Путешествие на Мадагаскар . Часть 2. Лемуры
На следующий день, выехав рано утром, держим путь назад, в Антананариву, куда попадаем примерно через 6 часов. Антананариву столица Мадагаскара, расположена в центре острова, на одном из 12 священных холмов, который называется Манзакамьяна, на высоте от 1240 до 1470 метров. Основан город в начале 17 века королём народности мерина Андриандзакой. Название переводится как «город тысячи войнов», до 1977г. он именовался Тананариве (сокращённо Тана).
Движение по узким улочкам весьма интенсивное, много пробок, машины разъезжаются в сантиметрах друг от друга, но аварий и просто вмятин, на раритетных по большей части автомобилях, я не заметил. Книга о Мадагаскаре, написанная в 1984 г. повествует. «Запасных частей для машин на Мадагаскаре очень мало или нет вообще. Для ремонта машин и автобусов снимают детали с ещё более ветхих автомобилей, что уменьшает имеющийся парк. В настоящее время пробок в стране не бывает».
В наши дни за деньги можно исполнить любой авто каприз, различные мировые производители сверкают своими сервисами и автосалонами в Антананариву. Не отстаёт от современных реалий и недвижимость: французский колониальный стиль двух-трёх этажных домов сочетается с азиатскими домиками, серые бетонные коробки ступенями, по склонам холмов, чередуются с убогими хибарами. Автобус, петляя по узким улочкам, везёт нас на вершину священной горы, где находился сгоревший в 1995 г. исторический музей, бывший дворец королевы.
Пожар нанёс непоправимый удар по истории и культуре острова. На месте дворца что-то строится напоминающее католический костёл, но башенный кран со своей длинной стрелой застыл, словно часы без батарейки.
Мировой кризис добрался до Мадагаскара. Любуемся с самой высокой точки видами столицы, как на ладони просматривается национальный стадион, и имеющее форму сердца озеро Аноси, после движемся вниз.Здесь нужно рассказать о здании судилища, которое тоже находится на холме, но расположено чуть ниже дворца. Судилище, представляет собой крышу, подпираемую колоннами в греческом стиле, где всего одна сплошная стена. Смысл в том, чтобы люди могли видеть сами, как свершилось правосудие. Для этого обвиняемому давали выпить отраву — танангин. это ядовитое, желеобразное вещество, добываемое из коры и плодов одноимённого дерева. Человек испытывал жуткие мучения и умирал в страданиях, но если он выживал, то считалось, что он не виновен.
Такое правосудие применялось по поводу и без повода, и народ постепенно нашёл выход. Дабы вызвать рвоту, обвиняемый старался выпить как можно больше отравы. Король Радама 1, правивший с 1810-1828 г. (почитается мальгашами примерно как наш Пётр 1, именно при нём были установлены контакты с Европой), отменил пытки с танангином и ритуальные убийства детей, рождённых в неблагоприятное время. От здания судилища веет каким-то суровым холодком, его потемневшие колонны озлобленны и напряженны, кажется, будто они вот-вот бросят на людей нависающую крышу. Мы спешим поскорее от этого места.
Патрик ведёт нас на центральную и самую широкую улицу города, где белых людей просто атакуют толпы попрошаек. Сумку приходится буквально приклеить к телу, жену держу (или она меня) борцовской хваткой, но, в один из моментов понимаю, что в кармане шорт орудует чужая рука. Пытаюсь ее схватить и промахиваюсь. Непроизвольно бью ногой вслед покусившемуся на мой карман, удар слегка достает убегающего пятилетнего пацана. (Впоследствии я был как сжатая пружина, когда на сувенирном рынке супруга хотела меня обнять сзади, я ей чуть не врезал, напугав при этом ее, себя и торговцев.)
В перерывах боев с попрошайками удается разглядеть местное развлекалово: уличные фокусники показывают свое мастерство, танцуют под дудочку замученные змеи, акробаты, в газмановском стиле, прыгают через себя и поют.
Белых людей на улицах города почти нет. Одни короли Мадагаскара приглашали европейцев жить и вести хозяйство, другие их прогоняли, забирая собственность. Такая чехарда продолжалась весь 19 век. От себя хочу заметить, что Антананариву как город крайне неудобен для проживания.На обед Патрик привел нас в уютный ресторан. Французы научили мальгашей вкусно готовить, и мы имели возможность убедиться в этом. Мясо зебу обжаривается в нескольких вариантах, бесподобны морепродукты, запоминаются горячи и холодные супы, бодрят местный чай и кофе. В ресторане вспомнилась надпись, которая висит в аэропорту: «Сексуальному туризму нет.»
Пожилые французы и бельгийцы разговаривают за столиком о каких-то делах. Все разбиты на пары, взрослых мужчин сопровождают темнокожие красотки. Европейцы обсуждают свой бизнес, а вылетевшие из номера отеля покушать ночные бабочки, очаровательно хлопают глазками, прелестно улыбаются и зная свое место в разговор не встревают. Правительство пытается бороться с проституцией, но пока последняя побеждает, и приезжают отдыхать на Мадагаскар богатые толстые дядьки, где их очень ждут, и за деньги любят мальгашские девушки.
Сегодня Новый Год, он как то вылетел из головы, но праздник есть праздник. Патрик рекомендует нам, порадовать себя подарками, посетить местный сувенирный рынок. Проезжаем цветочный базар, где удается разглядеть вездесущие розы, другие цветы тоже кажутся очень знакомыми Наши женщины начинают проявлять интерес к различным растениям в горшках, но водитель остановить автобус на узкой дороге не может и мы катимся мимо базара, который переходит далее в блошиный рынок.
Город здесь перерастает в пригород, застроенный фавеллами. Меньше встречается прилично одетых людей. Босоногие мальчишки, на свободных от мусора пространствах, чем-то похожим на мяч, гоняют в футбол. Мадагаскар имеет футбольные клубы в различных городах и сборную, которая раз за разом пытается выйти из своей группы, что бы принять участие в Чемпионате Африки и Чемпионате Мира по футболу. Мадагаскарцы довольно уверенно выступают, но, их неизменно громит сборная острова Маврикий, каждый раз эти поражения оказываются роковыми.
Доставив нас до места, гид инструктирует, что необходимо торговаться. Народ в нашей группе бывалый и всем не терпится поскорее отоварится. Сувенирный рынок расположен вдоль одной из дорог, совсем недалеко от Антананариву. Торговцы построили сарайчики и разложили в них различные сувениры: маски из дерева, жуков, разноцветных бабочек и скорпионов, изделия из полудрагоценный камней и крокодильей кожи, примитивные картины, заостренные копья…
В общем интересно прогуляться по сувенирным развалам.
Если подходить и планомерно прицениваться в различных лавках к одному и тому же товару, то далее его цена, которую нужно сбить в 5 раз, будет только увеличиваться. Специальный человек, быстро перемещаясь, сообщает продавцам, что именно ищет белый покупатель, одним словом нужно не быть лохом.Отель Антананариву, в котором нам довелось остановиться, располагался в пригороде, недалеко от аэропорта. С балкона можно было наблюдать, как серебристые лайнеры, взлетая, прятались в появлявшихся к вечеру свинцовых тучах, а когда совсем темнело, вспышки далёких молний освещали аккуратные домики и построенное вездесущими китайцами здание бизнес центра.
Сегодня вечером предстояло встречать новый 2009 год, но выявился казус, в номерах отеля отсутствовал шампунь. Для мужчин это почти не важно, а для женщин целая проблема. (Патрик позже объяснил, что в большом дефиците на острове маленькие ёмкости, куда можно заливать жидкость). Георгий попросил меня сходить вместе с ним в магазин. Мы вышли около 7 вечера, когда начинало темнеть, и быстро выяснили, что в окрестных лавках в продаже имеется лишь хозяйственное мыло. В одной из парикмахерских шампунь был, но цирюльник выдавливал его определённое количество на клиента.
Предложил он и нам помыть голову в его заведении, если мы будем подстригаться, что совсем не входило в наши планы. В результате упорных поисков мы забрели в небольшой супермаркет, нашли кокосовый шампунь и заняли очередь в кассу. Местные отоваривались, набирая различные продукты к праздничному столу. Появление белых людей вызвало здесь удивление, а на залетевшую в магазин, и севшую на кассиршу огромную бабочку, никто даже не обратил внимания.
Белые люди живут на Мадагаскаре в основном по побережью, содержат отели, и посетить столицу совсем не стремятся. Стоя в очереди 40 минут мы постепенно затоварились различной снедью, и, кассирша бросала на нас вожделенные взгляды, желая поскорее обсчитать белых чудиков. Деньги на острове ходят настолько затёртые и засаленные, что запутаться в них можно и без помощи местного населения. Возвращаясь по тёмным улицам в отель, мне показалось, что в пригороде криминальная обстановка более спокойная, чем в центре города.
Встречу Нового Года мы с женой проспали, решили слегка покемарить около 9 вечера и проснулись уже утром, а попутчики нам в дверь стучали-стучали, но не достучались.
На следующий день, у нас по плану, переезд в городок Антсирабе, что находится на основной трассе острова, протянувшейся от Антананариву до расположенного на юге города Тулеар. Лет 20 назад, во влажный сезон, проехать по ней можно было только на вездеходе, или на повозке запряжённой зебу. В сухой сезон скорость движения едва превышала 20 км. в час. Постоянные дожди и ураганы затрудняли строительство дорог. В наше время машин на шоссе также мало, но дорога, петляя по холмам вправо и влево, просто блестит новым асфальтом и радует глаз водителя чёткой разметкой.
Фотоальбом - Путешествие на Мадагаскар Часть 3
Остаётся где-то справа большой горный хребет Анкаратра. Мимо проплывают бескрайние рисовые поля и живописные сопки. Деревьев встречается меньше, особенно хвойных, появляются кустарники. Выпирающие из земли камни исчезают. Речки сплошь красные от цвета почвы, а террасные поля создают впечатление, что мы находимся где-то в Индонезии, или другом месте Юго-Восточной Азии. Самые древние кости человека, найденные на острове, имеют возраст 2000 лет. Учёные спорят о происхождении мальгашей, но именно глядя на рисовые поля, понимаешь, что народ этот пришёл из Юго-Восточной Азии, а потемнел, в результате набегов на Африку и последующих браков с африканцами.
В деревнях наблюдаем различные по форме, как деревянные, так и каменные церкви. На Мадагаскаре присутствуют наверно все религиозные концессии, вплоть от секты Муна до Православной церкви, и, от загадочных исмаилитов до индуизской общины Баниан, но часть людей придерживается и традиционных верований. Попытки распространения католицизма на Мадагаскаре начались одновременно с открытием острова португальцами в 1500 г.
В наши дни многие гос. деятели занимают ключевые посты в церковной иерархии. Например, президент М. Равалуманана является вице-президентом Реформированной Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре (жизнь внесла коррективы, пока писал рассказ, произошёл переворот, но об этом я ещё расскажу), а председатель Национального Собрания Ж. Лахинирику — национальным казначеем Мадагаскарской лютеранской церкви. Забегая вперёд хочу отметить, что там, где встречались церкви, нет откровенной нищеты и попрошайничества.
На данном пути, от Антананариву до Антсирабе, запомнился увиденный городок Амбаталампи. Местное мужское население здесь одето в рубашки с коротким рукавом, встречаются даже люди в галстуках, рваных футболок нет даже у детишек. Двухэтажные домики раскрашены в яркие цвета, на втором этаже на балконах резные парапеты, крыши из красной черепицы. Впечатление такое, будто мы попали в Португалию.
После сытного обеда гид завёз нас на озеро Андрайкиба, считающееся священным. Господствовавшие 64 года на острове французы превратили его в зону отдыха. Возможно, озеро потеряло после этого свой сакральный смысл, но в наше время купаться здесь запрещено. Можно только любоваться отражающимся в воде небом и слушать, как набегающие волны рассказывают интересную легенду.
Однажды, давным-давно, один местный король решил жениться. Было две претендентки. Но как выбрать лучшую? Правитель решил довериться судьбе. Девушкам было предложено переплыть озеро, кто первой это сделает – станет женой короля. Вначале девушки уверенно плыли рядом, но почти возле желанного берега одна из них стала тонуть. Жестокий правитель стоял и смотрел, кто одержит победу. Несчастная, уже понимая что погибает, изо всех сил крикнула ему: «Андрайкиба!» (я беременна), и, воды озера сомкнулись над её головой. Король женился на победительнице, но впоследствии не имел детей и тосковал по погибшей, запретил купаться в озере и брать из него воду.
Примерно к 17 ч., как и планировалось, достигаем города Антсирабе (в переводе «соляное место»). Антсирабе считается курортом, расположен на высоте 1500 м, вследствие чего, здесь не бывает жары, тучи приходят редко и много солнечных дней в году. Целебные свойства местной минеральной воды были открыты в 1872 г. миссионерами, которые использовали ее для лечения ревматизма Основанный в 1856 г. норвежскими купцами Антсирабе очень похож на европейский город.. На главной улице стела мальгашам погибшим за Францию в 1-ой и 2-ой Мировых войнах.
Рикши, со своими разрисованными повозками, ждут здесь клиентов, а молодежь с видимым удовольствием отдыхает на стриженых газонах. Нас сразу облепляет стая попрошаек и уличных торговцев, отвязаться от которых можно только зайдя на территорию красивого старинного дворца. Гид рассказывает, что здание более 100 лет назад построил в подарок Мадагаскару султан Марокко, и это вовсе не дворец, а гостевой дом, используемый ныне как отель.
Нас Патрик отвозит на ночлег в…….. социальный приют для стариков. У мальгашей не принято отдавать пожилых людей на сторону, все доживают свой век с родственниками, и кроме одинокой европейской бабульки, других стариков я не заметил. А приют оказался самым обычным отелем, правда, очень старинным. Здесь впервые появились ночные мучители – комары, и поспать удалось совсем мало.
Патрик родом из Антсирабе и на ночёвку ходил домой. Утром он удивил нас интересным рассказом, предлагая, если мы захотим, немного изменить маршрут. Впрочем, нужно рассказать всё по порядку. У мальгашей (возможно, что только у племен Мерина и Бицилеу) существует обычай принимать мальчика в свой род. Когда ребенок достигает пятилетнего возраста в назначенный день собираются родственники. Мальчику обрезают на пенисе крайнюю плоть и его родной дедушка по отцу сразу её съедает.
После мальчик считается полноправным членом большой родовой семьи. Шкурку нашего гида его дедушка уже давно съел, но у Патрика растет двое сыновей и подобное действие ему предстоит в будущем.. Нам предлагается присутствовать вечером на такой церемонии, но для этого нужно изменить маршрут. Время путешествия расписано по часам, и мы вынуждены отказаться.
Сразу после завтрака грузимся в автобус и держим путь в сторону Амбоситры, чуть отъехав от города натыкаемся на взорванный мост, К нему вела раньше дорога, но новая трасса с новым мостом, пролегла совсем рядом. Строители решили построить все заново, так будет дешевле.
Когда я учился в школе, во время уроков политинформации нам постоянно рассказывали о том, какие страны, совершив революцию, выбрали социалистический путь развития. Один мальчик спросил: «А когда произойдет революция в США?» Учитель (член КПСС) начал туманные речи, смысл которых был в том, что революция возможна только в бедной стране. Поездив по свету я убедился, что где жизнь сытая там и спокойная, а в нищих державах, как на вулкане.
В 1972 г. тогдашний президент Мадагаскара организовал безальтернативные выборы, набрал 99,7 голосов, а через две недели его свергли. К власти пришло правительство Г. Рамананцуа, просуществовавшее три года..12.02.1975г. группа военных во главе с генералом Ж. Андриамахазу захватила власть, но уже 15.06.1975г. тайным голосованием главой государства стал Д. Рацирака. Рацирака морской лейтенант, служил военным атташе в посольстве в Париже, стал капитаном уже будучи в правительстве.
Как министр иностранных дел он завоевал авторитет, требуя пересмотра договора с Францией, который он сам подписал с малагасийской стороны. Различным народностям острова он наобещал тогда самое желанное. СССР признал Мадагаскар в день провозглашения независимости (26.06.1960г.), однако дипломатические отношения были установлены лишь 29.09.1972г., после официального визита Д. Рацирака в Москву, и остров взял курс на социалистический путь развития. С 1977 по 1980 годы наибольшей помощи от СССР.
Но классовая борьба, к которой приплюсовывалась межэтническая, вспыхивала, затихала, затем вновь бурлила, как река после дождя. Д. Рацирака успешно раскрывал заговоры, справлялся с неурожаями, с саботажем и правил на острове до падения СССР. В 1992г. он вынужден был провести честные выборы, где проиграл.. Оказавшиеся у руля власти «демократы» не смогли наладить хозяйство, остров вновь залихорадило. В 1996г., на новых выборах, к власти вновь пришёл Д. Рацирака, теперь его курс был взят на Вашингтон, Брюссель и Париж.
Через пять лет 16.12.2001г. мэр Антананариву М. Равалуманана проиграв выборы Д. Рацираке, обвинив власти в подлоге, неспособности управлять экономикой и объявил себя президентом. Д. Рацирака со своим окружением бежал из столицы в город Тумасина. В стране установилось двоевластие, города Высокого плато были блокированы. Возникла угроза гражданской войны. При посредничестве международного сообщества состоялись новые выборы, где победил мэр, но их результат уже не признал Д. Рацирака.
Он опирался на оставшихся преданными ему губернаторов и воинские части. Новый президент, используя армию (большая часть перешла на его сторону), стал добиваться отстранения сепаратистов от власти. В апреле 2002г. штурмом был взят дворец губернатора провинции Фианаранцуа, в июне аналогичная операция была проведена в городе Сава. На острове разгорались локальные боевые действия, где понемногу удача переходила к бывшему мэру. 26 июня, в День независимости, США признали президентом М. Равалуманану. Д. Рацирака сразу без боя сдал свою столицу Тумасину и бежал.
Через месяц, после возвращения с Мадагаскара, по телевизору наблюдал, как на главной улице Антананариву сторонники теперешнего мэра устроили грандиозную забастовку. Мэр признал себя главой правительства, в связи с, тем, что президент……… Одним словом, новый мэр, работавший ранее ди-джеем на радио, стал президентом. Теперь уже М. Равалуманана бежал, но положение дел в стране всё это вряд ли изменит.
Жаль что придорожные камни, взорванный мост и шевелящий зелёной листвой кустарник не умеют разговаривать, а может и шепчут, может, предупреждают, только люди считают себя умнее и делают глупости.