В живописных окрестностях Подмосковья, в старинном селе Большие Вязёмы,
которое впервые упоминается в документах посольского приказа 1530-х годов,
как "остатошный ям на Вязёме" Большой Смоленской дороги,
находится уникальный храм XVI века в честь Живоначальной Троицы, построенный по указу боярина, будущего царя — Бориса Годунова.
Нарядный белокаменный пятиглавый двухпридельный храм, на высоком подклете,
с трёх сторон окруженный открытой галереей с арочными проёмами был построен с 1584 по
1598 гг. и освящён в 1600 году.
Четырёхстолпный храм выстроили по канонам древнерусского зодчества с чётким соблюдением пропорций и с декоративными элементами очень украшающими здание — арками и кокошниками,
позже этот стиль назовут "годуновское зодчество".
Размах строительства Бориса Годунова объясняется тем, что он спешил укрепить положение
новой династии и возводил церкви в других своих подмосковных вотчинах. Его замыслы опережали время, он задумал построить в Кремле грандиозный храм Воскресения, копирующий
иерусалимский храм Гроба Господня. Эта идея была претворена в жизнь патриархом Никоном
на берегах Истры. Краса России. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
В храме, кроме главного престола Живоначальной Троицы, в подклете расположен нижний храм
во имя Святого Николая Угодника, а два придела с отдельными входами и галереями верхнего
яруса — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила.
Новый храм стал величественным и монументальным украшением Годуновской вотчины,
подчёркивающим царский статус своего хозяина. В одном строении были соединены
архитектурные элементы московской, новгородской и псковской школ зодчества.
Торжественный, праздничный вид храму придали три ряда кокошников на высоких барабанах
с шлемовидными главами и центральный крест с белокаменной короной.
Храм величественно возвышался над "царским" селом: торговой площадью — торжком, станом —
постоялом дворе на большаке, небольшой Никольской церквушкой, Иоанно-Богословским
монастырём и боярским теремом. Все постройки бессистемно кучились на высоком берегу
Вязёмки и стягивались к храму.
Напротив храма стоял деревянный боярский терем — дворец Бориса Годунова, окопанный рвом
и огороженный частоколом, который сгорел во время пожара в начале XVII века.
В конце XVII века сподвижником Петра I князем Борисом Алексеевичем Голицыным на этом
месте было построено здание усадебного дома, слишком неказистое строение для дворца,
которое в XVIII веке правнук князя — Николай Михайлович Голицын перестроил под Конный двор, так как возвёл себе рядом в парке у пруда новый дворец.
После реставрации 2005-2015 гг. в здании расположился "Музей Бориса Годунова и петровского
времени".
Внутри царский Троицкий храм блистал золотыми резными украшениями древнего иконостаса,
чудотворными старинными иконами в золотых и серебряных окладах, лампадами и церковной
утварью. Стены были расписаны мастерами XVI века на библейские темы.
Нижний храм в подклете является зимним, он и сейчас поражает толщиной и мощью низких
каменных сводов, безмолвным, гнетущим полумраком между литургиями.
Храм предчувствовал свою горькую дальнейшую судьбу.
После смерти Бориса Годунова в Московском царстве началась великая Смута — трагический
период в истории государства сопровождавшийся разорением православных святынь поляками
и литовцами. Интервенты разграбили убранство храма, разорили что смогли, а главное
испортили фрески на стенах. В Больших Вязёмах размещалась резиденция Лжедмитрия I,
была здесь и Мария Мнишек со свитой, направлявшаяся к своему жениху. Свидетельством
разгулявшихся гостей остались многочисленные польские и латинские надписи на стенах храма
сделанные ножом.
Рядом с царственным храмом высится необычная звонница на столпах — единственный пример
звонницы-аркады в московском церковном зодчестве XVI. В Новгороде и Пскове встречаются
арочные колокольницы в несколько пролётов, но одноярусные, а Вяземская звонница
двухъярусная. Для звонарей рядом было сооружено специальное гульбище.
Предполагают, что звонница возводилась одновременно с храмом в 1590-е годы.
Звонницы-аркады предназначены для очепного способа звона, для раскачивания тяжёлых
колоколов нижнего яруса с земли. Средние и верхние маленькие колокола предназначены для
языкового звона.
Очепные валы сохранялись на звоннице до 1958 года. Во время реставрации был выпрямлен
крен, укреплены несущие конструкции и заменены колокола на языковые, для лучшей
сохранности древней звонницы.
Вокруг храма в XIX веке возведена каменная ограда с арочными украшениями пролётов,
закрытыми коваными решётками, очень гармонирующими с овальными кокошниками глав.
Храм Живоначальной Троицы, волею судьбы и по желанию нового владельца Больших Вязём,
князя Б.А. Голицына, был отремонтирован и переосвящен в Преображенский в 1697 году.
Это уже другой век, другая история.
Свет Рождественской Звезды озаряет старинные стены Троицкого храма...
В вертепе, то есть в пещере, куда загоняли скот в непогоду, собрались три Царя-волхва,
Гаспар, Валтасар и Мельхиор — их привела в Вифлеем из далека Рождественская Звезда.
кормушку, она ещё называется Ясли, туда насыпали корм для животных.
В эти ясли Пресвятая Дева Мария положила, спеленав, родившегося Сына — мы видим в яслях
икону Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
По преданию, только в Рождество можно увидеть схождение Святого Духа на храм...