Маданг

С нами с 14 июл 2010

Маданг: Папуасский автобус

31 марта 2011 года||1 (1)| 6| 7243

Утром 29-го марта в Маданге шёл дождь, причём сильно. Супермаркет, сгоревший третьего дня, ещё дымился – дождь не помогал. Я покинул школу (попрощавшись с директором); пошёл было на трассу, но плотно лило. Поэтому подумал – не настало ли время испробовать автобусное путешествие в этой стране. Тем более, что наконец, после Ванимо и Вевака, тут стали попадаться нормальные маршрутки и даже автобусы, внешне похожие на те, что мы встречаем в цивилизованных странах, только чуть поменьше размером.

Я вернулся в центр города, на «толкучку». Как раз некий автобус двигался мимо меня, и кричал «Лээ, Лээ, Лээ!» Это имелся в виду облцентр Лаэ. Меня туда не тянуло, но до развилки дорог (до местечка Ватерайс) я был готов поехать, километров 150 или около того. Запрыгнул в автобус, тем самым спрятался от дождя, а автобус продолжил ехать по рыночной площади и кричать. Было 8.30 утра.

Через некоторое время я заподозрил неладное. Оказывается, автобус не спешил отправиться. Своей подвижной сущностью он показывал, что он нормальный, живой и действующий автобус, готовый тронуться в путь, как только появятся все недостающие пассажиры. Интересно, что в это же самое время по базарной площади ездило ещё четыре (!) полупустых автобуса на Лаэ. Все они кричали «Лээ, Лээ!» и колесили туда-сюда, по прилегающим улицам, подкатываясь ко всем супермаркетам – в надежде, что выходящий оттуда человек захочет в Лаэ или в то направление вообще; а когда в город въезжал грузовик (с пассажирами), автобусы облепляли его, как мухи, надеясь, что из кузова вылезет крестьянин, мечтающий перебраться в Лаэ.

В Индонезии и индонезийской части Папуа я удивлялся, почему только индонезийцы – водители, а папуасы не работают водителями никогда. Теперь-то я понял, что папуасы не способны к организованной транспортной деятельности. Ни выстроиться в очередь, ни поделиться пассажирами, ни создать некоего диспетчера папуасы в облцентре Маданг не смогли. Три с половиной часа ровно автобус вместе со мной колесил по центру Маданга, изведя кучу топлива, и лишь постепенно наполнялся. Так же действовали и другие автобусы. Я спрашивал пассажиров и водителя, почему они не кооперируются, не объединяют рейсы, не становятся в очередь и наконец не перебегают из одного автобуса в другой (проезд ещё никто не оплатил)? Но те молчали виновато. Я же сам не хотел никуда перебегать, занял хорошее место, на улице лил дождь, и я уже просто ждал, чем кончится дело.

Водителю пару раз звонили, говоря, что у какого-то супермаркета якобы есть пассажир, и он нёсся за ним; то кто-то из уже найденных пассажиров хотел приобрести газировку, бетель-нат, булочки и овощ, и мы заезжали на рынок, кто-то хотел делать оптовую закупку, мы подъезжали на оптовку, и салон автобуса наполнялся мешками с неизвестно чем. Но искомые 25 пассажиров никак не находились. Когда же и они нашлись, в ход пошли приставные стульчики. Автостопом ехать было бы точно быстрей, но продолжало лить, и я продолжал ждать, с интересом.

Наконец в 12.00 – спустя три с половиной часа! – автобус тронулся и поехал заправляться (идиоты, раньше не могли? Или же напротив, заправились, но весь бензин сожгли за долгие часы круговой езды по городу! И ведь я был не первым пассажиром, значит всего автобус 4-5 часов уже как колесил). Заправившись, поехал было и проехал несколько километров. Там, на рынке «Четвёртая миля», автобус остановился ещё на тридцать минут – уставшие пассажиры пошли размяться, купить чего-то поесть в дорогу (проголодались уже!) И только в 12.30 автобус наконец начал свой трудный путь в Лаэ, к которому так долго готовился. В салоне было уже столько народу и вещей, сколько могло там поместиться. Так что автобус, вместо того, чтобы сделать за день два рейса -- туда-обратно, делает за день не больше одного рейса.

Дорога в сторону Лаэ была наполовину асфальтовой, наполовину приличной грунтовкой. Ни километровых столбов, ни указателей не было никаких. Вокруг шли зелёные горы, леса, деревни, и плантации масличной пальмы (видимо, посаженные вездесущими малайцами на месте лесовырубок). Гнусный автобус всё время останавливался вновь, потому что кому-то нужно было выйти, а кому-то – купить очередную порцию бетель-ната. Некоторые пассажиры курили самокрутки из газеты в салоне автобуса. Я решил, что одного автобусного эксперимента для меня будет в ПНГ достаточно.

Перед Ватерайсом водитель подобрал ещё тусовку пассажиров и пассажирих с детьми. Так что когда до Ватерайса я доехал, вылезать мне пришлось через окно, и через окно выносить же и рюкзак – так плотно забили проход. Всего ехали четыре часа, готовились к старту – ещё 3,5 часа. Проехали, так по ощущениям, километров 150. Стоимость проезда довольно высокая – с меня взяли 25 кина (а хотели вообще 30); проезд до конечного пункта, Лаэ – 50 кина (до него километров под триста). Стоимость проезда выходит в 2,5-3 раза выше центрально-индонезийской, да и топливо стоит так же дороже.

Таким образом, автобус вывез меня на главную развилку Папуановогвинейских автодорог. В одну сторону был Маданг, в другую – Лаэ, в третью – Горы (Highlands Highway). В горы я и собирался. Highlands highway – самая известная и грузонапряжённая дорога страны – она идёт вглубь острова, и по ней идет пять областных центров — Горока, Кундиава, Маунг-Хаген, Менди и Вабаг. Через эту дорогу они соединяются с портами Лаэ и Мадангом – тоже облцентрами. Интересно, что на главной развилке тоже не было ни единого указателя.

Дешёвый ✈️ по направлению Маданг
    • Cheger
      Cheger
      С нами с 26 ноя 2009
      31 мар 2011, 20:13
      а что вы в школе то делали?