Хотите — верьте, хотите — нет, но Маданг оказался ещё более крупным городом, чем Вевак и тем более Ванимо. И хотя население Маданга едва перевалило за 25 тысяч человек, он является самым настоящим городом, центром цивилизации. И столицей соответствующей провинции.
Прибыл я сюда на пароходе, после 19 часов плавания, и ступил на причал, несколько покачиваясь (да и потом весь день меня «качало» после моря). Причальная зона была тщательно огорожена – контролёры приготовились вылавливать «зайцев». Было бы необходимо — вышел бы я так же, как вошёл, притворившись белым мистером; но необходимости не было, бедности — тоже, и я пожертвовал 100 кина (а вообще с меня хотели 150). Квитанции не дали, так что вероятно, 100К пошли на поддержку лично сотрудников «Лютеран шиппинг», производящих выявление зайцев и их обилечивание.
Итак, вышел я в Маданге. Случайно оказалось, что я прибыл в город в не лучший день его истории. Величайший в городе Супермаркет (действительно большой, квартал занимал) вчера сгорел. Об этом написали сегодняшние газеты, но пожар ещё продолжался сегодня. Дымом заволокло несколько кварталов, полицейские огородили территорию от мародёров, вокруг дымящих развалин сидели рабочие в униформе – может быть, продавцы – и ждали указаний. Или когда всё догорит. Пожарные машины не тушили – уже было бесполезно спасать что-либо, а на соседние магазины уже не могло перекинуться. В супермаркете сгорело товаров на миллионы кина, но впрочем в городе есть и другие супермаркеты, поменьше.
Так же как Ванимо, Айтапе и Вевак, — Маданг являл собой большую торговую факторию. Из деревень сюда приезжают, с фруктом-овощем, сотни людей каждое утро. И есть у них не только бетель-нат, но и самый вкусный фрукт. Сладкий вкусный банан (и невкусный горький тоже), большой ананас, огромное помело с тонкой кожицей и без косточек (размером с маленький арбуз! Еле съел), батат и морковка, кокосовый орех, манго и прочий фрукт раскладывают торговцы на земле и на каких-нибудь подставках тоже, оплатив пользование рынком (2 кина в день). Продав всё или почти всё, они сами превращаются в покупателей – устремляются в магазины, которые, как и в Веваке, имеют вид супермаркетов, их не меньше десятка, а то и пятнадцать. В супермаркете можно купить много всего вкусного. Это и местные рыбные консервы (очередной ценовой минимум — 1,50), и вьетнамский рис, и местные печенья-варенья, и австралийские соки, и даже йогурты впервые я увидел в Папуасии, но не папуасские йогурты, а тоже австралийские. И даже впервые я увидел тут бутылки-«полторашки» с колами и фантами – в других городах не было полторашек, лишь поллитровки и жестяные банки. Ну здесь кока-кола – буржуазное извращение (даже я пока не купил), но другие продукты отменные, как в любом цивилизованном городе, и кредитки принимают (вот и посмотрим, насчитает ли банк супер-комиссию или покупка обойдётся в точную сумму, которая на чеке?) Некоторые магазины нацелены на оптовую продажу всего на свете, в том числе и предметов домашнего обихода.
К 16.00 все покупки и продажи завершаются, и жители садятся на грузовики (PMV) и разъезжаются по деревням во все стороны. Остаются лишь коренные мадангцы, работники этих самых магазинов, офисов, гостиниц, школ, прочих учреждений. Завтра – новый торговый день.
Сам по себе город, как и Вевак, лишь скопление магазинов и порты. Нет ни статуй-монументов, ни крепостей-замков, ни древних архитектурных обломков – не строили ничего навечно папуасы, и 20-30 лет стоят тут обычные деревянные дома, ну цементные – бывают постарше. Но во всей стране тут ничего, построенного в XIX веке или ранее, не сыщешь.
В Маданге хотел я узнать секрет, как пользоваться мобильным USB-модемом. Мне, конечно, давали всякие дурацкие советы, которые я и сам мог бы придумать: «воткни его, он должен работать», «положи денег», «погугли», «позвони в техподдержку» и прочее. Почти всё это (кроме «погугли») я проделывал и без всякого совета, но без толку. В техподдержке (тел.123) мужик сразу трубку вешал, как мой голос слышал – так я ему надоел. Неужели там один мужик сидит на всю Папуа-Новую-Гвинею? Не знаю. Но и его нужно уволить! Человека, который бы разбирался, в Веваке я не нашёл (а магазин, где я купил модем, закрылся на выходные). В Маданге я продолжил поиски умного – в одном месте, потом в другом.
Из компьютерного магазина вышел старичок-австралиец. 44 года провёл он на землях ПНГ, и имел папуановогвинейское гражданство – так что приходилось ему даже в родную Австралию делать визу. Старичок руководил компьютерным бизнесом — впаривал папуасам под видом «супер-новинок» и «чудес мирового прогресса» разные не совсем новые изобретения, типа 4-гигабайтных флэшек, В Сингапуре вот 32-гигабайтные продают, а тут таких и в помине нет. А думаю, верней так: он закупил по дешёвке в том же Сингапуре 4-GB, а как папуасы всё раскупят, он с-под-витрины достанет 8-GB, и представит как новинку, ну и так далее. Старичок был очень милым и с помошью «Customer Care» приблизился к разгадке USB-модема. Но окончательно решить проблему смог лишь один молодой папуас в супермаркете, он воткнул симку с интернета в свой телефон, набрал какие-то цифры – и всё заработало, причём в инструкции вовсе не было написано, что и какие цифры надо набирать.
В Маданге наконец-то стали попадаться белые люди, мистеры. Нескольких успел мельком увидеть, кроме того австралийца. В путеводителе Lonely Planet написано, что Маданг – самый туристически ориентированный город Папауасии. Вот они и понаехали.
А что, действительно радостный город. Впервые за десять дней в ПНГ я обнаружил мороженое в вафельных стаканчииках (К1.50, большое). А в супермаркете — огромные упаковки мороженого без стаканчиков по 2 кило (не стал брать — обжорство тоже не всегда уместно). И тут впервые обнаружилось много едален, где можно сесть за столик (Вевак, Айтапе и Ванино были лищены таких удобств), а в некотоых даже можно помыть руки (для Папуа – чудесно). И продавали в этих столовых не только гадости, но и вполне съедобную пищу нескольких видов, только чая не видно нигде. Запивон – кокаколы баночные или стаканчики с разводной водой из концентрата. Сам концентрат я уже купил (ПНГ-шный) в супермаркете, что с ним теперь делать – непонятно, наверное с дождевой водой мешать.
Нужно было где-то пристроиться на ночлег в этом Маданге. Среди супермаркетов, рынков и судовых причалов не было достойных мест. Гостиницы тут в ПНГ не дешёвые, но я и не входил пока ни в одну из них (хотя надо бы хоть для науки хоть в одной гостинице переночевать). Иду по дороге – вижу – «Святого Духа Начальная Школа Ela Motors памяти Михаила Вандокуна, при поддержке TOYOTA и YAMAHA». Тут же логотипы – Святой Дух, Toyota и Yamaha. Что за Вандокун (Wandokun), не знаю, но вот видите – и его порекламирую, может хороший (был) человек.
В школе уже занятия кончилсь – пока я ходил по магазинам да по модемным делам, уж и дело к вечеру. Но несколько учительниц были на месте, а директор в кабинете свои дела какие-то решал директорские. Тут и я к нему – здравствуйте! Позвольте переночевать у вас в школе!
Директор добрым человеком оказался, — папуасы вообще все, встреченные мной, очень вежливые и добрые. Только в модемах не разбираются, а остальное всё у них ОК. Откуда только берутся бандиты, грабители? (Тут меня опять разбойниками пугали, «осторожней ходи – а то ограбят».) Поселил меня он в школьный госпиталь Святого духа. Милостью оного Св.Духа, ни одного больного тут не было, зато было аж пять коек, розетка, лампа и вентилятор – а что ещё нужно для счастья в ПНГ? Опять еда? Так и это не проблема, я вышел и затарился едой, часть магазинов уже закрылась, но кое-какие ещё работали.
Так я перебрался в город Маданг. Отсюда уже – автостоп! Самая большая автодорожная система Папуасии ждёт меня – дорога в горы: через город Горока, в Маунт-Хаген. Посмотреть, как живут горные папуасы, сравнить их с индонезийскими горными папуасами – неужто уж не ходят с накладными пиписьками? Заодно и проверю гостеприимство и иные свойства горцев. А потом обратно через Гороку – в Лаэ, второй город страны. А оттуда уже – в очередной пароход и на другие острова!
А после островов обратно на «материк» и куда-нибудь на реку Сепик – таким образом, чтоб повидать в этой поездке и прибрежных папуасов, и горных, и островных, и городских, и сельских, и живущих на реке, без связи с автодорогой. Таков у меня план. Так должно быть, по плану, и так оно (иншалла) и будет.
Завтра же постараюсь стартовать в горы ПНГ, если папуасы не предложат (как нередко бывает) осмотр местных достопримечательностей или другую интересную деятельность.