3 материалa по 3 объектам, 177 фотографий
- GPS
- Индонезия, Jl. Magelang | Sumberrejo, Mendut 56501, Индонезия
Резные орнаменты и украшения храма Мендут. Ч.7
Этот совет является частью дневника «"Морями тёплыми омытая, лесами древними покрытая, страна родная Индонезия..."»
Этому дереву (баньян или бодхи) уже 500 лет и хитросплетения его ветвей образуют своеобразные ниши, в которых очень красиво фотографироваться. Проходим мимо торговцев, наперебой предлагающих купить изделия из кокоса, дерева. Чанди Мендут был обнаружен в первой половине 19 века и что интересно, он ориентирован в сторону индийского города Бенарес (Варанаси) – туда, откуда начал путь проповедника Будда Гаутама.
Храм был построен в 9 веке, однако время также превратило его в руины. Проведенная к 1925 году реставрация не смогла закончить кровлю должным образом из-за множества утраченных деталей. Мендут возведен из крупных каменных блоков темно-серого андезита, и его отличительной особенностью является «очень широкое и высокое террасообразное основание, на котором, как на платформе, высится квадратное в плане святилище с едва выступающими посередине каждой стены ризалитами. В чанди Мендут особенно заметно, что собственно храм – это святилище с портиком и 3-хступенчатой кровлей, а нижняя его часть – постамент с обходом вокруг средней части храма, достаточный для ритуальной процессии».
Как я уже говорила, когда-то Мендут был связан с Боробудуром мощеной камнем аллеей, которая проходила мимо Павона. Все три святилища являются буддийскими, относятся к одному периоду, и между ними, по-видимому, существовала некая ритуальная связь. Считается, что паломники собирались в Мендуте, а затем спускались по 3-километровому пути в Боробудур, останавливаясь для медитации в Павоне.
Красивейшие рельефы на стенах храма являются самыми крупными, которые до сих пор были найдены в Индонезии.
Они покрывают все наружные стены храма, а центральными фигурами этих рельефов являются Бодхисаттвы, просветленные мужского или женского пола, которые отказавшись уйти в Нирвану, готовы помочь человечеству, избавив его от страданий и замкнув его бесконечный круг перерождений. Меньшие по высоте рельефы украшают нижнюю платформу, а также боковые треугольники лестниц, только там изображены сцены из книги притч Джатаки.
Верхняя часть чанди имеет три этажа и украшена 48 маленькими ступами.
Внутри чанди сумрачно, и глазам не сразу удается привыкнуть к полумраку. За хлипким деревянным заборчиком видны три прекрасные скульптуры, центральной из которых является Будда Шакьямуни, который произносит свою первую проповедь в Оленьем парке.
Справа от него находится фигура поменьше, и это бодхисатва Авалокитешвара, слева аналогичная фигруа Авалокитешвары Ваджрапани.
Фигуры высечены из единого куска камня, и, может быть, именно это спасло их от разрушения, которое постигло другие статуи из бронзы или других металлов. Фигуры из металла, к несчастью, были переплавлены и использованы для других целей. В изножии Будды и бодхисатв курятся лампадки, и медленно умирают возложенные цветы. Для буддистов три эти статуи олицетворяют священный свет.
«Храм Мендут известен благодаря трем буддийским статуям, признанным самыми прекрасными в мире. Главная достопримечательность – З-хметровая статуя сидящего Будды и двух его ближайших учеников. Трехметрового Будду и две фигуры Локешвара и Ваджрапани можно отнести к одному из великих проявлений Буддистского учения и искусства. Будда – Шакьямуни — учитель, спаситель нашей эпохи, он достиг высшего просветления и выглядит как мудрец, познавший тщетность суеты и радость спокойствия духа».
Статуя Будды находится в сидящем положении, две ноги Великого Учителя опираются на лист лотоса, а положение рук (Дхармакрамудра) символизирует то, что он занят поворотом жизненных циклов.
Справа от фигуры Будды находится фигура бодхисатвы Bodhisattvarajrapani, и он тоже изображен в сидячем положении. Правая рука у бодхисатвы согнута, а левая прижата к телу. Правая нога подвернута, а левая спущена на символический лист лотоса.
У левой фигуры Авалокитешвары Awalokiteswara (Padmapani) положение рук транслирует Варамудру и символизирует занятость обучением догматам. Следует обратить внимание на то, с какой тщательностью подошли резчики к изображению корон, ушных украшений: не забыты и ручные, шейные и наплечные браслеты.
Мы обходим террасу, чтобы подробнее рассмотреть замечательные рельефы, о которых нам говорит Ирован. Мотивы и темы их оформления вытекают из мифов о Будде, например, одна из панелей на правой наружной стороне лестницы отражает рассказы о Черепашках, находившихся в опасности и спасенных двумя птичками. Можно найти и рассказ из Джатаки, который говорит нам о том, как умная обезьянка обманула крокодила.
С правой стороны от входа видим рельеф с изображением мужчины, окруженного детьми, и Ирован сразу говорит нам, что это Кувера. Под его сиденьем явно видны огромные сосуды, наполненные деньгами, и именно эта деталь является угадываемым атрибутом добродетели Кувера. В жизнеописании Будды он ранее был монстром-людоедом, который потом покаялся и изменился, став защитником детей, после того, как увидел Будду.
На левой, внутренней стене портика, изображена женщина с детьми, ее имя — Харити.
«Это один из самых лиричных и земных рельефов во всем индонезийском искусстве. Существует легенда, что жену пастуха Харити насильно заставили танцевать во время беременности, благодаря чему она потеряла ребенка. Гнев Харити был так велик, что в своем следующем перерождении она стала злым духом, похищающим детей. После беседы с Буддой Шакьямуни, она изменилась и стала покровительницей младенцев».
Харити изображена в сидячем положении с ребенком на коленях. Точно так же как и Кувера, она была монстром-людоедом, который покаялся и превратился в защитника детей, как только она встретила Будду. Кроме того, она известна как богиня плодородия, и мы видели в Индии, как ей молились женщины.
Можно долго ходить и рассматривать каменные барельефы и даже находить в них сходство с камбоджийскими, но у нас еще сегодня много планов и переездов.
Следующим пунктом будет плато Диенг — Плато Диенг - сельскохозяйственная житница о. Ява. Ч.8
Продолжение следует...
- Адрес:
Jl. Magelang | Sumberrejo, Mendut 56501, Индонезия
Дешёвый ✈️ по направлению Магеланг