Собор Дуомо, безусловно, главная достопримечательность Милана, но по известности ему ненамного уступает сосед, знаменитый пассаж. Эта галерея, накрытая стеклянной крышей, появилась в центре города после двенадцати лет строительства, в 1877 году. Здание носит имя короля Виктор-Эммануила, хотя, по правде, следовало бы назвать его в честь автора проекта, известного архитектора Джузеппе Менгони: тот умудрился сверзиться со строительных лесов, и, таким образом, постройка стала ему своеобразным памятником.
Галерея устроена крестом, так что из её центра можно выйти сразу в несколько направлений — идеально для шпионов. А честные туристы, которым незачем удирать от преследования, должны обратить внимания не столько на магазины (там всё очень дорого), сколько на мозаику, покрывающую пол. Считается, что если найти среди прочих фигур быка и потереть ногой его гениталии, то вам в ближайшее время улыбнётся фортуна.
Теперь нам нужно вернуться на площадь Дуомо, потому что с ней мы ещё не закончили. Центром всей территории является памятник упомянутому королю, под чьим руководством была объединена Италия. Монарх, увы, статью не вышел, так что как не стараются скульпторы, выходит у них довольно грузная фигура, и посадить героя страны на коня — лучший, пожалуй, выход. Получается этакая могучая композиция, да ещё и мощный пьедестал добавляет габаритов. Портит всю величественность только разношёрстная толпа попрошаек, сидящая вокруг, и полчища голубей, оккупирующих пьедестал; птицы сидят там рядами, словно в театре...
Нам же до театра ещё далеко, и сперва нужно осмотреть те ближайшие здания, что расставлены по округе. Далеко ходить не придётся, так как первая заслуживающая внимания постройка, бывший королевский дворец, расположена справа от фасада миланского собора. Этот палаццо верой и правдой служил многим правителям, в том числе Наполеону Бонапарту, привлекая их как статусом, так и незаурядными интерьерам, погибшими, ко всеобщему сожалению, во время Второй Мировой войны. Ущерб от бомбёжек оказался так велик, что в послевоенное время власти решили восстановительных работ не вести, после чего в здание вселился музей современного искусства. По-моему, идти туда вовсе не обязательно, хотя многие придерживаются иного мнения. Что ж, на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.
А вот что я не рекомендовал бы делать совершенно определённо, так это покупать на piazza Duomo сувениры, сколь заманчивыми бы не казались предложения: ассортимент хорош только на первый взгляд, тогда как цены не хорошие вообще — если, конечно, знаешь реальную стоимость этой сувенирной продукции. Без преувеличения всё, что на площади продают предприимчивые иммигранты, можно купить в других местах, и намного дешевле. Скажем, точно такая же копия венецианской карнавальной маски, торгующаяся здесь по 12 евро, продаётся за 5 евро, модель миланского собора стоит приобрести за 4 евро вместо десяти здешних, и так далее. Иными словами, пусть ларьки и лотки, расставленные по периметру территории, привлекают взгляды сколько угодно, покупать с них не следует, и баста...