораздо больше. . Вдоль стен у нас стояло 8 кроватей, в центре — столик, а у двери еще и обогреватель, которым ночью мы воспользовались — не жарко было в степи, знаете-ли, хоть и лето на дворе. Электричество в юртах было, так что с подзарядкой телефонов и фотоаппаратов проблем не возникло. Засада была в другом, но об этом чуть позже. Сейчас нас ждали для культурной программы — знакомства с обычаями и традициями местных жителей. Для подобных мероприятий на территории оборудована сцена и "зрительный зал" на открытом воздухе.
Сначала та же хохотушка, что знакомила нас с Ацагатским дацаном, рассказала, что здесь, на вершине горы Тамхита, жители села Ацагат совершают обряд почитания хозяев местности — "Обоо". Туда оборудована удобная тропинка из ступенек с перилами, подняться туда у нас получилось уже после заката.
"Обоо тахилга" означает чествование хозяина местности. Суть обряда заключается в том, что верующие делают подношения савдакам — хозяевам местности и просят их о милости в виде дождя, богатого урожая, приумножения скота, о мире и благоденствии всех живущих. Подношения делают молочной пищей: сметаной, творогом, молоком, а также вареной без соли бараниной, водкой (архи), сладостями укладывают у подножия обоо в назначенный ламой день. Воскуривают благовония – "сангы дзээ утгалга", зажигают свечи – "зула бадарха".
.
Лама читает молитву, а верующие сидят вокруг обоо, молитвенно сложив ладони, по знаку ламы мужчины брызгают водкой, женщины молоком, чёрным чаем (в данном случае чаем без молока). После окончания чтения молитв, люди встают и три раза обходят вокруг обоо, кланяются, молитвенно сложив ладони, бросают монеты в центр обоо. При этом они произносят молитву "ОМ-А-ХУМ". "ОМ" — увеличивает количество, объём подношения. "А" — превращает обыкновенную спичку или монетку в полезную для савдака вещь, "ХУМ" — очищает подношения от препятствующих духов и духов болезней. Таким образом, "обоо тахилга" значит принести приношения савдакам и просить милости и благополучия на предстоящий год.
Затем нам продемонстрировали свадебный обряд, в который постепенно вовлекли всех нас. . Кого-то нарядили женихом, кого-то назначили мамой невесты, были дружки жениха и родственники невесты. .
Эта тема не была такой серьезной, как предыдущая, так что всп расслабились и веселье затянулось, перемежаясь фотопаузами. .
..
Пожалуй, это правильно, ведь на свадьбах обычно много фотографируются, устраивают фотосессии. И на последок семейное фото.
Очевидно, культурная программа затянулась, а в это время в соседнем дацане закончился рабочий день. Немного отойдя от сводебной суматохи, мы с удивлением заметили на качелях далай-ламу.
Так что вскоре центр событий переместился к нему поближе, женщины в национальных нарядах как-то растворились и исчезли, кроме одной, а у нас продолжились рассуждения о чувствах муравья. Мне, впрочем, тема счастья абстрактного муравья была не очень интересна, поскольку его мнения узнать достоверно не представляется возможным. Поэтому наша женская часть группы потихонечку переместилась на другие качели. .
Вскоре и мужчины пришли к какому-то консенсусу по вопросу счастья муравья, попрощавшись, лама отбыл на авто в степные сумерки, а мы поднялись на вершину горы. полнолуние над степью — красотища!
Но мы уже знали, что предстоит еще марш-бросок в ночную темноту... Перед подъемом мы отыскали дежурную по комплексу и поинтересовались где можно совершить вечерний моцион, ведь в юртах санузла нет. Оказалось, что удобства есть в главном корпусе, но он заперт до утра, а душа нет и там. Мда, с "помыться" у нас в этом заезде проблематично, оказывается (про баню в гостях у казачки рссказано тут: Встреча с семейскими казаками: пыль столбом, баня по-черному)
Если вам очень надо теплой воды, то давайте я котел растоплю — поступило предложение. И трлько когда мы согласились, стала объяснять: котел большой, пока дрова прогорят — время пройдкт, полчаса хотя бы надо. Потом пойдете по тропинке, пока в домик не упретесь, там душевые. Ого! Приключения продолжаются ))
Мы сходили на вершину, полюбовались луной, взяли мыло-полотенца и стали продвигаться в указанную сторону домика. Луна успела скрыться, тропинка даже не угадывалась,
Но мы, даром что городские, пошли на костер под котлом, а потом — вдоль трубы. До сарая добрались, там опять разделились на М и Ж. Где включается свет здесь мы не нашли, пришлось действовать на ощупь. И в этом деле женская часть оказалась догадливей. В процессе поиска крана мы поняли, что вода если и нагрелась, то еще не притекла сюда. Поэтому мы открыли все, что нашли, для ускорения прибытия тёпленькой водички, и неторопливо раскладывались и по чуть-чуть чистили зубы.
Вода, однако, не становилась теплее. И тут с мужской половины раздались визги! Мы хохотали до слещ, когда выяснилось, что они намазались гелем и на полную включили душ! Вода же оказалась холоднющей, но выбора у них не оставалось, гель надо было смыть.
Теплой мы так и не дождались, хотелось спать, и в сопровождении продрогших кавалеров мы побрели к юртам.
Утром уже не капризничали, умылись освежающей водичкой.
Время до отъезда провели изучая растительный и животный мир. .
Цветочки понравились, а кузнечики — не очень.
Хорошо, что такой не прыгнул ни на кого из нас в темноте.
Ну а после завтрака мы поехали дальше..
Опыт ночевки в юртах запомнился на надолго.
- Адрес:
Нарын-Ацагат, Респ. Бурятия, 671328
- Телефон:
8 (924) 457-07-89
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Нарын-Ацагат