Предыдущая глава: Жизнь у дороги
Малагаси – нация смешения выходцев из Индонезиии и Малайзии с африканской расой. На севере Мадагаскара больше прослеживается индонезийское и малайзийское влияние — люди явно не сильно темнокожие, в отличие от юга страны, где сила африканской крови уже проглядывается и в цвете кожи, и в манере одежды, быта и поведения.
На юге население более лениво и медлительно, жители деревень менее приветливы (на пример, не желают что бы их фотографировали), требуют от туристов «подарков», а дети гипер-активны – гид даже предупредил меня, что на юге конфеты лучше не радавать, иначе все скопом накинуться и могут подраться за конфету до крови...
Население Мадагаскара составляет 20 миллионов, три из которых живут в столице, Антананариву. Остальная же масса населения острова разделена на многочисленные племена и народности, которые совершенно не стремятся в столицу и не сильно приветствуют «цивилизацию», предпочитая жить закрытыми племенами, соблюдать свои обряды (характерные именно своему племени), шаманить, колдовать и верить в свои секретные «познания».
Именно эта особенность Мадагаскара, на мой взгляд, делает этот остров таким загадочным и фантастически интересным для большинства путешественников из цивилизованных стран.
Перед поездкой в загадочную страну малагаси я, конечно, кое что прочитала об обычаях и нравах островных жителей, тем не менее основную массу подробностей нам рассказал водитель во время длительных переездов по стране. Этой заметкой я попытаюсь хоть немного поведать о «диких нравах» некоторых племен Мадагаскара для тех, кому эта тема интересна.
Итак, безусловно, самый известный обычай Мадагаскара – это ФАМАДИХАНА (ритуал экзгумации).
Не смотря на то, что на острове ощущается влияние мессионеров различных христианских конфессий, тем не менее еще довольно большая часть населения придерживается изначальных, языческих, верований, предпочитая обращаться к шаманам и колдунам (вместо врачей), верить в силу гнева духов (вместо всевышнего), быть уверенными в том, что загробная жизнь не только сущесвует, но и является главнее и длительнее земного существования. Согласитесь, что такая позиция жителей острова многое на Мадагаскаре объясняет....
По дороге в Ранумафану мы встретили похоронную процессию – небольшая группа людей довольно быстрым шагом двигалась навстречу, в ряд по обочине дороги. На поднятых и вытянутых над головами руках они несли обернутый в светлую материю (саван) труп, перевязанный в нескольких местах бичевкой.
Сфотографировать (на ходу) мне, к сожалению, не удалось, но я тут же нашла новую тему для разговора с водителем и попросила его рассказать об обычаях захоронения и ритуалов фамадихана (регулярной экзгумации останков предков), что в переводе с малагасийского языка означает «переворачивание костей», о котором я начиталась еще перед приездом на остров и эта тема меня как раз интересовала больше всего! И отправляясь на остров, я была уверена, что фамадихана является одной из самых уникальных черт этой страны.
На самом деле, по поводу толкования смысла «фамадихана» идут споры: кто-то утверждает, что «переворачивание» — это в корне не верное толкование. «Наоборот, ведь когда несут «разана» (предка семьи), стараются его не перевернуть. Скорее, это означает «заворачивание» — заворачивание в новый саван, а в бо¬лее широком смысле — перезахоронение усопших.» (madagascar-russia.narod.ru)
Встреченная нами процессия была довольно проста, на мой взгляд.
У нас то все происходит с похоронной тяжелой музыкой, медленно двигающимся явно черно-заметным катафалком, массой сопровождающих машин, венков, траурных лент и так далее ... а тут ... если бы водитель не сказал, что это funeral, я бы и не заметила вовсе ... подумала бы что бревно какое-то несут, ... как то просто идут друг за другом вдоль дороги и идут себе ...
Малагаси хоронят умерших членов семьи в склепах, оборачивая труп в шелковый саван. Но, так как далеко не каждая семья (даже правильно сказать, мало какая семья) может себе позволить семейный склеп, то многие жители вместо склепа используют пещеры. Пещерные захоронения особенно распространены в горных районах страны, например в регионе Исалу, куда наш путь лежал после Ранумафаны. Также, с влиянием христианства, относительно недавно появилась и практика захоронения способом погребения (по христиански), с одним только отличием – для малагаси ритуал похорон длится по несколько дней и является не трауром, а праздником.
«Мадагаскарцы считают духов умерших настоящими хозяевами своего острова и всячески выказывают им свое уважение. Похоронная церемония продолжается по несколько дней и все просто обязаны принять в ней участие. Иначе может последовать обвинение в неуважении к покойному и прочие немыслимые кары. Если кому-то из родственников умершего привидится во сне, что покойник заскучал, то устраивается немыслимый для европейца обряд фамидихана. Организуется поминальный пир, принять в нем участие приглашают и усопшего. Для этого разрывают могилу, достают останки, заворачивают в новый саван и приносят на торжество. После завершения церемонии кости возвращают на кладбище, проносят трижды вокруг могилы и восстанавливают захоронение. Проявление уважения к покойному соблюдено!» (kultu-rolog.ru)
Исходя из ритуалов и обычаев страны, можно сделать вывод, что на Мадагаскаре мертвых людей почитают гораздо больше, чем живых! А связано это с тем, что малагаси считают жизнь слишком короткой и уверены в том, что именно после ухода в мир иной начинается все самое важное и значительное, ... что, честно говоря, не удивительно, учитывая их уровень и образ жизни «при жизни» ...
Несколькими веками ранее, почести мертвым, с помощью фамадиханы, отдавались только духам правителей (этот культ пошел от индонезийцев), однако в наше время, с влиянием христианства, культ видоизменился и теперь место правителей заняло понятие семьи. Соотвественно, культ почитания теперь направлен к духу семейных предков. То есть, если раньше экзгумировались только правители племен, то теперь каждая семья регулярно (раз в три – пять лет) совершает ритуал «перезахоронения» всех своих предков.
Проводится фамадихана в сухой зимний сезон – с июля по конец сентября. Каждая семья сама устанавливает срок экзгумации семейных останков. Как правило, ритуал имеет периодичность в три-семь лет. Но, если предок явится во сне, то это считается знаком того, что ему «не комфортно» там в старом «одеянии» и ритуал фамадиханы назначается срочным-внеурочным образом:
«близкие родственники умершего извлекают из семейного склепа наружу останки своего сородича, завёрнутые в материю, переносят их на циновке и укладывают на помосте в северо-восточном углу двора и оборачивают их в новый саван из шёлка. Фамадихана сопровождается многочисленными табу: нельзя класть тело на землю, произносить имя усопшего, показывать на него пальцем. Во время церемонии нельзя плакать, наоборот, все ласково и весело разговаривают с предком. Кто-то просит у него благословения, кто-то здоровья, богатства, детей. Рассказывают о новостях в семье и стране, произошедших за время отсутствия родственника. Старейшины рода объясняют детям важность почитания мёртвых, которые в это время лежат перед ними.» (ru.wikipedia.org)
Водитель рассказал о том, что по представлениям малагаси, умершие продолжают ос¬таваться членами рода и оказывают влияние на их судьбу. Поэтому, живущие должны заслужить их благосклонность. Соблюдение ритуала Фамадиханы являет собой возможность доказать умершим любовь, память и уважение, а также способ задобрить предков и предотвратить их гнев (если таковой имеется). Именно поэтому каждая самья должна отдать почести предкам способом ритуала перезахоронения.
Ритуал фамадиханы – это не просто регулярное действие, совершаемое малагаси. Фамадихана – это праздник! И методы проведения этого праздника имеют некоторые различия в каждом племени.
На пример, на севере Мадагаскара принято кости предков помыть в реке, перед тем как завернуть в новый саван.
В средних районах (горного типа) останки должны каждый раз перезахороняться в пещере, которая находится гораздо выше предыдущей.
При этом, племя на протяжении всех дней фамадиханы пьет местных ром (который 70 градусов) и, соотвественно, весь ритуал проходит в радостном алкогольном бреду. В последний день праздника, мужчины берут кости-останки, подлежащие экзгумации и лезут на самую высокую скалу в округе, которую они заблаговременно присмотрели для захоронения. Там, на вершине, «накрывается стол», кости укладываются в пещеру и снова выпивается огромное количество рома.
Не удивительно, что практически каждая фамадихана в таких племенах сопровождается новыми похоронами, так как обязательно найдется как минимум один смельчак, переборщивший с крепким напитком и просто свалившийся со скалы во время спуска.
В южных племенах, таких как племя «бара», ритуал сопровождается повальным закалыванием всех имеющихся в деревне зебу.
«Зебу являются предметом особого культа у племени бара. Бара живет своими ритуалами и традициями, все социальные законы их племени стремятся предоставить более высокую ценность их скоту, чем женщинам. Мужчины племени не доверяют женщинам ни доить, ни ухаживать за зебу. Люди племени считают, чем у человека больше стадо, тем статус его выше.» (foveros.ru)
Так вот, весь труд и вся круглогодичная деятельность всех членов семьи племени бара направлена на то, чтобы увеличить имеющееся у семьи поголовье зебу. Тем не менее, в период фамадиханы, которая длится неделю, семья зазывает к себе на празднество все племя и даже приглашаются близлежащие племенные деревни и поселения. Ведь фамадихана – это великий праздник, радость которого нужно разделить с окружающими как можно ярче и богаче! В жертву поминаемым предкам приносится все имеющееся у семьи поголовье зебу! Абсолютно ввсех зебу необходимо заколоть, а мясо съесть. Пиршество длится неделю, в сопровождении танцев и радости. За неделю съедается мясо всех зебу.
Затем, место перезахоронения костей предков выкладывается черепами убитых зебу. Жители южных племен уверены, что чем больше черепов зебу застилает могилу предков, тем больше нового богатства, а то есть много новых зебу ниспошлют им духи предков из загробного мира.
Таким образом, по завершении фамадиханы семья с новыми силами берется за работу по накоплению богатства по новой, и ближайшие пять лет они посвятят труду, результат которого будет снова принесен в жертву духам предков в период очередной фамадиханы.
О племена, о нравы!
В следующей главе о нравах и обычаях малагаси я раскажу .... еще о некоторых особенностях острова Мадагаскар.
Не переключайтесь ))
А вот и она — Быт малагаси без прикрас