392 материалa по 164 объектам, 6 584 фотографии
- GPS
- Испания, Paseo del Prado 8, Madrid
- 91 369 01 51
- www.museothyssen.org/
Пикассо и Шанель
Этот совет является частью дневника «Музеи и дворцы Мадрида»
Не могу сказать, что творчество Пикассо увлекает и радует моё воображение (Правда, когда я тридцать лет назад увидела Гернику, выставленную в музее Прадо, была поражена изображенным и переданным художником состояния горя, отчаянья, страха. Но при этом на громадном полотне присутствует свет надежды. Эта картина навсегда осталась в моей памяти).
Да и человеческие качества, особенно те, что проявлялись в отношениях к женщинам мне не только не импонируют, а вызывают неприятие личности и его творчества. Одно только это его высказывание ...Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней...говорит о многом. Но это только мои мысли и моё восприятие.
Поэтому мои ожидания от выставки были сдержанными, но любопытство и подогретый ажиотажем интерес взяли верх.
Итак, прошу вас, если вам это интересно, проследовать за мной. Мы с вами оказываемся в затемненном сценическом театральном пространстве, в котором мерцающий свет освещает картины Пикассо на стенах и парящие словно в воздухе платья Шанель. Эффект потрясающий!
.
.
Почему Пикассо и Шанель задаюсь я вопросом? Посещение выставки для меня стало хорошим исследованием влияния, которое Пикассо и Шанель оказывали друг на друга. Здесь можно было наблюдать за творческим диалогом двух авангардистов и новаторов ХХ века: гениального испанского художника Пабло Пикассо (1881 — 1973), чьё творчество изменило направление всего мирового искусства и Габриэль Шанель (1883-1971) — влиятельнейшего дизайнера столетия, перевернувшего представление о женской моде.
.
Пикассо и Шанель познакомились весной 1917 года в Париже на праздновании премьеры балета «Парад» антрепризы Русских балетов Сергея Дягилева, для которого Пикассо создавал сценографии и костюмы, возможно, через общего друга — поэта и драматурга Жана Кокто. Они стали хорошими друзьями, и Шанель часто посещала супруженскую чету Пикассо. А Жан Кокто так говорил об их дружбе: «Шанель должна была творить то же, что Пикассо — рисовать».
Выставка, выстроенная в хронологическом порядке, охватывает примерно десятилетие, с 1915 по 1925 год, и состоит из четырёх разделов.
Первый раздел взрывает, в буквальном смысле, моё воображение и фантазию. Картины сопровождаются экспозицией платьев раннего периода карьеры французского дизайнера, из которых сохранилось совсем намного из-за хрупкости ткани.
Первый раздел называется «Стиль Шанель и кубизм» и рассказывает о влиянии кубизма на моду 1910-х годов и на творчество французского дизайнера. Здесь представлена серия картин и дизайнерских моделей, которые иллюстрируют связь между живописным течением «кубизм» и модой первой половины XX века.
.
Прямые линии, углы и геометрические формы с картин художников-кубистов находят своё отражение в моделях, созданных Коко Шанель.
.
Сочетание каждой картины кубистического периода Пикассо и платья Шанель подобраны с ювелирным «попаданием», создавая органический диалог между живописью и модой.
.
.
Вот, например, на платье выраженный узор птичьего оперения, как и на картине «Натюрморт с голубем».
Помимо прямых линий, простоты кроя и практичности, дизайнер заимствовала у кубистов отсутствие цветности и выбрала три основных цвета: чёрный, белый и бежевый.
Второй раздел выставки называется Ольга Пикассо. И здесь представлены картины, эскизы и карандашные наброски первой жены Пикассо, русской балерины Ольги Хохловой.
Влюблённый Пикассо в первые счастливые годы супружеской жизни пишет множество портретов и рисунков.
Пикассо и Ольга познакомились в Риме в феврале 1917 года, когда Пикассо работал над «Парадом», а Ольга репетировала в труппе Дягилева. Через полтора года они поженились. По словам Кокто, выступавшего в роли свидетеля жениха, свадебное платье Ольги на парижской свадьбе в июле 1918 года было разработано Шанель, которая, скорее всего, также присутствовала на этом мероприятии. На выставке представлено письменное приглашение на это торжественное событие от Пикассо.
В экспозиции представлены также костюмы от Шанель, похожие на те, что изображены на картинах, ведь Ольга Пикассо была преданной поклонницей дома Шанель ещё до знакомства с Пикассо.
.
.
.
Те немногие образцы, что выставлены, сохранились либо в международных учреждениях, либо представляют частные коллекции.
Это очень хрупкие изделия, которым уже более ста лет, но сегодня они кажутся удивительно современными и свежими.
На профессиональной почве Пикассо и Шанель сотрудничали в двух проектах — им посвящены третий и четвертый разделы выставки.
Третья глава выставки носит название «Антигона».
В 1922 году Жан Кокто ставит современную адаптацию античной трагедии Софокла «Антигона» в театре де л'Ателье де Монмартр. Обращение к классике совпадает с общей тенденцией, которая происходит в искусстве после Первой Мировой войны. В это десятилетие Пикассо создаëт свой классицизм, вдохновляясь искусством Античности. Он пишет монументальных «больших женщин» в белых туниках.
Именно к нему обращается его друг Кокто для создания сценографии для «Антигоны». Пикассо пишет задник, маски для хора и щиты стражников, вдохновляясь мотивами из древнегреческих ваз.
А создание костюмов Кокто поручил выполнить Шанель. «Я попросил мадмуазель Шанель создать костюмы, потому что она лучший кутюрье своего времени и я не представляю дочерей Эдипа плохо одетыми», — писал Кокто.
Модельер, вдохновляясь архаической Грецией, создаёт костюмы из толстой шотландской шерсти в коричневых, телесных и кирпично-красных тонах, которые соответствовали декору и сочетались с палитрой цветов, выбранных Пикассо. Это был первый опыт Шанель в театральном проекте, над которым она работала вместе со своими друзьями Кокто, Пикассо и Дуллином.
Пьеса будет иметь большой успех, но именно костюмы Шанель вызовут наибольший восторг.
Платья Шанель, созданные для этой театральной постановки, не сохранились, поэтому для раздела были подобраны платья 1920-х годов, напоминающие античные греческие образы.
Вместе с эскизами к декорациям и моделями Шанель на античные мотивы в зале выставлена уникальная краснофигурная ваза из Лукании IV в до н.э. из Британского музея, с единственным дошедшим до наших дней изображением сцен из «Антигоны».
И ещё одним творческим сотрудничеством Пикассо и Шанель станет одноактный балет и танцевальная оперетта «Голубой экспресс», поставленный Русскими балетами Дягилева в 1924 году в Париже в театре на Елисейских полях.
Название балета происходит от ночного экспресса, который доставлял фешенебельную публику из Парижа к Лазурному берегу. Это будет новаторский балет, сплав пантомимы, акробатических номеров, музыки и сатиры. Либретто к нему напишет Жан Кокто.
«Голубой экспресс» — четвёртый раздел выставки.
Шанель будет ответственна за костюмы. Вдохновляясь идеями нового типа отдыха, состоящий из купания, загорания, занятием спорта, Шанель создаст стильные пляжные и теннисные костюмы, модные аксессуары.
Участие Пикассо в этой постановке будет несколько косвенным. За месяц до премьеры Дягилев увидит в мастерской Пикассо небольшую гуашь «Гонка» с изображением двух монументальных женщин, бегущих по берегу моря и попросит её у художника, чтобы использовать в качестве изображения для театрального занавеса к «Голубому экспрессу». Гуашь увеличат до нужных размеров и копия, выполненная театральным художником Александром Шервашидзе будет настолько точной, что Пикассо подпишет занавес своим именем.
Именно этот образ кураторы и сделали логотипом настоящей выставки.
Он также согласился проиллюстрировать програмку, для которой нарисовал обложку и несколько балерин для внутренних страниц.
В этом разделе представлены репродукции платьев Шанель из Парижской оперы, которые были созданы специально для ремейка балета.
Экспозиция завершается просмотром этого легендарного балета, ставшего одним из символов золотых 1920-х годов.
youtu.be/SVn-L_oB_fE
И последняя фотография с выставки — женские и мужские руки, которые творили историю.
Могу сказать, что выставка получилась очень стильной, элегантной и логически завершенной.
Около 50 дизайнов кутюрье и более 60 живописных и графических произведений Пикассо из европейских и американских коллекций музеев и частных собраний, представленных на выставке, для меня открыли интересную и многогранную историю отношений и взаимных влияний двух выдающихся творцов ХХ века.
Выставка продлится до января 2023 года.
При написании я использовала информацию, которая была представлена организаторами выставки.
- Адрес:
Paseo del Prado 8, Madrid
- Телефон:
91 369 01 51
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Мадрид
- 28 ноя 2022, 23:21удалитьКакая интересная выставка! Ирочка, ты так замечательно подметила, что картины и платья подобраны с ювелирной точностью!
- 29 ноя 2022, 01:01удалитьЛеночка, не уверена, фото передает эту точность, но наяву — это впечатляет!
- 29 ноя 2022, 00:56удалитьКак интересно! Спасибо, Ира, вы наше "окно в Европу". Теперь буду ждать и надеяться, что выставку привезут в "наши края".
- 29 ноя 2022, 01:02удалитьИрочка, отчасти написала потому, жду помню своё обещание перед вами)))) Думаю, что и до вас выставка доберется!
- 29 ноя 2022, 01:25удалитьКак пишет фейсбук, если размещаешь линк в группе : я думаю, что это понравиться участникам группы. Так и я думаю, что Турбине эта заметка понравиться
- 29 ноя 2022, 10:28удалитьУ меня к Пикассо тоже двоякое отношение. А его период кубизма мне и до сих пор не очень — не люблю кривые и ломаные линии, как-то тревожно становится, негармонично.
Гернику впервые увидела ... на марке , которая была приклеена на конверт кем-то из моих друзей по переписке. Хоть и маленького размера, но тоже чем-то зацепила, и я даже в лупу разглядывала. Давно это было. С тех пор и в Прадо побывала.
Выставка в сочетании 2-х ярких звезд эпохи — замечательная идея. Да еще и передающая контраст самовыражения "ЭМ и ЖО", резкое мужское и плавное и льюще-струящееся женское. Платья потрясающие, и некоторые так и вовсе без времени, хоть сегодня надевай!
Ирочка, спасибо. Под впечатлением! - 29 ноя 2022, 16:23удалитьТанюша, как правильно сказала о контрасте мужского и женского. Вот сейчас пришла мысль. Пикассо всегда уродовал в своих работах женское тело, как будто хотел изменить природу женской красоты, а Шанель, вопреки этому придавала своим работам женственность, мягкость и изящество! Поэтому, это скорее всего не диалог, а творческий спор.
Вот так, в обсуждении, у меня рождается совсем другая идея выставки))))
Спасибо!!!! - 29 ноя 2022, 18:00удалитьИ это здорово, что можно так поспорить и заставить задуматься о красоте женского создания
- 29 ноя 2022, 19:19удалитьНу, когда он был женат на Ольге Хохловой и ел борщ с пампушками, с головой и линиями женского тела у него было все в порядке 🤣. А потом, по-моему, он просто стебался — пипл схавает 😄. Так как художник он, бесспорно, гениальный. Хотя я к его творчеству равнодушна, но что есть, то есть.
- 29 ноя 2022, 20:11удалитьНедавно на просторах интернета читала, что Пикассо в конце жизни это признал. Стебался, потому что это было модно
- 29 ноя 2022, 22:16удалитьСтебался — это точно! Помню, как то читала воспоминания И.Эренбурга и его визит к Пикассо. На вопрос о картине, над которой как раз работал Пабло — что это значит? — Пикассо ответил простым и понятным словом (которое я никогда не произношу))))- говно, которое нравится другим....
- 29 ноя 2022, 10:59удалитьКакое интересное сочетание — мода и живопись!!! Спасибо!
- 30 ноя 2022, 09:38удалитьДумала. выставку завершит маленькое черное платье и полотно из черных квадратов.
Он стебался, а " ценители" живописи ахали и восторгались непонятно чем. - 13 янв 2023, 01:25удалитьЕсть же в музыке, аккорды-ругательства, почему бы им не быть в живописи))
- 30 ноя 2022, 23:18удалитьИ вот что занятно, продолжают восторгаются и наши современники.
- 13 янв 2023, 01:09удалитьМне вот Пикасссо как-то не очень, не трогает его творчество (в отличие от многих других представителей эпохи модерна), но я понимаю что общего у Пикассо и Шанель, наверное скорее ощущаю чем понимаю так как это нетак просто объяснить
- 13 янв 2023, 15:36удалитьДаже не буду пытаться ))) но если подберу правильные слова, отдельно напишу
- 14 янв 2023, 19:20удалитьДа, это точно... А возможно и не только это... Я вот подумал что и в самом деле лучше можно понять человека побыв какое-то время в том месте где он жил и творил. К примеру до переезда на Коста Браву 12 лет назад, я как-то более пренебрежительно относился ко всем этим личностям вроде Пикассо или Дали, теперь я их гораздо лучше вижу, особенно Дали
- 15 янв 2023, 01:45удалитьЧто касается Дали, то я в своё время осознанно пренебрегла музей Дали, а сейчас вот думаю — надо бы поехать и посетить. Да, мы меняемся и становимся более терпимее...
- 15 янв 2023, 13:34удалитьТут как минимум 5 мест связанных с ним, где он оставил творческий след или которые вдохновили его на творчество, хотя наверняка больше, надо будет поискать