Если и остались в Лондоне какие-то тайны, то не стоит их искать в старинных замках, музеях с восточными экспозициями и даже на правительственной улице Уайт-холл. Там, конечно, есть свои тайны, но разумом их понять все же можно. А вот то, что выставляется в Тейт Модерн – явно за пределами простого человеческого понимания!.. Два раза там был. И все пытаюсь разобраться, что же на самом деле видел.
Да, сегодня поговорим о современном искусстве, том самом, которое, как считается всегда идет на шаг, а то и сто впереди нас. Доберемся на метро до Сити, там спустимся немного вниз к Темзе и по мосту Миллениум выйдем прямо к галерее Тейт Модерн. И это будет как раз то место, где этого современного искусства сколько угодно – огромные залы бывшей городской электростанции. Есть где разгуляться самой раскрепощенной фантазии.
Заходишь в каждый зал в предвкушении, чем же тебя там удивят? Порой по всему периметру увидишь разложенные затейливым образом обычные люминесцентные лампы – и это будет символизировать ни что иное, как упадок современно урбанизма. В другом зале тебя встретят не то манекены, не то вешалки для одежды с сеточками на них, похожие по силуэтам на людей. Дальше идешь – встретишь графику, живопись. Современную и немного буйную – как и полагается. Много инсталляций бытовых предметов, утрачивающих по замыслу художников свои сущностные предназначения, если на них взглянуть с неожиданного ракурса — прямо квантовая механика какая-то…
И хоть я не совсем ретроградный человек, но порой там терялся, чувствовал себя не очень продвинутым. Мозг часто отказывался искать объяснения увиденному, а хранимых в нем ассоциаций явно не хватало. Блин, как чукча в анекдоте, которому невозможно было объяснить, что такое апельсин!..
К счастью, в Тейт Модерн всегда есть одна-две привозных экспозиций. В первый свой визит я на одном из этажей встретил Дали. Обрадовался, как родному! Его необычные картины с гипертрофированными персонажами и вполне очевидным философским смыслом (который, кстати, когда-то сносил бошку!), казались здесь диснеевскими мультиками по сравнению с новыми авангардистами. Так что еще раз убедился — все познается в сравнении и нет предела в эволюции художественной мысли.
Но уверен, найдутся и такие, которые про простые лампы, сваленные в кучу, скажут – это лампы, а про какашки в виде скульптур – какашки. Наверное, и они буду правы. Но для них тоже есть музеи и художники. В Лондоне их полно. Тот же Мадам Тюссо, например. В нем все, как в жизни. Очень даже достоверно и без закидонов. И в этом, кстати, прелесть нашего времени, когда искусство может развиваться, имея хоть параллельные, хоть встречные течения. Выживет и сохранится в истории человечества все равно только то, которое окажется настоящим.
Анатолий Струнин
Лондон