• 11.03.2010. Минск. Заславль. Костел Рождества Пресвятой Девы Марии
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Панорама Заславля с крыльца костела Рождества Пресвятой Девы Марии
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Городище Вал
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Спасо-Преображенская церковь (бывш. Кальвиниский собор)
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музейно-выставочный комплекс. Зал гобеленов. Полоцкие колокола
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музейно-выставочный комплекс. Выставка плетения из соломки
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музейно-выставочный комплекс. Скрипочки
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музейно-выставочный комплекс. Мастерская по ремонту музыкальных[ инструментов
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музейно-выставочный комплекс. Выставка плетения из соломки
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музейно-выставочный комплекс.
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музей мифологии леса. Волколак
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музей мифологии леса. Лесовик
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музей мифологии леса. Болотник
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музей мифологии леса. Ужики
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музей мифологии леса. Русалка
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музей мифологии леса. Домовой
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музей мифологии леса
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Этнокомплекс Мельница. Хата завозников
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Этнокомплекс Мельница. Паровая мельница
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Этнокомплекс Мельница. Паровая мельница
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Этнокомплекс Мельница. Свиран (амбар)
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Этнокомплекс Мельница. Кузница
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Этнокомплекс Мельница. Амбар
  • 11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Этнокомплекс Мельница. Дом завозников и паровая мельница
...
0
11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник Заславль. Музейно-выставочный комплекс. Зал гобеленов. Полоцкие колокола Минск, Беларусь
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

11.03.2010. Минск. Заславль. Историко-культурный музей-заповедник "Заславль". Музейно-выставочный комплекс. Зал гобеленов. Полоцкие колокола

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Минск

    Минск

    LAT
  • 53.90512N, 27.56118E
  • Я здесь был
    Было: 827
    Хочу посетить
    3524

    388 материалов по 158 объектам,  7 880 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Ena 176
     
    4
    Ena
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 2 мая 2010

    Минск (Беларусь): в гостях у кудесницы Олеси. Часть 4

     
    30 марта 2011 года|| 12| 85124

    МИНСК (БЕЛАРУСЬ): В ГОСТЯХ У КУДЕСНИЦЫ ОЛЕСИ
    10 – 17 марта 2010. Часть 4

    ЗАСЛАВЛЬ – СКАЗОЧНЫЙ КРАЙ

    О чудесном городке Заславле я узнала из одного очень симпатичного отзыва о Беларуси. Кроме того, ему посвящен сайт www.zaslaue.by, где можно почитать об истории и достопримечательностях Заславля. Именно эта загородная экскурсия была запланирована у нас в первую очередь.

    Доехать до городка можно на автобусе с автостанции «Дружная» или на маршрутке. Но мы, как обычно, не смогли найти билетные кассы, поэтому решили вспомнить дачные поездки и отправиться в Заславль на электричке, которая ходит ежечасно. В пригородных кассах у железнодорожного вокзала купили билеты на 09:45 (1360 бел. руб./чел.) до ст. Беларусь, направление на Молодчену (Маладзечну). Вскоре подошла электричка, хорошая, теплая. За окошком мелькали красивые минские дома, знаменитый рынок в Ждановичах. Станции объявляли на белорусском языке, но, в принципе, все было понятно. Самый главный ориентир – если увидите 2 высоких стройных храма, знайте, это и есть Заславль.
    Городок оказался небольшим, одноэтажным, спокойным и очень уютным. Мимо деревянных и каменных домиков весело бежали журчащие ручьи, здесь еще было достаточно снега. Около вокзала мы увидели большой камень с мемориальной табличкой «Воинам Красной Армии и подпольщикам, освободившим 3 июля 1944 г. Заславль от фашистских оккупантов». Мы помним, как сильно пострадала Беларусь во время Великой Отечественной войны, как сильно было развито партизанское движение. Наверняка, в заславских заповедных лесах действовали целые отряды отважных людей, борющихся с захватчиками. И приятна была эта трогательная благодарность нашим красноармейцам, избавившим город от фашистов.

    Свое знакомство с Заславлем мы начали с осмотра костела Рождества Наисвятейшей Девы Марии (конец XVIII в.), построенного по велению владельца заславского графства Антония Тадеуша Пшездецкого. Белый костел с терракотовой крышей очаровательно смотрелся на фоне мартовского неба. Он был стройным и лаконичным, очень светлым и нежным. Узкие окна и тонкая башенка-звонница придавали Рождественскому костелу благородный вид. Было видно, что храм реставрируют, начинают потихоньку восстанавливать ограду. К сожалению, костел оказался закрыт, но с его высокого крыльца открывалась восхитительная панорама Заславля – такого домашнего провинциального городка, очень тихого, спокойного и симпатичного.

    Решив перейти на другую сторону городка, мы вышли к большим, покрытым снегом валам. Оказалось, как гласила табличка, это древнейшее городище «Вал», памятник археологии XI – XVII вв. Рядом мы увидели необычный камень, оказавшийся остатками решетки великой замковой брамы (ворот), относящейся к XVI в. Вот так мы смогли прикоснуться к старинной истории замечательного Заславля.

    Здесь же находилась Спасо-Преображенская церковь. Нетипичная для наших храмов форма заинтересовала нас. Белая церковь напоминала домик с высокой башней. Наша догадка подтвердилась, это был бывший кальвинистский собор (конец XVI – начало XVII вв.), который передали православной церкви. Храм выглядел чистеньким, уютным. Внутри мы с интересом рассматривали беленые готические своды и золотистый иконостас, церковь была действующая. Простенько и мило, а после окончания всех реставрационных работ, храм станет настоящей жемчужиной Заславля.

    А вообще, это, конечно, необычная идея: православный и католический храмы, стоящие на разных концах городка, словно белоснежные свечки. Мы же еще не привыкли к тому, что в Беларуси обе веры идут рука об руку.

    Спросив у добродушного местного населения дорогу, мы прошли в «Историко-культурный музей-заповедник «Заславль» – нашу главную цель путешествия. В хорошеньком розовом двухэтажном домике на Рыночной площади располагался музейно-выставочный комплекс. Купив билеты на 3 экспозиции (по 2700 бел. руб. за каждую) и проспект о музее, мы начали знакомство с интересной коллекцией славного комплекса. Фото- и видеосъемка на удивление везде была бесплатной, более того, похоже, сотрудникам было приятно, что мы интересуемся историей и культурой Беларуси, стараемся запечатлеть уникальные экспонаты, нам во всем старались угодить. Милые служащие очень по-доброму отнеслись к нам. Мы не брали экскурсионное обслуживание, но приветливая смотрительница по своей инициативе рассказала нам интересные вещи и провела по 3-м компактным залам музея.

    В зале гобеленов были представлены 3 великолепные работы заславских мастеров. Огромные красочные гобелены повествовали об истории Заславля. Первый был посвящен княгине Рогнеде, небесной покровительнице Заславля. Два других также повествовали об этой народной героине и назывались «Полоцкие колокола» и «Молитва». Рогнеда – легендарная красавица-княгиня, жившая в X в. Дочь Полоцкого князя, которую насильно взял в жены новгородский князь Владимир Святославович. Позднее непокорная княгиня решила отомстить захватчику за убийство своей семьи, но погубить Владимира ей не удалось. По тем обычаям разгневанный муж был обязан лишить ее жизни, но Рогнеду спас их маленький сын Изяслав. Отважный малыш с обнаженным мечом встал между приговоренной матерью и разъяренным отцом. Даже у известного своей распутной жизнью (до принятия христианства) князя Владимира не хватило духу убить Рогнеду на глазах у ребенка. Княгиню отправили на родину, и в честь Изяслава был назван город, который впоследствии переименовали в Заславль. Город выполнял военные и административные функции и был центром земли Полоцкой. Под конец жизни, по некоторым данным, Рогнеда приняла монашеский постриг под именем Анастасия. Для Заславля Рогнеда – героиня, отважная женщина, не побоявшаяся пойти против мужа, что уже по тем временам было подвигом. Красивую, смелую, гордую, справедливую княгиню заславцы считают своей защитницей и покровительницей. До сих пор считается, что ее светлая душа кружит над городком, заботливо охраняя его от всех невзгод.

    На втором этаже нам очень понравилась временная экспозиция изделий из соломки. Это исконно белорусский народный промысел. Плетеные куклы-красавицы, золотистые лошадки, теплые картины создавали солнечное настроение. Зал условно делился на 4 времени года: соломенные поделки иллюстрировали весну-красну, летнее раздолье, осеннюю пору жатвы и зиму с ее забавами. Запомнилась симпатичная комнатка с рождественской наряженной елкой и святочные костюмы с масками. Нам рассказали, что в Заславле до сих пор сохранились замечательные традиции, люди наряжаются самыми популярными белорусскими героями сказок – козлом и медведем и ходят по домам колядовать. Это так здорово! В Беларуси народ очень близок к своим исконным корням, к природе, особенно в таких пригородах. Кажется, здесь оживают легенды, и живет светлая вера в сказки. Это потрясающе!

    Третий зал заславского музея был посвящен старинным музыкальным инструментам. Обширную коллекцию сотрудники музея бережно собирали по окрестным селам. Мы увидели различные старинные скрипки, гусли, волнынку, дудочки, гармони – все то, без чего не обходились веселые сельские гуляния. Смотрительница, рассказывая нам о каждом инструменте, одновременно включала записи голосов этих раритетов. Звучание было таким чистым и нежным, что невольно захотелось послушать виртуозную игру какого-нибудь заславского пастушка или сплясать задорную кадриль на местной вечерке. Какие же молодцы, эти милые, заинтересованные в своем деле люди! Мы также увидели мастерскую по созданию музыкальных инструментов, все вещи в которой были подлинные. Мужа заинтересовали старинные столярные инструменты, некоторые из которых сохранились и у нас в деревне. Потрясающая экспозиция!

    Мы еще раз убедились, что в Беларуси прекрасно относятся к россиянам. Смотрительницам был приятен наш интерес к их светлой стране и, особенно к милому заславскому музею, к этому хорошенькому городку. Музейные работники очень обрадовались, узнав, что мы приехали из Ярославля, города, название которого очень созвучно Заславлю. Было приятно, что о нашем городе здесь не просто знают, но и ценят, относятся уважительно. Мы прекрасно пообщались с сотрудницами музея, узнали много нового не только о выставках, но и о жизни простых белорусов, о Заславле. Служительницы подробно рассказали нам, как найти другие экспозиции музея-заповедника и даже позвонили своим коллегам, чтобы предупредить о нашем приходе.

    Прогулявшись по городу, мы вышли на опушку леса. Стоит заметить, что в Беларуси очень бережно относятся к природе, мы частенько встречали лесничества. Уникальный заславский «Музей мифологии леса» открыл свою экспозицию под сенью вековых сосен и пушистых елей. По хрусткому снежку мы подошли к необычному деревянному домику. К золотистому коттеджу под зеленой крышей был пристроен вагончик-галерея на высоких столбах, такая вот необычная конструкция. В дверях нас уже встречала приветливая девушка-смотрительница, темноволосая, чернобровая, румяная, ясноглазая, в хорошенькой шубке, живо напомнившая мне полесскую ведьмачку Олесю из любимой повести А.И. Куприна. Приветливо улыбнувшись, наша проводница в мир тайн белорусских дубрав, ласково спросила, не заблудились ли мы. Мы прошли в этот современный домик «на курьих ножках». Опять же, даже зная, что мы не брали экскурсию, наша «Олеся» подробно поведала о своих сказочных владениях. Так, в вагончике была представлена потрясающая выставка наивных картин из материала, изображающих лесных, полевых и речных духов. Мы с радостью узнавали озерных дев, старика-водяного, лесовика и других знакомых героев.

    Затем мы прошли во второй зал, а там… Там было настоящее чудо! Такое, о каком, я, страстная любительница сказок и лесных легенд, и мечтать не могла! А наша «Олеся», видя произведенное на нас впечатление, отмечает, что такой музей – единственный в Беларуси! Что же мы там увидели?

    В этом загадочном зале нас ожидал лес, самый настоящий! Мы вошли в темное помещение, и тут нас окружили таинственные звуки бора, то беспечные, как щебетание птичек, то зловещие, как завывание волка в лунную полночь. «Олеся» предлагает нам прогуляться по ночной дубраве и познакомиться с белорусскими лесными тайнами. На одной стороне зала представлен лес сказочный. Здесь нас встречает красноглазый волколак (вурдалак). По словам «Олеси», оборотень совсем не страшен, это благородный князь Всеслав, имеющий способности обращаться в волка и за ночь обегать свои владения, тем самым защищая их от наступающих врагов. Еще мы знакомимся с лесовиком (лешим) и лесным дедком, который вываливает грибы из корзинки (я бы сравнила его с ремизовским Боли-Бошкой). На пеньке пригрелись ужи – священные для славянской мифологии существа, способные помочь людям и ведающие, где закопаны клады. На ветвях качается прелестница – русалка с серебряным хвостом. Меня это немного удивляет: в славянской мифологии утопленницы представлялись с ногами, а хвост – европейская черта. Как тут снова не вспомнить про литовско-польскую эпоху, под гнетом которой долгое время жила Беларусь. А этот персонаж нам знаком – болотник. В Беларуси более лояльно относятся к проказливому речному духу – водяному, чем в России, но вот болотника также побаиваются.

    Лес плавно переходит в хату. У печки сидит развеселый домовой. «Олеся» нам представляет этого персонажа сказочного музея: «Домовой – по сути, оборотень, он может представать в любом виде (мы это, конечно, знаем). А вот у нас домовой – такой рубаха-парень, в полном расцвете сил!». Да, он просто очаровашка! За печкой мы видим угол крестьянской хаты. Садимся с мужем на лавки да за дубовый стол, и «Олеся» фотографирует нас на фоне искусственной стопки блинов, копченых колбасок, глиняного кувшина и плетеных туесков. Вышло вполне колоритно, а мужу особенно понравились «мясные изделия» :).

    А мы уже переходим к другой стене павильона, где представлен лес реальный. Здесь и живописные деревья, и чучела зверей и птиц. Мы наперебой узнаем животных, а вот с птицами немного затрудняемся. «Олеся», чувствуя свое преимущество, говорит: «Ну, о чем еще вам рассказать? Знаете эту птичку? А вот эту?» и представляет нам обитателей своих владений.
    И хотя музей считается детским, мы получаем огромное удовольствие. Музей просто замечательный, действительно бесподобный, милый, приветливый! Выходя из домика «на курьих ножках», я прыгаю и смеюсь от счастья! А наша «Олеся» мило попрощалась с нами, пожелала удачного путешествия и, как купринская кудесница, побежала по заснеженной тропинке вдаль. Мы пошли следом, и вот уже скрылся из виду домик «на курьих ножках», и мы спрашиваем себя: а было ли все это, или лишь навеяно лесными чарами :)? Для меня «Музей мифологии леса» – одно из самых лучших воспоминаний о Минске!

    Кстати, здесь же в лесу находится и экспозиция музея «ДОТ» (долговременных огневых точек). Она размещена в фортификационном сооружении на месте бывших оборонительных укреплений начала Великой отечественной войны. Правда, сюда мы не зашли.

    Последним мы посетили этнографический комплекс «Млын» («Мельница»), что возле ж/д переезда. Все постройки здесь были деревянные, самобытные, практически старинные (начало XX в.). Правда, лишь мельница стояла тут изначально, а остальное привезли из окрестностей. Смотрительница, в отличие от остальных заславских жителей, показалась нам немного неприветливой, все намекала, что надо приходить сюда с экскурсией, но, разговорившись с нами, объяснения давала охотно и со знанием дела.

    Мы с удовольствием осмотрели хату завозников, так называлась своеобразная гостиница, где останавливались приезжающие на мельницу крестьяне. Понравились уютные интерьеры начала XX в. Больше всего поразила печка с черными изразцами – мы такую еще нигде не видели.

    Подивившись на стоящий во дворе паровой двигатель, мы прошли в мельницу. Смотрительница – «мельничиха» подсказала нам, что, впервые заходя на мельницу, надо встать на лежащий перед ней круг-жернов и загадать желание. Мы с мужем, отчего-то взявшись за руки и зажмурившись, вступили на вкопанный в талую землю жернов, и каждый загадал что-то свое сокровенное. А что именно – рассказывать нельзя! Почему-то я всегда воспринимала мельницу как ветряк, а, как оказалось, она может быть и паровой, как представленная в этнографическом комплексе. Мы вошли в трехэтажное деревянное здание, вволю походили по паровой мельнице, изучая ее механизмы и всякие интересные приспособления, почитали плакаты. Мы помним, что Беларусь – аграрная страна, и зачастую мельники были очень богатыми людьми.
    Далее «мельничиха» отвела нас в свиран (амбар), где хранились запасы зерна. Внутри мы осмотрели закрома и плетеные короба, а снаружи подивились на чудесный фасад этого домика, украшенный резной галереей с балконом. Какая красота!

    Еще одна достопримечательность этнографического комплекса – кузница. Ведь зачастую, приезжая смолоть зерно или за мукой, крестьянам требовалось подковать лошадей. Мы впервые были в кузнице (как, впрочем, и в других постройках), поэтому с интересом рассмотрели ее убранство. Вот печка, где топили металл. Она похожа на нашу русскую и совсем не напоминает те огненные бездны, которые я видела во время своей работы в Литейном цехе ЯМЗ. Вот молот и наковальня, вот чудесные инструменты, с помощью которых кузнец-чародей мог смастерить подковы и прочую необходимую в хозяйстве утварь. Муж с довольной улыбкой фотографируется на фоне печки, а «мельничиха» поясняет, что обычно кузница строилась вдали от селений, чтобы в случае пожара (мы помним, что кузнец имел дело с раскаленным металлом и неукротимым огнем) не пострадали деревянные хаты селян. Напоследок, подобревшая женщина предлагает нам подержаться за подковы, прибитые к двери кузницы, на счастье. Муж почему-то выбирает самую старую, а я – самую красивую :). Благодарим за осмотр, и по мартовским ручейкам выходим за калитку. «Мельничиха» кричит нам вслед: «Как сбудется желание, так обязательно приезжайте к нам еще раз!». Думаю, еще приедем, только бы еще знать, что загадал муж :).

    Но нам пора уезжать. Покупаем на вокзале билет до Минска на 13.55, и вскоре приходит наша электричка. Жаль, что не осталось времени пообедать в кафе «Гостинец», приходится перекусывать в поезде. Опять ходят коробейники и маленькие попрошайки, одному из которых мне приходится отдать свою вафельную трубочку. Примечательно, перед этим мальчонка просил у нас денег, а когда уже вышел из вагона, я вдруг прониклась жалостью и посетовала, что не дала малютке покушать. Почти сразу же замарашка нарисовался и протянул ко мне свою грязную лапку: «Тетя, дай трубочку». Пришлось отдать ему оставшуюся сладость, на что мальчик тут же обратился к мужу: «Дядя, дай мандаринку!». И откуда он увидал закрытый в пакете фрукт? Муж, не такой сентиментальный, как я, шуганул попрошайку, а мне от чего-то стало жутко: вдруг эти лесные детки обладают ведьминскими способностями :)?

    В целом, Заславль произвел очень приятное впечатление, может быть, даже самое сильное. Когда я вспоминаю эту поездку, на душе становится тепло и светло. Все-таки Беларусь за пределами столицы намного ближе к природе, понятней и искренней. Теперь Заславль ассоциируется у меня с Рогнедой и наполненными духами лесами, с преданиями и сказками, со всем тем, что вызывает добрую улыбку и заставляет верить в чудеса!

    Продолжение следует...

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    24 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Минск
    сообщить модератору
      Наверх